Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 января 2020
«Варяг» подает сигнал

«Варяг» подает сигнал

Подвиг легендарного крейсера сегодня снова будоражит умы
Галина Рыжова
17.01.2014
«Варяг» подает сигнал

Накануне 110-летия боя "Варяга" и "Корейца" - двоих против 14, - всё более широкую поддержку получает идея подъема корпуса крейсера, с глубины 6-8 м у берегов Шотландии.

Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что нам известно о дальнейшей судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления, и он погрузился в воду залива у порта Чемульпо (ныне Инчхон) с развевающимся на мачте простреленным Андреевским флагом?

Полтора года японцы поднимали крейсер, затратив около одного миллиона иен, и после двух лет ремонта под названием "Сойя" он был зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставили надпись "Варяг" из уважения к храбрости русских моряков (хотя и под иероглифами). Девять лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии после войны награждает капитана крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца и создает в Сеуле мемориальный музей героев "Варяга". Впоследствии прах погибших в бою моряков "Варяга", захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока. За четыре миллиона иен русское правительство выкупает "Варяг" в 1916 году, и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор "Варяг" комплектуется только гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана, он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после чего отправляется на ремонт в Великобританию, увы, в роковое время - феврале 1917 года... Согласно условиям ремонт обошелся бы в 300 тыс. фунтов стерлингов, но большевики платить были не намерены. Далее следует такое развитие событий: разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), корабль застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям.

Чтобы поддержать героические традиции, все живые в 1954 году члены команды "Варяга" к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью "За отвагу".

Выходит на экраны художественный фильм "Крейсер "Варяг" (1946), памятники Рудневу торжественно открываются на его родине в Туле (1956) и в селе Савино (1992). Был открыт и музей в деревне Русятино (1984). Вот почему орловский писатель Валентин Рассохин свой очерк о "Варяге", написанный к 100-летию подвига, с полным правом назвал «"Варяг" жив!». Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея Денисова (ВГТРК), который рассказал о подвиге современникам, а главное – нынешнему «рыночному» поколению молодежи. Съёмочная группа продемонстрировала затопленную часть корпуса крейсера в Ирландском море и доказала, что это именно "Варяг", засняв под водой табличку изготовителя - американской фирмы, на обороте которой видны иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году.

Русские предприниматели создают Благотворительный фонд «Крейсер "Варяг"» (глава М.В. Слипенчук). Усилиями фонда в море над затопленным корпусом крейсера устанавливается буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу - мемориальная доска, а затем и памятник - трехметровый бронзовый крест (2007) . У него удивительная история. В объявленном фондом конкурсе принимали участие сотни энтузиастов, профессиональных художников, скульпторов, а победил макет, представленный тремя нахимовцами, - по нему и выполнен памятник.

В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. президенту Д.А. Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века сохраняли в Корее. Выступая на церемонии, президент России, в частности, сказал: "Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад".

Создаётся впечатление, что "Варяг" постоянно напоминает о себе, подавая нам сигналы, чтобы мы не забыли о нем, не бросили у чужих берегов…

Весной 2008 года представитель Круглого Стола потомков дворянских родов Российской империи С.С. Зуев высказал идею подъёма частей корпуса и организации музея. Длительная упорная работа в этом направлении проделана им за несколько лет переписки с учреждениями и инстанциями. На его инициативу откликнулась региональная общественная организация "Клуб адмиралов", высоко оценив значение проекта и предложив поднятые кормовую и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной - 115 м, заказать который можно прямо в Шотландии. Определена группа адмиралов во главе с адмиралом флота И.М. Капитанцем, которая будет решать от имени клуба консультативные и технические вопросы реализации проекта. Разработана концепция экспозиции, где будут представлены флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы, картины морского боя. Председатель "Клуба адмиралов" адмирал флота В.И. Куроедов пишет: "После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I "Музей-крейсер "Варяг". Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков".

Вот что пишет по этому поводу врио начальника НИИ спасания и подводных технологий доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: "При подъеме корпуса крейсера "Варяг" специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора "Новороссийск", подводных лодок С-80 и "Курск", радиоактивного опытного судна "Кит" и других сложных для подъема объектов".

Обойтись в данном деле без проработки международно-правовых аспектов невозможно, и она полностью выполнена МИД России. Предпринят комплекс мер, направленных на установление статуса останков "Варяга", выяснение требований британского законодательства в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности на остатки крейсера "Варяг". Посол России в Великобритании А. Яковенко сообщает: "В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении права собственности на останки крейсера "Варяг". Поступили ответы Агентства "Хисторик Скотланд" и Агентства "Марине Скотланд" о возможности поднятия останков крейсера, а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять интерес в плане принятия решения о подъеме корабля". Заместитель директора Правового департамента МИД России Д. Гончар констатирует, что проработка международно-правовых аспектов подъема частей крейсера "Варяг" по линии МИД России завершена.

Не может не радовать и то, что даже в Шотландии этот замысел находит отклик. Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее с корпуса "Варяга", поскольку не забыли ещё о совместной работе по созданию на Темзе в центре Лондона "Музея-крейсера "Белфаст", участвовавшего в 1941-1942 гг. в Северных конвоях. Тогда определённые денежные средства для этого музея были безвозмездно переданы министерством обороны России, возглавляемым в то время С.Б. Ивановым.

Так что народ отнюдь не "безмолвствует", а поддерживает делом священные традиции.

Как это ни парадоксально, но через 110 лет детали подвига не забылись, а напротив, всё более проясняются. История расставляет все по своим местам.

К примеру, прежде было популярным мнение, что "Варяг" не мог бросить тихоходную канонерскую лодку "Кореец", а теперь пишут, что на самом деле все было ровно наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным тот факт, что двигательная установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он был построен. Корабельный руль был почти вдвое меньше, чем у других кораблей такого водоизмещения, что сказалось на манёвренности (она была недостаточной). Сэкономили американцы в затратах на бронзу и другие дорогостоящие металлы. На крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Был установлен бракованный радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров в расчете парораспределения. Ещё в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала за 70 градусов по Цельсию, и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям экипажа обошлось без человеческих жертв. Удалось выяснить и то, что известная песня "Раскинулось море широко" написана именно на "Варяге".

Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок: занижен метацентр, корабль не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме. Неисправные машины все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут 9).

А скорость "Корейца" - 13 узлов. Удивительно, что подвиг "Корейца" , как получается, - недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением ждет, когда обещанный телеканал "История" заработает в полную силу и расскажет нам подробнее о капитане 2 ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем, что этот умный и смелый командир, сын морского офицера, родился в Кронштадте, а его экипаж был умелым и слаженным. Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку направляют в Порт-Артур, японская эскадра из шести крейсеров, восьми миноносцев и одного посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами, блокируя выход из порта. Попав между ними «в клещи», но продолжая движение, "Кореец" подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка, уходя от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны, удачным манёвром, - как пишут моряки, - загоняет миноносец "Цубаме" на мель, останавливает двумя предупредительными выстрелами "Такачихо" и, совершая разворот на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца "Хатэ", который сворачивает в сторону.

27 января после часового боя двоих против 14, когда "Варяг" получил 5 подводных пробоин и с перебитым рулевым управлением потерял большую часть своей боеспособности, "Кореец", прикрывая огнем отход "Варяга" и отвлекая на себя часть японских сил, несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер "Такачихо" (который затонул позже), полностью вывел из строя броненосец "Асама" (толщина его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на "Корейце") и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На "Корейце" нет повреждений, нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался густыми клубами дыма.

Несмотря на то, что о подвиге пишут более ста лет, именно в наше время небезынтересно узнать, что три четверти команды "Варяга" были из Волынской губернии (Малороссия).

А нынешний "Варяг", флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза назывался "Червона Украина". Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея, на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века.

На пресс-конференции (Интерфакс) режиссер А.Г. Денисов сообщил журналистам, что во время съемок фильма "Варяг" в США, Республике Корея, Японии, Франции, Великобритании неожиданно были обнаружены уникальные реликвии, документы, фотоматериалы по истории "Варяга", которые никогда не публиковались и не демонстрировались в России.

Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, на редкость энергичный в свои 87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера "Варяг", начал и возглавляет эту кампанию. Не перевелись еще патриоты на земле русской!

