Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

8 декабря 2016

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
В Гороховце состоялось открытие памятного камня, посвященного знаменитому политику и писателю В.В. Шульгину.
05.12

С чего началось возрождение храма Христа Спасителя, разрушенного ровно 85 лет назад.
05.12

Факты истории и домыслы белорусских националистов.
24.11

А.И. Солженицын: правда и мифы.
23.11

А.И. Солженицын: правда и мифы.
18.11

Каким был последний «красный день календаря».
07.11

75 лет назад – 7 ноября 1941 года в осажденной Москве прошел военный парад, ставший историческим.
06.11

Из записок Почетного консула России в Канаде.
26.10

Процесс «белорусизации» с антирусским уклоном становится все более заметным.
25.10

Эти события происходили в Одессе 75 лет назад, осенью 1941 года, когда фронт приближался к городу.
18.10

Новый взгляд на политическое наследие Андрея Жданова.
14.10

Как стать знаменитым в либеральной тусовке.
13.10

Ни у кого не спросясь, сел я писать роман о XVII веке…
28.09

«Четвертый раздел Польши» 1939 года: миф и реальность.
15.09

Почему ревизионистам наплевать даже на неопровержимые факты.
01.09


Территория истории

Пожар подо льдами

Мир так и не узнал, что в январе 1981 года стоял на пороге ядерного апокалипсиса
Николай Черкашин
15.01.2014
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Пожар подо льдами

Да, что мир, родная страна не знала… И до сих пор не знает. А тогда, 18 января 1981 года под паковыми льдами Центральной Арктики горел на глубине 150 метров атомный подводный крейсер с двумя ядерными реакторами, с 16-ю баллистическими ракетами (атомные боеголовки которых таили огневую мощь, равную четырехкратной огневой мощи всей Второй мировой войны). В десяти отсеках - 130 живых душ, не считая трех щеглов в вольере зоны отдыха... Пожар всегда страшен. Но когда подо льдами горит термоядерный исполин, то это уже не пожар, это начало апокалипсиса…

Сообщение ТАСС, если бы об этом разрешили сообщить, звучало бы так: «18 января 1981 года подо льдами Арктики затонул на глубине 3 тысяч метров ракетный атомный подводный крейсер стратегического назначения К-424. На борту находилось 130 человек… Причины катастрофы уточняются». Так могло бы быть, но так не стало, потому что на борту К-424 нашелся человек, который сумел переиграть судьбу, отменить катастрофу, вернуть корабль домой, в базу… Это был командир подводного крейсера - 37-летний капитан 1 ранга Николай Александрович Иванов.

Сегодня этот, никому не известный герой, живет в подмосковной Балашихе, работает охранником в таможне… Автор этих строк приехал к нему в гости. Пока радушная хозяйка Светлана Петровна накрывала стол, Николай Александрович достал фотоальбомы, развернул морские карты…

Старый моряк попытался начать эту жутковатую историю с шутки:

- Один мой приятель как-то спросил меня: «Почему подводники начинают свои рассказы так – сплю я и вдруг…» Точно замечено. И эту историю я тоже мог бы так начать, если бы успел тогда добраться до койки. В 12.00 я сдал свою командирскую вахту старпому – капитану 2 ранга Борису Плюснину, и отправился во второй отсек прилечь в каюте…

Шла обычная боевая служба в Арктическом районе. Мы находились чуть севернее Земли Франца-Иосифа.

Шли 23-и сутки под тяжелыми паковыми льдами, без малейшей возможности пробить их, всплыть в случае необходимости. Старался не думать о ледяном панцире, который нависал над нами, как гробовая крышка…

В стране готовились к XXV съезду КПСС, и наш поход, в успехе которого мало кто сомневался, должен был стать подарком съезду от моряков-североморцев. Так нас напутствовали перед выходом на боевую службу в высокие широты…

Я не успел еще раздеться, как тишину жилого отсека взрезала пронзительная долгая трель звонка аварийной тревоги. И тут же встревоженный голос старпома:

- Аварийная тревога! Пожар в центральном посту!

Я немедленно метнулся в третий отсек. Едва отдраил переборочный люк, как уловил едкий запах дыма.

- Где горит?!

- Выгородка в районе гальюна!

Выгородка, забитая ящиками с запасными деталями – ЗИПом, находилась на средней палубе. Я приказал разгрузить ее, чтобы добраться до очага возгорания. Раскидали ящики, но пламени не было видно. Дым валил из угольного фильтра, очищавшего воздух в гальюне. Пожар разгорался не на шутку. В Центральном воцарилась гнетущая тишина. Я ловил на себе тревожные взгляды, а кое у кого глаза были с полтинники. Вот когда я понял смысл выражения – у страха глаза велики. В каждом взгляде – немая мольба: командир, спаси! Ты знаешь, ты должен знать, что сейчас делать!

Будь это где-нибудь в Атлантике, я немедленно бы всплыл. Но у нас над головой был мощный паковый лед и категорический запрет не обнаруживать себя на поверхности.

С каждой минутой росла токсичность нашего воздуха. Химик доложил, что концентрация окиси углерода увеличилась в 380 раз.

В центральный поднялся замполит капитан 1 ранга Архипов и попросил разрешения увести людей, не занятых борьбой за живучесть во второй отсек. Я разрешил. Но сначала приказал поднять давление во втором и четвертом, то есть в отсеках смежных с нашим, третьим, чтобы туда не хлынул дым.

Никто не имеет права покидать аварийный отсек. Этот жестокий закон Иванов решил нарушить, исходя из своего командирского права принимать решения по обстановке. Что толку от людей, не занятых борьбой за живучесть? Пусть меньше будет жертв… Правда, потом заму пытались вменить трусость: зачем покинул аварийный отсек да еще людей с боевых постов увел. Иванов прикрыл своего заместителя: «Это я велел ему перейти во второй отсек. Если бы мы с Плюсниным погибли, Архипов бы возглавил экипаж».

Трудно представить, как бы Архипов управлялся с лодкой, если бы выгорел отсек управления кораблем, центральный пост.

Скорее всего, подводный крейсер, блуждал бы подо льдами сам по себе, превратившись в подобие «летучего голландца», пока не заполнился через прогоревшие сальники водой и не канул на дно приполярной котловины.

Ведь огонь полыхал с такой силой, что расплавилась стальная дверь гальюна.

Трудно принимать безошибочные решения в считаные секунды да еще в отравленной атмосфере, да еще не располагая полной информацией о том, что горит и где горит. Но распоряжение Иванова наддуть смежные отсеки было спасительно правильным: когда «лишние» моряки переходили во второй отсек, угарный газ не пошел вслед за ними, жилой отсек не задымили. В тусклом свете аварийного освещения дым сгустился до того, что уже не видно было и пальцев на вытянутой руке. Сизый дым пластами стелился по пультам, приборным панелям… Пот катился градом – ведь на средней палубе полыхало пламя. Третий отсек превращался в газовую камеру смерти. Труднее всего было на пульте, с которого управляли реактором. С этого поста не уйдешь, умри, но обеспечь подводному кораблю ход, иначе всем хана. Чаще всего так оно и случалось – пультовики-управленцы погибали в своих выгородках, держа до последнего пальцы на кнопках. Так погибла вахта в посту управления ГЭУ – главной энергетической установки – на атомной подводной лодке К-8. Так погибли в сентябре 1975 года три капитан-лейтенанта во время пожара на атомарине К-47, командиры групп дистанционного управления. Так погиб на К-19 старший лейтенант-инженер Сергей Ярчук. Он умирал, отравленный угарным газом на глазах своего командира капитан-лейтенанта Милованова, который не мог оторваться от управления реактором ни на секунду… Обо всем этом был немало наслышан и командир дивизиона движения К-424 капитан 3 ранга-инженер Владимир Морозов, обеспечивавший ход подводного ракетоносца. Понимая, что он обречен, Морозов написал командиру предсмертную записку (переговорное устройство вышло из строя): «Товарищ командир, Ваше приказание выполнили – ход корабля обеспечен. Теряю сознание, но остаюсь на посту».

Так действовали те, кого без пафоса можно назвать героями. Но были и другие… Старшина-секретчик прибежал по аварийной тревоге в центральной пост (его обязанность вести черновой вахтенный журнал), увидел, какой дым там стоит и повернул обратно. Позже его нашли в самом дальнем отсеке, в десятом. Как он прошел сквозь задраенные по тревоге межпереборочные двери, одному Богу известно. Может быть, и в самом деле, жажда жизни превратила его в бесплотный дух. Ответить на вопрос, как он оказался в корме, а не на боевом посту, так и не смог:

- Сам не знаю, как тут очутился!

Матрос на пульте «Кама» делал все сам, делал все правильно, приговаривая: «ДМБ в опасности! ДМБ в опасности…» Его зациклило на этой фразе – слегка повредился в уме. Но остальной экипаж держался до последнего и действовал, как надо.

Николай Иванов:

- Я приказал всплывать на перископную глубину и готовиться к пуску системы ЛОХ. Честно говоря, побаивался ее включать, был немало наслышан о ее смертоносном воздействии на тех, кто не успел надеть маски…

Система ЛОХ – Лодочная Объемная Химическая – это огнегасящий газ фреон, который можно пустить из баллонов станции ЛОХ в любой отсек. Фреон великолепно тушит огонь, но опасен для человека, как и любой не поддерживающий жизнь газ. Поэтому все, кто был в третьем, включились уже не в ПДУ (портативные дыхательные устройства), эдакие облегченного типа изолирующие противогазы, которые подводники всегда носят при себе в пластиковых футлярах, а в дыхательные аппараты ИДА-59, чьи баллоны наполненные кислородом и азотом, позволяют продержаться в дыму и под водой втрое дольше, чем в легких ПДУ. По какой-то причине не успели включиться ни в ПДУ, ни в ИДА младший штурман («штурманенок») лейтенант Н. Шемитов и мичман Е. Баламатов и тут же жестоко поплатились…

Николай Иванов:

- Мне приносят в центральный пост записку. Красной пастой торопливо начеркано: «У нас два трупа.

Погибли Шемитов и Балмаков…». А тут еще инженер-механик капитан 2 ранга Анатолий Чумак с докладом: «товарищ командир, половина дыхательных средств уже израсходована. Еще полчаса и погибнем все…»

Сам еле на ногах стоит – наглотался дыма, пока отдавал распоряжения. Ведь всякий раз надо маску снимать… Ну, думаю, семь бед – один ответ. Раз трупы на борту, все равно с должности снимут, черт с ней со скрытностью, надо всплывать.

Это сейчас легко рассказывать – под водочку с домашними огурчиками, а тогда капитан 1 ранга Николай Иванов, как никто другой понимал, что всплытие невозможно – над головой многометровые паковые льды. Если только не произойдет чуда… И чудо произошло! Произошло, быть может, только потому, что командир был наречен именем небесного заступника моряков – Николая-чудотворца. Другого объяснения тому, что среди ледяных гор вдруг возникла полынья, затянутая всего-навсего лишь метровой толщины льдом, - нет. Подводный крейсер проломил его, как нож яичную скорлупу, и всплыл под низким серым январским небом приполюсного круга. Где-то далеко на юге оставались северные отроги земли Франца-Иосифа… Полярная ночь подарила им густые серые сумерки.

Николай Иванов:

- Первым делом надо было вынести на мостик пострадавших. Но как это сделать, когда бездыханные тела совершенно не держатся в вертикальной шахте рубочных люков. И не подхватить их сверху – глубоко, и не протолкнуть снизу – высоко. Попробуй, вытащи из колодца утопленника. Выход из ситуации нашел наш боцман.

- Товарищ командир, а если мы их привяжем к койкам да так и поднимем?!

- Действуй!

Сняли подвесные койки, привязали к ним тела лейтенанта и мичмана и без особых проблем подняли их на мостик, в ограждение рубки. Теперь за дело взялся лодочный врач капитан медслужбы Анатолий Двояковский. Он стал делать им искусственное дыхание. И тут произошло еще одно чудо! Покойники ожили. Тяжело отравленные парни стали дышать. Если бы на Иванова не смотрели во все глаза подчиненные, он бы, наверное, перекрестился: слава Богу, вернемся без трупов!

Отдышался наверху и инженер-механик Анатолий Чумак, угоревший едва ли не больше всех. Предельно допустимая концентрация (ПДК) фреона и угарного газа в атмосфере отсека превышала норму в 420 раз!

Командир подниматься на мостик не стал, хотя соблазн глотнуть свежего воздуха был очень велик. Но Иванов был нужен в Центральном…

Пламя удушили фреоном. Третий отсек провентилировали. Стали разбираться, что же произошло. И тут впору было разразиться трехэтажным матом. Но Иванов – сдержался. Начальник химической службы капитан-лейтенант Н. Симонов установил, что молодой матрос тайком закурил в гальюне, а окурок сунул в угольный фильтр. Почти чистый углерод не замедлил воспламениться. Возник эффект мартеновской печи. Поскольку фильтр выходил в выгородку с запчастями, то создалось впечатление, будто горят ящики; их безуспешно пытались раскидать и в результате завалили вход в гальюн… От копеечной свечи, говорят, Москва сгорела. А от поганого окурка едва атомоход не сгорел. Молодого матроса даже под суд отдавать не стали: что с безотцовщины взять? Курить начал с третьего класса. И хотя на К-424 была специальная каюта для табакуров, юный разгильдяй зажег сигарету там, где ему вздумалось.

Из того похода К-424 вернулась своим ходом – без жертв, без потери скрытности, выполнив все поставленные задачи. Даже птицы в зоне отдыха, весьма чувствительные к газовому составу воздуха, и те остались живы.

Теперь никто не жаловался на то, что командир их мучает частыми учебными тревогами и в дыхательные приборы включались мгновенно. Гром не грянет, экипаж не перекрестится.

На причале в Гаджиево подводный крейсер встречали с оркестром.

Николай Иванов:

- Когда я доложил встречавшему нас начальнику штаба дивизии капитану 1 ранга Хренову о том, что у нас был пожар, тот оборвал марш на полутакте. Оркестр затих.

«Давай поподробнее!» - Голос его не предвещал ничего хорошего. Доложил все, как было. А в ответ сразу же упрек:

- Почему так много дыхательных средств израсходовали? А если бы был второй пожар?

- У меня был первый пожар, и если бы я его не потушил, второго бы уже точно не было…

Разбирались с командиром долго и строго.

Разумеется, никаких наград за решительные и грамотные действия по борьбе с пожаром подо льдом никто не получил. «Аварийщиков» не награждали. От серьезного наказания (командир отвечает за все, даже за то, что военкоматы присылают на подводный флот умственно неполноценных парней) Иванова вольно или невольно уберег командующий флотилией вице-адмирал Лев Матушкин, который объявил командиру К-424 строгий выговор. И хотя дело дошло до командующего флотом и выше, ограничились «строгачом», ведь за одно прегрешение наказывать дважды по уставу не положено.

- Но самое страшное было впереди, – усмехается Иванов. – На другой день начинался очередной съезд партии и все экипажи развели по ленинским комнатам смотреть по ТВ торжественное открытие. А у нас, как назло, телевизор отказал. Не работает. Проверяющие из политотдела ходили по этажам. Если бы донесли, что «экипаж К-424 не смотрит открытие исторического события в жизни советского народа», о-о!, такой бы шум поднялся, все бы нам сразу припомнили. Но лодочные умельцы за полчаса наладили «ящик». Опять пронесло! Чудом.

Я сгоряча – нервы еще были взвинчены пожаром - заму выговор объявил – за «неготовность средств технической пропаганды». Тот обиделся – был он старше меня и по званию и по возрасту - пожаловался в политотдел дивизии.

Там взвились: как это так - в день открытия партийного съезда командир замполиту выговор объявляет?! Самодурство, аполитично! В истории флота такого не было!..

Но в истории флота не было и такого, чтобы подо льдами пожар тушили. А экипаж Иванова это сделал.

В конце концов, в Москве разобрались, из какого пекла командир выбрался без потерь. И представили Иванова к ордену Красной Звезды. Но политработники припомнили историю с замполитом – представление не подписали.

А Иванов через пару месяцев снова ушел на боевую службу – вне очереди, без отдыха. Командира подводного крейсера, который должен был идти подо льды по плану, хватанул инфаркт. Пришлось Иванову выручать дивизию. И пошел, хотя, в памяти, в душе, нервах еще жил стресс подледного пожара.

Потом друзья его спрашивали:

- Страшно было?

- Поначалу было некогда бояться. Надо было действовать, принимать решения. Страшно стало, когда пошли доклады о трупах. Страшно, когда твои люди гибнут…

- Как наказали матроса-курильщика?

- Никак. Он и сам понял, что натворил. Этот урок и для него, и для всего экипажа – на всю жизнь, горше любого наказания. Команда это оценила. Нам же надо было вскорости снова в море выходить…

* * *

Если бы не безошибочные и своевременные действия капитана 1 ранга Николая Иванова, жертв на К-424 было бы больше, чем на «Курске». Да и экология центральной Арктики была поставлена под серьезную радиационную угрозу. Никакой бы «Мамут» не вытащил бы затонувший ракетоносец с километровых глубин да еще из-подо льда. Однако, ничего этого не произошло. И потому историю с подледным пожаром быстро забыли, как и забыли тех, кто действовал в сверхэкстремальной обстановке смело и грамотно. Иванова перевели служить в Москву – преподавателем в академию ВВС имени Гагарина. Учил авиаторов основам тактики военно-морского флота. А там и на покой проводили. Вот только при расчете пенсии забыли про 17 лет службы в Арктике на атомоходах, рассчитали, как ординарного преподавателя.

Ну, ладно орденом обнесли – не ради наград ходил Иванов под океанские льды, но чтобы так подло урезать пенсион отставному командиру атомного стратега, тут нужно было чугунной совестью обладать.

И куда только Иванов не писал – и министру обороны, и президенту России, и своему депутату. Ответы приходили витиевато вежливые, но со ссылкой на один и тот же канцелярский казус: прежнее начальство не внесло указание о зачете полярной выслуги на атомных кораблях в «боковик приказа». Забыло начальство наложить нужную резолюцию в этот самый пресловутый боковик. И никто теперь ничего поделать не может. Нет такой административной силы в стране, чтобы поправить несправедливый приказ. Остается утешаться тем, что имя капитана 1 ранга Николая Иванова, внесено не в «боковик приказа», а историю российского подводного флота.

***

Несколько слов о том, как сложились судьбы членов героического экипажа. Воскресший «штурманенок» Николай Шемитов, стал со временем флагманским штурманом ВМФ России. Старпом капитан 2 ранга Борис Плюснин стал вскоре командиром атомного подводного крейсера. Погиб от руки эстонского националиста при выводе учебного центра ВМФ из Палдиски. Доктор Анатолий Двояковский живет и работает в Санкт-Петербурге. Ну, а Николай Иванов уволился с должности сторожа и живет на берегах реки Пехорка на свою урезанную пенсию.

- Пенсия у меня хорошая, – невесело шутит он, – только маленькая.

Может быть нынешний министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу сможет отдать приказ: исправить вопиющую несправедливость, внести «в боковик» злополучного приказа фамилию бывшего командира атомного крейсера и вернуть ему заслуженный орден?

Фото автора и из личного архива Н. Иванова. 




Комментарии


ГРИГОРИЙ
19.10.2014 1:06

Во всем виновато ДВУНАЧАЛИЕ .которого официально не существовало. подвиги совершали одни а оценку этим подвигам давали другие т.е. ПОЛИТБОЙЦЫ вечная им память. 57324

Павел
12.07.2014 3:39


Утверждаю, что никаких паковых льдов над кораблём не было. Когда всплыли, рядом не наблюдалось ни одной льдинки. И пожар случился не "чуть севернее земли Франца Иосифа", а около тридцати миль к зюйд-весту от Баренцбурга, то есть у Шпицбергена. Никаких записок В. Морозов командиру не писал, да и зачем, если есть "Каштан". Я у Валерия специально уточнял, думал - может не знаю чего. Евгения Баламакова никто не вытаскивал в рубочный люк, он сам вылез, был хоть и в полубессознании, но сам. Рассказывал потом: "Мне говорят - лезь. А я думаю - куда лезь, мы же в автономке. А глянул вверх - там ВРЛ открыт. А-а, думаю. Видимо мы пришли уже, и я напился, и забыл..." И Шемитова (Александра, а не Николая) к койке не привязывали, как-то смогли вытащить без этого. И никакой живности на корабле не было, а то "три щегла...". Почему-то не упоминается, что  из ЦП сбежали секретчик и старпом по БУ. Из-за секретчика не прошла команда о даче ЛОХ по БП БП, поэтому-то люди и не включились в изолирующие аппараты и отравились. Кстати, отравился и потерял сознание и Морозов, комдив-раз. Маска ИДА лежала у него на коленях, и когда дали ЛОХ, немного фреона попало в маску, которую он сразу же надел. Под маской фреон начал испаряться, и Морозов его вдохнул... После пожара не химик Симанов определил, что видимо курили в гальюне, а особист. Я лично видел, как он в резиновых перчатках ковырялся в галюнной урне, вытаскивал бумажки... И никакого курильщика не вычислили, никто до сих пор не знает, кто это там курил, и кто поджёг. Я во время пожара стоял на вахте в штурманской, вёл прокладку, один раз спустился в гиропост на несколько минут. И когда всплыли, на мостик слазил, покурил.  Так по моему наблюдению борьбой за живучесть командовал в основном командир БЧ-5 Чумак. Был он не в ИДА, а в ПДУ. Вынимал изо рта загубник, кричал в каштан, потом дышал. Так и нахватался фреона, и под конец, когда уже всплыли и вентилировались, был как пьяный. Короче - ничего пафосно-героического там не было. Спасали свои жизни. А потом много шутили и ржали. Нервное, видимо. Да, Двояковский на мостик откачивать Шемитова с Баламаковым не лазил, они сами оклемались на свежем воздухе. У доктора в лазарете другие были, три, кажется человека, он ими занимался. Так что не стоит героизировать. Вернулись домой, и слава Богу. Кстати, в той автономке командир курить бросил, и ввёл драконовское расписание работы курилки. Видимо хотел, чтобы и другие куряки по его стезе пошли. Возможно это и послужило косвенной причиной того, что особист в гальюнной урне окурки обнаружил.

Солёный
13.02.2014 11:59

На Тихоокеанском флоте в те времена была тоже высокая аварийность. Причина: человеческий фактор, как сейчас говорят. Я с 613 проекта. На таких в Отечественную воевали без комфорта. С 80-х годов они пошли под списание. У нас тоже случались пожары. Правда, без тяжёлых последствий и без потери боеготовности. Обычно такие происшествия вроде возгорания кассеты регенерации , по-моему, даже в вахтенный журнал не заносились. Потому как аварийщиков не поощряли и не жаловали. Видимо, Командир попал в чёрный список, вот льготные ему и не начислили. Настаивать постеснялся, чувствуя за собой вину: командир отвечает за всё. Обошлись с ним несправедливо, но вряд ли что-нибудь можно исправить.
Кстати, нашего командира звали Иванов Вадим Александрович кап.2 р.

Данко
10.02.2014 19:20

Пора давно усвоить,что в СССр и сейчас человек есть винтик,ценность ему даже не памятник за геройство!Пока живет, им погоняют,а мертвым, строевой залп!Ценности были лишь на бумаге и одни лозунги.Тьма правит миром!

Иван Лукашенко
08.02.2014 8:25

Механик капитан 2 ранга Анатолий Иосифович Чумак, погиб в автокатастрофе после ДМБ у себя на Родине под Запорожьем. Сведения получены от его плмянника Володи Чумака, с которым я немало лет прослужил на АПЛ "К-16".

Александр Мясникян-Сергею
07.02.2014 10:15

Сергей, мы много хлебнули лиха за прошедшие годы, другие люди и иные языки может быть и не выдержали бы того,что сделали с нами, и нашей страной.Об'ективности ради нужно сказать, что и сами мы не без из'яна и не посылают властителей злых безупречным народам....Видимо и нашими (МОИМИ)"стараниями" заработали мы сами себе на голову подобные огненные искушения и испытания.  Но как когда то говорил св. Иоанн Кронштадский Господу Богу нашему нужно чистое золото и чистое серебро наших душ, а оно добывается только переплавкой в горниле всей лишней породы. Бог бьет каждого, которого собирается принять. Мы прошли по этому минному полю под названием жизнь теряя товарищей, нервы, иногда самих себя. Заплатили очень дорогую цену, чтобы опять скатится в гражданское противостояние? Врагам именно этого и нужно, чтобы мы опять друг другу в бороды вцепились.Своим ЛИЧНЫМ внутренним неприятием неправды во всех ее проявлениях и практической несопричастностью беззакониям мы добьемся прорыва. Когда думающих и поступающих так будут сотни, тысячи, миллионы честных и патриотически настроенных к собственной героической истории и собственной Родине людей тогда произойдет трансформация и начнется позитивное  действие соборного духа нашего народа поддерживаемого Духом Святым.  И никакая оставшаяся в меньшинстве трусливая чиновничья шушара даже вякнуть не посмеет против(если вообще как класс выживет в таких неблагоприятных для себя условиях), не то что посмеет делать какие-либо телодвижения в сторону продолжения "бала" несправедливости и произвола. Запаситесь терпением,товарищ офицер, а за Богом молитва не пропадет.  

Печкарев Геннадий
06.02.2014 20:29

Николай Александрович настоящий подводник! Мне под его руководством пришлось много чего испытать в море и на берегу.И я горжусь, что я был рядом с таким человеком!

Сергей
06.02.2014 20:01

Александр, да я-то не тороплюсь никуда уже. Если уж тогда как телков Министр Язов, от которого имел боевое распоряжение на борту, руки "в горы" поднял, то теперь, в Министерстве обороны от чиха на Лубянке вздрагивают. Да и посчитали всех нас, и Вас тоже неблагонадежными, прислали 25 "пламенных бойцов", "выкорчевывать". И..., с...ки, выкорчевали они, до сих пор ахинею про Горюновых показывают.  

Печкарев Геннадий
06.02.2014 19:57

Я энаю Николая Александровича с 1975 года, когда я прибыл в г. Пальдиски после окончания ВВМУРЭ им.А.С. Попова во второй экипаж К-424, где старпомом был Н.А.Иванов. Нас год готовили как подводников по всем вопросам, иначе в море, случись что,шансов выжить практически нет! Приняли корабль, долго его обкатывали. Сколько было выходов в полигоны БП, ракетных стрельб.И огромная заслуга в сплачении экипажа, действовать в самых экстримальных ситуациях, умению бородься за живечесть, верить товарищу как себе принадлежит Н.А.Иванову.

Александр Мясникян-Сергею
05.02.2014 16:41

Сергей, давайте подождем, уважаемый.

Сергей
05.02.2014 7:18

Какой нафиг сайт и обращение к Министру? Там кто "рулит"? Разберитесь сначала, надо ли свою честь и достоинство опускать до этих. Сразу в суд Исковое заяление с обоснованными требованиями. Там в этом Министерстве собратьев "зелеными человечками" считают, а нас "матросами".

Сергей
05.02.2014 6:46

А мой ЗКД, допускавший меня к самостоятельному плаванию, работал после увольнения....охранником в "Трех китах", на стоянке. Не стал я к нему подходить, увидев как вприпрыжку он побежал по зову работодателя. На фига? И ему и мне стыдно бы стало. Сами мы наверное как-то себе цену в 90-е не знали. Сами, видимо, виноваты в том, сами под этих уродов... До сих пор слышу: прокурор, органы, еще фиг знает кто. Мы же их и подняли, опускаясь. Вот по-скольку, я за Родину насмерть! то мне эти все по барабану и тогда и сейчас. Я-то знаю, что Командир рпкСН Иванов, потом ставший НШ 8 дпл, - это величина, по сравнению с тем же главным таможенником. Спасибо, Вам Николай Александрович! Да и фиг с ним с этим орденом.

Дед Бодрый
04.02.2014 21:43

Эти мелочи и определяют вранье автора статьи. Боковик идет только при ОШМ, да и не уверен, что оклад преподавателя меньше оклада командира ПЛ (уж то что больше чем у комполка - это точно). Смотря какое учебное заведение. Не думаю, что это школа прапорщиков была или среднее училище. А если в ВУЗе, то наверняка старший преподаватель.

Валерий
03.02.2014 22:58

Хмурый во всём прав кроме одной мелочи.Так называемый "боковик" даёт право при увольнении в запас пенсию считать не с должности преподавателя,а с более высокого оклада командира АПЛ.Я не кадровик,но знаю,что есть нюансы.Например переход на должность преподавателя(нижестоящую)по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам.Это должно быть отражено в приказе о назначении. И последнее....Представление к награде подписывают командиры,а не политработники.

Александр Мясникян-SW
27.01.2014 19:25

Спасибо, уважаемый!
Сразу же направил от имени нас всех письмо-прошение министру обороны РФ Шойгу Сергею Кожугетовичу (заполнил соответствующую форму, пришел автоматический ответ, что мне ответят)
По получении, сразу же поставлю вас всех в известность, дорогие друзья!

SW
27.01.2014 0:10

Есть сайт минобороны, там принимают обращения. Но вот кто там на них реагирует - сложно сказать.
http://dyn.letters.mil.ru/morf/requests/natural.htm

Александр Мясникян
26.01.2014 13:58

Друзья, те кто живет в России, не смогли бы Вы помочь узнать официальный сайт ВМФ России или МО РФ, даже первые лица государства имеют свои блоги и есть примеры, когда они реагировали на обращения простых граждан и ситуация кардинально менялась. Наверняка есть горячие линии/порталы/странички и оборонных ведомствах РФ. Думаю даже товарищу Шойгу нужно прямо отписать в блог, так мол и так. Он человек искренний, настоящий военный, человек совестливый к тому же, лицо у него открытое и хорошее-не может быть, чтобы не среагировал. Давайте просто отправим нашу точку зрения и нашу петицию туда, а если есть среди нас журналисты, то будет вообще здорово, может быть можно будет потом отзвонить в отдел писем, отследить одним словом  и не оставить вот так просто это действительно справедливое требование.Ребята, если человек скромен как капитан первого ранга Иванов это не значит, что скромностью этого человека должны были так некрасиво воспользоваться. Неужели мы не добьемся правды для русского подводника, ребята?На Руси всегда стояли за справедливость, давайте, ребята, поднажмем, а за того парня который когда то прикрывал нас.

Александр Мясникян-Малютиной Г.Н.
25.01.2014 0:01

Прекрасное, могущее быть действенным предложение, спасибо Вам, уважаемая госпожа Малютина. Мы были вместе и еще будем вместе!

Г.Н.Малютина
24.01.2014 20:00

ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ ПЕТИЦИЮ.
Вношу предложение,сделать перепост и распространить эту статью везде,на всех своих страничках,где - только возможно, чтобы о подвиге командира подводной лодки Николая Иванова узнало как можно больше людей.Вместе мы сила!

Александр Мясникян-Александру
24.01.2014 14:42

Александр-спасибо Вам!
Ребята, поддержите нас!

Комментарии 1 - 20 из 57
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Символ покаяния

С чего началось возрождение храма Христа Спасителя, разрушенного ровно 85 лет назад.

В Стрелковку, к Жукову

На малой родине маршала Победы, в деревне Стрелковка Калужской области, открыт дом-музей.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Аналитический портал о Балтийском регионе Всемирный Русский Народный Собор Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта