Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 августа 2020
Секретные концессии

Секретные концессии

Что же побудило японцев заключить с нами договор о нейтралитете в 1941 году?
Дмитрий Мельников
15.07.2013
Секретные концессии

В 1941 году на Дальнем Востоке доминировала Япония, занимавшая тогда, напомним, Корею и Маньчжурию. Центр промышленного производства, включавший в себя и добычу полезных ископаемых, и гигантские по тем временам производства, был у японцев в этом регионе, а у нас – далеко в европейской части. С точки зрения военной мощи, как морской, так и сухопутной, мы могли исходить лишь из того, что сумеем в случае японской агрессии только продержаться до подхода подкреплений из западной части нашей страны.

У нас распространено мнение о том, что самураев удержали от развязывания войны наши победы на Хасане и Халхин-Голе. Отчасти это так, опьяненные цепью непрерывных военных триумфов, наши соседи впервые познали тогда горечь поражения. Но посмотрим на эти события с позиции Токио. Японскому народу их представили как победу: было сделано множество фотографий, запечатлевших советских военнопленных и трофейные, новейшие на тот момент образцы вооружений. И лишь в секретном докладе императору говорилось о потерях, но опять же, цифры были преуменьшены в разы, если не на порядок. Так что в понимании большинства части политиков и общественности страны самурайский меч в конце 1930- начале 1940-х годов не был надломлен.

Добавим к этому и другие пограничные инциденты, верх в которых сумели одержать японцы. Их суть вкратце такова. Летом 1937 года под Благовещенском японцы сумели вытеснить с островов Сеннуха и Большой на реке Амур высадившихся там десятью днями раньше советских пограничников, потопив в ходе боя наш бронекатер и повредив еще несколько кораблей. Днем позже на Амуре был потоплен еще один советский пограничный корабль. Японское правительство предприняло демарш, и СССР вынужден был согласиться отвести свои войска с обоих островов на прежние позиции, хотя до этого речь шла о подготовке едва ли целой советской дивизии к боевым действиям. Японцы здесь сумели обойти нас как на военном фронте, так и на дипломатическом.

Так что полагать, будто мы сумели «убедить» островных соседей не начинать драку на наших дальневосточных рубежах, показав свою силу, верны, но лишь частично.

Наиболее емко уровень военных возможностей двух стран отразил японский историк Фудзивара Акира. Он указывал, что «сравнение армий двух стран должно проводиться с учетом всей численности войск, которые стороны могли использовать в случае войны. Для СССР весьма серьезной проблемой была большая протяженность железнодорожной магистрали из Европы в Сибирь, которая к тому же имела лишь одну колею. С другой стороны, окруженная морями Япония могла концентрировать войска, используя морские пути. Это обеспечивало ей решающее преимущество. Кроме того, основная часть капиталовложений Японии в Маньчжурии шла на строительство выводящих к советской границе стратегических железных дорог, что обеспечивало быстрое развертывание войск. В Японии существовал план сосредоточения в районе границы в течение трех-четырех месяцев с начала войны миллионной группировки. Учитывая это, Советский Союз был вынужден увеличить численность сил сдерживания на Дальнем Востоке еще в мирный период».

Часть наших историков уверовала, будто бы одним из факторов сдерживания стала невозможность получения японцами надежной разведывательной информации. Утверждается, что после осени 1937 года, когда с Дальнего Востока были выселены корейцы, среди которых могли раствориться японские разведчики, у самураев не было ни единого шанса получить точные сведения о состоянии наших войск и обстановке на сопредельных территориях. Выглядит логично, но чересчур просто...

При более скрупулезном анализе начинаешь понимать: что-то здесь не так. У «островитян» было предостаточно агентуры среди множества эмигрантов старой России в Северо-Восточном Китае, да и технической разведки и возможностей нескольких японских консульств на Сахалине и Камчатке никто не отменял.

Впрочем, был здесь у наших оппонентов «козырный туз» в рукаве: в 1938 году к ним перешел Генрих Люшков, главный чекист на всем Дальнем Востоке!

Японцы окрестили этот инцидент «побегом столетия» - настолько ценную информацию, включая мобилизационные планы и даже радиокоды в этом регионе предоставил перебежчик.

В конце концов, убедительным доказательством наличия у наших оппонентов военных планов применительно к СССР служит указание генштаба японской армии, датированное 1942 годом: быть готовыми «опередить противника в подготовке к войне и создать положение, позволяющее по своему усмотрению нанести первыми удар в момент, благоприятный для разрешения северной проблемы».

Так что же побудило японцев заключить с нами договор о нейтралитете в 1941 году? Ответ лежит в экономической плоскости. Токио, как и его основной союзник Берлин, испытывал острую нужду в природных ресурсах. Металлов более-менее хватало, а вот с нефтью ситуация была не слишком радужной. Германию еще как-то выручали румынские нефтепромыслы, а вот у империи Ямато своя нефть закончилась уже к 1920-м годам, на подвластных землях Кореи и Маньчжурии «черного золота» обнаружено на тот момент тоже не было.

Роль основного поставщика стали играть вездесущие и услужливые американские корпорации – именно они поставляли до 80-90 процентов от всех объемов нефти, в которых нуждался Токио. Естественно, японцев эта статистика не радовала. В качестве альтернативы ими рассматривалась поставка нефти из южных территорий, находившихся тогда под властью Голландии и Великобритании. Но поход за ней означал вооруженный конфликт с этими европейскими странами.

Где же взять нефть? В Советском Союзе, на Сахалине…

Мало кому, за исключением небольшого круга специалистов известно, что вплоть до осени 1944 года в районе небольшого города Охи, что на севере Сахалина, японцы добывали нефть на вполне легальных основаниях.

