Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Вожди, писавшие стихи

Вожди, писавшие стихи

О поэтических опытах Сталина, Савинкова, Пуришкевича
Александр Репников, доктор исторических наук
16.05.2007

Сегодняшнее обращение к стихам вождей это не только дань моде. Их поэтические опыты (удачные и неудачные) помогают нам лучше раскрыть внутренний мир этих людей, позволяют заглянуть "за кулисы" их образа, сформированного в массовом сознании. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин, Б.В. Савинков (на фото), В.М. Пуришкевич, атаман Г.М. Семенов, А.В. Луначарский, И.В. Сталин, Ю.В. Андропов, А.И. Лукьянов, Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Мао Цзэдун, Хо Ши Мин - что еще объединяет этих людей помимо того, что все они вошли в историю?

Дело в том, что все эти исторические деятели в тот или иной период своей биографии (в основном в молодости) отдали дань поэзии. Кратко познакомим читателя с поэтическим творчеством представителей трех крупных политических течений, в лице большевика И.В. Сталина, эсера Б.В. Савинкова и монархиста В.М. Пуришкевича. При всей несопоставимости масштабов этих личностей и их поэтических дарований, отметим, что написанные ими стихи ясно отражали внутренний мир авторов.

И песня твоя чужда нам...

Например, В.И. Ленин оставил только одну (!) поэтическую строчку: "В Шуше, у подножия Саяна…", так и не дописав стихи до конца, зато стихи, написанные И.В. Сталиным, появились в грузинской прессе уже в середине 90-х годов XIX века. Они получили высокую оценку классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе (1837 - 1907). С его помощью было осуществлена их публикация в издаваемой Чавчавадзе газете "Иверия". В "Детях Арбата" А. Рыбаков писал, что сюжетами этих стихов были "воспоминания о Гори, об отце, о дороге в Атени, об отцовских застольях с друзьями", однако это не так, даже в такой малости этот "интерпретатор" Сталина ошибался. Стихотворения несли в себе гораздо более глубокий лирический смысл. Они рассказывали о Луне, играющей "лучами белыми", о красоте пробуждающейся природы, о "душе поэта", стремящейся ввысь, о трагедии человека, пытавшегося донести до людей правду, но отвергнутого ими, о старце Нинике, которого "злая старость не щадит".

Стихи были замечены и получили известность. Стихотворение "Дила" ("Утро"), опубликованное 14 июня 1895 г. в № 123 газеты "Иверия", вошло впоследствии в состав учебника грузинской литературы "Родное слово" ("Родной язык"), а стихотворение, посвященное грузинскому поэту Р.Д. Эристави (1824 - 1901), было включено в Хрестоматию грузинской литературы, изданную в 1907 году. Впоследствии, уже возглавив Советское государство, И.В. Сталин не любил вспоминать о своих поэтических пристрастиях, а в его многочисленных биографиях об этом также было не принято писать. Стихи Сталина неоднократно перепечатывались в постперестроечные годы в различных изданиях. Приведем одно из стихотворений И.В. Сталина. Можно заметить сходство этого стихотворения со стихами Н.М. Рубцова "Неизвестный", которые начинаются словами:

Он шел против снега во мраке,

Бездомный, голодный, больной.

Он после стучался в бараки

В какой-то деревне лесной...

Судьба героя стихотворения Рубцова также совпадает с судьбой героя сталинских стихов:

Он умер, снегами отпетый...

А люди вели разговор

Все тот же, узнавши об этом:

- Бродяга. Наверное, вор.

Отметим, что существуют различные опубликованные варианты переводов стихотворения И.В. Сталина. Такой вариант можно, например, найти в газете "Завтра" № 41 за 1994 год.

Ходил он от дома к дому,

Стучась у чужих дверей,

Со старым дубовым пандури,

С нехитрою песней своей.

А в песне его, а в песне —

Как солнечный блеск чиста,

Звучала великая правда,

Возвышенная мечта.

Сердца, превращенные в камень,

Заставить биться сумел,

У многих будил он разум,

Дремавший в глубокой тьме.

Но вместо величья славы

Люди его земли

Отверженному отраву

В чаше ему поднесли.

Сказали ему: "Проклятый,

Пей, осуши до дна...

И песня твоя чужда нам,

И правда твоя не нужна!"

Душа убита кровью...

В стихах известного эсера-террориста Б.В. Савинкова постоянно фигурируют три темы: любовь, вино, смерть. Его "Книга стихов" вышла в 1931 году в Париже, когда самого автора уже не было в живых. В 1992-м эта книга была полностью включена в обширный сборник произведений Б.В. Савинкова "То, чего не было", изданный в Москве. То упоение, которое испытывал Савинков, посылая людей на смерть и сам играя со смертью, оборачивалось на деле страшной душевной пустотой. В стихах он то просил у Бога прощения за свои грехи, то беседовал с чертом-соблазнителем, то в ужасе и отчаяние твердил: "Душа убита кровью...". В замкнутом круге стихотворных строк фатально повторяется одно и то же... Псевдоромантика индивидуального террора "сверхчеловека" оборачивается фарсом:

Тает мутное пятно.

Все равно мне. Все равно.

Я - актер. Я - наважденье.

Я в гробу уже давно

И не верю в воскресенье.

Реакция современников Б.В. Савинкова на посмертную публикацию его стихов была по меньшей мере недоуменной. Делавшие из профессионального террориста героя-одиночку, они были поражены упадочно-декадентским, "плаксивым" стилем его поэзии. Но даже через весь этот декадентский маскарад в котором то воспевается "радость, что я убил человека", то мелькает "бесов памяти мятежный рой", неожиданно прорывается что-то до боли русское. Что это? Очередная маска поэта-террориста? Или это идущий из глубины души крик?

Нет родины — и все кругом неверно,

Нет родины — и все кругом ничтожно,

Нет родины — и вера невозможна,

Нет родины — и слово лицемерно,

Нет родины — и радость без улыбки,

Нет родины — и горе без названья,

Нет родины — и жизнь, как призрак зыбкий,

Нет родины — и смерть, как увяданье...

Нет родины. Замок висит острожный,

И все кругом ненужно или ложно...

И опять гремит замок...

Стихи В.М. Пуришкевича по своим поэтическим качествам значительно уступают мастерству И.В. Сталина и Б.В. Савинкова. Убежденный монархист, он и в своих стихах стремился, прежде всего, прославить исповедуемые им политические идеалы или заклеймить политических противников. При этом Пуришкевич порой использовал в пылу полемики ненормативную лексику. Некоторые его строки, при всей их поэтической шероховатости, становились хрестоматийными. Наблюдая министерскую чехарду, затеянную Николаем II в 1916 году, Пуришкевич писал про "министров на час":

Их жизни срок сейчас минутен,

Уйдут, оставив серый дым:

И прочен лишь один Распутин,

Да долгогривый Питирим...

Стихи Пуришкевича постоянно печатались в монархической прессе, выходили небольшие сборники, а впоследствии, уже после революции, некоторые стихотворения были включены в книгу "Дневник Пуришкевича", вышедшую в Риге в 1924 году, и переизданную в 1990-м в Москве. Есть среди стихов Пуришкевича и произведения с ненормативной лексикой, но мы воздержимся от их цитирования.

Будучи арестованным большевиками, Пуришкевич продолжал свои поэтические опыты. Публикация тюремных записей В.М. Пуришкевича была осуществлена доктором исторических наук И.С. Розенталем в 1996 году в журнале "Исторический архив". В поэтической форме монархист описывает тюремный быт:

В Петропавловке почтенной

Распорядок неизменный,

Нынче то же, что вчера,

Те же дни и вечера.

Утром в восемь, съевши булку,

Прешь, умывшись, на прогулку

И по-старому сам-друг

Огибаешь гнусный круг.

Часовой стоит у входа,

Мерзнет (скверная погода!),

Гладит русые усы

И взирает на часы.

Да, водить сейчас не шутка.

Как просрочена минутка

Пятерым иль десяти,

А уж верно — не пойти!

Эх, набилось здесь народу.

Знатно празднуют свободу

В наши годы на Руси.

Лучшей, право, не проси…

От природы малый скромный,

Образ жизни я укромный

И не светский я веду,

Налегая на еду,

Но, увы, с продуктом туго,

Хоть приносит мне супруга

Кое-что, а поглядишь —

Приналег, и снова шиш!

Возвратившись в апартамент,

Заведенный здесь регламент

Не желая нарушать.

Опускаюсь на кровать.

Здесь, газету взявши в руки,

От тоски, от смертной скуки

Я спасаюсь целый день,

Хоть читаю дребедень:

Образ жизни мой не бурный:

Врач зайдет, зайдет дежурный,

Переменит кипяток.

И опять гремит замок...

Тот же, кто захочет ознакомиться более подробно со стихами Фридриха Энгельса, Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Карла Маркса и Бенито Муссолини может, в частности, обратиться к сборнику "Пленники музы Евтерпы", куда также вошли поэтические опыты Мао Цзэдуна, Ю.В. Андропова, А.И. Лукьянова и других политиков.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.