Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

24 июля 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Карьера и загадочная смерть первого заместителя председателя Реввоенсовета Эфраима Склянского.
21.07

Как разбазаривали ценности, вывезенные после революции из дворянских усадеб.
21.07

Россия-1917: путь к катастрофе.
18.07

О трагедии царственных страстотерпцев рассказывает книга «Царский выбор».
17.07

Вторая революция 1917 года вполне могла произойти в июле.
14.07

К 190-летию со дня рождения К.П. Победоносцева.
28.06

К 50-летию исторических переговоров А.Н. Косыгина с президентом США Л. Джонсоном.
26.06

Подготовку к Октябрю 17-го большевики начали уже в июне – на I Съезде Советов.
26.06

Как писатель встретил две революции 1917 года.
23.06

Как «политическая воля» фюрера подавила стратегов германского Генштаба.
22.06

В Японии до сих пор называют свою восьмилетнюю агрессию в Китае «инцидентом».
22.06

Памяти морского лётчика Алексея Мазуренко, дважды Героя Советского Союза.
20.06

Как выйти на путь примирения?
08.06

120 лет назад – в июне 1897 года был заложен легендарный крейсер «Аврора».
05.06

100 лет назад родился 35-й президент США Джон Кеннеди.
29.05


Территория истории

«Они умерли мучениками за человечество»

О трагедии царственных страстотерпцев рассказывает книга «Царский выбор»
Станислав Минаков
17.07.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
«Они умерли мучениками за человечество»

В нынешнем году столетия двух русских революций исполняется 99 лет со дня мученической кончины семьи царственных страстотерпцев, а также лиц, сопровождавших их в Екатеринбургской ссылке.

Если вам привелось побывать в Ливадийском дворце, столь любимом царской семьей, воистину райском месте (в древней мифологии Ливадия – это вход в рай, от греческого «ливадион» – «луг, лужайка»), то вы не могли не запечатлеть в своей памяти фотопортреты членов семьи императора Николая Романова, которому еще преподобным Серафимом Саровским была предсказана страшная, мученическая судьба. (Старец почил в 1833-м, а пророческую записку Николаю II вручили в 1903-м, в Дивееве, при прославлении преподобного). В классе, где учились грамоте царевы дети – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – под стеклом выставлены их рукодельные работы, рисунки, в том числе и цесаревича Алексея, родившегося у царской четы после дивеевской поездки, но с рождения неизлечимо хворавшего несвертываемостью крови...

Русское сердце не может не отзываться на страшную трагедию вероотступничества и цареубийства, свершившуюся столетие назад.

Эта боль и этот грех еще не преодолены и не искуплены, не отмолены нашим народом. Потому и не иссякают новые пространные публикации на эту горючую тему...

Не могу не рассказать об удивительной книге, подаренной белгородским протоиереем Александром Деревянко в селе Сурково, на праздновании 200-летия митрополита Московского Макария (Булгакова). (О празднике привелось рассказать в статье «Стремитесь к небу, где вам жить вечно». Батюшка теперь служит в новом красивом деревянном храме с. Сурково, освященном в честь павшего от рук крымских татар священномученика Макария, митрополита Киевского, небесного покровителя митрополита Макария (Булгакова).

А книга, выпущенная в 2016 г. тиражом 1300 экз. издательством «Буквица» в рамках исторического проекта «Летопись», организованного по благословению Патриарха Алексия II и продолжающего работу по благословению Патриарха Кирилла, называется «Царский выбор».

Весомый и очень красивый том, с глубоко продуманной эстетикой (что присуще всем изданиям этого автора), включая цветовую символику – белое, красное, золотое, черное. Главным посвящением в книге значится: «К 100-летию великомученического подвига царственных страстотерпцев». Автор издания – историк Константин Капков. Деликатно, но настойчиво автор указывает на титульном листе место выхода книги: Белянка–Москва–Ташкент–Вятка–Ливадия.

