Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2020

Русские в Берлине

О выставке, посвященной малоизвестным страницам наших отношений с Германией
Елена Еременко, Наталья Лясковская
04.07.2013
Русские в Берлине

В Берлине, в посольстве России, с конца апреля по 8 июля проходит уникальная выставка «Und Frieden aller Welt gebracht» («И благотворный мир земле»), названием которой стала часть строки А.С. Пушкина из «Воспоминаний в Царском Селе», посвященная царю Александру I: «А он — несет врагу не гибель, но спасенье и благотворный мир земле».

Тема историко-художественной выставки — война 1812 года и совместный русско-прусский поход 1813-1814 гг. Куратор и автор идеи Андрей Чернодаров уже второй раз проводит такой масштабный культурный проект в здании российского посольства. В 2011 году выставку, посвященную 155-летию коронации Александра II, увидели более 10 тыс. посетителей.

Имя Андрея Чернодарова хорошо известно в ФРГ среди тех, кто интересуется русской культурой. Выпускник кафедры истории искусств Свердловского университета, вот уже двадцать лет он живет в Германии. А. Чернодаров продолжил здесь свое образование, защитил диссертацию и преподает в двух университетах, в Йене - политологию, а в Потсдаме — религиоведение. Одновременно с преподавательской деятельностью он был организатором и куратором шестнадцати выставок, в том числе такого масштабного культурно-исторического проекта, как «Macht, Pracht, Herrlichkeit», посвященного коронации русского царя Александра II (2011 г.)

В 2008-2011 гг. А. Чернодаров был первым и единственным директором музея в русской деревне Александровка в Потсдаме (архитектурный комплекс, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).

Вот уже несколько лет Чернодаров входит в правление Немецкого пушкинского общества, известного своей деятельностью по популяризации творчества великого русского поэта в германоязычных странах.

В своем новом проекте он задался целью показать светлые и значимые страницы взаимоотношений русских и немцев первой трети XX века через восприятие художников, поэтов, писателей — свидетелей и участников тех событий.

Посол России в ФРГ Владимир Гринин сказал на церемонии открытия: «Это уже вторая выставка, в которой принимает участие наше посольство. Наша цель — показать, как тесно связаны друг с другом общей историей немецкий и русский народы».

Посольство России в Берлине второй раз после опыта выставки 2011 г. стало одним из выставочных залов города.

Посетители экспозиции «Und Frieden aller Welt gebracht» заодно могут познакомиться и с внутренним убранством знаменитого дипломатического здания, построенного в стиле социалистического классицизма с элементами классицизма берлинского. Для соблюдения всех музейных условий посольству пришлось впервые с 1951 г. отключить знаменитую подсветку витража Спасской башни Купольного зала. Теперь ничто не отвлекает внимание заинтересованных посетителей от уникальных свидетельств героических совместных походов русских и прусских войск. Концепция выставки оказалась еще более современной и актуальной на фоне заметного охлаждения официальных отношений России и Германии.

В двух залах российского посольства — Купольном и Гербовом, где созданы все музейные условия (регулируются температура, влажность воздуха и освещение), расположились 175 подлинных экспонатов. Большинство из них представлены на обозрение публики впервые.

Работа по созданию экспозиции длилась два года. Структурно выставка поделена на четыре периода прусско-русской истории:

1) Начало дружбы Александра I и Вильгельма, первые встречи в Мемеле в 1802 году и приезд Александра в Берлин и Потсдам в 1805 году;

2) Русский поход наполеоновской армии и Бородинское сражение;

3) Битва народов при Лейпциге;

4) Взятие Парижа и формирование новой мирной Европы.

Тема, ставшая основой выставки, мало освещалась в немецком обществе. Этим и объясняется полное забвение некоторых художников и очень ценных экспонатов. Так произошло, например, с одним из центральных экспонатов выставки — мундиром офицера гренадерского Семеновского полка, который принадлежал королю.

В одну из встреч Александр I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму III полный комплект русской военной формы. Прусский монарх так гордился ею, что именно в семеновском гренадерском мундире победно въехал в Париж!

Вряд ли в истории союзнических кампаний можно найти еще один подобный случай.

Именно этот комплект формы и хранится в запасниках Немецкого исторического музея, но никогда прежде не выставлялся для обозрения публики.

Благодаря усилиям организаторов выставки и основного спонсора - страховой компании «Бюлов и Кун», для размещения экспонатов в залах российского посольства была изготовлена специальная витрина.

Хотя в Берлине и много мест, связанных с именем царя Александра I, некоторые факты его деятельности в истории государств канули в Лету, не выносились на общественное обсуждение. На выставке в посольстве благодаря концепции А. Чернодарова, перед публикой предстает Александр — мудрый политик мирового масштаба, тонкий дипломат и государственник, которому довелось вершить судьбы мира.

В Париже Росс! — где факел мщенья?

Поникни, Галлия, главой.

Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром грохочет в отдаленьи,

Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,

А он — несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

А.С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»

Два года шла кропотливая подготовительная работа в архивах и с владельцами частных коллекций. Организаторам выставки удалось собрать богатый художественный материал, показывающий историю начала XIX в. с точки зрения противоборствующих сторон. Так, битву при Бородино можно увидеть и глазами Альбрехта Адама, придворного художника вице-короля Италии Евгения Богарнэ, пасынка Наполеона. И одновременно мы видим эти события со стороны союзнических войск под руководством М.И. Кутузова — с полотен работы Фридриха Леопольда Шаубауэра.

Альбрехт Адам был уже признанным придворным художником-баталистом, когда ему довелось увидеть сражение при Бородино. Уже в разоренной Москве он отпрашивается у Наполеона в отпуск и уезжает в Мюнхен до начала отступления-бегства. Почти наверняка это спасло ему жизнь. Двенадцать его работ, посвященных Бородино, хранились в королевской семье Богарнэ. Когда сын итальянского короля — Максимилиан женился на дочери царя Николая I — Марии и уехал в Россию, получив титул графа Романовского, работы Адама стали частью его наследства, привезенного в Петербург.

Долгое время о судьбе картин ничего не было известно, но Андрею Чернодарову удалось разыскать эту бородинскую серию в одной частной коллекции в Кёльне.

Леопольд Шаубауэр стал художником много позже, а вначале сам принимал участие в военных действиях как офицер саксонской и прусской армий. Первые эскизы он делал уже во время походов, позже стал опытным художником-баталистом. Его полотно, представленное на выставке в Берлине «Казаки нападают на французских кирасир» (1840 г.) — уже работа признанного мастера. Как и униформа прусского короля, картина долго лежала в запасниках Немецкого исторического музея, серьезно пострадала, а денег на реставрацию этого большого полотна не было. Но организаторы выставки нашли средства на восстановление.

Выставка открыла для современников целый пласт творчества немецких художников, графиков, скульпторов, связанного с темой военных походов начала XIX века: Штрасбергер, Хехт, Шаубауэр, Адам, Гайслер, Эрхард, Раух, Рокштуль. Также в экспозиции представлены ранее неизвестные широкой публике работы французских и английских художников.

А сколько открытий таят для любителей истории выставленные документы, письма того времени! Среди таковых и любовная история генерала Багратиона, и карьера генерал-лейтенанта А.И. Чернышова, адъютанта царя, стоявшего у истоков русской разведки.

Александр Иванович Чернышов до начала войны 1812 года состоял при парижском дворе Наполеона, добывая для русской армии ценные документы и сведения. Подлинники писем Чернышова были неожиданно обнаружены Андреем Чернодаровым в архивах земли Мекленбург-Передняя Померания.

Портрет молодого гусара Чернышова работы знаменитого художника Рокштуля необъяснимым образом притягивает к себе всех посетителей выставки…

Оригинально решили устроители выставки тему указателей: посетителей ведут от экспоната к экспонату, из зала в зал, цитаты из произведений Пушкина!

Безусловно, взгляд национального русского поэта определил для многих поколений соотечественников их восприятие наполеоновских войн. Тексты Пушкина, характеризующие политику и личность Александра I, на фоне выставленных экспонатов обретают сегодня новые нюансы звучания:

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

В разное время своего творчества Пушкин по-разному оценивал царя, переходя от восхищения к едкому сарказму. Но масштаб деяний российского правителя, безусловно, притягивали и волновали поэта и современников.

Вспоминаются и строки близкого друга и единомышленника Пушкина — Петра Вяземского, подчеркивающие глубину и многозначность личности Александра I: «Сфинкс, неразгаданный до гроба».

В этой связи очень интересной была оценка деятельности Александра I Клотильды фон Ринтелен, председателя Немецкого пушкинского общества праправнучки А.С. Пушкина и правнучки русского царя Александра II. Она считает, что царь Александр должен восприниматься современным обществом не просто как победитель Наполеона, а как политик, заложивший основы современного Европейского союза.

Теперь и для русских, и для немцев ясно: российский император стоял у истоков германского объединения и обретения государственности. А немецкому народу всегда следует с благодарностью помнить: после знаменитого Венского конгресса, закрепившего политическую волю Александра I, Германия имела 100 мирных лет... 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

wps
23.08.2013 11:44
Есть такое понятие : "ЛУЧШИЙ НЕМЕЦ"
Любой нормальный немец знает, что "лучший немец" - это тот, который причинил больше всего ВРЕДА РУССКИМ.
Например, "лучший немец 18-го столетия" - Император Пётр 3-й.
А "лучший немец 19 столетия" - Александр 1-й Отцеубийца.

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой

Воспитанный под барабаном -
Наш царь лихим был капитаном :
Под Аустерлицем он бежал,
в двенадцатом году - дрожал...

"Общечеловек" и предшественник Горбачёва - "лучшего немца 20-го столетия"
Рудольф Герц
08.07.2013 19:25
Я проходил мимо русского посольства в Берлине, просто какая-то крепость... даже не удмал, что там может быть такая выставка и можно просто зайти и посмотреть. Выставка по статье конечно интересная и совсем необычная.
Иван
07.07.2013 21:21
Судьбы России и Германии тесно переплетались уже с давних времен. Мы расположены на одном континенте, близки по географическому положению, вынуждены совместно сосуществовать со всеми последствиями такой ситуации. Конечно, взаимоотношения отличались переменчивостью: от тесного сотрудничества в науке и культуре, союза в военной сфере в тяжелое для обеих стран время, когда решался вопрос сохранения независимости, до военного противостояния друг с другом.
Германия для России была главными воротами в европейскую цивилизацию, а Россия для Германии - первым рубежом в соприкосновении с далеким и непонятным Востоком. Как бы то ни было, но в сознании жителей двух стран (независимо от переменчивой политики) утвердилось суждение о традиционности связей, в том числе, на династическом уровне, которое сохранилось до сих пор.
Андрей
07.07.2013 19:10
"Во главе народа и на страже его святыни должны стоять самые сильные и самые благородные люди", - считал выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин. И государь Александр II был именно таким. Хорошо, что сегодня это начинают понимать не только в России, но и во всем мире. Скорбно, что нет таких людей у власти в нашей стране в эти тяжкие годы...

Морозова Инна
07.07.2013 11:16
Очень интересная выставка, особенно с точки зрения наших отношений сегодня с Германией!
Олег
07.07.2013 1:17
Даже немцы стали признавать миротворческую миссию русских государей и русского народа. Тенденция радует. Может быть, в скором времени и будет сломан стереотип об "оккупантских амбициях" русских.
Инна Александровна Громова
06.07.2013 18:10
Замечательная статья! Как будто побывала на выставке. Авторы явно в теме: историческая мотивация подведена грамотно,факты выбраны точечно и по делу, причем факты малоизвестные и весьма интересные широкому кругу читателей. Как искусствовед, получила удовольствие от прочтения! Жаль, нет возможности посетить саму выставку в Германии. Буду ждать новых статей Е. Еременко и Н. Лясковской! Авторы, кажется, новые, у вас еще не печатались.  Всем желаю творческих удач!  

Эксклюзив
23.11.2020
Святослав Князев
Киевский режим становится всё более людоедским.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».