Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2019

ЖКХ от Петра I

315 лет назад, 9 апреля 1699 года, был издан первый Указ о соблюдении чистоты.
Валерий Бурт
09.04.2014
ЖКХ от Петра I

Указ Петра I «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки» запрещал жителям столицы выбрасывать на улицы мусор, обязывал следить за чистотой дворов и мостовых, а все отходы вывозить за пределы города и засыпать землей.

Надо сказать, на исходе XVII века в Москве была непролазная грязь, поскольку помои и прочую гадость нерадивые горожане выливали прямо на улицы. Народ, не ведавший о санитарных нормах, привык, что по дорогам беспрестанно бегут мутные, дурно пахнущие потоки. Даже в резиденции царя в Кремле ситуация была аховой, особенно после того, как Петр I разместил там коллегии, то бишь министерства, со всей обслугой.

…В тот день, 9 апреля, Петр Алексеевич в карете выехал из Кремля. Стояла весна со всеми, в прямом смысле, вытекающими последствиями. Куда царь поспешал – нам неведомо, но, наверняка по делам, может, и неотложным. Неведомо и какое настроение было у императора, но, возможно, не самое худое. Однако через несколько минут все изменилось – царская карета угодила в яму, наполненную мутной водой!

Можно себе представить – с содроганием и страхом – как переменился в лице император, какие слова вылетели из его уст... Верно, кому-то в тот день попало на орехи, иных царь оттрепал за волосья: бороды уж были запрещены. Ведь властелин в гневе был скор на расправу…

Пока дюжие слуги вытаскивали из ямы царскую карету, Петр потребовал бумагу, перо и чернила. Нахмурившись и сверкнув очами, он вывел первую фразу: «Кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, такие люди взяты будут в земский приказ…» Задумался ненадолго и снова сердито заскрипел пером: «…и будет им за это учинено наказание – битье кнутом, да с них же взята будет пеня».

В тот день император, сам того не ведая, дал старт кампании по наведению чистоты в Москве, которая продолжается и по сей день. Царский указ можно считать первым шагом к созданию будущей системы жилищно-коммунального хозяйства.

За время своего правления Петр I издал около четырехсот всевозможных документов. Некоторые из них были направлены на улучшение качества жизни горожан, в том числе в сфере благоустройства.

К примеру, в 1712 году император выпустил закон, согласно которому жители каждых десяти дворов должны были избрать десятского. Ему поручалось следить за состоянием больших улиц, а мусор полагалось сметать каждое утро.

Стало ли чище в Белокаменной после указа «О наблюдении чистоты в Москве…»? Возможно, однако, образцом порядка город не стал. Например, весной 1702 года, как свидетельствовал современник, на улицах Немецкой слободы «грязь доходила по брюхо лошадям». А вот фрагмент записи, сделанной 25 октября 1727 года в Журнале Оружейной палаты: «От старого и доимочного приказов всякой пометной и непотребной сор от нужников и от постою лошадей и от колодников, которые содержатся из Обер-Бергамта, подвергает царскую казну немалой опасности, ибо от того является смрадный дух, - такая, - а от того духа его императорского величества золотой и серебряной посуде и иной казне можно ожидать опасной вреды, отчего б не почернела». А речь идет о царской резиденции в Кремле!

Справедливости ради следует заметить, что положение в столице Российской империи было не хуже, чем в других больших европейских городах. Отсюда и частые болезни, перераставшие в эпидемии и уносившие жизни тысяч людей.

Это сейчас там царят чистота и порядок. В старину же никаких уборок улиц у наших соседей не было и в помине. Единственным «коммунальным служащим» был дождь. Но природа была не в силах была справиться со всеми безобразиями, которые творили люди. Между прочим, они и не мылись… годами. Речь не только о простолюдинах, но и аристократах, коронованных особах!

Париж буквально утопал в нечистотах. «…Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него…», - писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII». Основное правило для парижского мусора было одно - «tout-a-la-rue» - «все на улицу». На мостовую вышвыривались домашние отбросы, помои. В тридцатых годах XIX столетия Робер Брюнан с ужасом констатировал, что в Париже на головы горожан льются помои и дерьмо из окон. Прошу прощения за эти и будущие неблагозвучия. C'est la vie, однако…

Крупный мусор горожане бросали подальше от жилищ: перекидывали через городские стены или просто отправляли в Сену. Возникали целые реки нечистот. На память о том времени сохранилась речушка с говорящим названием Мердерон – то есть, дерьмо.

Автор известной книги «Картины Парижа» Луи-Себастьян Мерсье называл столицу Франции «самым грязным городом в мире». Можно только представить, какое скопище грязи и бактерий представлял город, не имевший туалетов и канализации, какое амбрэ в нем стояло! И это в просвещенном, овеянном романтической дымкой городе, где творили величайшие художники, писатели и музыканты! В том самом, которым восхищался весь мир и, особенно, Россия!

Не лучше обстояло дело и в других странах Европы. Доктор Ф.Е. Бильц в популярном учебнике медицины «Новое природное лечение» буквально уговаривал… мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду, - писал он. - Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...» Однако охотников «привыкать» было немного. Вот такой «мрак» царил в умах людей, живших в конце позапрошлого века!

Помои и прочие отходы не стеснялись выливать на улицы и в аристократической Англии. В середине XIX столетия заговорили о строительстве нового здания для Британского парламента. Но не от того, что оно так уж обветшало. Парламентариям буквально не давала дышать Темза, превращенная в отхожее место! В 1849 году в Лондоне умерли от холеры более 14 тысяч жителей столицы, в 1854 году - еще 10 тысяч. Впрочем, эпидемии при такой антисанитарии были привычными для Европы.

В «варварской» же России, не в пример просвещенным, но немытым европейцам, народ был приучен к чистоте издавна, чему поражались иностранцы.

Среди них был датский посланник Юст Юль, живший в России в XVIII, английский военный атташе при Александре II Уэллеслей. Последний писал: «Русские - самый чистоплотный народ, потому что каждую неделю моются в паровой бане». За границей же такого «чуда» не было.

В России даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. Возникали и общественные заведения, первые из которых были построены по указу царя Алексея Михайловича. Причем, мылись все вместе: мужчины, женщины, дети. Это пестрое зрелище приводило в изумление иноземцев, специально приезжавших поглазеть на этот, по их мнению, цирк. Один из пришельцев поражался, что русские «бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью». В 1743 году вышел указ, согласно которому «запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе». Но «традиция» сохранялась еще долго.

Отчего же бани, распространенные в Древнем Риме и Греции, потом исчезли? В средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух, вот их и признали вредными. Они вернулись после долгих лет забвения на континент лишь в XVIII веке. Петр I, – вот уж, верно, чистюля! - приехавший Амстердам, велел соорудить их для своих сподвижников. Бани появились и во Франции и тоже благодаря русским, которые в 1813 году победным маршем вошли в Париж. Увы, потомки галлов не стали чаще мыться.

Снова не удержусь от сравнений. «Немецкое общество народных бань», имевшее с лозунг «Каждому немцу - баня каждую неделю» было основано лишь в 1889 году. Однако нельзя сказать, чтобы германский народ проникся идеей всеобщей чистоты. К началу Первой мировой войны на всю Германию, которую населяло около 68 миллионов человек, было всего 224 (!) бани.

Что же касается состояния городов и весей, то тут россияне «не отставали» от Европы. «Насколько непроходимы были улицы Москвы от грязи, видно из того, что иногда откладывались в Кремле крестные ходы», - писал историк Михаил Пыляев. Стоит заметить, что в Белокаменной было немало мощеных улиц. Тем не менее, «купание» в грязи было обычным делом – не только на окраинах, но и в центре. Такие «приключения» случались даже с царственными особами! Известно, что в окрестностях речки Черногрязки – какое подходящее название! - застряла карета с великими князьями, возвращавшимися в Кремль с Курского вокзала. Это картинки из XIX века.

В 1871 году корреспондент газеты «Русская летопись» сообщал, что на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому «настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих потоков. Около памятника будки, на манер парижских писсуаров; к ним и подойти противно. Ручьи текут вниз по горе около самых лавок с фруктами...» Как говорится, приятного аппетита!

По словам писателя Николая Давыдова, в середине XIX столетия зловоние в Москве было чуть ли не повсеместным, ибо во дворах часто не было даже выгребных ям. К тому же по городу постоянно передвигались обозы с нечистотами, «состоявшие часто из ничем не покрытых, расплескивающих при движении свое содержимое кадок».

Ситуация стала кардинально меняться лишь в конце позапрошлого столетия, когда в Москве появилась канализация. Первая станция появилась в Сокольниках, а к началу XX века ею пользовались почти три тысячи домовладельцев. Одна из московских газет писала: «Канализация уменьшила смертность в русских городах в 2–3 раза, на 5–8 смертей с каждой тысячи жителей».

Когда Петр I выпустил указ «О наблюдении чистоты в Москве…», в городе уже трудились дворники. Они появились в России раньше, при царе Алексее Михайловиче, утвердившем в 1649 году новый свод законов Русского государства. Туда вошел и «Наказ о градском благочинии». После этого документа в России появились служивые, которых народ называл дворниками. Но их было мало, и они не могли изменить санитарное состояние Москвы.

Дворники стали заметной фигурой на улицах российских городов в начале в ХХ века. Они подметали и поливали улицы, зимой убирали снег, пилили, кололи и носили в квартиры дрова, ибо отопление было дровяное.

Кроме того, дворники, состоявшие обычно из бывших солдат и унтер-офицеров, должны были задерживать подозрительных, следить за входящими и выходящими, предупреждать правоохранителей о сборищах, присутствовали в качестве понятых во время обысков и при арестах. В общем, они не только следили за чистотой улиц, но и способствовали чистоте нравов. В том смысле, конечно, как их понимали полицейские и жандармы Российской империи.

И позже, в Советском Союзе, дворники не только выполняли свои прямые обязанности, но и оказывали содействие милиции.

Напоследок хочется поблагодарить Петра Алексеевича сквозь толщу веков за то, что сделал первую попытку убедить москвичей в пользе чистоты и порядка. Увы, и сегодня далеко не все это понимают. И неведомо, как нерадивых горожан и гостей столицы вразумить…

Кажется, есть все основания учредить в Москве новый праздник – День чистоты. И отмечать его 9 апреля, в день выхода исторического указа императора «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.
Дмитрий Андреевич
22.04.2014 18:22
В 1701 году Стрелецкий приказ (переименованный приказ Земских дел) получает новые обязанности – следить за чистотой улиц и исправностью мостовых. Вообще, в начале XVIII века Петр Великий серьезно взялся за переустройство Москвы – в 1700 и 1705 годах им были изданы указы о замощении булыжником улиц Москвы в пределах Бульварного кольца, в 1701–1704 годах – о застройке Кремля и Китай-города, а в 1712 году – и Белого города каменными зданиями. При этом застройка должна была быть «регулярной» и соответствовать облику европейских городов. Пожар 1712 года «позволил» расширить многие улицы, в результате они были замощены камнем. Петр I не удовлетворился указом 1699 года и в 1712 году издал новый – с уточнениями, как именно нужно блюсти чистоту. На каждые 10 дворов следовало избрать своего десятского, которому поручалось наблюдать за сохранением чистоты больших улиц, а мусор полагалось сметать каждое утро.

В «указанное место» владельцы домов, лавок и мест на рынках обязаны были свозить собранные на своем участке нечистоты. И ни в коем случае нельзя было использовать реки и овраги для сброса мусора! А воспитательные методы Петра I москвичам того времени были хорошо известны (см. «Утро стрелецкой казни» художника Василия Сурикова – очень наглядно!). За чистотой следили особые объездчики и брали штрафы в казну с тех, кто еще не подружился с чистотой.
Дмитрий Андреевич
22.04.2014 18:08
В 1701 году Стрелецкий приказ (переименованный приказ Земских дел) получает новые обязанности – следить за чистотой улиц и исправностью мостовых. Вообще, в начале XVIII века Петр Великий серьезно взялся за переустройство Москвы – в 1700 и 1705 годах им были изданы указы о замощении булыжником улиц Москвы в пределах Бульварного кольца, в 1701–1704 годах – о застройке Кремля и Китай-города, а в 1712 году – и Белого города каменными зданиями. При этом застройка должна была быть «регулярной» и соответствовать облику европейских городов. Пожар 1712 года «позволил» расширить многие улицы, в результате они были замощены камнем. Петр I не удовлетворился указом 1699 года и в 1712 году издал новый – с уточнениями, как именно нужно блюсти чистоту. На каждые 10 дворов следовало избрать своего десятского, которому поручалось наблюдать за сохранением чистоты больших улиц, а мусор полагалось сметать каждое утро.

В «указанное место» владельцы домов, лавок и мест на рынках обязаны были свозить собранные на своем участке нечистоты. И ни в коем случае нельзя было использовать реки и овраги для сброса мусора! А воспитательные методы Петра I москвичам того времени были хорошо известны (см. «Утро стрелецкой казни» художника Василия Сурикова – очень наглядно!). За чистотой следили особые объездчики и брали штрафы в казну с тех, кто еще не подружился с чистотой.
Алексей
22.04.2014 0:32
И у нас порой, как в Париже несколько веков назад из окон выбрасывают всякую дрянь - мусор, консервные банки, бутылки. Давно нужен закон, карающий таких уродов.  
Алиса Корбут
19.04.2014 22:28
Еще раз про Запад.
Королева Испании Изабелла Кастильская, не смущаясь, призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Что же говорить о других?

Испания, серенады, великолепные сеньориты... «Я здесь Инезилья, я здесь под окном, покрыта Севилья и мраком и сном…». Но вероятность того, что во время любовной серенады разбуженные соседи могли окатить влюблённого сеньора ведром помоев или чем-то похуже была весьма высока, и, чтобы избежать такой неприятности на узкой улице, надо было срочно прервать серенаду, и как можно быстрее заскочить в окошко или на балкон. Что ж, весьма хороший повод для оправдания перед Прекрасной Дамой за столь «невежливый визит».

Выливание помоев стало для мадридцев чуть ли не традицией, и даже попытка весьма уважаемого в Испании короля Карла III (в XVIII веке!) запретить это «любимое народное развлечение» привела даже к волнениям в народе.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.
Александра Ивановна
19.04.2014 20:16
Как не было туалетов в Москве, так и нет. Выручает "Макдоналдс"... Только за это владельцам заведения надо сказать спасибо.
Подумала, что может в "Столетии" мое замечание не к месту - тут рассуждают о более высоких материях, Но к тяга к философии и истории появляется только тогда, когда с организмом все в порядке. Извините...
Кондрат Тимофеевич
19.04.2014 16:42
Неплохо бы указ Петра возродить с теми же наказаниями "за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Невозможно смотреть, что творится в парках, скверах, других местах отдыха. Словно не люди пришли, а животные.
Заставить граждан соблюдать порядок можно только не угрозами наказаний, а действенностью. Чтобы чувствовали, знали - за нарушением обязательно последует расплата.
В общем, Петр Великий, приди и вразуми!
Можно и Сталина позвать, но только чтобы он только следил за чистотой окружающих территорий. Не более того.
А если серьезно, то давно нужен закон об охране окружающей среды.
Может, Жириновскому поручить, а то ему совсем делать нечего. Брыжжет слюной и скорбляет беременных женщин.
Нет, с серьезным делом он не справится...  
  