А именно - согласно так называемому коллективному договору «по японской нефтяной концессии на острове Сахалин», заключенному еще в 1925 году. На первый взгляд, это кажется невероятным, ведь иностранные концессии, детища введенной в начале 1920-х В.И. Лениным «новой экономической политики», к началу тридцатых годов были практически полностью ликвидированы. Причем делалось это довольно грубыми методами: самым непонятливым административными методами не давали работать.

Очевидно, что секрет долгожительства японского предприятия кроется в том, что никто не стремился полностью «перекрыть кислород» нашим соседям. Советское правительство на несколько ходов вперед просчитало все возможные действия японцев. А для последних нефтяная сделка с Советской Россией сразу же приобрела особое значение: в состав «Акционерного общества Северо-Сахалинских нефтяных предпринимателей» вошли гранды промышленности этой страны, в том числе - известные и по сей день корпорации «Мицуи» и «Мицубиси». Его уставной капитал составил 10 миллионов иен, сумма по тем временам просто астрономическая. Главой акционерного общества стал адмирал Сигецуру Накасато, лично подписавший в конце 1925 года в Москве концессионное соглашение с Феликсом Дзержинским. Оно и понятно: сахалинская нефть шла на нужды японского флота.

Стараниями заинтересованных в увеличении своих нефтяных запасов японцев объемы нефтедобычи выросли к середине 1930-х до 180 тысяч тонн. Что было почти в два раза выше аналогичных показателей в самой метрополии.

Помимо нефти вплоть до 1939 года опять же по концессии, но уже угольной, японцы получали с Сахалинавплоть до 1939 года еще и коксующийся уголь, который поставлялся на металлургические заводы, выполнявшие военные заказы. Выгодна японцам была и так называемая конвенция о рыболовстве: согласно ее положениям, они имели право вести промысел морских биологических ресурсов около восточного побережья Камчатки, в Охотском море и вблизи Приморья.

Акционерное общество продолжало существовать, несмотря на военные конфликты. Причина - в особом внимании советского правительства. Например, 5 июля 1938 председатель Совета народных комиссаров СССР В. Молотов подписал имевшее гриф «Совершенно секретно» (снятый лишь в 1990-х, несмотря на отдельные возражения), постановление – тем самым дав зеленый свет продолжению работы нефтяной концессии.

Очень занятный документ. Ну, в какой «бумаге» подобного рода, да еще подписанной практически на самом верху, можно найти указание о строительстве яслей, бань и душа? И зачем Совнаркому разбираться, нужна или не нужна японским концессионерам гидрометеостанция. Напомню: к этому дню прошло чуть более года с момента инцидента под Благовещенском, унесшего жизни советских военнослужащих, уже назревали события на Хасане.

Будь на месте И.В. Сталина политик помельче, он обязательно бросился бы «размахивать шашкой» и одним махом закрыл бы все концессии с японцами в отместку за гибель своих солдат и провокации на границе.

Тем более что подобного рода партнерство с японцами таило в себе опасности. Первая – идеологические потери. Концессии – показатель того, что ты фактически продолжаешь вести признанную неэффективной нэповскую политику. А коль так, значит, все твои заявления о новом курсе, все жертвы в ходе индустриализации - во многом пустой звук... Останься в советском руководстве правые или левые уклонисты, они бы обязательно припомнили это вождю всех народов. Второй: работа концессий фактически пропагандировала капиталистический образ жизни. Японцы поставляли на север Сахалина все самое лучшее, что на фоне советской системы снабжения, пытавшейся завозить с материка продукты и товары далеко не всегда высокого качества и первой свежести, выглядело просто фантастикой. Не зря поэтому рассказы о том, как вольготно жилось советским рабочим, занятым на нефтяной и угольной концессиях, ходили на Сахалине едва ли не до конца восьмидесятых. Да и сейчас некоторые жители северной части острова сравнивают тогдашний Северный Сахалин с Сингапуром. Третий момент. Концессии предоставляли японцам прекрасную возможность для сбора данных о внутренней жизни Советского Союза, да и о военном строительстве. Конечно, НКВД этим вопросом занимался, о чем свидетельствуют аресты среди японских работников этого совместного предприятия, но сколько разведчиков все же продолжило свою работу, не знает никто.

Особое значение для японцев нефтяная концессия приобрела в начале 1940-х: тогда стало ясно, что после создания оси Рим-Берлин-Токио война с Соединенными Штатами неизбежна и, следовательно, поставки американской нефти прекратятся. Это и стало одной из причин, сподвигнувших Токио предложить заключение договора о нейтралитете. В ходе подготовительных контактов осенью 1940 года глава японской дипломатической миссии говорил наркому иностранных дел В. Молотову: «Если между Японией и СССР будет заключено соглашение, то японское правительство убеждено, что это окажет благоприятное влияние на рыболовный и концессионный вопросы». Перевод с вычурного дипломатического языка звучит так: «Мы вам договор о нейтралитете, а вы нам – сохранение концессий». И мы пошли на японские условия, хотя политические издержки для Москвы, вызванные подписанием договора с поджигателем войны на Дальнем Востоке, были немалыми. Нам, например, пришлось долго объясняться с китайцами, против которых вела войну японская армия, что мы по-прежнему на их стороне.

Понятно, что с началом войны с США сахалинская нефть для японцев стала на вес золота. В этих условиях пойти навстречу неоднократным предложениям Берлина развязать войну против СССР означало бы для Токио экономическое харакири.

И лишь в 1944 году, когда стало понятно, что мы справились с гитлеровской Германией, японская нефтяная концессия была ликвидирована.

…Наверно, многие начнут обвинять тогдашнее руководство во главе с И.В. Сталиным в том, что оно, таким образом, сознательно подталкивало Токио к конфликту с Вашингтоном. Однако давно известно, что политика есть искусство возможного, а использование такого мощного рычага влияния, как сахалинская нефть, было в тех условиях не только возможным, но и жизненно необходимым.

