Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 ноября 2017
«Они умерли мучениками за человечество»

«Они умерли мучениками за человечество»

О трагедии царственных страстотерпцев рассказывает книга «Царский выбор»
Станислав Минаков
17.07.2017
«Они умерли мучениками за человечество»

В нынешнем году столетия двух русских революций исполняется 99 лет со дня мученической кончины семьи царственных страстотерпцев, а также лиц, сопровождавших их в Екатеринбургской ссылке.

Если вам привелось побывать в Ливадийском дворце, столь любимом царской семьей, воистину райском месте (в древней мифологии Ливадия – это вход в рай, от греческого «ливадион» – «луг, лужайка»), то вы не могли не запечатлеть в своей памяти фотопортреты членов семьи императора Николая Романова, которому еще преподобным Серафимом Саровским была предсказана страшная, мученическая судьба. (Старец почил в 1833-м, а пророческую записку Николаю II вручили в 1903-м, в Дивееве, при прославлении преподобного). В классе, где учились грамоте царевы дети – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – под стеклом выставлены их рукодельные работы, рисунки, в том числе и цесаревича Алексея, родившегося у царской четы после дивеевской поездки, но с рождения неизлечимо хворавшего несвертываемостью крови...

Русское сердце не может не отзываться на страшную трагедию вероотступничества и цареубийства, свершившуюся столетие назад.

Эта боль и этот грех еще не преодолены и не искуплены, не отмолены нашим народом. Потому и не иссякают новые пространные публикации на эту горючую тему...

Не могу не рассказать об удивительной книге, подаренной белгородским протоиереем Александром Деревянко в селе Сурково, на праздновании 200-летия митрополита Московского Макария (Булгакова). (О празднике привелось рассказать в статье «Стремитесь к небу, где вам жить вечно». Батюшка теперь служит в новом красивом деревянном храме с. Сурково, освященном в честь павшего от рук крымских татар священномученика Макария, митрополита Киевского, небесного покровителя митрополита Макария (Булгакова).

А книга, выпущенная в 2016 г. тиражом 1300 экз. издательством «Буквица» в рамках исторического проекта «Летопись», организованного по благословению Патриарха Алексия II и продолжающего работу по благословению Патриарха Кирилла, называется «Царский выбор».

Весомый и очень красивый том, с глубоко продуманной эстетикой (что присуще всем изданиям этого автора), включая цветовую символику – белое, красное, золотое, черное. Главным посвящением в книге значится: «К 100-летию великомученического подвига царственных страстотерпцев». Автор издания – историк Константин Капков. Деликатно, но настойчиво автор указывает на титульном листе место выхода книги: Белянка–Москва–Ташкент–Вятка–Ливадия.

Важно сказать несколько слов о некоторых биографических фактах и предшествующих трудах этого историка. Они проясняют для нас духовный генезис автора, вектор его предпочтений. Писатель Наталья Дроздова в белгородском журнале о делах милосердия «Добродетель» рассказывает, что в свое время прадед Капкова – ветеран Русско-японской войны, кавалер Георгиевского креста Иван Ильич Меняев, занимавшийся производством деревянной тары, – на заработанные деньги построил церковь в звенигородской деревне Андреевское (в советское время церковь была уничтожена). Издавал книги. Вот и правнук, к тому времени уже руководитель церковно-исторического проекта «Летопись», научный руководитель духовно-просветительского центра имени митрополита Макария (к слову, Капков за свои труды дважды был удостоен премии митрополита Макария) в селе Белянка на Белгородчине, решил потратить заработанные средства на издание трудов по церковной истории. Первой была написана и выпущена в свет «Памятная книга военного и морского духовенства» (2008). В 2009 г. – «Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи: итоги к 1917 году». Как это бывает в жизни, к хорошему делу многое прикладывается: стали появляться в кругу общения единомышленники и спонсоры. Всего Капков выпустил с тех пор девять книг, а с учетом репринтов с собственными комментариями – пятнадцать.

Назовем некоторые. Например, красивую книгу «История сел Зимовенька и Белянка Белгородской области, XVII–XXI века. Церковь. События. Люди», над которой он изрядно потрудился, вместе с о. Александром Деревянко. Это тоже – деяние в рамках «Церковно-исторического проекта “Летопись”». Фото книги можно увидеть в нашей публикации «Всё только начинается…»

Значительным литературным памятником стал выпуск К. Капковым в свет с Макариевским духовным центром юбилейного трехтомного издания «Материалы к жизнеописанию митрополита Макария (Булгакова)», в основу которого положен историко-биографический очерк уроженца Курской губернии, выпускника и профессора Киевской духовной академии, протоиерея киевского Андреевского собора Федора Титова «Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский»; за этот труд в 1897 г. о. Федор получил полную Макариевскую премию.

В беседе с Н. Дроздовой К. Капков рассказывает, что книга «Царский выбор» его жизнь «если не совсем перевернула, то много изменила, пришлось пережить тревожные моменты, неординарные события, составившие важный этап, который еще не закончился и непонятно чем закончится…».

«Я реально писал о святом человеке, о святом семействе и они вторглись в мое существование, заставили учиться у них, – говорит создатель книги. – Смирению. С успехом не самым лучшим, наверное. Ну, еще – любви… терпению… покорности воле Божьей… вере, в конце концов».

И далее продолжает: «Царская семья – это идеал, которому, конечно, мы соответствовать не в силах, но учиться у них необходимо. Их любви между собой, мне кажется, не хватает нам. А любовь там была та, что созидалась каждый день. Изо дня в день каким-то трудом в пользу Бога, имея в виду верность Богу, строить. В конце концов, строение окрепнет, кирпичики сцементируются…».

Приведем один из первых читательских откликов на книгу «Царский выбор»: «…Как узор мозаики, автор из документов, фактов, цитат, мыслей и чувств составляет живые картинки. И они как бы вживляются в твое существование – в прошлое, будущее, настоящее. Читаю. И, кажется, от восхищения автором, такую глыбу одолевшим, перелопатившим, оформившим и преподнесшим читателю, перехожу к сочувствию: как он со всем этим справился. Ведь даже мне, едва прикасающейся – уже чувствительно…».

Проработав гигантское количество документов эпохи в крупнейших архивах многих городов России, а также информационного центра МВД Узбекистана, Капков в предисловии к книге констатирует, что вопросов остается больше, чем ответов.

Его труд посвящен, прежде всего, религиозной жизни императорской семьи, и именно в этом аспекте автор подробнейшим образом рассматривает взаимоотношения Государя с Г. Распутиным, его отречение от престола, Февральскую революцию.

Автор посвящает отречению отдельную подробную главу, приводя фотоварианты «документа об отречении» и его увеличенных фрагментов, со всеми пометками на нем – стертыми и явными, указывая на известные «странности» и высказывая известные сомнения в законности этого документа.

С особой болью К. Капков пишет о всенародном духовном помешательстве тех лет.

«Жизнь без постоянного представления о Царе – прямо немыслима для русского человека», – цитирует автор высказывание архимандрита Андрея (Ухтомского) 1903 года, давая расширенную монархическую апологию этого духовного лица, и тут же сокрушенно приводит цитату из его же проповеди, но уже в сане епископа, от 12 марта 1917 г.: «Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. <…> Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья. <…> Самодержец погиб и погиб безвозвратно». Архиерей писал Михаилу Родзянко еще до отречения Государя, в феврале 1917-го: «Не могу удержаться, чтобы не выразить вам пожелания полной победы над лукавыми властолюбцами». Благословил владыка и «необыкновенного человека» Александра Керенского. Владыке будет суждено многие годы скитаться по большевистским лагерям…

Автор книги полагает, что духовная слепота поразила русский народ, как чума; что очень многие перестали понимать Государя, даже члены императорской фамилии.

Один из очевидцев переворота будущий архимандрит Константин (Зайцев) отмечал, что «Россия восприняла это отталкивающее бесчинство в ликовании праздничном, как весну, как освобождение от злой неволи, как зарю новой светлой жизни! И это вся Россия в целом, весь русский народ во всех общественных группах!».

Это был воистину русский ад, страшное помрачение православного народа, который должен был в 1918 году отмечать 930-летие Крещения Руси, а вместо этого совершил цареубийство и впал в страшную братоубийственную войну. А вскоре перешел и к уничтожению святынь и священства. Книга рассказывает и о последних представителях духовенства, служивших царю. Заключительная часть исследования рассматривает убийство царской семьи как результат противостояния разных религиозных сил.

Под одной обложкой автором собраны фактически три разных книги, разнесенных в три раздела: Духовный мир императора Николая II и его семьи; Последние священники при царе; Вольная жертва. «Как три плиты под единым стержнем», этот стержень – рассказ о величии духовного мира русского царя.

Автор своим объемным трудом обоснованно настаивает на том, что император Николай II и его семья – это национальное богатство, гордость страны, пример для подражания, одни из величайших святых на Земле.

Всей книгой К. Капков попытался ответить на вопрос: в чем же состоял царский выбор? Он отвечает так – царская семья приняла загадочное и трагедийное поучение в качестве руководства к действию: «потерять душу» – жизнь – ради Христа. На практике это выразилось в желании послужить семье, стране, Богу, и, наконец, в венце служения, «отдать свою душу».

Пример святого царя Николая II и всей его семьи – пример самоотверженного понимания долга.

Исследователь констатирует цельность мировоззрения семьи венценосцев, уверенность в избранном жизненном пути – и до ареста, и в заключении.

Историк настаивает на позитивном влиянии крестьянина Григория Распутина на императорскую семью, называет его оригинальным религиозным мыслителем. «Более скорби нет, когда своя своих не познаша», – эти слова Распутина – один из лейтмотивов его многолетних бесед с царем. Сибирский самородок оказался прав и в далекой исторической перспективе: царскую семью многие не познали и поныне.

Еще цитата из книги «Царский выбор»: «Такой союз царя и крестьянина был лебединой песней русской православной идеи самодержавия как единой семьи с единым главой, где каждый заботится прежде всего о спасении своей души. Это прозрел русский мужик и русский царь в изоляции непонимания окружающих и полном одиночестве. Царская семья была неимоверно одинока еще задолго до марта 1917 года. И в такой ситуации Распутин стал ей верным другом. Ведь он в отличие от многих генералов, либералов и предпринимателей, царя не предавал…».

К. Капков приходит к выводу, что весной 1917 г. царь отстаивал монархию, увы, один. Что царская семья была очень одинока и находилась в духовной изоляции задолго до революции, которая эту изоляцию сделала очевидной.

Священство, утверждает историк, поддержало Февральскую революцию. Царь, к сожалению, не нашел опоры в духовенстве.

Особые слова находит автор для всей семьи в целом, для отношений внутри ее, между членами семейства. «…Они не нуждались в других и были довольны быть вместе… они умерли в один день и час»; «такая любовь не может возникнуть “просто так” и держаться десятилетиями. Она происходит из веры, когда семья трудится, чтобы стать по православному учению “малой церковью”, являя внутри себя христианскую любовь, имея желание послужить ради того, что Бог так заповедал».

«Мое сердце всегда наполняется радостью, когда мы вместе с тобой идем ко святому причастию, – это ведь еще больше сближает и помогает вместе с близким человеком разделять жизненные радости и скорби», – писала императрица Александра своему супругу.

Начальник охраны императорской семьи под арестом свидетельствовал: «Жизнь в своей семье всех их так духовно удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

Завершает Константин Капков книгу известными словами Пьера Жиляра, воспитателя цесаревича Алексея: «Император и императрица хотели умереть мучениками за свою страну – они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие <…> в удивительной нравственной высоте, до которой они постепенно поднялись. <…> Даже в своих лишениях они обнаружили трогательные доказательства удивительного душевного спокойствия, против которого бессильны всякое насилие и всякая злоба и которые торжествую даже в самой смерти». Это и есть царский выбор.

Фото автора


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 66 найденных.
ВЕРА Леснику
09.08.2017 0:04
"Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать.

Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет беконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных пред Престолом Всевышнего."
АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ
Лесник Игорю
31.07.2017 10:47
    Ваш последний комментарий, полный уныния, я разделяю полностью. Всё что Вы сказали согласно и с моим пониманием вопроса. Ни одного противоречия. В большинстве своём общество вовсе не жаждет духовности. Более того, агрессивно отторгает даже её мельчайшие проявления. Но ключ к решению остаётся там же - духовное образование. И ключ находится в руках Церкви. Но... Но использует ли РПЦ ключ? Не могу судить. Не имею права. Знаю, что доверие в народе к РПЦ подорвано, и очень значительно подорвано. Многие, очень многие считают церковных деятелей тунеядцами, одурманивающих легковерных с целью приобретения земных благ, и вера в Бога только прикрытие процесса обирания и управления, нужного для власти. К сожалению, подобное суждение имеет основания. Я лично неоднократно сталкивался с откровенным сребролюбием клириков, настолько вызывающим что было очевидно - места для Веры в Бога здесь нет.
   Урон от этого огромный. Сможет Церковь избавиться от этих диверсантов и восстановить своё честное имя? Помогай нам Бог в этом. Без этого мы обречены на поражение и уничтожение полное и окончательное. Есть в РПЦ здоровые силы и я молю Бога о них.
Вам Игорь, спасибо за Ваши думы. Если бы все стали думать, то жизнь бы устроилась.
Игорь_
31.07.2017 8:54
Лесник пишет:
"Единственный способ решения главной цивилизационной задачи становления на Божий путь"

Под образованием, как я понимаю, Вы имеете в виду не столько точные науки, без которых невозможен прогресс во всём мире, а не только в России, но, в первую очередь, гуманитарные, которые делают человека гражданином, совокупно с духовным образованием. Помните наверняка фразу учителя Мельникова из фильма Ростоцкого "Доживём до понедельника": "История - наука, которая делает человека гражданином!" Без истории невозможен выход на Божий путь. Какую историю прикажете преподавать? Какие историки сейчас могут "привести к общему знаменателю" свою науку, если в обществе продолжают бушевать страсти по данному предмету. Ленин со Сталиным понимали силу пропаганды, монополизировав средства массовой информации внутри страны, и блокировав доступ к зарубежным СМИ. Несогласным заткнули рты, репрессиями посеяв страх. Родители даже боялись детям своим что-то рассказать, если оно не вписывалось в рамки государственной идеологии. Надолго хватило? Вырастили новые поколения, в изоляции и на идеологической основе теоретиков марксизма, которые позже, при Ельцине, пошли грабить свою страну и дербанить её на куски как только появилась возможность. Не все, конечно, в первых рядах были комсомольские и партийные работники, то есть те, кто имел преимущество и возможности. Это те, кто раньше учил нас как нам надо жить.
И это при тоталитаризме в идеологии и в средствах массовой информации. Надолго хватило? Значит, душа человека осталась чёрной даже при массированной идеологической атаке. У кого душа светлая, светлой останется независимо от строя. И воспитание с младенчества тут определяющее, но это индивидуально - других воспитание не просветляет. Как это всё происходит - загадка.
А что можно сделать сейчас? Общей истории нет, договориться по ней не представляется возможным. Если и договорятся по школьной программе, то родителям язык не зашьёшь, интернет не запретишь, телевидение не выключишь. Учитель Мельников из того же фильм говорит: "А ты никогда не размышлял о великой роли бумаги? Надо поклониться ее беспредельному терпению. Можно написать на ней — «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А можно — кляузу на соседа!"
Лесник, по жизни я не отношу себя к пессимистам, я верю в наше будущее, но на данном этапе я не вижу даже тропинку, которая выведет нас на Божий путь, к сожалению. Для этого России нужна мощнейшая встряска, то ли Царь должен явиться по пророчествам и объединить вокруг себя народ, то ли США с Европой должны пойти на нас войной в свой последний поход, ибо население всей Земли встанет в очередь на Суд Божий, так как в ядерной войне живые будут завидовать мёртвым.
Ещё сложнее с духовным образованием. У нас уже пытались ввести уроки "Основы  Православной культуры", потом  - общей религиозной культуры, против которой восстали не только иноверцы, но и родители русских детей. О чём говорить!? Религия - опиум для народа! Не позволим этого в школе! Хочешь опиум - топай в Церковь и т.д. И кстати, исламские экстремисты тоже считают, что они в Сирии вышли на Божий путь. Понятие об этом пути у людей разные.
Лесник, я разделяю ваш взгляд на эту проблему, но не вижу ту тропинку, которая выведет нас из чащи на светлый тракт Божественного пути. Если необходимость улучшения образования по точным наукам не оспаривается, то с гуманитарным разнятся сильно, а с духовным - Духовная война. Консенсуса в обществе по этому вопросу не будет - только волевое решение. А кто его примет, если только не сам Государь? Круг замыкается, Государь не появится, пока общество не будет готово, а общество не желает "готовится". Вот и думаю себе, как обретём мы Царя по пророчествам Святых Старцев в условиях демократии? То есть, сначала всё-таки должно быть обретение, которое положит конец "демократии", сущность которой хорошо описал К.П. Победоносцев более ста лет назад.
Лесник Игорю
30.07.2017 18:35
     Ваш вопрос :"К-а-а-к?", - закономерен. Единственный способ решения главной цивилизационной задачи становления на Божий путь - образование. Точнее, правильное образование. Что это такое? Даже высочайшего ранга педагогические специалисты, на мой взгляд, не смогут ответить на этот, внешне простой, вопрос правильно. Даже не в том дело, что тупое "засыпание" информации в мозг не способствует полному и правильному её осмыслению и раздвиганию горизонта познания мира, а какое влияние оказывает на духовное состояние народа. Это не простое положение могло прийти к мыслителю только в России, только русскому мыслителю. Иван Киреевский, 1852 год, письмо другу. И это только начало размышлений. Получение образования, обучение уже тогда шло по выхолощенному немецкой, Гегелевской философией, образцу, вне духовного образования, что по мнению Киреевского, и с ним солидарен, значительно снижает познавательные возможности. Овладевать знаниями о материальном мире вне отрыва от духовного познания даёт полноту возможности познания и совершенствует душу человеческую.
   История доказала верность этой идеи на примере Ивана Петровича Павлова. Его по истине фундаментальные направления в исследованиях и сейчас плодотворно разрабатываются.
   Характер образования, который нам навязали откровенно преступен, ведёт к краху всего и вся.
   Остановить путь в пропасть всеми силами. Людей всё меньше, всё больше ЕГЭшников.
ВЕРА неравнодушному
28.07.2017 22:08
ВЕРА неравнодушному
28.07.2017 16:34
\\И что характерно для нее, делает вбросы о преимуществах  правления Николая II, а после разоблачения оправдывается, мол это не мое мнение, я написала то,что вычитала.\\
Дорогой мой перевёртыш, вы обвиняете меня во лжи, я объяснила, что моя информация почерпнута у историков, а не взята из головы. Я не оправдываюсь поскольку мне не в чем оправдываться, а ОБЪЯСНЯЮ.

\\если не видит связи между уровнем развития промышленности и уровнем жизни граждан. \\
Связь эта опосредованная и не всегда достижения экономики направляются на социальную сферу. В советское время средства тратились на поддержку режимов чужих государств, объявивших строительство социализма, на своих граждан средств уже не хватало, держали что называется в чёрном теле.

\\Я против лжи,что у Веры поставлено на поток\\
На поток у вас поставлена большевицкая ложь, из пут которой вам никак не выбраться.
Игорь_
27.07.2017 12:49
Конечно же, хозяйства Лыткиных и Непомнящих - это победители конкурса, то есть лучшие, ну так Громыко и приводит их как участников конкурса. Разумеется, все одинаковыми быть не могут - кто хуже, кто лучше - это естественно. Но в целом хлеб растили успешно без тракторов , комбайнов и машин. Время комбайнов ещё не пришло на момент описываемых событий.
Игорь_
27.07.2017 12:09
Неравнодушный, Марина Михайловна Громыко - добросовестный советский учёный, историк и этнограф. Не антисоветчик и не диссидент. 30 лет в далёких советских временах она посвятила изучению жизни и быта крестьян в дореволюционной России. Ничего голословно сказанного Вы в её работе не найдёте.
В работе говорится о жизни крестьянства в целом, а не об отдельно припеваючи живущих "мироедах". Эта книга ("Мир русской деревни") не могла быть напечатана при советской власти по понятным причинам, чтобы не нарушать советское "учение" об убогости крестьянской жизни до революции. Книга увидела свет только в 1991 году.
Ну к ней уж никаких претензий не должно быть ни у кого.

Игорь_
27.07.2017 11:16
Лесник пишет:
"Дух захватило!"

А что так? Думаете, кощунство? Вовсе нет. Бог - Абсолют, у Него другие категории, неподвластные нашему убогому пониманию.
Справедливость - это чисто человеческое понятие. Так человек сам определяет свои правила жизни. Если кто убил ребёнка, моя душа взывает к справедливости, требуя его умерщвления, но он, гад, живёт себе и в ус не дует. Общество судит его по уголовному кодексу, который не с Небес к нам спустили, сами придумали. Дадут ему лет 8, за примерное поведение выйдет через 4. И Бог попускает это. Где ж тут справедливость в моём понимании? А просто справедливость, это наше, чисто человеческое, понятие, а не Божественное. От Бога надо ждать милости, а не справедливости.
Поэтому никакого кощунства нет. И Шариков здесь не к месту.
Дело усугубляется тем, что у каждого свои понятия о справедливости.

Лесник пишет:
"Надо приложить все возможные усилия, чтобы встать на Божий путь."

Как Вы себе это представляете?
Красивые слова, оторванные от жизни. Выйдете на улицу, оглянитесь вокруг, поговорите с окружающими. Хорошо, если Вас не побьют.
Руководство страны не поддержит вашу инициативу. В дурку, правда, уже не посадят, как при Хрущёве и Брежневе, и не расстреляют, как при Сталине, но пошлют...
Замутить революцию с лозунгом "Встанем на Божий путь"? Перманентная революция со сменой лозунгов?

Менять сознание людей - огромная, долговременная программа. Задача на десятилетия при условии массовости информационного потока, монополизированного в масштабах всей страны, с изолированием от внешнего мира как это было при советской власти. Сейчас это уже не возможно.
Но Вы правы - что-то делать надо. А вот что и как, да ещё и в обозримом будущем - мдаа, задачка.

Пророчества Святых Старцев говорят, что мы обретём Царя, но как это произойдёт мне неведомо. Очень хочется верить, но глянешь на нашу действительность и возникает вопрос: к-а-а-а-к!?
Неравнодушный
27.07.2017 10:01
Уважаемый Игорь, объективность прежде всего,потому признаю: сравнение с 1913 экономики СССР не корректно. Но ведь Вера, чью просветительскую деятельность Вы высоко оцениваете, действует именно в этом ключе. И что характерно для нее, делает вбросы о преимуществах  правления Николая II, а после разоблачения оправдывается, мол это не мое мнение, я написала то,что вычитала. Убедитесь: "ВЕРА
26.07.2017 19:04

ИГОРЬ, спасибо за поддержку!

НЕРАВНОДУШНЫЙ, повторяю очередной раз я ничего не выдумываю и у меня нет никаких причин врать. Я озвучиваю информацию, которую прочитываю в книгах историков ,их выступлений в СМИ, различных воспоминаний и, если она вам не нравится в силу ваших убеждений, то это не означает ложь.

\\Постепенно с развитием экономики жизнь налаживалась и к 70-м годам достигла уровня 1913 г".  \\Такую информацию я подчерпнула от историков в СМИ, если они не правы попробуйте опровергнуть, но не подменяйте уровень жизни граждан развитием промышленности в стране.Как говорят в Одессе "это 2 большие разницы". Какие выводы: Просветитель Вера, слабо осведомлена  о такой науке,  как экономика, если не видит связи между уровнем развития промышленности и уровнем жизни граждан. Она не способна к анализу,тупо делает извлечения чужих мыслей,так как не имеет собственных.  Хорошо не будем сравнивать экономику царской России и СССР. Попробуйте сравнить состояние промышленности России начала ХХ века и с развитыми странами мира. Отставание колоссальное. Производительность труда в разы, техническая вооруженность С/Х пугает. В крестьянских хозяйствах "По переписи сельскохозяйственных машин на 1910 г. в стране насчитывалось 335 паровых плугов, 166 тракторов. Конечно, применялись такие машины лишь в наиболее богатых кулацких хозяйствах, да у тех помещиков, которые уделяли большое внимание развитию товарного сельскохозяйственного производства. У основной массы производителей продолжали использоваться более простые орудия для подъема почвы. Однако и здесь относительный прогресс имел место. Так, железные плуги составляли примерно одну треть от всех орудий по подъему почвы."Несколько больший прогресс наблюдался в уборочной технике. На 1910 г. в наличии имелось 811 тыс. жаток, 200 тыс. сенокосилок, 550 тыс. конных и 27 тыс. паровых молотилок. Конечно, на 12 млн. крестьянских дворов это было очень мало и 9-10 млн. крестьянских хозяйств вообще не имели никаких сложных машин и механизмов.
Обследование 1913 г. зажиточных крестьянских хозяйств показали, что в них за счет сортировки семян, лучшей обработки почвы, применения улучшенных севооборотов и удобрений, различных машин, как правило, урожаи были в 1,5-2 раза, выше средних. Обычно кулаки собирали 60-80 пудов с десятины, тогда как бедняки - 20-30 пудов, а середняки примерно 43 пуда". Не удивительно, что такое состояние С/Х потребление мяса на одного человека в год составляло всего 15 кг,а яиц около 40 штук. Игорь, я не пытаюсь Вас переубедить, если Вы не верите статистическим цифрам СССР и  ЦРУ США, то мне Вы,  конечно,  не поверите. О благостном состоянии крестьянских хозяйств в 1913 году, о чем Вы приводите описание современников тех событий,не опровергая написанное, скажу: таких хозяйств было ШЕСТЬСОТ на 12 миллионов крестьянских хозяйств. Не углубляюсь в цифры,полезно это делать самостоятельно, при желании дать объективную оценку состоянию села начала ХХ века. Для наглядности,урожайность в центнерах средняя по России 43*16/1,1=625 кг с гектара или 6,25 центнера.У помещиков: 80 пудов или 11,63 ц/га, у бедняков 30 пудов с десятины или 4,36 ц/га. Из этого ничтожно малого урожая следовало кормить лошадь, корову,козу,домашнею птицу, заплатить налоги и акцизы. А что оставалось крестьянину? Вот информация к размышлению людям верующим в райскую жизнь при царе-батюшки.  Чтобы меня не обвинили в предвзятости взял максимальные цифры по категориям хозяйств. И что остается после этих страшных цифр от описания благостной картины хозяйств Лыткиных и Непомнящих,которую Вы дали без цифр: ни тебе урожайность,ни тебе площадь хозяйства.А потому нельзя сделать вывод о эффективности этих хозяйств. Советую Вам сделать анализ крестьянских хозяйств, Вы ужаснетесь. Попробуйте.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 66 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.