Кира Шютц
19.04.2014 0:51
Автор не упомянул про... туалеты. А ведь тема любопытная. С ними всегда было в Москве плохо. Порой очень плохо.
Первая канализация нанчала работать в Сокольниках, и к началу XX века ею уже было охвачено почти 3000 домовладений. Одна из московских газет тогда написала: «Канализация уменьшила смертность в русских городах в 2–3 раза, на 5–8 смертей с каждой тысячи жителей».
В каталогах товаров для москвичей появились прежде невиданные позиции – фаянсовые раковины, унитазы, ванны, краны с «мешателями», души с термометром и т.д., белые, цветные, с узорами, для состоятельных господ и для тех, кто привык к простоте… В Москве начиналась совершенно новая эра.
К этому времени к городской канализации подключались и общественные туалеты, которых вплоть до 1890-х годов просто не было. Тем, кого нужда заставала на улице, искали туалеты на улицах во дворах частных домов.
Путеводитель по Москве 1881 года сообщал: «Каждый дворник обязан указать всякому это место, чего следует, однако, избегать, так как указываемые места большей частью неопрятны. Удобнее всего зайти в первую попавшуюся, только не 3-го разряда, гостиницу, дав предварительно на чай швейцару или коридорному 5 или 10 копеек».
Путеводитель отмечает один-единственный «довольно чистый» туалет на весь торговый Китай-город, найти который можно при хорошей сноровке: «На Ильинке, против Биржи, сзади Новотроицкой гостиницы, на узкой Певческой линии, в проходных сенях, где спуск в подвальный этаж». Но к началу XX века в центре Москвы появились прекрасно оборудованные туалеты со всеми удобствами, например в пассаже «Мюр и Мерилиз», посещение которых стоило 5 копеек.
Кстати, почему сейчас в путеводителях не указывать туалеты?
Не удобно? А людям, которые мучаются в поисках этих заведений, каково?
Архивариус
18.04.2014 23:28
По указу генерал-губернатора Владимира Андреевича Долгорукого (1810–1891) от 1879 года жителям Москвы вменялось в обязанность, чтобы «в каждом доме в Москве должен быть дворник для очередного дежурства днем и ночью на улице». Указ определял форму, возраст и наказания для нерадивых дворников. А по «Правилам об обязанностях дежурных дворников» от 1881 года дворникам еще раз запрещали спать на дежурстве – «они должны находиться снаружи домов, не удаляясь ни под ворота, ни во внутрь домов, но могут в пределах вверенного их наблюдению пространства заниматься работою, как, например, метением улицы, тротуаров и т. п.». Круг обязанностей дворников явно касался не только соблюдения чистоты – они должны были задерживать подозрительных лиц, следить за входящими и выходящими, предупреждать полицию о сборищах, не допускать расклеивания афиш и объявлений и всячески помогать полиции. Одним словом, московский дворник образца царской России был фигурой важнейшей, вызывавшей у сограждан страх и трепет.
Вольдемар
18.04.2014 23:01
Впервые зашел на ваш сайт и осталось приятное впечатление. Появилось даже чувство какой-то умиротворенности.  
Авторы пишут взвешенно, аргументированно, без истерик. Нет злобы, которая в изобилии разлита в некоторых других электронных изданиях. В общем, все спокойно, много полезной информации.
И в этом материале тоже.
Спасибо! И продолжайте в том же духе.
Александр Бенкендорф
18.04.2014 1:00
По «Наставлению» от 1855 года, «если беглец, бродяга и вообще кто-либо, не имеющий надлежащего вида (свидетельства о регистрации по месту проживания), будет в городах впущен дворником в заведываемый им дом или же будет несколько времени также тайно в оном укрываем, то виновный в сем дворник подвергается аресту на время от трех недель до трех месяцев или наказанию розгами от 20 до 30 ударов.
Изобличенный в том более трех раз отдается в солдаты». Позже, после смягчения нравов и отмены крепостного права, провинившихся дворников штрафовали, снимали с должности или даже высылали с запретом жить в столичных городах.
По указу генерал-губернатора Владимира Андреевича Долгорукого (1810–1891) от 1879 года жителям Москвы вменялось в обязанность, чтобы «в каждом доме в Москве должен быть дворник для очередного дежурства днем и ночью на улице». Указ определял форму, возраст и наказания для нерадивых дворников. А по «Правилам об обязанностях дежурных дворников» от 1881 года дворникам еще раз запрещали спать на дежурстве – «они должны находиться снаружи домов, не удаляясь ни под ворота, ни во внутрь домов, но могут в пределах вверенного их наблюдению пространства заниматься работою, как, например, метением улицы, тротуаров и т. п.». Круг обязанностей дворников явно касался не только соблюдения чистоты – они должны были задерживать подозрительных лиц, следить за входящими и выходящими, предупреждать полицию о сборищах, не допускать расклеивания афиш и объявлений и всячески помогать полиции. Одним словом, московский дворник образца царской России был фигурой важнейшей, вызывавшей у сограждан страх и трепет.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».