Ситуация отчасти повторяется и сегодня. После аварии на АЭС «Фукусима» в марте 2011 года и последовавшего за ней резкого увеличения доли ТЭЦ в энергобалансе Япония вынуждена была значительно увеличить потребление углеводородного сырья. В качестве одного из важнейших источников снова рассматриваются сахалинские нефть и газ. Может быть, как раз в этом одна из причин того, что японские политики заговорили о «выходе двусторонних отношений на новый этап». Значит, Москве следует по максимуму использовать «углеводородный фактор» в отношениях с Токио.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 39 найденных.
Андрей Ульбин
31.08.2013 22:16
Сергею

Лучше вспомните, как в сентябре-октябре 1945 года советские войска выселили всех коренных жителей Курильских островов (айнов), ранее притесняемых японцами, в Японию. А тех, кто не пожелал уходить со своих исконных территорий, гуманно расстреляли.

С тех пор СССР-Россия не признаёт существования такой народности, как айны.
Сергей
23.08.2013 15:21
Японцы просто ждали бескровной капитуляции Дальнего Востока, считая, что СССР не способен на сопротивление Германии.        
История распорядилась так, что Япония понимала, что после объявления войны с СССР, США просто обязаны уничтожить население японских островов. КАК?   Использовать СССР ДЛЯ своих аэродромов.
Андрей Ульбин
18.08.2013 13:36
Хмурому

Я Россию не ненавижу, а презираю её.

За неспособность воспользоваться тем, что ей даёт богатейшая природа. За тупость, с которой она бездумно качает нефть и газ. За выборы, на которых она выбирает кремлёвских воров.

Хмурый
17.08.2013 3:15
Андрей Улыбин - как, сладостно Россию ненавидеть?
Андрей Ульбин
15.08.2013 1:22
Прову

А кто строил военные (в том числе и авиационные) заводы в СССР?! Вы, распинаясь об американском авиационном экспорте, что-то забыли упомянуть об СССР, в огромных количествах и с удовольствием поглощавшем этот самый экспорт!!! Иль Вам память отшибает всякий раз, как только о Советском Союзе заходит разговор? В Ваших опусах его вообще не видать… Это такая Ваша "правда-матка" однобокая?! Или Вы всерьёз полагаете, что высокотехнологичные заводы в СССР создавались киркой и лопатой при помощи какой-то "матери"?!

Запамятовали, наверное, как американцы, например, по дешёвке продали нам свой танк "Кристи" (под видом тракторов – для обхода вывозной пошлины) вместе со всей технологической частью, на основе идей которого у нас сделали его ухудшенные варианты в виде советских БТ-5, БТ-7, а потом и Т-34… Обратите внимание на антиснарядную форму "Кристи" и её значительное ухудшение от БТ-5 к Т-34.

Все западные империалистические державы в 1930-е годы вооружали Советский Союз с не меньшей энергией, чем Германию, Японию или Китай, а с гораздо большей (по размаху даже сравнивать нельзя). Все авиационные двигатели, с которыми советские самолёты провоевали всю Великую Отечественную войну, - иностранного происхождения. Так же как и почти всё авиационное оборудование советских самолётов… Другое дело, что советские "левши" (вспомним, как лесковский Левша сломал миниатюрную английскую блоху и его с ней отправили в Англию её чинить) всё это научиться грамотно изготовлять не удосужились. И за время войны ничего своего не придумали…

Что касается авиации.

До начала Второй Мировой войны в США не было централизованной правительственной организации, следившей за вывозом важной для обороны страны продукции, технологических новинок и научно-технических разработок. В начале 1930-х годов внутриамериканский либерализм достигал такого размаха, что новейшие самолёты, авиадвигатели и авиационное оборудование могли быть проданы за границу в любую страну (включая СССР, Германию, Японию) через год после того, как началось серийное производство в самих США (позднее этот срок был сокращён до полугода). После того как экспорт был разрешён по установленному законом сроку, американские фирмы могли нелимитированно продавать лицензии кому угодно для производства чего угодно.

Но если, например, американская авиастроительная фирма разработала авиадвигатель, самолёт или авиационное оборудование по своей инициативе и за свой счёт (то есть без заказа, финансовой помощи или прямого участия американского правительства), то на продажу готовой продукции ограничения вообще не налагались. Сплошь и рядом американские авиапроизводители обеспечивали покупателей по всему миру такой технической информацией по новой продукции и новым технологиям, которая во многих странах, куда она поставлялась (например, в СССР), считалась бы важным военным секретом, а её передача за границу каралась бы вплоть до смертной казни (например, в СССР).

С 1933 по 1940 годы главным источником и поставщиком иностранной научной, технической и экономической помощи для советской авиационной промышленности были США.  За ними следовали Франция, Великобритания, Италия, Чехословакия, Польша и Бельгия.

К 1934 году почти 20 процентов авиационного экспорта США (как готовой продукции, так и станков, оснастки и оборудования) было направлено в СССР, но это лишь часть общей помощи, оказанной американцами Советскому Союзу. Советская программа по приобретению достижений мировой авиапромышленности достигла своего максимума в период с 1937 по 1939 годы. Советско-американское военно-техническое и военно-промышленное сотрудничество продолжалось вплоть до 1940 года (прекращено из-за нападения СССР на Финляндию, возобновилось в 1941 году). Более 20 крупных американских корпораций и объединений, выпускавших самолёты, авиадвигатели и разного рода авиационные принадлежности вели свои дела с СССР, производя для него штурмовики-бомбардировщики "Валти", летающие лодки "Каталина" и "Мартин", истребители "Северский", военно-транспортные самолёты "Дуглас" и ряд других типов военных самолётов. ("Каталина" и "Дуглас" стали выпускаться в СССР по американской лицензии, а концепции, заложенные в самолёт "поля боя" типа "Валти", послужили основой для создания штурмовика Ил-2.) При помощи американских инженеров и техников и на поставленных в СССР из Америки заводских поточных линиях производилось несколько типов двигателей "Райт" (все воздушного охлаждения, один из этих модифицированных типов до сих пор эксплуатируется на самолётах Ан-2).

Советский Союз покупал в США для своей авиационной промышленности современное станочное оборудование (включая металлорежущие станки, тяжёлые прессы, тюбинги), готовые изделия (пропеллеры, радиостанции, навигационное оборудование, прицелы, аэрофотокамеры, парашюты) и всевозможное стендовое испытательное оборудование (например, высокоточные весы для аэродинамических труб), а также такие важные материалы, как марганец, медь, олово, алюминий, латунь, моторные масла и высокооктановый авиационный бензин. В Америке были целиком закуплены целые заводы цветной металлургии и нефтеперерабатывающие комбинаты.

Командированные советские учёные и инженеры проводили от 6 месяцев до 2 лет в США, стажируясь и набираясь знаний в американских авиационно-исследовательских центрах и на авиазаводах. В частности, там дневали и ночевали советские авиационные инженеры из ЦАГИ (в том числе и Туполев), а другие советские авиационные инженеры (в том числе Ильюшин) - на французских авиационных заводах.

Так что если "метать громы и молнии" в Америку, то надо бы в первую очередь поставить ей в вину преодладающее (по сравнению со всякими Германиями, Италиями и Япониями с Китаями) военно-техническое и военно-технологическое снабжение Советского Союза. И поимённо припомнить, что негодяйская Америка у нас понастроила и сколько всего нам надавала.

Займитесь этим на досуге…

Андрей Ульбин
15.08.2013 1:18
Прову

Если Вы полагаете, что авиационные инженеры, работавшие в советской авиационной промышленности были с такими же сермяжными представлениями и мнениями об авиации, что у Вас, то сильно ошибаетесь. В своём кругу они говорили одно, публично – другое… Так требовали правила "строителей коммунизма"… Я же знаю, работал с ними несколько лет в исследовательских авиационных программах. И с генеральными конструкторами встречался и беседовал. В группе и отдельно… Например, с Новожиловым, с Баршевским… (Со вторым вообще частенько разговаривал в ЦАГИ. Он неоднократно бывал в Америке на вертолётных заводах и очень интересно об этом рассказывал. Такие рассказы – о превосходстве американской технологии – в те времена у нас на публике воспринимались как антисоветская пропаганда, а посему публично никогда не произносились.)

Вы в который раз пытаетесь всучить мне в качестве реальной информации какие-то байки, надёрганные Вами в рунете… Вот передо мной на полке стоят книги по аэродинамике, динамике полёта, аэромеханике, стистемам управления летательными аппаратами… Книги 1950-х, 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х годов. В том числе и с историческими эскурсами по специальным вопросам авиационной науки – кто и где что открыл и как и в каком виде впервые создал. Вот это – авторитетная для меня литература по авиации.

Наши пропагандисты никогда не могли предоставить ни одного доказательства своего сочинительства про снабжение Америкой гитлеровской Германии – ни единого документа. Вся цифирь у них придумана ими самими… Да Вы сами можете в этом при желании убедиться. А потому на международных конференциях по Второй Мировой войне наши демагоги воздерживались выкладывать свои химеры, так как ни одного доказательства не имели. Всё это предназначалось (причём даже не в советской официальной печати, а путём распространения слухов) исключительно для внутреннего пользования – для советского населения. (Более или менее стоящие сведения у нас от населения всегда секретились.)

Да и приведите мне хотя бы одну советскую историческую книгу по Второй Мировой войне, где утверждалось что-нибудь из того, что Вы понасобирали про "ленд-лиз для Гитлера". Хотя бы одну-единственную книгу... Вы же советским коммунистическим историкам верите – так процитируйте их, а не балаболок из рунета. Повторяю, процитируйте по этому вопросу выдержку хотя бы из одной советской документально-исторической книги 1960-1970-х годов… выпущенной в разгар "холодной войны".

Вы не процитируете по одной простой причине – таких советских документально-исторических книг не было. Всё же в СССР как-то стеснялись врать столь безбожно… В художественных книгах – иногда проскальзывало, но в документальных таких обвинений не печатали.


Питерский
12.08.2013 11:43
AU-shka Smerdyakoff: /// "...известны и некоторые устные (сказанные в частном порядке) реплики Черчилля по адресу Сталина, из которых "Чингиз-хан с телефоном" далеко не самая презрительная…"///.
Ну, если они кому-то и стали  известны, то уж точно не Аушке - а то он бы всенепременнейше  самую презрительную откопал и вставил тут. А теперь вновь прочтем то, что Черчилль сказал о Сталине в своей речи в английском парламенте: "России очень повезло, что когда она агонизировала, во главе ее оказался такой жесткий военный вождь. Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времен". И далее: "Сталин также произвел на меня впечатление своей хладнокровной мудростью, при полном отсутствии каких-либо иллюзий". Ну и где здесь противоречия можно сыскать, если, конечно, не впадать в русофобскую истерию? Чингисхан не подходил для своего народа, переживавшего суровые времена? Великий Правитель, основатель Великой Монгольской Империи не обладал разве "хладнокровной мудростью", позволившей ему победить врагов? Или же Чингисхана можно обвинить в том, что он "находился в плену иллюзий"? Как там у классика персонаж говаривал-то: "Послушай, ври, да знай же меру!"  Ведь сам же и пишет: ///"Истинное отношение Черчилля к правящему классу Совесткого Союза проступает не в льстивых официальных посланиях Сталину, а в публичных выступлениях внутри самой Англии..."///. Так цитированные мною  слова он где говорил-то? В британском парламенте по итогам визита в Москву в августе 1942 г.! Внутри самой что ни на есть Англии! И выступление его самое что ни на есть публичное! Или бедному Аушки и это невдомёк? Ну и ну...
"Выдающаяся личность, подходящая для суровых времен"  - вот ключевые слова из уст, конечно же, ярого противника большевиков, но отнюдь не русофобской балаболки.
И, если уж сам Аушка говорит, что отнюдь не все слова, сказанные сэром Уинстоном, следует принимать за чистую монету, то какого же рожна он эти-то его слова цитирует: "…до нападения на них Гитлера мы не знали, будут ли они сражаться, и если будут, то на чьей стороне"?   Как будто и не было апрельских переговоров 1939 года и предложения советской стороны на них: ««Англия, Франция и СССР заключают между собой соглашение сроком на 5-10 лет со взаимным обязательством оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств»? И слова того же самого Черчилля я ведь ему напоминал: «если бы, например, по получении русского предложения Чемберлен ответил: „хорошо, давайте втроем объединимся и сломаем Гитлеру шею“, или что-нибудь в этом роде, парламент бы его одобрил, Сталин бы понял, и история могла бы пойти по иному пути. Во всяком случае, по худшему пути она пойти не могла». Так не знали, или не желали знать, преследуя сугубо своекорыстные цели? За что их, разумеется, не стоит упрекать, но и выставлять в качестве морального примера, на аушкин манер –  на такое,   уж извините, только определённым образом  самоангажированный субъект способен.
/// «Можно подумать, что мы виноваты в том тяжёлом положении, в котором сейчас очутился Советский Союз...»///. Разумеется, можно и так подумать, и для этого вовсе не нужно быть заядлым  большевиком, достаточно просто не быть упёртым русофобом: «Враждебность Черчилля к коммунизму,— пишет английский политический деятель и журналист Эмрис Хьюз,— граничила с заболеванием. И действительно, разве не сам Черчилль выступал за то, чтобы Германия была превращена в бастион против России, и разве не это делал германский фашизм?»
/// «…Советское правительство полагало, что русские оказывают нам огромную услугу, сражаясь в своей собственной стране за свою собственную жизнь»///?
А вот слова из «публичного выступления Черчилля внутри самой Англии», из его речи 22 июня 1941г.: ///«опасность для России — это опасность для нас и для Америки, и борьба каждого русского за свой дом и очаг — это борьба каждого свободного человека в любом уголке земного шара»///.  А в кулуарах, как известно, сэр Уинстон чуть не плясал от радости, узнав о нападении Гитлера на СССР. Если не было «услуги», пусть и невольной, ну тогда чему, спрашивается, было радоваться-то? Впору было бы принять эту новость со спокойным безразличием. А в публичной речи сказал бы примерно так: «Эти большевики сами добились этого, как заварили с Гитлером кашу, так пусть теперь сами её и расхлёбывают». Ан, нет, как видим, Черчилль – это вам не аушка какой-нибудь, умел обуздывать то, что в нём «граничило с заболеванием»…
А Аушка паки и паки взахлёб цитирует Черчилля: ///«…Русские никогда ни в малейшей степени не понимали характера десантной операции, необходимой для того, чтобы высадить и удержать огромную армию на хорошо защищённом вражеском побережье. В месте высадки необходимо обеспечить не только господство на море, но и господство в воздухе»///. Грандиозно! Уж сэр Уинстон-то, конечно же, знавал толк в десантных операциях. Это не по его ли инициативе была устроена авантюра – высадка канадской дивизии зимой 41-го возле Дьеппа, котрую немцы разделали «под орех» безо всякого труда? Впрочем, м.б., сэр Уинстон это всё специально устроил, чтобы умничать потом – смотрите, мол, дескать, как всё непросто, такие вопросы с кондачка не решают, только вот нетерпеливые русские тут ни хрена не понимают.  То ли дело в 44-м, когда вермахт выдохся уже и не мог достойно противостоять «операциям». И то: в Арденнах чуть не вляпались, и, как оценивают ситуацию историки, не страдающие разливами русофобской желчи: «Одним из главных факторов, не позволившим Германии произвести максимальную концентрацию сил на Западном фронте, явились действия советских войск на советско-германском фронте» И, как писал  английский историк Лиддел Гарт: «Командиры, которым было поручено вести наступление, вскоре, к своему разочарованию, узнали, что они не получат части обещанных сил вследствие угрожающих ударов коммунистов на Востоке».
Аушка о якобы имевших место быть секретных переговорах Сталина с Гитлером, в которых советский лидер, надо полагать,  «смиренно просил мира». Теперь Аушка вот что пишет: ///«Судя по эзоповым "хороводам" в отечественной исторической литературе по Второй Мировой войне, сопровождаемым всевозможными ужимками, дыма без огня явно не было …»///.
Во как! «Дыма без огня»! А ведь лепил-то как беапелляционно, как о доказанном факте: «/// "Сталин...неоднократно вступал с помощью посредников в переговоры с ним уже в ходе военных действий на советской территории"///. Да-да, не зря он, видать,  про дым-то вспомнил - как говорится: «стыд-не дым, глаз не выест». Впрочем, никакого стыда Аушка за своё враньё отнюдь не испытывает.  «Ээзоповы "хороводы" в отечественной исторической литературе по Второй Мировой войне»? Ну, так нашёл бы импортую, «правильную литературу», без «хороводов», где «вся буквально правда, как она есть». Но, видать, копал-копал, да и не отрыл никак, пришлось болтовнёй довольствоваться, и нам тут её подсовывать… Вот где хороводы–то,  прям-таки пляски вурдалацкие! На костях…
По Первой Мировой, надувая щёки: /// "кое-что скажу…Узнайте на досуге о реакции того же цитированного Вами Фоша на выход России из войны вопреки всем договорённостям между союзниками по Антанте"///. Аушка, когда сие кропал, видать, от злобы даты попутал? До выхода России из войны "вопреки всем договорённостям" (которые, кстати, Царское Правительство заключало, отнюдь не большевистское) были два с половиной года сражений, которые вела Русская Императорская Армия. С переменным  успехом, однако же, на май 17-го готовилось совместное наступление союзников по Антанте на войска стран Оси. И только февральский переворот, горячо поддержанный, кстати, и той же Францией, обусловил, в конечном счёте, последующие события и такой вот выход России из Мировой войны. Так что, при чём здесь "реакция Фоша"? Одному Аушке известно. И то - кое-что…
/// "А если у вас есть какие-то претензии, то предъявляйте их к стране России"///.
Претензии можно было бы предъявить только к Аушке - за безпардонное враньё.  Но и это смешно: караван же не предъявляет претензий тем, кто облаивает его с обочины…
Пров
12.08.2013 0:32
То, что американские уши росли практически из всех первопричин войн двадцатого века, известно всем, окромя особо упертых семенычей.
Но - приведем все-таки несколько фактов.

"Первый самолет взлетел в японском небе 19 декабря 1910 года, а через шесть лет был построен первый самолет японской конструкции. К концу 1910-х годов авиационным бизнесом занялись гиганты тяжелой индустрии концерны «Мицубиси» и «Кавасаки», а также «Накадзима». Строились исключительно иностранные конструкции, в основном английские, немецкие и французские.
К началу 30-х годов императорское командование осознало ту огромную роль, которую стала играть авиация в военном деле. Военная доктрина Японии отвела ей роль "передового эшелона вторжения", своеобразного авангарда морских и наземных сил. Авиация должна была, используя огромную силу маневра и присущую ей боевую мощь, полностью завоевать господство в воздухе и заложить основы победы.
Японская авиационная индустрия, строившая лишь копии устаревших западных самолетов, не рассматривалась западными стратегами как заслуживающая серьезного внимания. Между тем японские военные руководители отдавали себе отчет в том, что уровень развития авиации в Стране восходящего солнца значительно ниже, чем на западе. Они стремились в кратчайшие сроки ликвидировать научно-техническое отставание Японии в этой области. Но как реально осуществить то, что требовало долгих лет и больших капитальных вложений? Выход был найден в импорте иностранных образцов самолетов и оружия, главным образом из США. На этом вопросе следует остановиться подробнее, чтобы полнее представлять себе особенности создания японской военной машины.
В 30-е годы объем американского экспорта неуклонно снижался. Но авиационный экспорт рос как на дрожжах: в 1925 году он составлял 800 тысяч долларов, а в 1934 году — уже 17 миллионов 600 тысяч. После 1925 года самолет был признан эффективным оружием. Резко улучшились его характеристики: скорость, дальность, потолок, бомбовая нагрузка. Появился революционный тип боевого самолета — пикирующий бомбардировщик. С ухудшением международного положения, возникновением военных конфликтов, усилением милитаризации авиационный экспорт быстро набирал обороты. Если в 1925 году США поставляли самолеты в 25 стран, то в 1934 году — уже в 73. На первом месте в этот период бессменно был Китай, закупивший американских самолетов на 8,8 миллиона долларов (13,5 процента всего американского авиационного экспорта). Лишь десятое место заняла Япония (3,5 процента). "Лучше война, чем кризис!" — этим лозунгом руководствовались американские производители оружия. Японо-китайская война была чрезвычайно выгодна для монополий США, которые стремились ослабить обе страны, подчинив их своим интересам.
Американцы умудрялись продавать самолеты двум воюющим сторонам одновременно. В такой практике не было ничего необычного — она уже давно применялась американскими компаниями в Латинской Америке, во время так называемых "банановых войн", причем часто в обход запрета Конгресса. Специальная парламентская комиссия Нея, созданная для изучения деятельности американских фирм-производителей оружия, пришла в ужас, обнаружив, что для последних законы — ничто. В погоне за прибылью американские поставщики оружия легко обходили любые запреты, а моральная сторона дела для них вообще была пустым звуком. Именно американские монополии, обойдя Версальский договор, в значительной мере способствовали быстрому возрождению германской военной машины. Именно корпорации США ответственны за создание мощной авиационной индустрии Японии. Генерал Митчелл, высший американский авторитет в области авиации, удивлялся: почему авиационная индустрия США не развивается так быстро, как в других странах, особенно в Германии и в Японии? Вникнув в суть дела, он был поражен: новые технические разработки, появляющиеся в США, тем не менее внедрялись прежде всего в Японии и Германии!
В 1935–1938 годах первое место по закупкам американских самолетов по-прежнему занимал Китай, затративший свыше 20 миллионов долларов. Но на второе место вышла Япония (15,5 миллиона долларов). Однако в отличие от Китая, в больших количествах приобретавшего американскую авиатехнику, Япония отдавала предпочтение покупке отдельных американских самолетов, оборудования, моторов, лицензий на серийное производство.
В середине 40-х годов по крайней мере свыше полутора десятков американских компаний поставляли свою авиатехнику в Японию. Как это осуществлялось, можно проследить на примере компании «Локхид», интересы которой в этой стране представлял торговый агент фирма «Миранда». В Китае и Манчжоу-Го интересы «Локхид» представляла другая фирма — "Хоускер трейдинг" (хотя государство Манчжоу-Го не было признано американскими властями). В 1935 году «Локхид» продала несколько самолетов новейших типов в Японию при посредничестве фирмы «Миранда», которая, в свою очередь, поставила их японской фирме «Окура», а та — Императорскому флоту.
Но японским специалистам было важно изучить организацию работ непосредственно на месте. Нет проблем: летом 1934 году четверо японских морских офицеров прибыли в Бербанк (Калифорния) и обстоятельно ознакомились с производством самолетов на заводе «Локхид». Этот визит не был чем-то необычным. Когда в 1930 году Императорский флот обратил внимание на пикирующие бомбардировщики и поручил видному инженеру Нагахато создать подобный самолет, то для него не было "темных пятен": он уже побывал в США и изучил в фирмах «Кертисс» и «Чанс-Воут» подобные новейшие американские разработки.
Вопрос о посещении японцами американских авиазаводов всегда включался в лицензионное соглашение и, таким образом, приобретал как бы законную основу. Как итог, значительное число ведущих японских авиаинженеров прошли учебу на заводах «Кертисс», "Дуглас", «Боинг» и «Локхид», получили ученые степени в Технологическом институте Массачусетса, Стэнфордском университете в Калифорнии.
Но наблюдалось и другое явление: американские монополии посылали своих специалистов в Японию для оказания помощи в налаживании работы. В 1938 году компания «Боинг», например, командировала в Японию одного из своих лучших специалистов, а инженеры фирмы "Пратт и Уитли" помогли переоборудовать завод по производству моторов компании "Мицубиси".
Наибольшего объема продаж в Японии достигла компания «Дуглас», которая подписала ряд лицензионных соглашений с ведущей японской самолетостроительной фирмой «Накадзима» на сумму 80 тысяч долларов. Самолет DC-2 поставлялся на вооружение японской армии, a DC-3 — строился до 1944 года для Императорского флота.
Компания "Сперри гироскоп" продала лицензии на производство различного оборудования крупнейшим японским фирмам "Токио Кейки" и «Мицубиси». Японцы построили около тысячи бомбардировщиков «Нелл» (Мицубиси G3M, или Тип 96). Успеху самолета во многом способствовали два американских прибора — автопилот и радиокомпас фирмы «Сперри». Убираемое шасси было скопировано у приобретенного в США легкого бомбардировщика Нортроп ВТ-1. Японские истребители были вооружены вариантами американских авиационных 12,7-мм пулеметов корпорации "Браунинг".
Многие японские авиационные моторы и воздушные винты были изготовлены по американским чертежам, приобретенным по лицензиям в довоенные годы. Как итог, за все время войны на Тихом океане японцы пользовались; двумя основными типами воздушных винтов — старой германской конструкции и довоенной американской "Гамильтон стандарт".
Ловко маскировала поставки своих самолетов в Японию американская компания "Глен Мартин". Их паковали в разобранном виде с надписями «мебель» и "домашняя мебель".
Вклад американских монополий в создание современной мощной японской авиации был огромен. После развязывания Японией в августе 1937 года полномасштабной войны в Китае поставки авиатехники агрессору не только не прекратились, но еще больше возросли. Провозглашение правительством США так называемого "морального эмбарго" оказалось пустым звуком. За первые десять месяцев 1939 года Япония закупила американской авиатехники на 2,324 миллиона долларов (седьмое место среди всех покупателей). Китай среди импортеров вообще не числился. Американское "моральное эмбарго" было вызвано тем, что еще во время "Шанхайского инцидента" японцы впервые массово применили свою бомбардировочную авиацию против перенаселенного Чапея. Это был первый в истории человечества крупномасштабный воздушный удар по мирному населению. По приказу адмирала Шиозавы Коити самолеты с двух японских авианосцев среди белого дня, не встречая никакого противодействия в воздухе и с земли, буквально забросали город бомбами. Погибли тысячи беззащитных женщин и детей. Так заявил о себе миру осовремененный с помощью США самурайский дух! Чанкайшистский посол в США Ван с горечью был вынужден признать, что именно от американского вооружения гибнет 54 из каждых 100 мирных жителей Китая.
Это — только одна сторона деятельности японской военщины, вооруженной американскими монополиями во имя собственной наживы. Но есть и другая — не менее поразительная и страшная. Авиапромышленный отдел американской службы стратегических бомбардировщиков писал после войны:
"За помощь (помимо финансовой) японская авиационная промышленность обязана США больше, чем своему собственному правительству. Печальным является тот факт, что американские летчики сражались на истребителях и бомбардировщиках против самолетов, конструкции которых были первоначально разработаны в проектных бюро США… Можно с уверенностью сказать, что японцы сражались на самолетах, в конструкции которых чувствовалось сильное влияние американцев".