Важно сказать несколько слов о некоторых биографических фактах и предшествующих трудах этого историка. Они проясняют для нас духовный генезис автора, вектор его предпочтений. Писатель Наталья Дроздова в белгородском журнале о делах милосердия «Добродетель» рассказывает, что в свое время прадед Капкова – ветеран Русско-японской войны, кавалер Георгиевского креста Иван Ильич Меняев, занимавшийся производством деревянной тары, – на заработанные деньги построил церковь в звенигородской деревне Андреевское (в советское время церковь была уничтожена). Издавал книги. Вот и правнук, к тому времени уже руководитель церковно-исторического проекта «Летопись», научный руководитель духовно-просветительского центра имени митрополита Макария (к слову, Капков за свои труды дважды был удостоен премии митрополита Макария) в селе Белянка на Белгородчине, решил потратить заработанные средства на издание трудов по церковной истории. Первой была написана и выпущена в свет «Памятная книга военного и морского духовенства» (2008). В 2009 г. – «Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи: итоги к 1917 году». Как это бывает в жизни, к хорошему делу многое прикладывается: стали появляться в кругу общения единомышленники и спонсоры. Всего Капков выпустил с тех пор девять книг, а с учетом репринтов с собственными комментариями – пятнадцать.

Назовем некоторые. Например, красивую книгу «История сел Зимовенька и Белянка Белгородской области, XVII–XXI века. Церковь. События. Люди», над которой он изрядно потрудился, вместе с о. Александром Деревянко. Это тоже – деяние в рамках «Церковно-исторического проекта “Летопись”». Фото книги можно увидеть в нашей публикации «Всё только начинается…»

Значительным литературным памятником стал выпуск К. Капковым в свет с Макариевским духовным центром юбилейного трехтомного издания «Материалы к жизнеописанию митрополита Макария (Булгакова)», в основу которого положен историко-биографический очерк уроженца Курской губернии, выпускника и профессора Киевской духовной академии, протоиерея киевского Андреевского собора Федора Титова «Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский»; за этот труд в 1897 г. о. Федор получил полную Макариевскую премию.

В беседе с Н. Дроздовой К. Капков рассказывает, что книга «Царский выбор» его жизнь «если не совсем перевернула, то много изменила, пришлось пережить тревожные моменты, неординарные события, составившие важный этап, который еще не закончился и непонятно чем закончится…».

«Я реально писал о святом человеке, о святом семействе и они вторглись в мое существование, заставили учиться у них, – говорит создатель книги. – Смирению. С успехом не самым лучшим, наверное. Ну, еще – любви… терпению… покорности воле Божьей… вере, в конце концов».

И далее продолжает: «Царская семья – это идеал, которому, конечно, мы соответствовать не в силах, но учиться у них необходимо. Их любви между собой, мне кажется, не хватает нам. А любовь там была та, что созидалась каждый день. Изо дня в день каким-то трудом в пользу Бога, имея в виду верность Богу, строить. В конце концов, строение окрепнет, кирпичики сцементируются…».

Приведем один из первых читательских откликов на книгу «Царский выбор»: «…Как узор мозаики, автор из документов, фактов, цитат, мыслей и чувств составляет живые картинки. И они как бы вживляются в твое существование – в прошлое, будущее, настоящее. Читаю. И, кажется, от восхищения автором, такую глыбу одолевшим, перелопатившим, оформившим и преподнесшим читателю, перехожу к сочувствию: как он со всем этим справился. Ведь даже мне, едва прикасающейся – уже чувствительно…».

Проработав гигантское количество документов эпохи в крупнейших архивах многих городов России, а также информационного центра МВД Узбекистана, Капков в предисловии к книге констатирует, что вопросов остается больше, чем ответов.

Его труд посвящен, прежде всего, религиозной жизни императорской семьи, и именно в этом аспекте автор подробнейшим образом рассматривает взаимоотношения Государя с Г. Распутиным, его отречение от престола, Февральскую революцию.

Автор посвящает отречению отдельную подробную главу, приводя фотоварианты «документа об отречении» и его увеличенных фрагментов, со всеми пометками на нем – стертыми и явными, указывая на известные «странности» и высказывая известные сомнения в законности этого документа.

С особой болью К. Капков пишет о всенародном духовном помешательстве тех лет.

«Жизнь без постоянного представления о Царе – прямо немыслима для русского человека», – цитирует автор высказывание архимандрита Андрея (Ухтомского) 1903 года, давая расширенную монархическую апологию этого духовного лица, и тут же сокрушенно приводит цитату из его же проповеди, но уже в сане епископа, от 12 марта 1917 г.: «Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. <…> Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья. <…> Самодержец погиб и погиб безвозвратно». Архиерей писал Михаилу Родзянко еще до отречения Государя, в феврале 1917-го: «Не могу удержаться, чтобы не выразить вам пожелания полной победы над лукавыми властолюбцами». Благословил владыка и «необыкновенного человека» Александра Керенского. Владыке будет суждено многие годы скитаться по большевистским лагерям…

Автор книги полагает, что духовная слепота поразила русский народ, как чума; что очень многие перестали понимать Государя, даже члены императорской фамилии.

Один из очевидцев переворота будущий архимандрит Константин (Зайцев) отмечал, что «Россия восприняла это отталкивающее бесчинство в ликовании праздничном, как весну, как освобождение от злой неволи, как зарю новой светлой жизни! И это вся Россия в целом, весь русский народ во всех общественных группах!».

Это был воистину русский ад, страшное помрачение православного народа, который должен был в 1918 году отмечать 930-летие Крещения Руси, а вместо этого совершил цареубийство и впал в страшную братоубийственную войну. А вскоре перешел и к уничтожению святынь и священства. Книга рассказывает и о последних представителях духовенства, служивших царю. Заключительная часть исследования рассматривает убийство царской семьи как результат противостояния разных религиозных сил.

Под одной обложкой автором собраны фактически три разных книги, разнесенных в три раздела: Духовный мир императора Николая II и его семьи; Последние священники при царе; Вольная жертва. «Как три плиты под единым стержнем», этот стержень – рассказ о величии духовного мира русского царя.

Автор своим объемным трудом обоснованно настаивает на том, что император Николай II и его семья – это национальное богатство, гордость страны, пример для подражания, одни из величайших святых на Земле.

Всей книгой К. Капков попытался ответить на вопрос: в чем же состоял царский выбор? Он отвечает так – царская семья приняла загадочное и трагедийное поучение в качестве руководства к действию: «потерять душу» – жизнь – ради Христа. На практике это выразилось в желании послужить семье, стране, Богу, и, наконец, в венце служения, «отдать свою душу».

Пример святого царя Николая II и всей его семьи – пример самоотверженного понимания долга.

Исследователь констатирует цельность мировоззрения семьи венценосцев, уверенность в избранном жизненном пути – и до ареста, и в заключении.

Историк настаивает на позитивном влиянии крестьянина Григория Распутина на императорскую семью, называет его оригинальным религиозным мыслителем. «Более скорби нет, когда своя своих не познаша», – эти слова Распутина – один из лейтмотивов его многолетних бесед с царем. Сибирский самородок оказался прав и в далекой исторической перспективе: царскую семью многие не познали и поныне.

Еще цитата из книги «Царский выбор»: «Такой союз царя и крестьянина был лебединой песней русской православной идеи самодержавия как единой семьи с единым главой, где каждый заботится прежде всего о спасении своей души. Это прозрел русский мужик и русский царь в изоляции непонимания окружающих и полном одиночестве. Царская семья была неимоверно одинока еще задолго до марта 1917 года. И в такой ситуации Распутин стал ей верным другом. Ведь он в отличие от многих генералов, либералов и предпринимателей, царя не предавал…».

К. Капков приходит к выводу, что весной 1917 г. царь отстаивал монархию, увы, один. Что царская семья была очень одинока и находилась в духовной изоляции задолго до революции, которая эту изоляцию сделала очевидной.

Священство, утверждает историк, поддержало Февральскую революцию. Царь, к сожалению, не нашел опоры в духовенстве.

Особые слова находит автор для всей семьи в целом, для отношений внутри ее, между членами семейства. «…Они не нуждались в других и были довольны быть вместе… они умерли в один день и час»; «такая любовь не может возникнуть “просто так” и держаться десятилетиями. Она происходит из веры, когда семья трудится, чтобы стать по православному учению “малой церковью”, являя внутри себя христианскую любовь, имея желание послужить ради того, что Бог так заповедал».

«Мое сердце всегда наполняется радостью, когда мы вместе с тобой идем ко святому причастию, – это ведь еще больше сближает и помогает вместе с близким человеком разделять жизненные радости и скорби», – писала императрица Александра своему супругу.

Начальник охраны императорской семьи под арестом свидетельствовал: «Жизнь в своей семье всех их так духовно удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

Завершает Константин Капков книгу известными словами Пьера Жиляра, воспитателя цесаревича Алексея: «Император и императрица хотели умереть мучениками за свою страну – они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие <…> в удивительной нравственной высоте, до которой они постепенно поднялись. <…> Даже в своих лишениях они обнаружили трогательные доказательства удивительного душевного спокойствия, против которого бессильны всякое насилие и всякая злоба и которые торжествую даже в самой смерти». Это и есть царский выбор.

Фото автора


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Материалы по теме:


Комментарии


Лесник
22.07.2017 13:45

    Я не осведомлён, Петя, что сказал Николай американскому послу в 1905 году. Знаю что что японцы, без объявления войны, напали на русский флот. Да, продолжая войну с Японией мы, несомненно, победили. Но разве это изменило бы ситуацию в целом? Может быть 1917 год сместился бы в 1919. И всё.

ВЕРА
22.07.2017 1:35

историческое бытие нашей цивилизации определили два духовно-политических вектора, которые мы условно назвали «традиционным» и «революционным». Целью одного стало расширение Римской Империи и проповедь Христианства в самых далеких областях мира, целью второго — ожидание и приближение пришествия иного мессии.

Причем, «дух революции», с неослабевающей энергией устремленный только вперед, к событию, которое еще только должно произойти, смотрел на современную ему христианскую цивилизацию как на нечто, что подлежит деконструкции и устранению. И к концу ХХ века эту деконструкцию ему практически удалось осуществить." - В.Можегов

ВЕРА неравнодушному
22.07.2017 0:46

\\ Вот я и думаю, если бы не советская власть я бы скорее всего был бы безземельным крестьянином.\\
Можно поинтересоваться сколько у вас земли было при советской власти? Или может быть вы сегодня помещик?

\\был призван в Красную Армию, получил звание офицера и дальше по расписанию.\\
В РИ в 1МВ 70% офицерского сотава был из крестьян, мещан и других сословий. Так что далеко не Белая кость. И образование получали кто стремился к знаниям и карьеру делали как например генерал Алексеев.

Петька
21.07.2017 14:07

ЛЕСНИКУ. Японский бог. Послу США в 1905г. на претензии Николай 2-ой заявляет: Я только начал войну! Правильно, молодец! А потом ждет конца переговоров? Не трусить надо было террористов, работавших за японские деньги, а воевать в Маньжурии! Ведь японцы прекратили атаковать от бессилия. Вот если бы Петр 1-ый испугался Булавина и Астраханского мятежа, чтобы было?
    Называли бы мы его сейчас Петр Великий?

Лесник
21.07.2017 1:16

    ПЕТЕНЬКА, отречения не было! Был арест бессудный. Николай прекрасно понимал своё будущее и шёл на самопожертвование, не предполагая(?) что и семью убьют. Точное количество двойников Распутина неизвестно, но были откровенные казусы, когда он якобы буйствовал в Петербурге, находясь в родном селе.

Лесник продолжение
21.07.2017 1:07

    Большевики взорвали эту стену, открыв путь к истинному самодержавию. Самодержец являет собой высший моральный идеал, осенённый Божьей волей, что, отчасти, подобное удалось Сталину. Но бесовский капиталистический ссудный процент сделал всё, чтобы Россия не пришла к своему естеству.

Лесник
21.07.2017 0:57

   Приходится повторяться. Профнепригодный Николай 2-ой. Прошибить бетонную стену лбом невозможно, что даже не удалось очень профпригодному отцу Николая. Эта стена абсолютной монархии была заложена Петром 1-м и укреплялась последующие 200 лет.

Петька
20.07.2017 17:36

Не уважаю Николая 2-го.
1. Не имел он право отрекаться от престола. Сказал бы "убивайте", как президент Альенде, и в России сложилась другая нравственная обстановка.
2. Трагедия с болезнью сына не оправдывает сближения царской семьи с шарлатаном Распутиным. В конце концов Петр 1-ый расправился с предателем сыном для сохранения России. Что теперь обвинять священство за отказ от поддержки Николая 2-го, если Распутин всячески помыкал Синодом, унижал всех иерархов церкви, которые пытались хоть как-то ограничить публичные безобразия "старца".

Геннадий Букингемский Леснику
20.07.2017 16:00

Ну, хорошо. Соглашусь,что история с отречением - дело темное. Но то,что монарх был профнепригодным, разве это не очевидно?

Игорь_
20.07.2017 13:20

Идея Монархии неискоренима в русском человеке. Её приверженцами являются даже махровые коммунисты-сталинисты, поклоняющиеся самодержцу Сталину, который реально обладал абсолютной властью, и сметал на своём пути любое неповиновение. Громил и своих и чужих, виновных и невиновных - бей своих, что б чужие боялись. И ведь боялись! И свои и чужие.
Название должности руководителя страны поменяли, но суть осталась та же. Сталин правил безальтернативно и пожизненно. То есть Монарх в России должен быть, если она хочет идти по пути быстрого развития. С демократами и коммунистами мы будем топтаться на месте или развалимся.

В песне Виктора Третьякова есть слова:
"А мне б огурчиков на стол,
Прямо с огороду,
Да царя бы на престол —
Русскому народу."

Ну прямо в точку!
Не захотели благоверного, миролюбивого Николая, при котором экстенсивно развивалась экономика и огромными темпами прирастало население, - получите кровавого Иосифа. Хотите - не хотите, но вы обречены жить при Монархии. А если упрётесь - готовьтесь к развалу и разделу России - либералы с демократами и коммунистами-интернационалистами вам в помощь. Да и "православных" коммунистов развелось что-то. Свою веру (учение) создали, свои "иконы" пишут - Сталина, например, - видел на каком-то сайте "православных" коммунистов. И на этот случай есть слова в той же песне Третьякова:
"А у пророков всех мастей –
Белые одежды.
И на Бога у властей,
Да нет уже надежды.
...
На Россию нынче спрос:
У «попсы» - аншлаги.
Вышит золотом Христос,
Эх, да на красном флаге!"

То есть при любом строе русский человек ждёт Монарха, а как он будет называться, Царь, генсек, "сильная рука", "хозяин" - не важно. Главное, чтобы был!
И тут опять в самую точку слова из той же песни"
"Да нам любую веру дай,
И будут вам святые!"


Лесник
20.07.2017 12:53

    Не ожидал от ГЕННАДИЯ Б. подобного заявления. Много можно было бы возразить, но достаточно будет одного. Где и как юридически был оформлен перевод императора России в рядового гражданина? Нигде и никак. Так что убивали именно императорскую семью.

Геннадий Букингемский
20.07.2017 8:53

Почему царственных? Если был там расстрел, то уже семьи не монаршей, а обычного гражданина Романова. Слишком много мусолим   тему убийства бывшего профнепригодного монарха, хотя убийство - всегда трагедия. Но сколько было в ту пору убийств? И не счесть...

Анна
19.07.2017 14:59

Да, хорошо, что появляются такие книги. Но кто их сможет прочитать? Стоимость в Лабиринте 2718 руб. Поэтому основная масса посмотрит Матильду и сделает свои выводы

Ирина
19.07.2017 13:02

Весьма любопытный взгляд на царскую тему.

Панджшер - Вере
19.07.2017 8:39

Хорошая новость для Вас - на прошлой неделе в Новосибирске при порядочном стечении нарда открыли памятник Николаю Второму. Памятник Александру Третьему здесь открыт раньше.

Лесник продолжение
19.07.2017 1:46

     Ну а когда наложились капиталистические взаимоотношения, взращённые на аморальном дворянском "достоинстве", в котором остался только привычный паразитизм, слом монархии, стал неизбежен. Но честный выход из исторического тупика был сделан русскими большевиками.

Лесник продолжение
19.07.2017 1:36

    Началось, противоестественная для России, бюрократизация сломать которую, некоторые царственные правители так и не смогли. Крепостное право потеряло свой защитный смысл при введении наследования дворянства. Помещичье землевладение - главный узел социальной несправедливости, не мог и не может быть в России.

Лесник продолжение
19.07.2017 1:27

    Наступила эра абсолютной монархии, грубо противоречащей коренному смыслу России, отрубало здоровую естественную нравственную основу, источник которой в Православии, которое было естественно воспринято трудолюбивыми русичами.

Лесник- Неравнодушному
19.07.2017 1:18

    С Вашей оценкой советского периода согласен полностью. Социальное неравенство в николаевской России зашкаливало. Мои предки также подтверждают это. Но самодержавие в России закончилось при Петре 1-ом.

Неравнодушный
18.07.2017 21:56

Уважаемый Лесник, я в своих оценках исторического прошлого стараюсь быть объективным. Кроме школьных знаний, а также знаний полученных в институте в оценке прошлого я использую информацию полученную  от своих предков, стараюсь критически оценивать настоящее. Это о дореволюционной российско империи, о предвоенной жизни в СССР. Отец был военный,частые переезды из города в город,из одной республики  в другую было обычным делом, что давало возможность   картину расширенного видения  советского быта. Так что в личных беседах я дополнял свои, если можно сказать, академические знания живым рассказом о советской действительности. Отец не рисовал жизнь в черно - белых тонах. Но из его рассказов, я начал понимать о преимуществе советской власти. Отец был  сыном батрака, сам батрак  в 15 лет пошел в первый класс, затем получил специальное образование, был призван в Красную Армию, получил звание офицера и дальше по расписанию. Миф о том,что  в царской Россиичленам семьи мужского пола выделялась земля  и сегодня рассказывают адепты самодержавия был опровергнут реальностью.Вместе с дедом в семье было 6 мужчин, а земли только под землянку.  В подтверждение даю справку из интернета:"В общей сложности аграрное перенаселение России к 1905 году составило около 40 миллионов условно безземельных крестьян. Аграрный вопрос становился вопросом национальной безопасности".Ради объективности следует отметить 90% посевной земли принадлежало крестьянам, ее попросту не хватало на все мужское население.  Вот я и думаю, если бы не советская власть я бы скорее всего был бы безземельным крестьянином.Вот и ответ на ваш вопрос о социальном неравенстве.  Отсюда понятно мое отношение к советской власти. Считаю с ее приходом мы реализовали свое право на образование. О Распутине, и  о пробелах в
моей осведомленности.  Соглашусь с Вами.Так о двойниках Распутина я не знал, а о критике не царской семьи,а самого Николая,то что Вы называете дискредитацией,читал. В частности книгу В.П.Обнинского изданной в 1912г. в Берлине. И в завершении, я стараюсь передать свое видение событий,они, разумеется субъективны. Но я стараюсь быть объективным, часто я пишу и о недостатках советской власти, признаю хорошее  в жизни царской России, но категорически отметаю идеализацию самодержавия.

Комментарии 1 - 20 из 40
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

За что сражается Донбасс?

Язык, идентичность и свобода: размышления ученого.

Строители нового мира

В Манеже проходит выставка, приуроченная к 100-летию революции 1917 г.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта