Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 ноября 2019
«Прихожан – сжечь, священника - расстрелять…»

«Прихожан – сжечь, священника - расстрелять…»

Как священнослужители участвовали в партизанском движении
Александр Калинин
29.04.2013
«Прихожан – сжечь, священника  - расстрелять…»

В этом году Пасха приходится на майские праздники и почти совпадает с Днем Победы.С началом Великой Отечественной войны священники полной мерой разделили судьбу своих прихожан.

На рассвете 9 октября 1943 года в приходскую церковь белорусского села Хойно ворвались фашисты. Священнику Косьме Раине приказали разоблачиться, повели в полицейский участок, обыскали. Документы и часы офицер отдал переводчику. «Вам они больше не понадобятся», - улыбнулся тот. И два солдатика-чеха повели батюшку на расстрел.

…Протоиерей Косьма Раина был потомственным священником. Его отец с крестом и Евангелием плавал на военных российских кораблях и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре. Немецкая оккупация застала протоиерея и его большую семью - а было у него семеро детей - в Пинском районе Брестской области и сразу поставила перед выбором.

Вопрос, кому подчиняться, был далеко не внутрицерковным, а молитва «о стране нашей, властях и воинстве ее» приобретала в условиях оккупации политический смысл.

Оккупационные власти требовали молиться «об освобождении страны российской и победоносном германском воинстве». Но отец Косьма каждый раз читал молитву каноническую. А когда на него доносили, говорил, что забылся, прочитал по инерции.

Нет, не безбожным властям служил отец Косьма, а пастве своей, народу православному, на плечи которого обрушилось тяжелое бремя войны.

Этот народ день и ночь тек и тек на восток по лесным и полевым дорогам - беженцы, раненные, окруженцы, и матушка то и дело выпекала хлеб, варила картошку, помогала одеждой, обувкой, лекарствами. Раненые причащались, просили молитв за павших товарищей, за себя и близких.

После традиционного пасхального богослужения отец Косьма объявлял сбор подарков для детей и партизан. А через несколько дней, обливаясь слезами, отпевал посемейно расстрелянных и сожженных жителей недалекой деревни Невель. Затем ехал в глухую деревеньку Семиховичи - базу партизан - и в небольшой церквушке, которую, смалодушничав (Бог ему судия), бросил молодой священник, причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал умерших и погибших.

Как учителя уходили в гетто с учениками, как врачи принимали смерть вместе с ранеными, так и священники разделяли судьбу прихожан.

Приходской священник Иоанн Лойко принародно благословил сыновей Владимира, Георгия и Александра в партизаны. «Мое оружие на врази крест святой, поруганный супостатами, и слово Божие, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Батьковщине». Отца Иоанна каратели сожгли вместе с прихожанами в церкви. После войны на месте того страшного пожарища установили обелиск, где поначалу было и имя священника, но потом почему-то исчезло.

Священник Николай Пыжевич, друг отца Косьмы, помогал раненым красноармейцам, был в добрых отношениях с партизанами и даже распространял листовки. Донесли. В сентябре 43-го в Старое Село нагрянули каратели. Батюшка выскочил в окно и уже было скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, как дом его, где остались жена и пятеро дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломой. «Я здесь, - закричал он. - Меня берите, Богом прошу, детушек невинных пожалейте...»

Офицер ударом сапога бросил его на землю и расстрелял в упор, а тело священника бросили в уже пылающий дом. Через какое-то время полностью было уничтожено и все село, а жители его сожжены в храме.

Летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу слезно обратились родственники погибшего... полицая. Никто, мол, из священников не соглашается отпевать покойника, не пришлете ли своего партизанского батюшку? В отряде служил тогда протоиерей Александр Романушко. В сопровождении двух партизан-автоматчиков он явился на кладбище. Там уже стояли вооруженные полицаи. Облачился, немного помолчал. И вдруг:

- Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв заслужил во гробе предлежащий. Он изменник Родины и убийца невинных стариков и детей. Вместо вечной памяти мы все, - он высоко поднял голову и возвысил голос, - произносим «анафема»!

Собравшиеся оцепенели. А священник, подойдя к полицаям, продолжал:

- К вам, заблудшим, обращаюсь: пока не поздно, искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите оружие против тех, кто уничтожает наш народ, в такие вот могилы закапывает живых людей, а в храмах заживо сжигает верующих и священников...

В группу базирования отец Александр привел почти целый отряд, и был награжден медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

…А 9 октября 1943 года два солдатика-чеха повели на расстрел протоиерея Косьму Раину. Возле церкви он пал на колени и стал усердно молиться. Сколько прошло времени, не помнит, но когда поднялся с колен, возле себя никого не увидел. Перекрестившись, батюшка с молитвой двинулся в сторону кустарника. А потом опрометью кинулся в спасительный лес.

После был партизанский лагерь, встреча с сыновьями. Вместе отвоевывали у фашистов матушку, которую немцы с другими партизанскими женами и детьми хотели было отправить в концлагерь.

За праздничным столом всей семье приходского священника Раины удалось собраться лишь в 1946 году.

Последние свои годы Косьма Раина провел в поселке Ольгино под Питером вместе с матушкой и дочерью Ангелиной, работавшей здесь участковым врачом. Погребен он в Серафимовской церкви у алтаря. Отошел в мир иной и старший сын Петр. Отпартизанив и отвоевав в действующей армии, он затем долгие годы в сане священника служил в Белоруссии, Москве, Подмосковье, был настоятелем православных храмов в Александрии и Сан-Франциско. Священником был и Павел, но был отстранен коммунистическими властями от должности, и за тунеядство - никто не хотел брать на работу бывшего священника - едва не угодил за решетку. Спасли партизанские награды. Священствовать он больше не мог, и многие годы руководил приходским советом в том храме, где покоится прах его отца. Он и рассказал мне о партизанских священниках. Мы много с ним беседовали об этом. Он подарил мне свою книжку, изданную небольшим тиражом. Но, к сожалению, в свой очередной приезд в Питер, я его в церкви уже не нашел... Похоронен он здесь же, на Серафимовском кладбище. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 35 найденных.
михаил
14.05.2013 15:13
Кстати говоря вопрос о предателях очень сложный. Трудно назвать предателями того кто воевал с теми, кто уничтожал страну хуже гитлеровцев. Их можно как-то понять.  А вот к кому есть законное омерзение, так это наши советские милиционеры всех мастей, которые рванули служить в полицаи. Этот факт хитро замалчивали до фильма "Поп". Ни кого не надо осуждать кроме вот таких полицаев. А много сволочного было от советской власти народу сделано, и жрали в три горла во время блокады и т.п.. Так что это большая трагедия когда стоит страшный выбор. А советская власть - это такой же враг России, а православию и подавно. Это было громадное испытание России и русских. И кто просто так все делит на черное и белое, то это плохо.
Игорь_
14.05.2013 9:43
Олег-борец за правду, мои родители были слишком маленькими, чтобы воевать, а деды воевали на нашей стороне и имели ордена и медали. Оскорбления в их адрес оставляю на вашей совести. А кто из нас чего стоит может показать только война. Но мой жизненный опыт показывает, что крикуны и ура-патриоты в трудных обстоятельствах героями не становятся.

Зоя Космодемьянская - ваш кумир - сжигала дома мирных сельских граждан, выполняя идиотский приказ №0428, который был направлен не столько против немцев, сколько против мирных жителей в оккупации. Её, кстати, сдали сами погорельцы. Так что пример ваш неудачный. Она не виновата - она выполняла приказ в составе диверсионной группы. Немцы-то переселятся в другой дом, а куда деваться погорельцам?
Простой вопрос: как Вы отнесётесь к человеку, который в наше время спалит ваш дом, объясняя это борьбой с существующим режимом?

Олег-борец за правду пишет:
"Подражайте кому хотите, выдуманным, высосанным из пальца киношным "героям"..."

Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук и Григорий Чухрай - классики. Кроме того, они - фронтовики. Произведения Шолохова и фильмы Г.Чухрая и С.Бондарчука - не только советская, но и мировая классика. А их герои хрестоматийны.
Андрей Соколов и Алексей Астахов не "высосаны из пальца", а имеют реальных прототипов. Стыдно не знать об этом. Но Вам, как истинному ура-патриоту, - простительно.

Шолохов действительно описал разговор с человеком (с которым он беседует в фильме), пережившим всё это.
А у Астахова прототипами являлись Николай Лошаков и Михаил Девятаев.

http://www.mskomi.ru/n/article.php/4874

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=735

Они работали в плену, но смогли сбежать. Для меня они настоящие герои, а для Вас, ура-патриота, - "высосаны из пальца".  

Олег-борец за правду пишет:
"Но вы оскорбляете настоящих людей, настоящих героев"

Если Вы действительно "борец за правду" и способны отвечать за свои слова, а не сотрясать воздух ура-патриотическими лозунгами, то приведите пофамильно героев, которых я, по вашим словам, оскорбил здесь.
Олег-борец за правду
13.05.2013 8:55
Игорь, вы просто словоблудный фарисей, скорее всего, кто-то из ваших близких сотрудничал с фашистами, а может и чего похуже - расстреливал партизан и мирное население, а вы его пытаетесь как-то оправдать. "Ваша богоборческая власть" - пишете вы, а ведь она такая же наша, как и ваша. Подражайте кому хотите, выдумангным, высосанным из пальца киношным "героям", а у нас для подражании примерами были реальные люди, совершившие подвиг: Гастелло, Матросов, Космодемьянская - тысячи настоящих героев. Я тоже, по умному примеру предыдущих ваших оппонентов, больше не стану сюда писать, поскольку ваши тексты - с цитированием каждой фразы, каждого слова - штзофренично бесконечны, и дискутировать с вами явно бесполезно. Но вы оскорбляете настоящих людей, настоящих героев, и это больно задевает за сердце.
Игорь_
12.05.2013 15:29
okii1920 cgfhnfr:
"Но когда называете лёгкой смерть солдата в плену(крепкого  мужчины, по вашему мнению; моя бабушка, увидев колонну наших пленных, упала в обморок, в таком жутком состоянии он были)... Это уже у вас запредельное что-то!"

Вы намеренно искажаете смысл сказанного мною, а потом говорите о запределе.
"Крепкий мужчина-солдат" - это когда он сдаётся в плен, выбирая жизнь, а не смерть (самоубийство). А в то, отчего ваша бабушка падала в обморок, они превращались после изнурительного труда в лагере и голодной пайки.
Не искажайте смысла моих слов и не будет запредела.
"...не уважаемых вами партизан" - а это вообще откровенная ложь. Я о партизанах вообще не говорил.
А мгновенная смерть от пули действительно является лёгкой по сравнению с мучительной и долгой смертью от голода. Вряд ли кто сможет поспорить с этим.
Но, если заметили, именно я, в отличие от других, "гневно осуждающих", и не осуждаю никого. Мало того, призываю и других не осуждать.
А уж герой (не прототип) фильма Хотиненко - вообще оразец для подражания для всех нас, а не только для тех, кто был в оккупации.
okii1920 cgfhnfr
12.05.2013 8:18
Никакого отношения ни к какой Анне я не имею. Не обвиняю в предательстве скопом всех, кто работал в оккупации. Работа и сотрудничество вообще-то разные вещи. Выдаете свои домыслы за истину, и не в первый раз.Но когда называете лёгкой смерть солдата в плену(крепкого  мужчины, по вашему мнению; моя бабушка, увидев колонну наших пленных, упала в обморок, в таком жутком состоянии он были)... Это уже у вас запредельное что-то! По-моему, с вами и спорить уже поэтому перестали. О моральном состоянии в оккупации вы вообще не думаете. Об унижении, страхе, возможности в любую минуту стать жертвой (немцы параноидально боялись не уважаемых вами партизан). Коммунистов и евреев всех возрастов вообще сразу расстреливали или  вешали публично. Это увидеть...Человек ведь есть не только пищеварение, хотя голод был жестокий. Капуста в Ленинграде - была, именно в этом дело,и возможно, хоть одну жизнь спасла. Вам мало?  Вам бы пересмотреть "Обыкновенный фашизм". Больше вообще писать сюда не буду, поскольку ваши нелепые обвинения и агрессивный тон с переходом на личности ("много вы наменяли?" надоели и не годятся в таком серьёзном вопросе, как судьба наших людей "под немцами".    
Игорь_
11.05.2013 14:32
oki1920@cgfhnfr:
"Если вы не в курсе, то тогда в городах провинциальных больше было частного сектора, чем многоэтажек."

В нашем городе до войны преобладали 2-4-этажки с коммуналками и так называемые перенаселённые дворы-муравейники, а частного сектора (с земельным участком) практически не было - это непозволительная роскошь для того времени. Частный сектор у нас начал интенсивно развиваться именно после войны, когда люди сами начали застраивать тогдашние окраины города, захватывая участки. У одного такого района сохранилось неофициальное название - Нахаловка. Имеется в виду нахальное строительство частниками на этих участках.
Посмотрите довоенные фотографии крупных и средних городов. Если у кого и имелся огород - это большая редкость в промышленном городе.
Про Ленинград - вообще неудачный пример, учитывая страшное количество умерших в нём от голода. Огороды в городах - это частные случаи, которые не могли спасти всё население от голода. А какой огород зимой? А чем его засаживать после голодной зимы?

Кустарная промышленность действительно существовала, но она была подконтрольна оккупационным властям. Налоги с неё шли в казну немецкой комендатуры. Так что это тоже работа на врага.

oki1920@cgfhnfr:
"в разных местах было по-разному"

Полностью согласен. Именно поэтому и нельзя подходить ко всем с одной меркой, называя всех работающих предателями.
Кроме того, выменивать продукты на что-либо в условиях их жуткого дефицита и голода могли только люди, имеющие их избыток. Даже с имеющегося огородика избытка быть не могло. Избыток могли иметь те, кто сотрудничал с немцами или имел подконтрольный бизнес. Сознавая это, и получая от них продукты путём обмена, вы не многим от них отличаетесь, если готовы принять заработанные таким путём продукты, чтобы выжить. Если у меня, к примеру, нет продуктов, то мне не нужны ни вышивки вашей бабушки, ни чьи-либо частные уроки - тут бы с голоду не сдохнуть.
В блокадном Ленинграде люди, бывало, ценные картины отдавали за хлеб, прекрасно осознавая, что кто-то умер, не получив украденный хлеб.

oki1920@cgfhnfr:
"У меня  речи не было о трудовых и концлагерях!И никакого клеймения кого бы то ни было."

Это хорошо, что Вы так относитесь к пленным и гражданским, работавшим по принуждению, но у других, которых Вы поддержали, совсем иное мнение. Кроме того, у большинства из тех, кто добровольно (якобы) пошёл работать, тоже не было выбора - они, как и военнопленные солдаты, тоже не хотели умирать от голода.
В списке моих любимых фильмов числится "Чистое небо", где наш лётчик попал в плен (вроде бы как без сознания), а после войны вернулся домой и был поражён в правах. Но жене он всё же потом признался, что у него был момент, когда он мог застрелиться. То есть лётчик сначала выбрал жизнь, сдавшись в плен, потом второй раз выбрал жизнь, согласившись работать на немцев в лагере и получать пайку от врага.
Теперь вопрос: почему Вы не имеете претензий к взрослому крепкому мужчине-солдату, судя по цитате из вашего сообщения, но не допускаете того же самого в отношении женщин, которым надо кормить своих детей, стариков и подростков, которые тоже работая на немцев, выбирают жизнь, а не голодную смерть? Почему солдату можно жить и работать в плену, а женщинам, старикам и детям нельзя жить и работать в оккупации?
Солдата в случае отказа от работы в плену ждёт лёгкая смерть от пули и избавление от мук, а мирное население в оккупации ждёт мучительная смерть от голода. По-моему, это очень жестоко по отношению к нашим гражданам.


Даже к полицаям нельзя подходить с одной меркой. Вот пример из воспоминаний девочки в оккупации и при каких обстоятельствах иные становились полицаями.

"Большинство из них были пожилыми мужчинами или подростками лет по пятнадцать-шестнадцать. Они учились со мной в одной школе, и я знала, что многие из них с началом войны мечтали уйти в Красную армию, но не попали в неё по возрасту. А когда пришли немцы, то они выстроили этих подростков, как всем нам было известно, «на огороде у Ваньки Осипова» и предложили вступить в полицию. Кто не согласился, тех тут же расстреляли. А потом расстреляли и их родителей. Первым убили Ивана Осипова. Он был постарше остальных, но его не взяли в армию из-за плохого зрения. Так эти мальчишки стали полицейскими. Уже позже, незадолго до прихода наших частей, немцы отправили их охранять мост через Днепр в шести километрах от Холма. Ночью ребята сбежали в лес, чтобы уйти к партизанам. В ту же ночь фашисты схватили их семьи и всех расстреляли на холмовском кладбище. Когда пришли наши войска, этих бывших полицейских арестовали и сослали в лагерь. Назад они не вернулись…"

http://www.proza.ru/2008/11/10/338

Скажите, как относиться к таким "полицаям"?

Настоящих предателей в процентном отношении ко всему населению в оккупации было очень мало. Но гневно клеймят здесь всех, кто не смог с оружием в руках защищать свою страну, на что "обрекла" их Анна. А Вы её поддержали.
oki1920@cgfhnfr
10.05.2013 19:57
Забылась ещё одна нелепость у вас, Игорь: "какие в городах огороды". Если вы не в курсе, то тогда в городах провинциальных больше было частного сектора, чем многоэтажек. Даже сейчас его хватает. А в блокадном Ленинграде напротив Исаакия посадили капусту. Огороды столько жизней спасли, не только в оккупации, но и в тылу (см. рассказ о русском огороде В.Астафьева).  
oki1920@cgfhnfr
10.05.2013 19:14
В ответ на гневные обвинения Игоря (непонятно, отчего такая злоба): в разных местах было по-разному, не всюду немцы гоняли на работу (тут уж в самом деле ничего было делать), не везде, должно быть, успевали они наладить эту работу. У меня  речи не было о трудовых и концлагерях!И никакого клеймения кого бы то ни было. А про выживание меной вы зря ёрничаете. Предметом мены были не только тряпки (это скорее у состоятельных или эвакуированных людей), а больше кустарные товары (деревянные ложки,корзины, клееные калоши, обувь на деревянной подошве). И еду меняли на еду, разную. Перекрашивали мешки и шили потом одежду. Учителя давали частные уроки за яички,кукурузу и проч. Все знали, у кого что есть. Зарабатывал даже гаданием на бобах  картах! Моя бабушка шила. Вообще в основном в оккупации оказались женщины, старики и  дети. Горожане массово уходили в деревни, особенно если родня была, жили натуральным хозяйством. Всё это было, не из книжек мною взято. Опрос многих реальных людей на Кубани и на Украине, в том числе моих близких. Хлебнувших горя столько, что вам не стоило бы уличать меня в незнании, как удавалось прокормить детей. я это знаю и благодаря этому теперь живу. О том, что русские полицаи гуманнее - сомнительно. Зависело от человека. Вообще люди оказались каждый сам по себе, выживай как знаешь. И что будет дальше, неизвестно. Каково это сознавать?  Страница истории, увы, малоизвестная, и лучше не опираться только на официальные документы, немецкие в том числе. Там желаемое и действительное в сомнительной пропорции.Что, какие они урожаи в колхозах вырастили? Только убрали и увезли то, что вырастили до них. Вроде бы наладить у нас какой-то свой порядок у них так и не вышло даже там, где они долго просидели. Пришлось гнать народ в Германию.
В заключение:если у кого-то иное, чем у вас мнение, иная информация, это не значит. что этот иной ничего не знает и вообще враг.    
Маргарита
09.05.2013 22:43
Ребята, что-то с Анной не то твориться!
"Таких мои дети будут выжигать каленым железом" (Анна 08.05.2013 0:05)
Беда! Молится о ней надо, да вразумит её Господь Бог!
Такого же желаю, т.е. вразумления и нам, грешным.
Не суди и не судим сам будешь.
Милость превозносится над судом.
Со многими словами Игоря солидарна.
Очнителсь "патриотичные выжигатели"
Милости хочу, а не жертвы.
Господи, дай сил не предать тебя и выбрать Крест Твой Святой, а не хлеб.
Игорь_
09.05.2013 17:34
oki1920@cgfhnfr, у кого Вы меняли тряпки на продукты? Друг у друга, что ли? Или у тех, кого сейчас клеймите? Тогда чем Вы от них отличаетесь? Сколько "тряпок" проели за 2-3 года оккупации, учитывая ценность продуктов (а не тряпок) во время войны? И какие огороды в городах? А почему скот в сельской местности не весь выгребли знаете?

Специально для Вас о работе в оккупации.

http://militera.lib.ru/research/kovalev_bn03/kovalev_bn03.html#t20

Цитаты:

"Машинно-тракторные станции и совхозы объявлялись на всей оккупированной территории России собственностью германского государства. МТС перестраивались в опорные пункты или базы, возглавляемые немецкими управляющими. К каждой базе прикреплялось до пятнадцати общинных хозяйств. Базы должны были обрабатывать уцелевшими тракторами и машинами земли общинных хозяйств, осуществлять агрономический надзор, внедрять улучшенные методы хозяйства, заготовлять посевное зерно, разводить племенной скот и вести образцовое хозяйство на собственных полевых участках. Базам поручалось также агрономическое обучение крестьян и политическая пропаганда. Совхозы переименовывались в государственные имения. Некоторые из них прикреплялись для обслуживания определенных немецких тыловых гарнизонов."

"Для надзора за проведением уборочных работ на места регулярно выезжали окружные генеральные комиссары и все чиновники их аппаратов. Так, в Курской области рабочий день в поле продолжался с пяти-шести часов утра до шести-семи часов вечера. Для обработки приусадебных участков отводилось два дня в неделю, остальное время каждый должен был трудиться на земле общинного хозяйства. За невыход на работу в первый раз накладывался штраф — до 500 рублей, во второй раз виновный отправлялся в лагерь военнопленных и у него конфисковывалось все его имущество. Там, где уклонение от работ принимало регулярный и организованный характер, применялись телесные наказания и расстрелы."

Ну, и как Вам "добровольный" труд заклеймённых вами "предателей" на оккупированных территориях? Я уж не говорю о "добровольном" труде военнопленных в лагерях.

"Подавляющая часть собранного хлеба и продовольствия использовалась немецкой армией или отправлялась в Германию и лишь малая доля выдавалась городским жителям, работающим на немцев. Большинство городских жителей вынуждены были самостоятельно добывать продукты питания в деревнях, меняя на продовольствие одежду, имущество и т.п. Делать это было не только очень сложно, но и опасно. Немцы под угрозой самых строгих репрессий и наказаний запрещали крестьянам обменивать или продавать продукты, ибо все продовольственные излишки должны были быть сданы немецким органам. Кроме того, немецкие патрули арестовывали горожан, не имеющих пропусков на хождение между населенными пунктами. Арестованных немцы зачастую расстреливали, считая их партизанами, ведущими разведку. Попавшие в руки к русским полицаям обычно отделывались гораздо легче — у них просто отбирались все вещи и продукты.

В этих условиях процветала подпольная торговля продовольствием по чрезвычайно высоким спекулятивным ценам, что, в свою очередь, обесценивало зарплату, получаемую рабочими и служащими."

Много сможете наменять в таких условиях за всё время оккупации? А есть и кормить детей и стариков надо каждый день.

"Для выполнения трудоемких физических работ по постройке и расчистке дорог, строительству мостов, укреплений, противотанковых сооружений немецкие военные власти мобилизовывали местное население, как мужчин, так и женщин в возрасте от 14 до 60 лет, а иногда и старше. От работ не освобождались даже многодетные матери, высококвалифицированные специалисты, если они не были в данный момент использованы на производстве, больные. Продолжительность рабочего дня иногда доходила до четырнадцати часов. Работы осуществлялись под постоянным надзором русских полицейских и немецких солдат. Работавшие медленно или неаккуратно подвергались различным наказаниям, вплоть до расстрела. Все это в назидание другим делалось публично. Снабжение продуктами не обеспечивало даже полуголодного существования людей. В связи с этим в рабочих колоннах и лагерях была большая смертность. Например, жители Оредежского и Тосненского районов Ленинградской области работали на ремонте дорог, на торфоразработках и лесозаготовках с шести часов утра до наступления темноты и получали за это только по 200 граммов хлеба в день.

В тыловых районах оккупантами вводилась всеобщая трудовая повинность. В порядке трудовой повинности гражданские власти широко привлекали население на сельскохозяйственные, дорожные, строительные работы, на торфоразработки, дровозаготовки и т. п.

Жителям, уклонявшимся от работ, объявлялось о том, что тот, «…кто отказывается от работы, считается врагом германского государства и будет расстрелян»"

Вам бы, гневно осуждающим, пожить в то время в оккупации - может, и поубавился бы ваш гневный пыл.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 35 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».