Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Завещание доктора Пауста

Завещание доктора Пауста

К 115-летию со дня рождения Константина Паустовского
Николай Головкин, член Союза писателей России
30.05.2007

Негромкая, вроде бы, дата… Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в последний день весны 1892 года. Семья часто переезжала, в детстве и юности он то жил в Киеве, то возвращался в Москву. А когда стал журналистом и писателем, объездил почти весь Советский Союз, бывал во Франции и Италии, Англии и Болгарии... Незаметно из выдающегося русского писателя, жившего в советскую эпоху, Паустовский стал величиной европейской и мировой культуры. Поэтому и этот юбилей не пройдет незаметно. И в нашем Отечестве, и за его рубежами.

Последний романтик XX века

Он жил в самых разных домах. Но больше всего любил старые деревянные, со скрипучими половицами. В таких домах жили и его герои - художник Пожалостин, композитор Чайковский...

Аура "Серой дачи" в московском парке Кузьминки очень близка произведениям Паустовского. И хотя сам писатель здесь никогда не бывал, ночами в доме садовника князей Голицыных вовсе неспроста скрипят половицы... С конца 1980-х в этом деревянном доме с двухсотлетней историей обосновался Московский литературный музей-центр Паустовского.

Это чудо, что на окраине разрастающейся столицы сохранился замечательный островок живой природы - старинный парк Кузьминки, бывшая усадьба Голицыных. Парк напоминает пейзаж средней полосы России, который с такой любовью описывал Паустовский в своих книгах (вспомним хотя бы "Мещерскую сторону"). В "Серую дачу" частенько заглядывают любопытные белки, залетают птицы, прикормленные сотрудниками музея. Им, правда, нужно быть осторожнее: может сцапать кот Кузьма Кузьмич, названный так в честь парка.

Но главное, что сюда с утра до вечера идут почитатели таланта писателя. Взрослые и дети, москвичи и приезжие - не только из России, но и из-за рубежа. Так же, как шли когда-то к самому Паустовскому - в его московские квартиры в Лаврушинском переулке и на Котельнической набережной. Приезжали к нему гости и в Тарусу, где в 1950-е Паустовские купили домик. Школьная учительница Зоя Квитко, горный инженер Татьяна Богомолова, военный инженер-электронщик Илья Комаров, нынешний директор музея, удостоенный за свою подвижническую деятельность почетного звания "Заслуженный работник культуры России", - вот лишь несколько имен людей, которые в 1970-е годы буквально по крупицам создавали музей. Они, эти чудаки и романтики, не были знакомы с Паустовским, не встречались с ним в жизни. Но им удалось собрать в музее книги, рукописи, редкие фотографии, полно и многообразно отражающие такое незаурядное явление в отечественной культуре, как Паустовский.

В этом доме, по словам поэта Бориса Чичибабина, "обрела свое пристанище, бродит, грустит, радуется душа Паустовского: этого нельзя не увидеть, не почувствовать".

С 1992 года музей выпускает журнал "Мир Паустовского", главным редактором которого стала ученица писателя Галина Корнилова. Журнал, посвященный творчеству и личности одного человека, - редкость в отечественной журналистике. Как, впрочем, и сам факт издания музеем собственного культурно-просветительского и литературно-художественного журнала, который зовет нас в удивительный мир последнего романтика XX века.

Хотя люблю Паустовского со школы, а в 1977-м защищал по его творчеству дипломную работу, журнал, который читаю от корки до корки, помог мне по-новому взглянуть на удивительный мир Паустовского. Мир, где в ручьях плещется горная форель, раз в сто лет расцветают зимой сады, сказочники роняют слова добрых предсказаний случайным спутницам в ночных дилижансах... В этом мире не гремят выстрелы и не идут войны.

- Пусть мы далеки от этого мира, - говорит Галина Корнилова, - пусть утверждают иные, что такого мира не существовало никогда. Пусть так. Но без мечты о нем наше существование безрадостно и тускло. Любовь Константина Георгиевича к человеку, родной природе, русскому языку - все это сегодня на чаше весов, которая уравновешивает зло.

"Данке шен, герр Паустовский..."

