Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 марта 2021
Русские крылья Америки

Русские крылья Америки

Авиация и космонавтика Соединенных Штатов многим обязаны эмигрантам из России
Андрей Соколов
01.11.2013
Русские крылья Америки

На мысе Канаверал в США, с которого стартовал на Луну космический корабль, установлен памятник. Нет, не Нейлу Армстронгу, первому человеку, ступившему на поверхность другой планеты, а русскому инженеру Юрию Кондратюку. Однако имя этого гения, чьи идеи американцы взяли для разработки проекта «Аполлон» и высадились на Луне, в нашей стране знают не все. Как и то, что настоящие его имя и фамилия вовсе не Юрий Кондратюк, а Александр Шаргей.

Родился он в Полтаве. Имя его далекого предка по материнской линии - барон Шлиппенбах, датчанин на службе у Карла XII, взятый в плен во время Полтавского сражения и перешедший потом на службу к Петру I. А его прадед был участником войны 1812 года. Детство мальчика было нелегким: мать не выходила из психиатрической лечебницы и скоро умерла, а отец женился на другой, и в Полтаве практически не показывался. Тем не менее, гимназию Саша Шаргей закончил с серебряной медалью и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Но тут грянула Первая мировая война, и Шаргея призвали в армию. Он был зачислен в школу прапорщиков одного из юнкерских училищ, а потом отправлен на фронт.

Еще в школе прапорщиков Шаргей начал рукопись «Тому, кто будет читать, чтобы строить». В ней он, независимо от Константина Циолковского, вывел своим методом основные уравнения реактивного движения, дал схему четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, окислителя горючего, электростатического ракетного двигателя и многое другое. Именно Шаргей первым предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске, использование солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов. Ему принадлежит идея при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника. А для отправки на них человека и возвращения на Землю применять «челнок», небольшой взлетно-посадочный корабль.

В учебники вошла так называемая «Трасса Кондратюка» - траектория полета космического корабля с возвратом на Землю. Все эти идеи, высказанные им первым почти за полвека до того, как их стали реализовывать, и были использованы в американской программе «Аполлон».

После событий 1917 года юный гений оказался в Белой армии, попал на Украину. А когда Киев захватили красные, пытался пешком уйти за границу. Но был задержан и возвращен обратно. Чтобы спастись от неминуемого расстрела большевиками, он сумел достать документы на имя Юрия Кондратюка, по которым и прожил всю оставшуюся жизнь.

До 1927 года Шаргей-Кондратюк работал на Украине, Кубани и Кавказе, начиная от смазчика вагонов до механика на элеваторе, а затем переехал в Сибирь, где было легче скрываться от ищеек НКВД. Это были тяжелые годы голода и разрухи после Гражданской войны, скитаний с чужим паспортом и без собственного жилья, под постоянной угрозой разоблачения и расстрела. Но именно в это время он переработал свою юношескую рукопись в книгу под названием «Завоевание межпланетных пространств» и отправил ее в Москву. В книге он предложил также использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы, что было реализовано в виде современной транспортной системы «Прогресс». Напечатать ее сразу не удалось, хотя «Главнаука» одобрила рукопись. Издать работу ему удалось позднее на свои собственные средства.

В Новосибирске Шаргей-Кондратюк построил знаменитый «Мастодонт» - огромный деревянный элеватор на 10 тысяч тонн зерна, причем, без чертежей и единого гвоздя - гвозди и железо были тогда в дефиците. Но именно за это изобретатель был обвинен во вредительстве и арестован. Начальство считало, что такой элеватор неминуемо развалится. Хотя он простоял потом 60 лет.

В 1931 году Шаргей-Кондратюк был осужден на три года лагерей, но потом его перевели в Новосибирск в «шарашку» - специализированное бюро для заключенных-инженеров. Там он начал проектировать ветроэлектростанции. Свой проект он отправил в Москву, и завоевал там первое место на конкурсе. По его проекту в районе станции Перловка была построена пятидесятиметровая башня для ВЭС. Во время войны ее повалили – это был хороший ориентир для гитлеровцев при обстрелах столицы.

Во время одной из поездок в столицу он познакомился с Сергеем Королевым, который возглавлял тогда Группу изучения реактивного движения - ГИРД, и тот предложил ему перейти к нему на работу. Но Шаргей-Кондратюк отказался. Прочитав вопросы анкеты, которую необходимо было заполнить для поступления в ГИРД, бывший белогвардеец понял: после тщательной проверки НКВД всех данных ему грозят разоблачение и расстрел.

Вскоре грянула война, и Шаргей-Кондратюк пошел добровольцем в народное ополчение. Был зачислен телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка Московской дивизии. Согласно одним данным, погиб и был похоронен у деревни Кривцово Калужской области. Но по сведениям из других источников, пропал без вести. Это породило легенду о том, будто Шаргей остался жив и попал в плен к немцам. Узнав, что их пленный – выдающийся ученый, немцы будто бы тайно вывезли его в Германию, где Вернер фон Браун проводил секретные работы по созданию «тайного оружия фюрера» - боевых ракет «Фау».

После поражения гитлеровской Германии его, вместе с тем же Вернером фон Брауном и другими немецкими учеными, якобы вывезли в США.

Там он принял участие в разработке американских космических программ, в том числе - и в проекте «Аполлон» по высадке человека на Луне.

Конечно, тайное участие в американском космическом проекте русского ученого, оказавшегося в плену у немцев, выглядит невероятно. Но если он и в самом деле попал в плен и хорошо знал, что этот плен и его прошлое царского офицера грозило по тем временам неизбежным расстрелом, окажись он снова в СССР? Так что Шаргей-Кондратюк вполне мог скрыться под другой фамилией за океаном, как это он уже один раз сделал в Советском Союзе. А главное основание для такого предположения – тот факт, что многочисленные идеи русского ученого, широко неизвестные специалистам, нашли воплощение в американском космическом проекте. Американцам же было невыгодно раскрывать тайну пропавшего советского пленного, иначе получалось, что сами они были не в состоянии разработать и реализовать проект полета на Луну.

«Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции, - сказал доктор Лоу, задействованный в «Лунной программе» НАСА, уже после ее успешного завершения. - Автор ее, Юрии Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты – возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем – возвращение на Землю». Получается, вот так, косвенно он фактически признал, что полет американских астронавтов на Луну был выполнен по «трассе Кондратюка».

Еще убедительнее в деле признания заслуг русского ученого выглядит совершенно необычный поступок «первого человека на Луне», астронавта Нила Армстронга.

После своего знаменитого полета Армстронг побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у того дома, где жил и работал Шаргей-Кондратюк, а потом отвез ее в США, где высыпал на месте старта ракеты на Луну.

Таким образом, совершенно независимо от того, была ли правдивой фантастическая версия о тайном участии русского ученого в разработке программы США по полету на Луну, его огромные заслуги в этом деле уже давно официально признали сами американцы. А вот у нас в Москве, на Аллее космонавтов у метро ВДНХ, где стоят памятник Константину Циолковскому, бюсты космонавтов и Сергея Королева, памятника Александру Шаргею до сих пор нет…

Но мы «поспособствовали» американцам не только в области полета на Луну и ракетной техники. Многое сделали таланты из России в американской авиации. Всем известен сегодня Игорь Сикорский, выпускник Санкт-Петербургского политехнического института, построивший в США первый в мире вертолет. Но были и другие наши соотечественники – Михаил Струков, Александр Картвели, Александр Прокофьев-Северский, которые фактически создали американскую военную авиацию. Долгие годы их считали у нас «белыми эмигрантами», «перебежчиками», «предателями», а потому об этих технических гениях в нашей стране до сих пор мало кто знает.

Александр Прокофьев-Северский был родом из семьи дворян Санкт-Петербургской губернии. Его предки - военные, лишь отец отличился на другом поприще, стал известным в Санкт-Петербурге певцом, режиссером и владельцем театра. «Северский» был его сценический псевдоним, который он присоединил к фамилии Прокофьев. Оказавшись потом в США, его сын Александр отбросил первую часть трудной для американцев фамилии.

В 1914 году Александр окончил в Санкт-Петербурге Морской кадетский корпус, получив чин мичмана. Но в то время в воздух поднялись первые аэропланы, и юный моряк стал мечтать не о море, а о небе. Ему повезло: на флоте стали создавать авиагруппы для разведки над морем, и Прокофьева-Северского отправили в школу летчиков морской авиации.

Окончив ее, он начал летать, но тут произошло несчастье. На борту его самолета случайно взорвалась бомба. Александр оказался в госпитале, где врачи ампутировали ему ногу, опасаясь гангрены. Казалось, на карьере военного летчика можно было ставить крест, но Прокофьев-Северский решил не сдаваться. Поставив протез, он стал упорно тренироваться, и уже скоро мог кататься на коньках.

Но никто не верил, что пилот без ноги сможет летать. Чтобы доказать обратное, молодой летчик на летающей лодке М-9 пролетел под Николаевским мостом в Петрограде.

Кстати, этот эпизод был повторен в советском фильме «Валерий Чкалов», где под мостом в Ленинграде пролетел советский летчик, хотя, вопреки легенде, Валерий Павлович никогда этого не делал. А вот полет Прокофьева-Северского вызвал сенсацию. Начальник воздушных сил Балтфлота, контр-адмирал Адриан Непенин, решив не наказывать удальца за проступок, отправил доклад Николаю II, в котором просил «высочайшего разрешения» для мичмана на боевые полеты. Резолюция царя была короткой: «Читал. Восхищен. Пусть летает. Николай».

Оказавшись на фронте, Александр в возрасте всего 23-х лет стал одним из самых известных асов русской авиации. Он был произведен в лейтенанты и получил золотой кортик с надписью «За храбрость», а потом орден Святого Георгия. Известность он получил еще и благодаря ценным изобретениям в морской авиации. Он, в частности, создал лыжные шасси для «летающих лодок», чтобы зимой самолеты могли садиться на льду Балтики. Предлагал подвижную установку пулеметов, бронеплиты для защиты экипажа.

В сентябре 1917 года ему предложили место помощника военно-морского атташе в русском посольстве в США. Сначала он оказался, предпочитая остаться на фронте. Но власть захватили большевики, офицеров убивали, армия разваливалась. И тогда герой-летчик решил покинуть страну. В Сибири его поезд был остановлен красноармейцами, которые собрались его расстрелять.

К счастью, Прокофьева-Северского по протезу узнал один из матросов, который отговорил «братишек» убивать героя войны.

Протез при этом не только помог ему спасти жизнь, но оказался еще и тайником, в котором беглец вывез за границу царские ордена и деньги.

В США он поначалу устроился на работу в русское посольство. Однако после заключения Россией сепаратного мира с Германией дипломатическая миссия была закрыта. Подыскивая новую работу, Северский познакомился с генералом Митчеллом, известным в США авиатором. Митчеллу понравился молодой русский летчик, который забросал его интересными идеями по усовершенствованию самолетов, и он предложил ему место консультанта при военном департаменте в Вашингтоне.

Только вот предприимчивому Северскому не сиделось на месте. Вскоре он основал собственную фирму «Северский аэро корпорейшн». Там им был создан автоматический бомбардировочный прицел. Права на это изобретение у него купило правительство США за 50 тысяч долларов – большие по тем временам деньги. Затем он внедрил еще ряд изобретений. В результате получил американское гражданство и звание майора запаса ВВС США.

Экономическая депрессия больно ударила по американской промышленности, фирма Северского разорилась. Пришлось все начинать заново, и вскоре он создал самолетостроительную компанию «Северский эйркрафт корпорейшн». Главным ее продуктом стал разработанный им самолет-амфибия СЕВ-3, который показал отличные летные качества. На этом самолете Северский установил мировой рекорд скорости для амфибий – 290 километров в час, многие годы это достижение никто не мог побить.

Когда ВВС объявили конкурс для замены истребителя Боинг-26, фирма Северского представила на него истребитель Р-35 и получила правительственный заказ на 77 самолетов, став одной из крупнейших самолетостроительных компаний в США. Потом он создал еще ряд успешных моделей самолетов, внедрил множество изобретений. Однако у русского эмигранта были влиятельные противники и конкуренты. В 1939 году совет директоров компании, недовольный его большими расходами на эксперименты, снял Северского с поста президента фирмы. Александр Николаевич был огорчен случившимся и решил отойти от конструкторской работы.

Однако с авиацией Северский не порывал, проявив себя великолепным аналитиком и военным стратегом. В 1939 году он предсказал, что Гитлер начнет в сентябре войну, опроверг мнение американских специалистов считавших, что Англия не сможет противостоять немцам в воздухе, а также предсказал провал фашистского блицкрига против СССР. Бестселлером в США стала его книга «Воздушная мощь – путь к победе». В ней он доказывал, что в современной войне победу можно одержать только путем завоевания господства в воздухе и разрушения промышленного потенциала противника при помощи массированных бомбардировок.

Вскоре Северского назначили консультантом по военным делам при правительстве США, а в 1946 году он получил медаль «За заслуги» - самую высокую награду в Америке для гражданских лиц.

В письме от президента США Гарри Трумэна, которое прилагалось к медали, говорилось: «Авиационные знания мистера Северского, его целеустремленность и энергичная пропагандистская деятельность сыграли большую роль в успешном завершении войны». Умер выдающийся русский авиатор, которому не дали применить свой талант на родине, в 1974 году в Нью-Йорке. На родине он больше так и не побывал.

Другой создатель американской военной авиации, Михаил Струков, родился в Екатеринославе в дворянской семье. Учился в Киевском политехническом институте. Когда началась Первая мировая война, попал в кавалерию, воевал храбро, получил Георгиевский крест и был произведен в офицеры. Революцию Струков не принял, и вскоре оказался в роли эмигранта в Нью-Йорке. В США ему удалось защитить диплом инженера-строителя в Колумбийском университете и начать работать по специальности, вскоре он создал свою фирму. Строил мосты, дороги, здания театров и офисов. Кроме того, был заядлым спортсменом, увлекался планеризмом. Когда началась война, Струкову удалось получить заказ от авиационного командования по строительству транспортных планеров. Так возникла фирма «Чейз эйркрафт компании». Ее президентом и главным конструктором стал Струков, а его заместителем – другой эмигрант из России М. Грегор (Григорашвили).

Но времена использования планеров прошли, и уже после Второй мировой войны Струков создал транспортный самолет С-123. Организовав потом компанию «Струков эйркрафт корпорейшн», он наладил производство транспортных самолетов под названием «Провайдер» - «Снабженец», которые получили особую известность во время войны во Вьетнаме своей уникальной живучестью и надежностью, став одной из «рабочих лошадок» американской агрессии. В США было произведено несколько сот таких машин, которые использовались потом также в Таиланде, Камбодже, Южной Корее.

Однако вскоре фирма русского эмигранта стала жертвой беспощадной конкуренции на авиационном рынке США: ее «проглотил» гигант «Локхид», создавший свой транспортный самолет С-130 «Геркулес». Струков, которому шел уже восьмой десяток, объявил о закрытии фирмы и сжег в камине все чертежи и перспективные разработки. Авиатору пришлось вернуться к прежним занятиям – он снова стал проектировать здания. Умер Михаил Михайлович в 1974 году и похоронен на нью-йоркском кладбище в Бронксе.

Если один из самых востребованных транспортников для авиации США создал русский инженер Струков, то в роли проектировщика лучших американских истребителей прославился другой бывший офицер царской армии Александр Картвели, родившийся в Тбилиси.

В годы Первой мировой войны он служил в русской армии в чине офицера-артиллериста. С авиацией познакомился только на фронте и так увлекся полетами, что решил посвятить этому делу всю свою жизнь. В 1919 году его направили в Париж для совершенствования летного образования, где он поступил в Высшую авиационную школу. Но из России, где свирепствовал «красный террор», приходили нерадостные вести. Как бывший царский офицер, он стал опасаться за свою жизнь, а когда стало известно, что и в Грузии власть захватили большевики, Картвели решил не возвращаться в СССР.

Получив диплом авиационного инженера, Александр Михайлович поступил на фирму «Сосьете индустриэль». Он принимал участие в создании гоночных самолетов, на одном из которых бы установлен рекорд скорости. Вскоре у Картвели возник замысел строительства гигантского самолета для полетов из Парижа в Нью-Йорк. Денег для этого смелого проекта он во Франции найти не мог, но выручило неожиданное знакомство с американским миллионером и меценатом Ч. Левиным, который загорелся его идеей и предложил Картвели немедленно отправиться в США.

Там, прежде чем начать строительство гиганта, было решено сначала построить его одномоторный прототип под названием «Дядя Сэм», чтобы совершить перелет Нью-Йорк-Москва. Однако проект завершился фиаско. Левин поскупился и поставил на самолет менее мощный, чем требовалось, двигатель. В результате во время первых испытаний «Дядя Сэм» не смог оторваться от земли. Тогда Картвели ушел от Левина и некоторое время проработал на фирме Прокофьева-Северского в роли главного инженера.

В 1939 году, когда Северский был смещен с поста президента фирмы, а сама она была переименована в «Рипаблик», Картвели назначили ее вице-президентом и руководителем конструкторского бюро. Там и был создан мощный штурмовик Второй мировой войны «Рипаблик П-47 тандерболт». До конца войны в США было произведено более 15 тысяч таких самолетов, при этом уровень потерь у них был в США наименьшим, чем у других американских машин. Около 200 «Тандерболтов» было поставлено в СССР.

Затем бюро Картвели создало один из первых американских реактивных истребителей Ф-84 «Тандерджет». Его применяли во время войны в Корее, но когда на северокорейской стороне появились советские МиГ-15, Картвели произвел срочную модернизацию своего самолета, и его скорость возросла до 1150 километров в час.

Именно в Корее в воздухе вступили в бой лучшие истребители того времени - советские МиГи и американские самолеты, созданные бывшим царским офицером.

Последним истребителем, созданным Картвели, стал сверхзвуковой Ф-105, который широко применялся американцами во время войны во Вьетнаме, где его сбивали советские ракеты и наши МиГи. Картвели, как авиаконструктор, получил за океаном всеобщее признание, стал членом Национальной аэронавтической ассоциации, получил степень почетного доктора наук. Кроме истребителей, он построил еще самолет-амфибию, четырехмоторный самолет-фоторазведчик с огромной дальностью полета.

Революция 1917 года заставила многих талантливых российских инженеров покинуть страну. Некоторые из них поставили Америку на крыло.  

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
Андрей Ульбин
19.01.2014 23:11
Известный тезис российско-американского авиаконструктора Александра Прокофьева-Северского (цитирую): "Мы можем и должны дать стране и пушки, и масло. Иначе мы низведем американских граждан до уровня русских крестьян — и что тогда мы сможем дать миру?" (конец цитирования).
Андрей Ульбин
03.12.2013 23:38
Бывший военный лётчик (13 официальных воздушных побед в Первую Мировую войну – третье место по результативности в российской авиации) и бывший военно-воздушный атташе России в США А.П.Северский организовал свою самолётостроительную компанию "Северский эйркрафт корпорейшн" в 1931 году в Фармингдейле, штат Лонг-Айленд.

Первым настоящим успехом этой компании стал истребитель Р-35, который в июне 1936 года был официально принят на вооружение армейского воздушного корпуса США (в те времена Военно-Воздушных Сил в США ещё не было) и начал поступать в авиачасти в июле 1937 года.

Северский был сильно увлечён (как впоследствии и советские авиаконструкторы военной эпохи, следовавшие по тупиковому пути развития истребительной авиации) предельным облегчением своего истребителя, что достигалось уменьшением запасов прочности, слабостью вооружения и отсутствием бронирования. Протектирование бензобаков также не предусматривалось. Всё это делало самолёт маложивучим в воздушном бою. (К концу Великой Отечественной войны теми же негативными свойствами отличался переоблегчённый советский истребитель Як-3.) В мирное время истребители Р-35 частенько загорались в воздухе из-за разрывов бензопроводов, чем заслужили у американских лётчиков прозвища "русская зажигалка" и "русская горелка". В декабре 1941 года большинство американских Р-35 (точнее всего 40 истребителей Р-35А – из предназначенных ранее на экспорт в Швецию под обозначением ЕР-106, но "конфискованных" правительством США) встретили нападение японцев, располагаясь на Филиппинах. Они не могли противостоять в воздушных боях японским истребителям "Зеро", и за первую пятидневку военных действий от Р-35А осталось только восемь самолётов в залатанном, но всё же лётном состоянии. Ещё через два дня не осталось ни одного…

Ещё до войны (в марте 1938 года) один двухместный вариант Р-35 (под обозначением 2РА-L), а чуть позже один вариант гидроистребителя на базе 2РА-L были проданы в СССР вместе с лицензией для серийного производства, которое в Советском Союзе по неизвестным причинам так и не было налажено.

В конце 1938 года 20 двухместных истребителей 2РА-L (под обозначением 2РА-В3) Северский, используя лазейки в американском экспортном законодательстве, сумел продать Японии, что вызвало крайнее неудовольствие правительства США и прекращение (в наказание) заказов от командования армейского воздушного корпуса США. Японский флот использовал самолёты Северского в войне против Китая, но недолго – в 1941 году последние из них были сняты с вооружения.

С июня 1939 года по июнь 1940 года 60 истребителей Р-35 (под обозначением ЕР-106) успели продать в Швецию (до запрета на экспорт со стороны правительства США).

Из-за многочисленных конструкционных дефектов истребителей Р-35 и прекращения правительственных заказов на них "Северский эйркрафт корпорейшн" оказалась в долгах, как в шелках... В апреле 1939 года, пока Северский находился в деловой командировке, совет директоров компании вынес решение о его отстранении от руководства. Одновременно компания получила новое наименование – "Рипаблик авиэйшн корпорейшн".      
Андрей Ульбин
01.12.2013 16:51
Петру Петровичу

Кем стал бы тот же Сикорский, если бы остался в Советской России? Скорее всего, его постигла та же участь, что и его оставшихся соратников, расстрелянных большевиками.

А судьба авиаконструктора Н.Н.Поликарпова – разве не показатель?! Недаром Поликарпова называют "самой трагической фигурой в истории советской авиации". (Самолёты-истребители И-16 конструкции Поликарпова можно увидеть в сталинском довоенном художественном фильме "Истребители" с популярной песенкой Бернеса "…любимый город может спать спокойно", чего не случилось, а любимый город, как оказалось, зря надеялся...) Поликарпова ещё до войны затравили молодые и посредственные конструкторы "пролетарского происхождения", более привыкшие полизывать одно место у начальства, чем строить хорошие самолёты. Эти быстро сообразили, в какой на самом деле стране они живут и что здесь требуется для карьерного роста… Особенно на поприще травли выделялся А.С.Яковлев, умудрившийся и после войны в серии своих книг "Цель жизни. Рассказы авиаконструктора" пнуть заслуженного и куда более способного, чем сам Яковлев, авиаконструктора. (У меня эти яковлевские книги есть – могу процитировать…)

О конструкторских "талантах" прижившегося при Сталине А.С.Яковлева я мог бы подробно поговорить отдельно. Но сейчас проиллюстрирую их только на одном, но очень характерном примере.

Отправленный в марте 1940 года (незадолго до начала Великой Отечественной войны) во главе делегации в нацистскую Германию для закупки перспективной и готовящейся к серии (и для будущих военных действий) немецкой авиатехники, Яковлев, мало что поняв из разработок немецких авиаконструкторов, санкционировал закупку массы бесперспективных самолётов, которых сами немцы уже отвергли. Результаты его миссии и последовавшей за ним заместителя начальника НИИ ВВС И.Ф.Петрова все плюсы для развития советской авиации многократно перекрыли своей ошибочной оценкой. Это крайне негативно сказалось на ответных шагах СССР в области авиации и на обороноспособность Красной Армии.

Говоря проще, немцы обманули наших "талантливых авиационных специалистов" (хотя Яковлев в своих книгах для советских дилетантов-обывателей пытается изобразить дело так, что это немцам не удалось, а они, советские специалисты, перехитрили немцев). Но факты говорят сами за себя… Две трети немецкой авиатехники было закуплено зря, а некоторые действительно необходимые закупки не осуществлены… Например, выдаваемых немцами за "истребители будущего" Хейнкелей Не100 было закуплено аж 6 единиц, хотя это была чисто демонстрационная машина, о чём Яковлев догадался лишь в ходе Великой Отечественной войны. А вот действительно перспективные самолёты "первой линии" – истребители Фокке Вульф FW190 и бомбардировщики Дорнье Do217 – в СССР так и не попали…

С остальным оборудованием и оснащением было ещё хуже… По сведениям немецкого историка экономики Г.Фолькмана в 1940 году германские поставки в СССР только на 67 процентов покрывали привозимое по ранее достигнутым договорённостям из СССР в Германию, а в первые же месяцы 1941 года германские поставки упали до 57 процентов. То есть перед войной СССР давал Германии больше продукции (в основном сырья для промышленного производства и продовольственных товаров), чем Германия оплачивала встречными поставками (промышленными изделиями).

Советские клюнули на "дешёвый" немецкий кредит, с помощью которого Германия саботировала отправку в СССР своей продукции. Так до 21 июня 1941 года в счёт советского заказа "под кредит" вместо 1182 металлорежущих станков Советский Союз получил только 280, из 113 мощных прессов – только 27, а по последнему соглашению из советского заказа в 7417 металлорежущих станков было поставлено в СССР всего лишь 506. С алюминием было совсем плохо… Немцы обязались поставить 30 тысяч тонн до 1 августа 1942 года (при собственном производстве в СССР в 1940 году 62 тысячи тонн алюминия), но не дали ничего.

Но вернусь к авиаконструктору Поликарпову. Перед отъездом за границу Сикорский звал Поликарпова с собой, но тот отказался уезжать, ссылаясь на семейные обстоятельства. Окончательно затравленный и оболганный, Поликарпов умер в Советском Союзе в 1944 году, в возрасте 52 лет.    
Дмитрий
23.11.2013 17:18
"трагедия августа 1991 года наверное затмила собой наверное вообще все - выбросив на улицу тысячи всяких потенциальных гениев и изобретателей.."

А наши либералы утверждают, что это был звездный час демократии.
Вера
06.11.2013 16:58
Согласна с ВАЛЕРИЕЙ и АЙВЕНГО. Разбрасываемся талантами.Не ценим людей.
Айвенго
05.11.2013 14:12
Трагедия августа 1991 года наверное затмила собой наверное вообще все - выбросив на улицу тысячи всяких потенциальных гениев и изобретателей, лишила страну наверное миллионов  своих честных безропотных трудоголиков, высмеяла всех их и оклеветала,  лишив множества построенных самолетов, подлодок, ракет, кораблей и засеяла городские кладбища мужскими телами безвременно ушедшими как самолетами упавшими внезапно в болото Российское…
student
05.11.2013 12:33
Валерия
01.11.2013 18:19"Рождает русская земля таланты. И не ценит русское государство эти таланты, выживает их, губит, разбрасывается ими."
----------------------------
1-Таланты рождаются во всех землях.
Даже в Африке. А Вы не знали ?
2-Любое государство (а не только наше)
живёт по законам. Вы можете привести конкретные законы СССР или РФ, по которым таланты нужно  "выживать и губить" ?
ТАК ЧТО НЕ НАДО ОБВИНЯТЬ ГОСУДАРСТВО В ПРЕГРЕШЕНИЯХ ОБЩЕСТВА.
НАРОД- ТВОРЕЦ СВОЕЙ ИСТОРИИ.
НАРОД , А НЕ ЧИНОВНИК.
ПОСЕМУ-ПОКАЙТЕСЬ !
Петр Петрович
04.11.2013 14:50
Испугались красного террора и удрали за кордон работать на процветание иных народов и частенько против своего собственного. А многие никуда не уехали, не бросили свой народ и свою страну. Порой их называют конформистами, а я зову их патриотами страны. Все может поменяться в стране, но народ и сама страна никуда не денутся и настоящий патриот будет со своим народом. Мне больше нравятся примеры наших россиян, которые приняли революцию и верой и правдой служили именно своему отечеству, а не вновь обретенному чужому.
Панджшер
04.11.2013 8:11
Памятника Шаргею, действительно, нет - но в Новосибирске есть площадь его имени и музей.
Феона
03.11.2013 14:26
Реформа РАН с передачей финансирования чиновникам еще больше увеличит научно-технический потенциал Америки за счет русских! Пора в Америке вывешивать лозунги "СЛАВА ЕР"
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
01.03.2021
Беседа с публицистом, литератором, фотоблогером из Горловки.
Фоторепортаж
26.02.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит один из крупнейших в мире фестивалей природной фотографии.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».