Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 ноября 2019
Тайна гибели флагмана

Тайна гибели флагмана

Линкор «Императрица Мария» - главная потеря нашего флота в годы Первой мировой
Николай Черкашин
20.10.2014
Тайна гибели флагмана

Это была самая крупная потеря Российского императорского флота за все годы Первой мировой! Головной линкор-дредноут «Императрица Мария» погиб в родной севастопольской гавани в 7 часов 17 минут 20 октября 1916 года… Россия и все ее союзники были потрясены этой совершенно неожиданной гибелью флагмана Черноморского флота.

Однако «Императрица Мария» вошла в историю нашего флота не только как жертва вражеской диверсии или несчастного случая. Линкор, построенный в Николаеве, по праву считался гордостью отечественного судостроения.

«Современники и много лет спустя, — отмечал писатель Анатолий Елкин, — не переставали им восхищаться... Черное море еще не знало таких дредноутов, как "Императрица Мария"».

Водоизмещение дредноута определялось в 23 600 тонн. Скорость корабля 22 3/4 узла, иначе говоря, 22 3/4 морской мили в час, или около 40 километров. За один прием "Императрица Мария" могла взять 1970 тонн угля и 600 тонн нефти. Всего этого топлива для "Императрицы Марии" хватало на восемь суток похода при скорости 18 узлов. Команда корабля 1260 человек вместе с офицерами...

Корабль располагал шестью динамо-машинами: четыре из них боевые и две вспомогательные. В нем помещались турбинные машины мощностью в 10 тыс. лошадиных сил каждая. Для приведения башенных механизмов в действие на каждой башне имелось 22 электрических мотора... В четырех трехорудийных башнях размещались двенадцать обуховских двенадцатидюймовок. Палуба была предельно освобождена от надстроек, что весьма расширяло секторы обстрела башен главного калибра. Вооружение "Марии" дополняли еще тридцать две пушки различного назначения: противоминные и зенитные. В дополнение к ним были устроены подводные торпедные аппараты. Броневой пояс толщиной без малого четверть метра проходил по всему борту линкора, а сверху цитадель прикрывалась толстой броневой палубой.

Словом, это была многопушечная быстроходная бронированная крепость. Такой корабль и в наше время, в эпоху авианосцев, ракетных крейсеров и подводных атомоходов, мог бы быть зачислен в боевой строй любого флота.

Больше года "Императрица Мария" участвовала в боевых походах. Осенью 1915 года линкор прикрывал ударную группу русских кораблей в стратегической операции по отсечению главных баз турецкого флота от угольного района Зонгулдак. В октябре того же года «Мария» дважды, вместе с другими кораблями, громила порты на вражеском побережье. В ноябре корабль снова выходил на блокаду Угольного района.

В апреле 1916 года «Мария» прикрывала высадку казачьего десанта на побережье Лазистана. В июле она вела бой с германским линкором «Бреслау» и заставила его скрыться в Босфоре почти до конца войны.

Незадолго до гибели линкор прикрывал минную постановку, защищавшую подходы к союзническому порту Констанца...

На «Марию» возлагалось слишком иного надежд; и хотя еще не все механизмы корабля были доведены до боевого совершенства и к самостоятельным действиям линкор не совсем был готов, ему не пришлось стоять в бездействии у стенки. Через какие-то месяцы вахтенный журнал «Императрицы Марии» пестрел сводом боевых реляций с самых напряженных участков битвы на морском театре войны. Уже 30 сентября 1915 года «Мария» вместе с крейсером «Кагул» и пятью эскадренными миноносцами прикрывает ударный отряд флота — вторую бригаду линейных кораблей «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон», крейсеров «Алмаз» и «Память Меркурия», семь эсминцев - нанесших ощутимый удар противнику в юго-западной части моря. Более 1200 снарядов обрушили тогда корабли на Зунгулдак, Козлу, Килимли и Эрегли.

А потом было все — отражение атак немецких субмарин, тяжелые штормовые походы, ожесточенные бои, ответственнейшие операции.

1—2 ноября «Мария» и «Память Меркурия», держа под прицелом своих орудий выходы из Босфора, прикрывают действия русской эскадры в Угольном районе. 23—25 ноября «Мария» снова здесь. Моряки видят, как пылает вражеский порт Зунгулдак и стоящий на рейде пароход. Эскадра стремительно прошла вдоль берегов Турции, потопив два неприятельских судна.

Боевой счет «Марии» рос изо дня в день. 2—4 февраля она прикрывает эскадру, поддерживающую с моря наступление у Виге. Турки были отброшены тогда к Агине. Потом последовала операция по переброске войск для усиления Приморского отряда. На «Марии» держит флаг командующий флотом (адмирал Колчак. – Н.Ч.). Линкор прикрывает постановку мин у Констанцы, несет боевую патрульную службу в море, а с 29 февраля идет на перехват обнаруженного в Синопской бухте «Бреслау». Пирату чудом удалось уйти, но 12-дюймовые орудия «Марии» наконец настигают его. Правда, «Бреслау» отделался маленькими повреждениями, но его крейсерская операция была сорвана. Преследуемый «Марией», «Бреслау» укрылся в Босфоре.

Появление «Марии» и «Екатерины Великой» на коммуникациях означало также, что время безнаказанных действий на море кайзеровских пиратов «Гебена» и «Бреслау» закончилось: в первой половине 1916 года «Гебен» всего три раза рискнул высунуться из Босфора. Игровые автоматы Рокс casino

Одним словом, новые русские линкоры, уже успевшие причинить немцам великое множество неприятностей, становились для кайзеровского флота врагами № 1.

Над тем, как их уничтожить, бились не только лучшие умы в германском морском генеральном штабе, но и в кабинетах руководителей тайной войны против России.

***

«В течение августа и сентября 1916 года никаких особо выдающихся событий не произошло, – сообщал бывший офицер штаба командующего Черноморским флотом капитан 2 ранга А. Лукин,– «Мария» продолжала выполнять очередные задачи по прикрытию различных операций и перегруппировки войск.

Делегацией от города Севастополя, во главе с городским головой г. Ергопуло, ей был поднесен - роскошный шелковый кормовой флаг, торжественно освященный на шканцах в присутствии самого командующего.

В августе произошла смена командиров. Князь Трубецкой был назначен начальником минной бригады, а в командование «Императрицей Марией» вступил капитан 1 ранга Кузнецов.

6-го октября «Мария» в последний раз вернулась с моря ...»

Гром грянул 7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя. Взорвался новейший и крупнейший корабль русского флота — линкор «Императрица Мария»...

7 октября в 6 часов 20 минут матросы, находившиеся в каземате № 4, услышали резкое шипение, идущее из погребов носовой башни главного калибра. Вслед за тем из люков и вентиляторов, расположенных в районе башни, вырвались клубы дыма и пламени. До рокового взрыва оставалось две минуты... За эти сто двадцать секунд один из матросов успел доложить вахтенному начальнику о пожаре, другие раскатали шланги и стали заливать водой подбашенное отделение. Но катастрофу уже ничто не могло предотвратить.

Капитан 2 ранга А.Лукин: «В умывальнике, подставляя головы под краны, фыркала и плескалась команда, когда страшный удар грохнул под носовой башней, свалив с ног половину людей. Огненная струя, окутанная ядовитыми газами желто-зеленого пламени, ворвалась в помещение, мгновенно превратив царившую здесь только что жизнь в груду мертвых, сожженных тел...

Страшной силы новый взрыв вырвал стальную мачту. Как катушку, швырнул к небу броневую рубку (25 000 пудов). Взлетела на воздух носовая дежурная кочегарка. Корабль погрузился во тьму.

Минный офицер лейтенант Григоренко бросился к динамо, но смог добраться только до второй башни. В коридоре бушевало море огня. Грудами лежали тела.

Рвались погреба 130-миллиметровых снарядов.

С уничтожением дежурной кочегарки корабль остался без паров. Нужно было во что бы то ни стало поднять их, чтобы пустить пожарные помпы. Старший инженер-механик приказал поднять пары в кочегарке № 7. Мичман Игнатьев, собрав людей, бросился в нее.

Взрывы следовали один за другим (более 25 взрывов). Детонировали носовые погреба. Корабль кренился на правый борт все больше и больше, погружаясь в воду. Вокруг кишели пожарные спасательные пароходы, буксиры, моторы, шлюпки, катера...

Последовало распоряжение затопить погреба второй башни и прилегающие к ним погреба 130-мм орудий, чтобы перегородить корабль. Для этого нужно было проникнуть в заваленную трупами батарейную палубу, куда выходили штоки клапанов затопления, где бушевало пламя, клубились удушливые пары и каждую секунду могли сдетонировать заряженные взрывами погреба.

Старший лейтенант Пахомов (трюмный механик) с беззаветно отважными людьми вторично ринулся туда. Растаскивали обугленные, обезображенные тела, грудами завалившие штоки… Пахомов со своими героями освободили штоки и наложили ключи, но в этот момент вихрь сквозняка метнул в них столбы пламени, превратив в прах половину людей. Обожженный, но не сознающий страданий, Пахомов довел дело до конца и выскочил на палубу. Увы, его унтер-офицеры не успели... Погреба сдетонировали, ужаснейший взрыв захватил и разметал их, как осенняя вьюга опавшие листья...

В некоторых казематах застряли люди, забаррикадированные лавой огня. Выйди — сгоришь. Останешься — утонешь. Их отчаянные крики походили на вопли безумцев. Некоторые, попав в капканы огня, стремились выброситься в иллюминаторы, но застревали в них. По грудь висели над водой, а ноги в огне.

Между тем в седьмой кочегарке кипела работа. Зажгли в топках огни и, выполняя полученное приказание, подымали пары. Но крен вдруг сильно увеличился. Поняв грозящую опасность и не желая подвергать ей своих людей, но полагая все же, что нужно поднимать пар — авось пригодится — мичман Игнатьев крикнул:

— Ребята! Топай наверх! Ждите меня у антресолей. Понадобитесь — позову. Я сам перекрою клапана.

По скобам трапа люди быстро вскарабкались наверх. Но в этот момент корабль опрокинулся. Только первые успели спастись. Остальные вместе с Игнатьевым остались внутри... Долго ли жили они и чего натерпелись в воздушном колоколе, пока смерть не избавила их от страданий?

Много позже, когда подняли «Марию», нашли кости этих героев долга, разбросанные по кочегарке...».

Всего на линкоре погибло 216 человек, а 232 – было ранено и обожжено.

Жертв могло быть и больше, если бы часть экипажа не творила утреннюю молитву в корме корабля.

Командующий Черноморским флотом адмирал А.Колчак был потрясен гибелью лучшего корабля своего флота. Боль была бы не так остра, если бы «Мария» погибла в бою. Но в родной гавани... Почему? По чьей вине или по чьему умыслу рванули погреба на дредноуте?

Он написал рапорт об отставке, но император не утвердил его.

«Со свойственным ему (Колчаку. – Н.Ч.) возвышенным пониманием своего начальнического долга, - писал начальник морского управления Царской ставки контр-адмирал А.Д. Бубнов, - адмирал считал себя ответственным за все, что происходило на флоте под его командой, и потому приписывал своему недосмотру гибель этого броненосца, хотя на самом деле тут ни малейшей вины его не было. Он замкнулся в себе, перестал есть, ни с кем не говорил, так что окружающие начали бояться за его рассудок. Об этом начальник его штаба немедленно сообщил по прямому проводу нам в Ставку. Узнав об этом, государь приказал мне тотчас же отправляться в Севастополь и передать А.В. Колчаку, что он никакой вины за ним в гибели «Императрицы Марии» не видит, относится к нему с неизменным благоволением и повелевает ему спокойно продолжать его командование флотом».

***

Чем дальше от нас это мрачное событие, тем яростнее попытки разгадать эту тайну взрыва на севастопольском рейде 7 октября 1916 года. Ответить на вопрос, что погубило лучший дредноут Черноморского флота брались историки и писатели, инженеры и моряки, профессиональные следователи и фанаты-любители.

О трагедии на «Императрице Марии» написаны книги: роман Сергеева-Ценского «Утренний взрыв», «Арбатская повесть» Елкина, главы воспоминаний А. Лукина «Флот»...

Первая версия, которую разбирала следственная комиссия, - неосторожное обращение с порохом или его самовозгорание, была вскоре отклонена, как маловероятная. Взрыв произошел ранним утром, когда никаких работ в зарядовых погребах не проводится. Да и артдозоры несли свою службу исправно. За всю войну на кораблях российского военного флота не было отмечено ни одного «неосторожного обращения с порохом».

Намного больше оснований у версии злоумышленного взрыва. Комиссия отмечала: "...На линкоре "Императрица Мария" имелись существенные отступления от уставных требований в отношении доступа в артпогреба. В частности, многие люки башни не имели замков. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов. Пофамильная проверка мастеровых не производилась...". Вывод: осуществить взрыв по злому умыслу было вполне вероятно.

Не так давно сотрудники Центрального архива ФСБ России А. Черепков и А. Шишкин разыскали часть следственных материалов по делу группы немецких шпионов, действовавшей перед Первой мировой войной в Николаеве. Возглавлял ее инженер В. Верман. Из документов следует, что в 1933 году в Николаеве была разоблачена группа шпионов, которая с 1907 года работала на Германию. Однако, прямых доказательств ее участия в подрыве "Императрицы Марии" исследователи пока не нашли. В группу входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева, некто Матвеев), а главное - инженеры верфи Шеффер, Липке, Феоктистов и электротехник Сгибнев. В начале тридцатых годов некоторые члены шпионской группы были арестованы. В ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре "Императрица Мария". Прямые исполнители диверсии - Феоктистов, Сгибнев и Верман - должны были получить «гонорар» по 80 тысяч рублей золотом, а глава группы, Верман, к тому же еще и Железный крест.

Как бы там ни было, но даже роковой взрыв не смог, как говорят артиллеристы, "привести к молчанию" пушки "Императрицы Марии". Башни погибшего линкора незадолго перед Великой Отечественной войной были извлечены со дна морского водолазами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения) и установлены под Севастополем. О подвиге 30-й береговой батареи, оснащенной поднятыми двенадцатидюймовками, — рассказ особый.

Во всяком случае, орудиям "Императрицы Марии" довелось стрелять не только по кайзеровским кораблям, но и по гитлеровским танкам.

* * *

Командир злополучного линкора капитан 1 ранга Иван Семенович Кузнецов был отдан под суд. Приговор о его наказании должен был вступить в силу после окончания войны. Но грянула революция, и матросы вынесли свой приговор: бывший командир «Императрицы Марии» без суда и следствия вместе с другими офицерами Черноморского флота был расстрелян 15 декабря 1917 года на Малаховом кургане. Там же и закопан невесть где.

Старший офицер линкора капитан 2 ранга Анатолий Вячеславович Городысский показал на следствии, что защитные крышки с лючных горловин были сняты с его ведома по приказу старшего артиллерийского офицера лейтенанта князя Урусова, для «облегчения ручной подачи зарядов». Разумеется, это во многом облегчало бесконтрольное проникновение в зарядовые погреба… Городысскому повезло больше, чем его командиру. После Гражданской войны он, уже будучи капитаном 1 ранга, эмигрировал в Швейцарию, жил в Давосе, где и скончался в 1933 году.

До недавних времен были живы и те, кто пережил чудовищный взрыв на «Марии». Последний из них, бывший лейтенант российского флота Владимир Владимирович Успенский, скончался 4 октября 1980 года во Франции, в Русском приюте в Монмаранси. Именно он, командир башни главного калибра, был вахтенным начальником на «Марии» в роковой день. От гибели его спасло то, что в момент взрыва он находился в районе кормовой трубы. Жизнь его полна превратностей и крутых поворотов.

После революции служил в Белом флоте. Затем чужбина. В Париже работал шофером такси, портным театральных костюмов... Только в 1969 году бывший лейтенант опубликовал свои заметки о возможных причинах гибели «Императрицы Марии» на страницах Бюллетеня общества офицеров российского императорского флота. Но и они не проливали свет на первопричину взрыва.

***

Летом 1987 года в Севастополь в музей Черноморского флота пришла объемистая бандероль из Парижа. Когда ее вскрыли, на столе начальника музея заструился блеклый белый шелк старого флага. Огромное полотнище пересекал наискось голубой андреевский крест.

То был кормовой флаг дредноута «Императрица Марии», под которым корабль встретил свой смертный час. Его прислал сын контр-адмирала Павла Остелецкого, которого эмигрантская судьба забросила во Францию.

Мне довелось подержать в руках это историческое полотнище. Сегодня, сложенный раз пять - музейные стены слишком малы для него - флаг «Марии» положен под стекло.