Кстати, шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХVII века "Васа", хотя он еще ничего не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный, для его изготовления использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м, и теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот "Кон-Тики", на котором Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку "Ра" и камышовую "Тигрис".

Еще одно примечательное новшество: в интернете подробно разбирают события тех дней, вплоть до маневров кораблей; моряки, писатели, журналисты, историки, военспецы анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных; версии различаются полярно, авторы рьяно спорят, критикуют друг друга, и всё это говорит лишь об одном: "Варяг" жив!

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
Игорь(племянник матроса Варяга)
03.09.2014 14:25
Братья и сестры! Среди склоки,"дезы", конструктивной критики и восторгов от бессмертного подвига, не забыли ли мы о цели дискуссии - подъеме, переправке на Родину и восстановлении красавца-героя "Варяга".Через 12(8 февраля ст.ст.1904 г.) дней после боя японцы начали поднимать израненного героя, 2 раза изменив программу из-за малой скорости откачивающих помп с 30 метровой глубины(в нашем случае 8 метров, ставя его на киль с 90 град. крена до 3 град.)В основу была положена идея постройки кессона(500 т.дерева) над всей палубой от носа до кормы, что обеспечивало необходимую плавучесть и позволяло оторвать корабль от дна. По расчетам высота кессона должна была составлять около 6 м.  Без мачт, труб и надстроек — водоизмещение крейсера составляло примерно 4500 т, а вместе с кессоном оно должно было достигнуть порядка 9000 т!Работу выполняли с помощью 400-800 человек корейских кули. 8 августа 1905 г. после откачки части воды крейсер всплыл. В работе кроме кули 150 квалифицированных рабочих и водолазов, а в августе 1905 года их число превышало 300 человек. На вспомогательных участках  В общей сложности до 7 октября 1905 года на подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен. В настоящее время есть прецеденты: реконструкция "Авроры"(с новоделами) и "Миказы" и полный новодел на ходу "Гото Предестинация" в Воронеже в 2014 г., стоимость 317 млн.р. На сохранившемся киле В.аряга специальсты и энтузиасты могли бы воссоздать корабль-легенду к столетию возвращения его на службу России в Первую Мировую войну.
cttumoporf@mail.ru


пушкинец
31.01.2014 16:11
Марику замечу, не задавайте вопрос о классе "Варяга", если сами отвечаете. И еще, вспомните притчу Пушкина о сапожнике, который на картине  "ошибку указал в обуви ".  Художник исправился. Тогда сапожник возомнил себя знатоком: „Мне кажется, лицо немного криво", на что художник отвечал: “Суди, дружок, не свыше сапога!”
Так и Вам, Марик, надо знать свое место, и зреть в корень призыва Галины, и поддержать или отвергнуть. Читателю важно, что разговор сохранении зримой памяти подвига команды "Варяга".
А Вам, как сами признались, "тупому читателю", замечу вашими же словами: "Вы уж не беритесь за то, в чем не... Пожалуйста, ладно?"
Toptyshka
27.01.2014 17:41
Вот так у нас бывает, кому-то слава, кому-то ничего. Ког-то воспевают, а кто-то в сторонке. Мы все с детства слышали про славный подвиг Варяга, а вот имя капитана канонерки, и что он сделал, об этом как выясняется кроме экспертов никто ниразу и не слыхал.
Алексей
27.01.2014 17:15
Ура! Я за поднятие Варяга!
А.Н.Е.
23.01.2014 11:45
Не надо прикрываться общественным мнением. Я тоже читаю те книги, что и Вы. В частности монографию "Воряг". У меня второе издание.  А у Вас третье? А Вы увидели там то, что я не разглядел. Полная к Вам УВАЖУХА!! Вы почему  публикуетесь только на сайтах, и в пресловутых комментариях.
Со всем УВАЖЕНИЕМ к Вам.
Вопрос от А.
21.01.2014 21:25
Галина, рекомендующая комментаторам смотреть интернет в качестве источников своего материала, вы автор? Ну хоть бы не стали раскрывать того, что все "закачали" кусками из интернета, он сегодня у многих есть. А то стали писать в откликах источники. Но не каждый рискнет содрать фрагменты оттуда-отсюда и ничего не осмысливая и не анализируя поставить свою фамилию. Почитайте в откликах Андрея Ульбина, вот кому бы рассказать о "Варяге". Читайте и учитесь! Ох как интересно, спасибо, Андрей!
Андрей Ульбин
21.01.2014 19:22
В 1970-1980-е годы у нас в исторической и популярно-технической литературе, посвящённой Русско-Японской войне, принято было ругать американцев, которые якобы (чуть ли не нарочно) построили крейсер "Варяг" с массой конструктивно-технических дефектов, что усугубило его положение во время неравного боя с японской эскадрой и во многом предопределило неудачу при прорыве.

Например, с драматичным накалом описывал события семидесятилетней давности в журнале "Огонёк" историк отечественного флота Р.М.Мельников. В своей статье "Первый акт трагедии "Варяга" он подводил итог в таких выражениях (цитирую): "Позже специалисты признают, что недостатки в конструкции "Варяга" были неустранимыми. Неудачные котлы не позволили корабельным машинам развить полную силу. Лишённому возможности маневрировать "Варягу" предстояло погибнуть в тесной ловушке Чемульпо…" (конец цитирования).

При этом особый упор делался на непригодные для эксплуатации котлы и небрежно собранные паровые машины.

Но так ли это происходило в реальности?!

На "Варяге" было установлено 30 водотрубных котлов системы Никлосса, которые у нас характеризовались (и продолжают характеризоваться) как очень сложные и весьма ненадёжные в ежедневной эксплуатации. При этом замалчиваются такие преимущества, как малый вес, быстрота разведения паров, большая паропроизводительность и высокая боевая живучесть. Форсирование котлов Никлосса было менее рискованным делом (по сравнению с другими парообразующими системами), так как в случае разрыва одной из многочисленных водяных трубок выходила из строя лишь она одна, а не весь котёл или коллектор. В боевой обстановке эти котлы были более надёжны, чем принятые в русском флоте котлы Бельвиля или Ярроу, особенно при их боевых повреждениях. Главный недостаток котлов Никлосса – требующая повседневной аккуратности и неусыпной внимательности эксплуатация и, в частности, необходимость строгого поддержания водного режима, к чему эти котлы были чрезвычайно чувствительны.

Котлы Никлосса стояли и на других русских кораблях – канонерской лодке "Храбрый" и построенном параллельно с "Варягом" на той же американской верфи "Вильям Крамп и сыновья" порт-артурском эскадренном броненосце "Ретвизан". Но никаких особых нареканий на этих кораблях они не вызывали. Более того, по статистике аварии котлов Никлосса на "Ретвизане" не превышали средний уровень аварийности считавшихся вполне надёжными котлов Бельвиля (достаточно вспомнить злоключения порт-артурского эскадренного броненосца "Победа" с котлами Бельвиля), а на "Храбром" аварийность была даже ниже (что, кстати, отчасти полупризнаёт всё тот же Р.М.Мельников в своей книге "Крейсер "Варяг", издательство "Судостроение", Ленинград, 1983 год, относя это, правда, исключительно к заслугам корабельного механика К.П.Максимова).

Стояли котлы Никлосса и на кораблях противника. В частности, на противостоявшем "Варягу" в бою при Чемульпо бронепалубном крейсере 3-го класса "Нийтака". Во французском флоте котлы Никлосса были довольно распространены. Имелись они и во флотах ещё пяти стран. И ничего…

Только (почему-то?!) для "Варяга" оказались непригодными. До такой степени непригодными, что русский крейсер из-за этих проклятых котлов так и не смог осуществить прорыв японской морской блокады у Чемульпо.

Те же странности и с паровыми машинами на "Варяге" …у которых всё время что-то лопается, трескается, вибрирует, стучит, перегревается…

Но ведь на порт-артурском броненосце "Ретвизан" стояли практически точно такие же машины той же американской фирмы "Вифлеем айрон компани", окончательно собранные примерно в то же время, что и варяговские, на той же верфи "Вильям Крамп и сыновья". С предназначенных для "Ретвизана" машин даже снимались отдельные узлы и детали с целью быстрой замены аналогичных, вышедших из строя во время испытаний машинных установок "Варяга". И нет никаких сведений, чтобы "Ретвизан" преследовали машинные неприятности, хотя бы отдалённо напоминавшие происходившие на "Варяге"…

Перегрев подшипников и стук в машинах на больших скоростях хода – распространённое явление для техники того времени. Подобные неполадки то и дело возникали, выявлялись и устранялись. Почти непрерывный "кругооборот"… Ничего экстраординарного…

Да и машины, построенные на русских заводах, также не отличались высоким качеством. В Порт-Артуре наихудшим в этом смысле был эскадренный броненосец "Севастополь".

На однотипном с ним "Петропавловске" стояли машины английской фирмы "Хоторн Лесли" (имели мощность 11213 индикаторных л.с., обеспечили на 12-часовых испытаниях скорость 16,38 узлов и обошлись русской казне в 1130500 рублей), на втором однотипном, "Полтаве", установили машины английской фирмы "Хамфрейз энд Теннант" (имели мощность 11255 индикаторных л.с., обеспечили на 9-часовых испытаниях скорость 16,29 узлов и обошлись в 1254855 рублей).

"Севастополь" получил машины от петербургского Франко-Русского завода, который изготовил их за 1961000 рублей. 11 июля 1900 года (по старому стилю) на 7-часовых скоростных испытаниях машины "Севастополя" развили 9368 индикаторных л.с. и придали броненосцу среднюю скорость 16,41 узлов. Но потом выявился подлог – скорость была порядка 15,30 узлов. Впоследствии, по прибытии в Порт-Артур 31 марта 1901 года (по старому стилю), "Севастополь", в отличии от прибывших туда же однотипных с ним "Петропавловска" и "Полтавы", сразу отправился в ремонт из-за бедственного состояния машин. Тогдашний начальник Тихоокеанской эскадры вице-адмирал Н.И.Скрыдлов истратил немало бумаги, жалуясь в Петербург на "Севастополь", который, по его словам, был совершенно небоеспособен.

Причины быстрого механического износа и беспрестанных поломок силовой установки на "Варяге" нужно искать прежде всего в дурной организации машинно-технической службы на корабле, что в первую очередь зависело от командира корабля, во вторую от старшего офицера и в третью от старшего механика.

Косвенно о том же говорит и Р.М.Мельников в уже упомянутой книге "Крейсер "Варяг" (цитирую): "Рапортом от 17 апреля 1903 года (по старому стилю) начальнику эскадры председатель комиссии корабельных механиков И.П.Успенский объяснял неудачу ремонта и испытаний следующими многозначительными причинами: "Машины были не в таком состоянии, как перед сдачей крейсера в Америке." (конец цитирования).
        
Андрей Ульбин
21.01.2014 18:40
Поправка к моему предыдущему сообщению от 20 января 2014 года в 23:04 (цитирую себя):

"Во время непрерывных 12-часовых сдаточных скоростных испытаний в июле 1900 года "Варяг" показал среднюю скорость 23,39 узлов." (конец цитирования).

В действительности же 12 июля 1900 года (по старому стилю) при скоростных испытаниях на "мерной миле" (на дистанции 10 морских миль) "Варяг" достиг скорости 24,59 узлов.

21 сентября 1900 года (по старому стилю) во время непрерывных 12-часовых скоростных испытаний "Варяг" показал среднюю скорость 23,18 узлов.
А.Н.Е.
21.01.2014 18:03
Для Айвенго.
Скажите. А до большевиков у народа кровушку не пили??? И откуда такая благостная дурь, про сладостное житие-бытие при Царе Батюшке.  Если бы так сладостно и жили в действительности до революции, то ненашлось бы силы свалить всю эту богодельню.
Марик - Галине
21.01.2014 16:39
И теперь объясняете нам, тупым читателям что броненосный крейсер это и есть броненосец.
Вы сделали открытие, поздравляю!
Теперь процитирую, чтобы вы знали:
"Броненосный крейсер — класс крейсеров, существовавший во второй половине XIX — начале XX веков. Являлись вторым по силе классом военных кораблей ведущих флотов после броненосцев".
После броненосцев, вам понятно, видимо?
Вы уж не беритесь за то, в чем не... И так далее.
Пожалуйста, ладно? А для начала научитесь признавать свои ошибки, так принято согласно правилам хорошего тона.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».