Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
«Зачем мы их освобождали?»

«Зачем мы их освобождали?»

О новом фильме Алексея Денисова «Русский крест на Балканах»
Ярослав Бутаков
07.03.2009
«Зачем мы их освобождали?»

4 марта РТР показало очередной фильм известного кинорежиссёра-документалиста Алексея Денисова – об освобождении Болгарии русскими войсками от османского ига в 1877-1878 гг. Это одновременно и историко-публицистический, и научно-популярный фильм, который даёт исчерпывающую историческую информацию по той войне и связанной с ней дипломатии. Одновременно им перебрасывается мостик в наши дни, в современную политику и настроения людей. Тогда фильм приобретает характер политического памфлета на экране.

Создатели картины не оставили без внимания ни одного исторического аспекта. Предыстория развития конфликта – восстание болгар в 1876 году, его жестокое подавление турецкими властями, учинённая при этом массовая резня христианского населения. Как мы бы сейчас сказали – этническая чистка или геноцид. Возмущение мирового общественного мнения при полном равнодушии правительств великих держав. Всех, кроме России. Манифест Александра II об объявлении войны. Детально рассказанный ход военных действий. Правда, всё это излагается не в хронологической, а в смысловой последовательности, связанной с постоянными обращениями к современности.  

В рамках рассказа о войне особое внимание уделено особенностям вооружения и тактики сторон.

Так что взыскательный зритель может оценить – фильм сделан со знанием военной стороны дела (что, увы, не так уж часто встретишь в наше время).

Фильм состоит из нескольких параллельных сюжетных линий. Повествование о ходе военных действий – только одна из них. Всего их, самое меньшее, четыре. Вторая – о памятниках подвигу русских воинов в Болгарии. Третья – об аналогиях между той эпохой и современностью, о двойных стандартах в политике Запада. Четвёртая – о нынешнем далеко не однозначном отношении болгар к тем событиям и к России. Все четыре линии тесно переплетены.  

Если бы на российском телевидении была учебная телепрограмма, подобная той, что существовала в советское время, то фильм можно было бы смело рекомендовать как учебное пособие для всестороннего изучения войны 1877-1878 гг. и истории российско-болгарских отношений. Потому что в нём для этого есть всё. Не станем пересказывать его содержание и лишний раз описывать известные сражения и дипломатические перипетии той войны. Фильм наталкивает на более общие раздумья.  

Не секрет, что многие не только в Болгарии, но и в России забыли о тех далёких днях.

Многим в наши дни непонятно то воодушевление, с которым русское общество встретило царский манифест об объявлении войны туркам; то воодушевление, с которым русское воинство форсировало Дунай, отстаивало Шипкинский перевал, переходило в метель и стужу через Балканский хребет.

И ведь не было тогда в русском обществе, даже среди либералов, даже среди революционеров пораженческих настроений, которые во множестве появились спустя четверть века, во время русско-японской войны. Ибо каждый русский человек понимал: наше воинство выполняет свой долг человеколюбия.  

Русофобия части болгарской интеллигенции – явление не новое. В фильме этому уделено особое внимание, обозначены корни этого явления, предсказанного ещё Достоевским (и, добавлю от себя – другим, менее известным, но не менее выдающимся русским мыслителем, Константином Леонтьевым). В контексте же того, что иной раз слышишь от российских историков о «вечно догоняющей Запад России», о «российском империализме», о «захватническом характере российских войн» – уже не удивляешься своего рода манифесту модного направления среди болгарских историков. В фильме квинтэссенцию их взглядов выражает одна дама, выступавшая на болгарском ТВ в прошлогодней передаче, посвящённой 130-летию освобождения Болгарии. По её мнению, «русское вторжение» на Балканы разрушило ту «стабильную систему», которая существовала в рамках Османской империи.

Ну что же, если для этой дамы и иже с нею генерации «прогрессивных» болгарских историков национальная стабильность это прозябание под чужеземных игом и под постоянной угрозой этноцида – что же, остаётся только пожелать, чтобы они эту стабильность поскорее обрели.

Повторяю, их высказывания не удивляют. Русофобией под видом «исторической науки» мы сыты по горло и у себя дома. Удивляет то, что у нас многие, обращаясь к памяти о тех событиях, говорят, что не следовало-де освобождать болгар от турок. Смотрите, какими неблагодарными болгары оказались: мол, в обеих мировых войнах были против нас и теперь вон что про нас говорят. А в доказательство ссылаются на тех же Достоевского и Леонтьева.  

Что можно на это ответить? Пожалуй, действительно, рациональными аргументами этот национал-изоляционизм опровергнуть трудно. Если бы это было можно, то и фильм, наверное, тоже можно было бы назвать по-другому. Например, «Русская выгода на Балканах». Ан нет, никакой выгоды от освобождения Болгарии Россия не получила ни тогда, ни в последующем. Да ещё положила 200 тысяч своих сынов в болгарскую землю во имя её свободы. Что тут скажешь?... Только то, что и сделали создатели фильма, назвав его «Русский крест на Балканах». Вот она, сущность российской миродержавной политики во все времена: крест, крестная ноша. Наверное, если бы было иначе, мы были бы другой страной, не Россией…  

Именно об этом написал один из самых проникновенных русских историков ХХ столетия, эмигрант, автор 4-х томной «Истории Русской армии» и множества работ по военной истории и стратегии Антон Керсновский:  

«Француз умирал за славу, за белое знамя, за императора и просто – за прекрасную Францию. Англичанин погибал на краю света “за всё бóльшую Британию” и лил во славу старой Англии свою кровь во все моря земного шара. Русский офицер и русский солдат полагали свою душу “за други своя”… И если бы удалось собрать в один сосуд всю кровь, пролитую ими на протяжении веков на полях Германии и Франции, Галиции и Польши, в горах Болгарии и Армении, то единственной надписью на этой чаше могло бы быть: “Не нам, не нам, а Имени Твоему”».  

И молитва в память императора Александра Освободителя и павших русских воинов, каждый день звучащая в храме на Шипкинском перевале, – бесконечно ценнее отношения болгарской «элиты» к России.

Миллионы болгар – и клириков, и мирян – хранят и будут хранить благодарное чувство к русским и России. Может быть, собранных создателями фильма подтверждений тому, что человеческий капитал важнее любого другого, недостаточно? По мне, так более чем.

Не следует сожалеть о том, что жертвы твоего народа принесли свободу другому народу, даже если этот другой народ до сих пор не в состоянии полностью оценить доставшегося ему дара. Нельзя отмахиваться от него и говорить: «Какие неблагодарные! Зачем мы их освобождали?!», да ещё делать из этого выводы вроде: «Не делай людям добра – не получишь в ответ зла». Нужно постоянно напоминать об истинной ценности того, что совершено нашим народом. Эта работа никогда не должна прекращаться. 

Собственно, об этом и фильм. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.