В 1960-е Паустовский был для многих советских читателей, на которых не действовали идеологические инъекции, эталоном порядочности, что и породило феномен Паустовского. "Обойденный" всеми государственными премиями и наградами, "доктор Пауст", как его нередко называли, тем не менее оказался самым читаемым из отечественных прозаиков, поистине живым классиком. Сбылось предсказание Бунина: поэзией Паустовского стала его проза.

Великая Марлен Дитрих приехала в Москву в 1960-х. В ответ на приглашение выступить в Доме литераторов актриса спросила: "А Паустовский будет?". Этого ей никто не мог обещать. Последние годы писатель болел. И когда в конце того вечера он поднялся на сцену, зал замер: Марлен Дитрих опустилась на колени перед Константином Георгиевичем... В аплодисментах почти потонули слова, которые она повторяла со слезами: "Данке шен, герр Паустовский, данке шен...". Этот легендарный эпизод визита "Фрау Бессмертие" в Москву – лишь отзвук того почитания и признания, каким пользовался писатель.

Слависты всего мира, в том числе из Китая и Бразилии, защищают диссертации по творчеству Паустовского. Его книги постоянно переиздаются и в России, и за рубежом. Однажды московский музей получил из Голландии 15-е издание "Повести о жизни" - этот цикл автобиографических повестей переиздается здесь ежегодно (!). В свое время писатель мог даже получить за эту книгу Нобелевскую премию, но не сложилось...

Тарусские страницы

Особое место в его жизни и творчестве занимает Таруса. Писатель не просто поселился в середине прошлого века в городке над Окой. Он словно принял на себя негласное нравственное обязательство заботиться об этом уголке русской земли. Уже через несколько лет на пустыре рядом с купленным домом-развалюхой радовал глаз настоящий сад. Почетный гражданин Тарусы отдал много сил бытовому благоустройству калужской глубинки, сохранению исторического лица города. А знаменитый альманах "Тарусские страницы", который он "пробил", и поныне свидетельство свободомыслия и культурного возрождения российской провинции. Не случайно власти, опомнившись, почти весь тираж альманаха пустили под нож.

В старом доме в Тарусе, где Паустовский жил и работал, порой до поздней осени, "до белых мух", сегодня хранят память о нем супруги Владимир Железняков и Галина Арбузова - приемная дочь писателя.

В саду по-прежнему самозабвенно поют соловьи. А вот и беседка, куда он уходил на заре работать, чтобы не беспокоить спящий дом изматывающим кашлем. Отсюда можно отправиться вдоль берега Таруски к Ильинскому омуту – новелла Паустовского сделала это место знаменитым на весь мир. Бывать здесь - волнующее душу наслаждение.

Видел бы он нас сегодня!

Почти ежегодно в местах, связанных с жизнью и творчеством Паустовского, музей проводит литературные праздники. Проходили такие праздники и на Украине, в селе Пилипча-Городище. Здесь была усадьба Паустовских, на родовом кладбище похоронен отец (сам Константин Георгиевич покоится в Тарусе), на базе сельской школы создан музей.

Проводит музей, как в нынешнем юбилейном году, и международные научные конференции "Жизнь и творческое наследие К.Г. Паустовского". Помимо ученых России, участие в них принимают их коллеги из Швеции, Франции, Голландии, Литвы, Словакии, Грузии, Китая...

В Рязани в эти дни работает Международная научно-практическая конференция "Наследие К.Г. Паустовского и современность: экология, культура, нравственность" (29-31 мая), посвященная 115-летию со дня рождения К.Г. Паустовского. Цель конференции – взаимное обогащение научных направлений литературоведческой мысли в исследовании творчества К.Г. Паустовского, его рязанского периода жизни, объединении сил почитателей творчества писателя.

Наш мир, люди и события виделись Константину Георгиевичу Паустовскому сквозь воздух мечты и вечности. Он просто не мог иначе видеть, иначе дышать.

Как же нам всем сегодня не хватает этого воздуха! В то же время он смотрел на мир отнюдь не через розовые очки, многое сумел предугадать. Как тут не вспомнить его письмо-завещание, которое заканчивается большой душевной болью за будущее России: "...Мы жили на этой земле. Не давайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы потомки Пушкина, и с нас за это спросится".

Видел бы он нас сегодня!

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.