Так устроен человек: все, что было до его рождения, кажется ему древностью. Я тоже считал, что гибель «Марии» глубокая старина, пока однажды севастопольские друзья не познакомили меня с рыбаком-старожилом, носившим фамилию замечательного гоголевского героя – Бульба. Рыбак жил на Северной стороне в маленьком домике с большим садом. Мальчишкой ему довелось быть очевидцем рокового пожара на «Марии», а в зрелых годах он стал свидетелем трагедии линкора «Новороссийск». Именно Бульба и рассказал мне, что в старинных - лазаревских - казармах Учебного отряда Черноморского флота находится рында – судовой колокол – с «Императрицы Марии»... Поначалу я просто ему не поверил. Но на другой день заместитель начальника отряда провел меня в комнату боевой славы. Огромный бронзовый колокол висел на специальном кронштейне.

Я и мечтать не мог о том, что однажды смогу прикоснуться к реальному металлу «Императрицы Марии». Однако вот он передо мной! Как странно – давным-давно нет корабля, но голос его можно услышать и ныне.

— Бам-мм... — Многопудовая рында гудит чуть надтреснуто. Край колокола рассекает трещина — след памятного взрыва, чье эхо и по сию пору отзывается болью в каждом русском сердце.

***

Моряки, погибшие при взрыве на линкоре "Императрица Мария", умершие от ран и ожогов в госпиталях, были похоронены в Севастополе большей частью на старом Михайловском (Вестинском) кладбище. В память о них воздвигли на Корабельной стороне обелиск в виде Георгиевского креста. Сейчас уже никто и не вспомнит, из чего он был сделан – из бронзы, или местного белого инкерманского камня. Во всяком случае, памятник пережил все огневые налеты минувшей войны, он простоял до начала 50-х годов, а потом был снесен, как «не имеющий исторической ценности».

На глазах автора этих строк в начале 80-х годов сносили и братскую могилу «марийцев», расчищая площадку под новостройку. Да и все историческое кладбище снесли, где были похоронены в том числе жертвы морского боя эскадренного броненосца «Евстафий» с «Гебеном», а также моряки с эсминца «Лейтенант Пущин», который первым атаковал немецкий линейный крейсер. Строители оправдывались тем, что «перенесли могилы на Братское кладбище», но ковш экскаватора выбрасывал череп за черепом…

Сегодня настало время достойно увековечить память русских моряков, сложивших голову в морских боях за Севастополь. Мою идею поставить в Главной бухте памятник-островок «Взорванным линкорам» активно поддержал председатель Севастопольского морского собрания Владимир Стефановский. А скульптор Константин Синявин воплотил идею в эскизный проект: линкоровская башня с воздвигнутым на ней поклонным крестом. Кто знает, быть может в годовщину Первой мировой войны в севастопольской бухте появится еще один памятник – морякам линкоров «Императрица Мария» и «Новороссийск»…

Москва-Севастополь

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Сергей
16.12.2015 12:38
В память о экипажах взорванных линкоров "Императрица Мария" и линкоре "Императрица Екатерина Великая" , военных моряках и жителей Севастополя погибших в Период Первой Мировой войны и  оккупации города в 1918 году, кайзероввской Германией, необходимо восстановить памятник на прежнем месте
Александр
03.12.2015 3:30
29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор "Новороссийск". Погибли более 600 моряков. Согласно официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая донная немецкая мина. Но существуют и другие версии, неофициальные, но очень популярные - якобы ответственность за гибель "Новороссийска" несут итальянские, английские и даже советские диверсанты.
Сергей
25.10.2015 17:54
В памятьо погибших моряках линкора Императица мария и затопленном линкоре Императрица Екатерина, необходимов восстановить поклонный крест на первоначальном месте где был до 50-х годов
Виктор
21.08.2015 11:36
Головной линкор-дредноут «Императрица Мария» погиб в родной севастопольской гавани в 7 часов 17 минут 20 октября 1916 года… Россия и все ее союзники были потрясены этой совершенно неожиданной гибелью флагмана Черноморского флота.
александр
11.04.2015 14:27
Уважаемый автор! " Бреслау" был легким крейсером,  а не линкором.
Андрей Ульбин
28.11.2014 18:20
Дмитрию

Да, большинство британских и германских линкоров-дредноутов, вошедших в строй в 1912-1916 годах, развивали скорость от 21 до 24 узлов. Но это были ЛИНКОРЫ… По совокупности ТТХ (особенно по артиллерийскому вооружению главного калибра плюс броневой защите) они по тем временам вполне соответствовали своему классу.

Вошедшие в строй примерно в то же время русские линкоры-дредноуты типа "Императрица Мария" (и ещё хуже – типа "Гангут") по комплексу ТТХ (особенно по соотношению артиллерийского вооружения главного калибра и броневой защиты) находились на уровне тогдашних британских и германских ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ… (К примеру, сравните ту же "Марию" с появившимися ещё до неё британскими линейными крейсерами типа "Лайон" или современными ей "по рождению" германскими линейными крейсерами типа "Дерфлингер".)

То есть "Императрица Мария" (и "Гангут") реально были классом ниже того, к которому у нас их причисляют в официальной морской исторической литературе. Будучи по всем прочим признакам типичными линейными крейсерами, по скорости они до линейных крейсеров не дотягивали (21 узел у русских против 27 узлов у "Лайона" и 26,5 узлов у "Дерфлингера").

Говоря совсем уж просто, жуткие русские "гибриды" не могли выполнять ни роль линкоров, ни роль линейных крейсеров. И, надо отметить, за всю свою жизнь НИКОГДА не выполняли (и даже не пытались выполнять) ни одну из этих ролей.

И ещё… Не очень доверяйте интернетовским источникам, переписывающим друг у друга одну и ту же галиматью. Например, частенько можно узреть, что "Гангут" развивал скорость хода 24 с лишним узла. Откуда это взято – не знаю… В действительности же свою максимальную скорость "Гангут" развил на сдаточных ходовых испытаниях 21 декабря 1914 года – 21 узел. После чего скоростные испытания для него были закончены с составлением соответствующего акта.    





Дмитрий
28.11.2014 11:48
Андрей Ульбин

Кому могли понадобиться эти корабли вполне конкретно написано в воспоминаниях А.Н. Крылова.

С чего Вы взяли, что они были "тихоходные"? Вот, например, современный корабль тех лет:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%90%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD_%D0%94%D1%8E%D0%BA%C2%BB
Смотрим: скорость максимальная 22 уз. И что?
АУ
22.11.2014 19:53
Энтузиаст "теории заговоров" и немецкой диверсии против именно линкора "Императрица Мария" А.Ёлкин знаком мне своими версиями ещё со времён публикаций в журнале "Техника – молодёжи", номера 10, 11 от 1970 года.

К сожалению, его версия не убедительна и не логична… За доказательства его умозрительные инсинуации (во многом притянутые "за уши") вряд ли можно всерьёз воспринимать.  Что-то из детских приключенческих повестей и романов.  Впрочем, очень удобная позиция… всё на свете объясняет, и копать глубже не надо.

Да и прочие "доказательства" немецкой диверсии у других энтузиастов – из того же разряда.

Более весомые и взвешенные аргументы у Н.Залесского (в комментарии к статье А.Ёлкина "Тайна "Императрицы Марии" в журнале "Техника – молодёжи", номер 11 от 1970 года), который скептически относится к версии (как сегодня сказали бы) "террористического акта", к тому же многопланово-сложного для осуществления.  Не прослеживается связность между событиями, результатом которых мог бы стать диверсионный взрыв на "Марии". Слишком "насыщающей" должна быть модель искусственно сотворённой катастрофы со столь крупным боевым кораблём в небоевой обстановке… В своей логически разветвлённо-последовательной цепочке такая "длинная" искусственность – это система с чрезвычайно низкой, если вообще не отрицательной оперативной устойчивостью. А пускаться во все тяжкие и на более актуальных морских и сухопутных театрах военных действий кайзеровская Германия (в отличие, например, от гитлеровской) была явно не готова.  Что уж там говорить о каком-то "затрапезном" Чёрном море, главным оперативным и стратегическим пунктом на котором был Босфор, недосягаемый и неуязвимый для своего насильственного открытия даже целым флотом таких линкоров, как "Мария".  Овчинка выделки не стоила, а вот свою агентурно-разведывательную сеть очень даже можно поставить под удар.  А зачем?!

Согласен с Залесским… Причиной взрыва стало самовозгорание одного из полузарядов в артиллерийском погребе первой башни главного калибра. К этому привела спешка при авральной погрузке угля накануне (поэтому полузаряды не были, как регламентировано, убраны в стеллажи) и низкое качество орудийного пороха. Нечто подобное за год до этого (в октябре 1915 года) произошло на Балтике на близком "Марии" по типу линкоре "Севастополь", который спасло от неминуемой гибели лишь своевременное затопление погреба водой.

Снижение характеристик пушечных порохов в ходе войны (из-за пренебрежения к соблюдению технологических процессов при их изготовлении ввиду повышенного спроса) в России наблюдалось и до Первой Мировой войны, и в её ходе (и в СССР во время Великой Отечественной войны), что особенно характерно именно для отечественного производства порохов и взрывчатых веществ. (Недаром же пироксилин на отправлявшихся из Балтики на Русско-Японскую войну русских кораблях специально "подмачивали". Перестраховка, конечно, но сам факт примечателен – боялись взрыва артиллерийских погребов…)  
Андрей Ульбин
22.11.2014 18:41
Если кратко сформулировать отличия в английском и немецком подходе к организации морской войны и исходящих из этого концептуальных посылов для проектирования крупных надводных боевых кораблей, то лучше одного из авторов, пишущих на данную тему, и не скажешь:  британские корабли прежде всего должны были утопить противника, а перед германскими кораблями ставилась задача не утонуть самим.

Британский флот создавался для завоевания господства на море-океане путём прямого вооружённого столкновения своих боевых кораблей с такими же кораблями противника.  Немцы же рассматривали свой флот не более как инструмент политического устрашения в мирное время, а вовсе не как орудие войны, годное для употребления.

Отсюда преобладание в английских линейных кораблях наступательных качеств в ущерб оборонительным, а в немецких – оборонительных при явно проступающей недовооружённости и недобора скорости и дальности хода…

Исповедуемый немцами перекос в сторону защитных функций с толстой и тяжёлой бронёй не помешал им спроектировать более сбалансированные линкоры и линейные крейсера, чем у англичан.  Правда, немецкая броня имела несколько пониженные (на 10-15 процентов) параметры сопротивления ударным нагрузкам, чем английская – лучшая в мире по тем временам. Говоря проще, немецкая броня (при прочих равных условиях) "хуже держала" попавший в неё снаряд, что нужно учитывать при сравнении степени защищённости английских и немецких кораблей.  Однако в целом немецкие линейные корабли строились более тщательно и продуманно…

С англичанами и немцами всё предельно понятно.

А вот для решения каких задач в войне на море строились русские крупные боевые надводные корабли – знает один лишь Господь Бог… Предполагаю, что сами проектировщики "Гангута" и "Императрицы Марии" о том не ведали. Во всяком случае, ни в одной книге на эту тему, ни в одной статье, ни в одном документальном фильме я ни разу не слышал сколь-нибудь вразумительных (по пунктам) объяснений, с кем, где и как собирались сражаться эти уродливые создания… и что это вообще была за концепция такая?!  Ни наступательных, ни оборонительных функций в русские дредноуты явно не закладывали.  (Они не могли удрать от более сильных кораблей противника и догнать более слабые из-за своей патологической тихоходности, особенно в условиях волнения на море.)

Для чего Российской Империи понадобились эти дорогостоящие "картонные" корабли с неясным предназначением, которые никак не показали себя (что и следовало ожидать) ни в Первую Мировую войну, ни во Вторую Мировую войну…

Ну, не считать же достижением противостояние на Чёрном море запланированных к постройке четырёх линкоров типа "Императрица Мария" одинокому "Гебену", который даже линкором-то отродясь не являлся. Неужели такой перепуг у русских военморов случился?  А для чего ещё эти "Марии" могли понадобиться?..  Штурмовать Босфор?..  Да им, "Мариям", несказанно повезло, что они так и не впутались в запредельную авантюру с проливами.  Про Балтику лучше и вовсе умолчать…  Типичные плавучие батареи, да и то плохонькие…
Владимир.
27.10.2014 19:41
Выше я оставил коментарий о фото. Добавлю - главное фото там , очень чёткое фото - выступление какого то крупного деятеля, похожего на Керенского. Многие лица легко узнаваемы.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».