Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2017
«Среди огня и орудийной смертоносной пальбы…»

«Среди огня и орудийной смертоносной пальбы…»

К 100-летию восстановления на Руси Патриаршества
Татьяна Корсакова
04.12.2017
«Среди огня и орудийной смертоносной пальбы…»

Ровно сто лет назад, 21 ноября 1917 года по старому стилю, или 4 декабря – по новому, в Москве, в храме Христа Спасителя у Владимирской иконы Божией Матери, доставленной из Кремля, трижды возгласили «Аксиос!». Состоялась интронизация Тихона, первого после двухвекового перерыва Патриарха Москвы и всея России, – так тогда называлась эта должность. Бог судил Патриарху Тихону занимать это место в течение семи с половиной лет, до кончины. Следующего Патриарха РПЦ обрела лишь в 1943 году, при Сталине, после перелома в пользу СССР в Великой Отечественной войне.

Не было еще в России года такого же бурного и непредсказуемого, как год одна тысяча девятьсот семнадцатый по Рождеству Христову.

Будто разверзлась сама русская земля и обнажила свое огненное адское нутро. Будто реки встали водяной горой и ринулись вспять навстречу тихому старинному течению. Да вот еще точнее: будто взглянули родные братья один на другого и не узнали друг друга.

Всё вздыбилось и рухнуло, сгрудившись. Сам царь остался один, без соратников, и отрекся от престола. Вмиг ожили забытые было Советы, составив конкуренцию властям. Правительство мало того что называлось Временным, так еще и все время видоизменялось, словно лица зевак перед кривыми зеркалами. Цены скакали. Поставка продуктов, главное хлеба стала ненадежной, что заразило бациллой бунта население...

Именно в это время Православная церковь, последний оплот народа, оставшись без Помазанника Божия, решилась на изменения, которых смиренно ждала два века.

С тех пор, как Петр Великий, приютивший в Российской империи множество протестантов, прикрыл институт патриаршества на Святой Руси.

В августе 1917 года в Москве открылся Всероссийский Поместный собор. На него собрались свыше 580 делегатов со всей России, теперь уже республики. В Москву приехали и клирики, и миряне, то есть посланцы простого народа. Нового Патриарха выбирали всенародно. Были разработаны правила избрания представителей: отдельно от казачества, от монастырей, университетов, приходов, Государственного Совета, Государственной Думы и пр. Прибыл глава Временного правительства А.Ф. Керенский, министры.

Заседания Собора растянулись не на недели, не на месяцы на год с лишним! В самом начале работа Собора протекала с присущей Церкви степенностью. Больше двух месяцев участники не могли со всей определенностью решить в принципе: избрать ли Патриарха или остаться верными коллегиальности? Иными словами, сохранить в Церкви демократию или восстановить «самодержавие»?

С высоты прошедшего столетия хорошо видно, что российскому обществу никуда не деться если не от монархии как таковой, так от единоначалия...

Мирное течение Поместного собора резко ускорили революционные события в Петрограде. Через три дня после падения Временного правительства на Соборе было принято решение избрать Патриарха.

Новые власти позволили перенести из полуразрушенного Успенского собора Кремля в храм Христа Спасителя величайшую православную святыню Владимирскую икону Божией Матери. Перед ней был установлен ковчежец с тремя записками с именами: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений, митрополит Московский Тихон. Один из членов Собора сказал о них так: «Самый умный из русских архиереев архиепископ Антоний, самый строгий архиепископ Арсений и самый добрый митрополит Тихон». Участники Собора решили довериться Промыслу Божию, т.е. избрать главу Церкви с помощью жребия. После литургии и молитвы старец Зосимовой пустыни, что под Сергиевым Посадом, Алексий (Соловьев) достал из ковчежца записку и передал ее митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому). Тот прочитал: «Тихон, митрополит Московский!». 21 ноября (4 декабря) 1917 года состоялась интронизация нового Патриарха Московского и всея России.

...Так бывает. Юного Васю Беллавина из семьи сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии еще в Псковской духовной семинарии однокашники звали «архиереем», а в Санкт-Петербургской духовной академии, где не было принято давать друг другу даже шутливые прозвища, товарищи по курсу, как следует из жития святителя Тихона, «очень любившие ласкового и спокойного религиозного молодого человека», называли его «патриархом». Что-то в этом все-таки есть, в детском предвидении...

Будучи назначен епископом Алеутским, а затем возглавив всю Православную церковь в Америке, «Тихон многое сделал в великом деле распространения Православия». Он возводил в Штатах православные храмы и строил Церковь. Много ездил. Задумал переустройство епархии и осуществил его при поддержке Святейшего Синода. Искренне заботился о Сирийской и Сербской православных миссиях в Америке. С Православной церковью при нем воссоединилось множество униатов. Епархия стала называться Алеутской и Североамериканской. Тихон стал архиепископом.

И в Америке, а затем и в Ярославле и Москве Тихона очень любили, отмечая одновременно как его очень результативную деятельность, так и неслыханную личную скромность.

Не трогали его фанфары. А делу он служил как никто. В ответ на Декрет об отделении Церкви от государства Патриарх Тихон выпустил в январе 1918 года послание, которое в отечественной историографии получило название «Анафема большевикам»...

Но это уже было потом. Пока что на соборе звучало «Аксиос!» «Достоин!», а по всей России тем временем усиливалась «пальба». В своей речи после вручения ему жезла святителя Петра Тихон произнес именно такие горькие и более чем пророческие слова: «Патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и орудийной смертоносной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам запрещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного».

Всю чудовищность грядущих событий с участием и под руководством «непокорных» не мог вообразить себе даже такой умный и прозорливый человек, как Тихон. Добрый был. Ласковый к товарищам. Верил в простых русских людей, так истово молившихся в храмах...

Но уже в январе 1918 года был убит тот, кто руководил избранием и интронизацией нового Патриарха, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Началось разграбление церквей, резко усилившееся в 1921-м году великого голода. Уже заселялись беднейшими из крестьян опустевшие по велению новых властей монастырские кельи и осваивались угодья монастырей. Утлая лодка народа-«богоносца» разбилась о рифы бесплатных материальных благ. Захочешь, да не сможешь этого отрицать. Было, было...

О восстановлении на Руси Патриаршества и о первых шагах Патриарха Московского и всея России Тихона рассказала выставка «К 100-летию восстановления Патриаршества в России», развернутая в одном из залов Российского государственного архива социально-политической истории по поручению директора архива А.К.Сорокина группой сотрудников под руководством доктора исторических наук Л.А. Лыковой, известного специалиста по истории царской семьи и Патриаршества в России. На выставке были представлены фотодокументы Всероссийского Поместного собора, фотографии разрушений Москвы и Кремля результатов военного взаимодействия российских регулярных войск и вооруженных большевиков, подлинники и копии документов той эпохи, хранящиеся в фондах РГАСПИ, а также многочисленные тома «Издания деяний Священного собора Православной Российской церкви», которое издает Новоспасский мужской монастырь в Москве с владыкой Саввой во главе. Готовы 18 больших томов, скоро выйдет 19-й.

«Все было запротоколировано на том памятном Соборе, который длился больше года в 17-м и 18-м годах каждое заседание, каждое выступление. В Новоспасском монастыре делают чрезвычайно сложную и очень нужную работу, готовя тома к печати. Это удивительные документы», рассказала Людмила Анатольевна Лыкова.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

"Смерч"
05.12.2017 6:22
Очень интересный, важный, познавательный материал. Видно, в каком тяжелейшем положении оказалась страна и церковь в февральско-октябрьском и последующим мракобесии. Церковь нашла в себе мужество и силы собраться и избрать главу для объединения, выживания и укрепления церкви и священства в трудную годину большевистского лихолетия, что достойно всякого уважения и памяти потомков.
mamlas
04.12.2017 19:35
Не надо идти против народа ни смертному, ни патриарху, ни царю... Это редкий урок 1917-го, который так и не хочет, то ли в силу своей гордыни, то ли глупости, усвоить потерявший власть класс. И вот как тогда он не хотел слышать этой истины, и то, как нынче ревизионисты отрицают её, говорит о том, что ничего сегодня не получится у воздыхателях.

Винить массы - это всё равно что винить землю. Примиряться надо в будущем, а не в прошлом. которого уже не переделаешь.
Лесник
04.12.2017 19:07
Важный шаг был сделан. Как сказано в статье, от демократии в Церкви, пришли к единоначалию, самодержавию. Следует понимать, что демократы в Церкви благославили свержение самодержавия. Но и Церковь без единоначалия не жизнеспособна.
ort
04.12.2017 18:25
«Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» . НО о каких им-но советских законах, которые он не признаёт- забыл упомянуть.
Наверное- речь шла о праве частной собственности на заводы и поместья. ОЧЕНЬ БЛАГОЧЕСТИВО. При Царе признавал ведь......
ЭТО нисколько не мешало Тихону служить в кремлёвских храмах (по-соседству с рабочим местом Ленина) почти каждый день.
ЭТО ВСЁ СТОИЛО ВПОСЛЕДСТВИИ ЖИЗНИ МНОГИМ "ОВЦАМ ХРИСТОВЫМ", которые пошли покорно, думая что идут ВОСЛЕД за Тихоном. И встали на путь борьбы с государством СССР. А Тихон ? Тихо отошёл в сторонку.

Эксклюзив
06.12.2017
Наталия Нарочницкая
Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе.
Фоторепортаж
07.12.2017
Подготовила Мария Максимова
Центр моды и дизайна, открывшийся в Москве, представил первую выставку.