Сюда следует добавить, что отдельные товары двойного назначения (в том числе, детали авиадвигателей) отдельные американские фирмы умудрялись поставлять японцам через "третьи руки" вплоть до 1943 года. Что там гворилось про преступления капитала ради прибыли в 300 процентов?

Точно такая же ситуация имела место быть и в отношениях самой демократичной страны мира и гитлеровской Германии. Полностью статью приводить не буду, лишь некоторые выдержки:

"Традиционная историография II-й мировой рисует картину, в которой США доблестно бились с Германией и её союзниками, бросив огромные силы и ресурсы на борьбу с врагом. Однако, всё было, не совсем так: американские толстосумы и их верные друзья в правительстве США долгое время не могли позабыть своего верного довоенного союзника – Гитлера. Пока американские солдаты доблестно гибли в Сицилии и на пляжах Нормандии, в руки нацистов из США потоком текло топливо, шли запчасти и новейшие технологии."
"Даже с началом второй мировой Форд не прервал сотрудничества с нацистами. В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. И после 1941 года филиал «Форда» в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями. Даже в апреле 1943, когда Советский Союз вёл кровопролитные бои с гитлеровцами, французские филиалы Форда работали исключительно для выгоды Германии. Грузовые «пятитонки» и легковые «форды» были основным армейским транспортом вермахта. Главным для корпорации оставался вопрос прибыли, которую она старалась получить любой ценой. В конце войны авиация союзников разбомбила завод в Пуасси, но такой же завод Форда в германском Кёльне не тронула, хотя почти весь старинный город был разрушен. Что примечательно, после войны компания «Форд», как и её мощный конкурент «Дженерал моторс», благодаря усилиям крупных адвокатов, добилась от правительства США получения компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории»."
"Так, для авиации рейха американские компании поставили тысячи авиадвигателй и, главное, лицензии на их производство. Например, двигатели BMW «Хорнет», которыми был оснащён самый массовый транспортный самолёт Германии «Юнкерс-52», производились по лицензии американской компании Prat & Whitney.

General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 – первого реактивного истребителя люфтваффе.

Компания IBM за время Второй мировой сумела утроить свой капитал. Значительная его часть была получена за счет сотрудничества с Гитлером. Поставляемые через немецкий филиал счетные машины позволили нацистам в сжатые сроки провести перепись населения оккупированных стран и определить количество лиц, подлежащих аресту (оборудование помогало методом перекрестного анализа выявлять даже тех евреев, которые уже несколько поколений тщательно скрывали свое происхождение). Своими счетными машинами, запчастями к ним и специальной бумагой IBM снабжала многие ведомства рейха, в том числе – концлагеря."
"Даже после того, как Германия объявила войну США, ряд крупнейших американских компаний при полном попустительстве Белого Дома продолжал сотрудничать с Гитлером!
Нефтяная корпорация Standard Oil of New Jersey (Exxon) поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. До самой высадки американских войск во Франции танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «чёрным золотом», формально предназначенным для Мадрида. Даже в первые месяцы 1944 года Германия реэкспортировала из Испании 48 тысяч тонн нефти ежемесячно.
То же происходило и с другим стратегическим сырьем – каучуком. В то время, когда Штаты оказались неспособны снабжать свою собственную армию сырьем, в частности, синтетическим каучуком, Standard Oil заключила сделку с гитлеровской Германией, согласно которой компания обязалась осуществлять регулярные поставки сырья, топлива и каучука за океан – в Германию, Италию и Австрию. В итоге, американская армия осталась ни с чем – поставки необходимого сырья были расписаны кланом Рокфеллеров на 8 лет вперед. Когда США вступили во вторую мировую войну, американское правительство было вынуждено договариваться с подставной английской конторой, продававшей каучук и другие необходимые ресурсы, купленные у германских концернов, которые в свою очередь отоваривались у Рокфеллера. Таким образом, когда американцы через третьих лиц приобретали свое же сырье, Standard Oil получала сверхдоходы и с той и с другой стороны.
В 1942 году в США грянул небольшой скандал: Standard Oil намеренно сократила поставки метанола для армии США. Метанол использовался для производства смазочных материалов на основе природного газа (необходимых авиации при полетах на больших высотах), уксусной кислоты (компонент взрывчатки) и синтетического каучука. Наконец, в 1943 году Рокфеллерами в оккупированную Францию было продано 25 тысяч тонн сульфата аммония (компонент взрывчатки) и 10 тысяч тонн хлопка, несмотря на то, что нехватка этих товаров остро ощущалась в Соединенных Штатах."

Статья полностью здесь: http://vremia-vpered.org/index.php/stati/korolevstvo-krivykh-zerkal/tsitadel-demokratii/2214-lend-liz-dlya-gitlera#.Ugf2kz_ypEM

К сему следует добавить разве лишь то, что писанина Семеныча-АУ про "СССР, снабжавший нефтью Японию" - не более, чем вранье в его фирменном стиле. Действительно, Япония выходила на СССР с подобными просьбами - но, во-первых, это было уже в 45-м, а во-вторых, на многочисленные просьбы и посулы японцев было отвечено категорическим отказом - читаем мемуары дипработников по Японии. Потопленные же бравыми амероподводниками советские корабли действительно были - они шли с золотом и сырьем по ленд-лизу в эту самую Америку. Топили же их не по причине "незажигания огней и неподнятия флагов", а потому, что смелые подводники США предпочитали бить с длинных дистанций, особо не разбирая принадлежность судов - зато своим попам поспокойнее. Следует вспомнить, что потопили они таким образом немало не только советских, но и своих же транспортов.
Посему Ау-шное вранье является только одним - враньем. Правда, за это вранье платят валютой самой честной в мире страны. И именно поэтому Семеныч еще и не уехал - ибо "там" он со своим враньем никому не интересен, а вот использовать его здесь - есть зело выгодно.
Думайте сами...
Андрей Ульбин
11.08.2013 12:09
Василию

Когда-то давно у какого-то (не помню точно) философского мыслителя я вычитал, что любое правительство, какое оно ни было бы, всё же лучше и цивилизованней народа, который оно возглавляет.

С моей точки зрения, народы и их правительства вполне соответствуют друг другу.

Тяготение к вождям испытывают, как правило, слабовольные и склонные к безответственности за своё поведение народы  

Андрей Ульбин
11.08.2013 11:50
Питерскому

По Первой Мировой войне.

Что касается "Россия не в счёт", то я тут ни при чём… Россия сама себя поставила в положение "не в счёт" своим выходом из войны и откровенным предательством по отношению к уже явно побеждавшим союзникам. А потому ничего в результате этой победы не приобрела (успев выплатить изрядную долю репараций Германии до её поражения и ввергнув себя в междоусобную гражданскую войну, продолжавшуюся ещё долго после окончательного замирения в Европе).

Я всего лишь констататор… А если у вас есть какие-то претензии, то предъявляйте их к стране России. Если бы она вела себя иначе, то о ней иначе и говорили бы…

Вот данные по безвозвратным потерям военнослужащих в Первой Мировой войне (сюда включены погибшие, умершие от ран, от последствий отравления газами и от болезней за время ведения военных действий, пропавшие без вести):

Россия – свыше 4.000.000
Германия – 1.843.000
Франция – 1.383.000
Австро-Венгрия – 905.000
Великобритания – 870.000
Италия – 496.000
Турция – 325.000
Сербия – 300.000
Болгария – 250.000
Румыния – 160.000
США – 114.000

В результате Россия проиграла больше всех, а в экономическом выигрыше остались отдалённые от Европы страны – США и Япония.  

Отображены комментарии с 1 по 10 из 39 найденных.

Эксклюзив
03.08.2020
Александр Каюмов
Аналитики обсудили, что готовят Белоруссии «комиссары цветных революций».
Фоторепортаж
31.07.2020
Елена Безбородова (фото), Алексей Тимофеев
Каждому стоит хотя бы однажды побывать в Ростове Великом.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».