Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 ноября 2017
Несостоявшийся Ленин

Несостоявшийся Ленин

Пылкий революционер родился в России раньше Ильича, но ему не так повезло…
Владимир Малышев
22.09.2017
Несостоявшийся Ленин

Как и Ленин, он писал философские труды, мечтал о свержении самодержавия, также был отправлен царским правительством в ссылку в Сибирь, а потом бежал за границу и даже поучаствовал в революции, правда, в других странах. Когда Владимир Ильич заявил о необходимости перехода всей власти к советам, бывший большевик И. Гольденберг, переметнувшийся к меньшевикам, заявил: «Ленин ныне выставил свою кандидатуру на один трон в Европе, пустующий уже тридцать лет: это трон Бакунина!»

Родился «несостоявшийся Ленин» 18 мая 1814 г. в деревне Премухино Тверской губернии, как и Ульянов, в семье дворянина. Благодаря стараниям просвещенного отца, испытавшего влияние идей Руссо, личности детей формировались в атмосфере искусства, литературы, любви, в общении с прекрасной русской природой. Даровитый Михаил прекрасно рисовал и музицировал. Но в пятнадцать лет он стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, был произведен в прапорщики. Однако с первого офицерского курса был отчислен за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища, и направлен на службу в армию. Впрочем, через год, сказавшись больным, Бакунин подал в отставку и решил посвятить себя научной деятельности.

Занялся философией, посещал литературные салоны, поддерживал близкие отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, подружился с Герценом и Огаревым. Но главной его страстью стала политика.

Как и Ленин, Бакунин был уверен, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота».

Что бедные и угнетенные массы свергнут существующий социально-политический строй и реализуют лозунг Французской революции о «свободе, равенстве и братстве».

Об этом он открыто говорил во время своих выступлений.

В январе 1845 г., находясь за границей, из газет Бакунин узнал об указе русского правительства, лишавшем его всех прав и заочно приговорившем к каторжным работам в Сибири. Н.Е. Врангель, бывший свидетелем выступления Бакунина в пивной «Каруж» под Женевой, так описал свои впечатления о нём: «Этот человек был рождён, чтобы быть народным трибуном, и трудно было оставаться равнодушным, когда он говорил, хотя содержание его речи не заключало в себе ничего ценного. В ней было больше восклицаний, чем мысли, громкие, напыщенные фразы и слова, громкие обещания, но сам голос и энтузиазм были неописуемы. Этот человек был создан для революции, она была его естественная стихия… Своим энтузиазмом он заразил всех, и мы все дружно вынесли его на своих руках из зала».

Другими словами, как и Ильич, Бакунин вполне подходил на роль революционного вождя.

Как и Ленину, Бакунину удалось, наконец, дождаться революции, правда, не в России, а во Франции и он тут же поспешил в эту страну, хотя и не в «пломбированном» вагоне. В сентябре 1870 г. Бакунин – один из руководителей Комитета общественного спасения в революционном Лионе, горячо приветствует Парижскую Коммуну. Позднее Бакунин так опишет этот период своей жизни: «Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а ложился в два; был целый день на ногах, участвовал решительно во всех собраниях, сходбищах, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях; одним словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную революционную атмосферу».

Но революция – дело опасное. В Саксонии суд не был таким либеральным, как в России, и в январе 1850 г. приговорил Бакунина к смертной казни.

А в мае 1851 г. уже не менее суровый австрийский суд приговорил его к смертной казни через повешение, которая была заменена пожизненным заключением.

Однако вскоре революционера передали российским властям, и Бакунин оказался в камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В 1854 г. он был переведен в Шлиссельбургскую крепость, откуда новый император, мягкосердечный Александр II, отправил его на поселение в Сибирь.

Но Бакунина было не удержать. Осенью 1861 г. он совершил смелый побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в Лондон, уже тогда приют беглых российских либералов. Там его восторженно встретили Герцен и Огарев и тут же приняли в состав издателей «Колокола». «Колокол», как и ленинская «Искра», становится связующим звеном между революционными силами. Как и Ленин, Бакунин энергично вербует своих сторонников, создает свою партию – «Альянс социалистической демократии», имевший секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции, который входит потом в «Интернационал» Маркса. В составе этого союза было учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями. Тут уж почти полное сходство с большевиками, которые наделили фактически такими же полномочиями Ленина.

Но кое в чем Бакунин даже превзошел тихо сидевшего в Швейцарии осторожного Ильича. Он принял участие в опасной морской экспедиции, намеревавшейся доставить из Англии оружие для повстанцев.

Потом попытался склонить легендарного героя Италии Джузеппе Гарибальди к участию в польском восстании. В это время Бакунин познакомился с первым российским террористом Сергеем Нечаевым, объявившимся в Женеве, и помогал ему. Тот создал потом в России печально знаменитую «Народную расправу», призывавшую к немедленной революции, к движению в «разбойный мир», к организации бунтов, к террору и т. д.

Как и Ленин, Бакунин написал свои «Апрельские тезисы» – революционная анархистско-социалистическая концепция была изложена им еще в 1868 г. «Наша программа», опубликованная на страницах русской эмигрантской газеты, формулировала задачи освобождения умственного (распространение в народе атеизма и материализма), социально-экономического (передача средств производства земледельческим общинам и рабочим ассоциациям) и политического (революционная замена государственности свободной федерацией вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей). Предполагалось также осуществить «полную волю всех народов ныне угнетенных империей, с правом полнейшего самораспоряжения». Что, кстати, потом и сделал Ленин.

Бакунин, как и Ленин, считал, что государство есть насилие. «Государство, – писал Бакунин, – это насилие, угнетение, эксплуатация, несправедливость, возведенные в систему и ставшие основными условиями существования общества». 

Государство, полагал Ленин, есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса. Какой же класс надо подавлять пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т. е. буржуазию.

В одном он, правда, разошелся с Ильичом – был анархистом, противником диктатуры пролетариата.

Бакунин пророчествовал, что реализация идеи диктатуры пролетариата неизбежно выльется в деспотическое управление массами со стороны «незначительной горсти привилегированных избранных или даже не избранных». И в этом он оказался куда прозорливее Ленина, в СССР и других странах так потом и произошло.

Но утверждения Бакунина о том, что «свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организацией рабочих масс снизу вверх» – тоже, как показал провальный опыт анархистов XX в. в России, Испании и т. д., оказались дорогой, ведущей в никуда.

Словом, в отличие от Ильича, Бакунину не повезло, стать вождем русской революции ему не удалось – не вовремя родился.

Монархия в России была еще крепка, денег на революцию в России ему на Западе не дали, а потому к концу жизни Бакунин стал испытывать серьезные финансовые затруднения, пошатнулось здоровье, а все его проекты потерпели неудачу.

Кончилось все тем, что пылкий революционер, прозябая на Западе, написал покаянное письмо русскому царю.

«Государь! – каялся Бакунин, – я – преступник великий и не заслуживающий помилования! Я это знаю, я, если бы мне была суждена смертная казнь, я принял бы ее как наказание достойное, принял бы почти с радостью: она избавила бы меня от существования несносного и нестерпимого. Но граф Орлов сказал мне от имени Вашего императорского величества, что смертная казнь не существует в России…. Пусть каторжная работа самая тяжкая будет моим жребием, я приму ее с благодарностью… Потеряв право называть себя верноподданным Вашего императорского величества, подписываюсь oт искреннего сердца. Кающийся грешник Михаил Бакунин».

Кто знает, не случись в России Февральской революции, может и Ильич написал бы, в конце концов, такое же письмо Николаю II?


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 42 найденных.
Владимир Иванович
02.10.2017 0:21
ort- Если народ не имеет идеологии- идеология имеет такой народ.""

Время идеологий коротко в историческом понимании. А БОГ вечен и вера в него остаётся в потомках. Марксистско-ленинская идеология "поимела" русский народ ради иллюзии "мировой революции" для построения "справедливого мира" через великое насилие. И где она? А Вера православная жива в душе народа более тысячи лет. И будет жить пока жив русский народ.
кто-то
01.10.2017 10:09
Бакунин вызывал на дуэль автора «Капитала» Карла Маркса. Причиной послужил тот факт, что Маркс позволил себе пренебрежительный отзыв о русской армии. Бакунин же, хотя и был анархистом и противником любой регулярной армии, решил вступиться за честь русского мундира, поскольку в молодости он был прапорщиком-артиллеристом. Маркс же, который в студенчестве не раз дрался на шпагах и очень гордился шрамами на лице, не принял вызов Бакунина. Он заявил, что жизнь его принадлежит теперь не ему, а пролетариату.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/251113/19351/
ort- Если народ не имеет идеологии- идеология имеет такой народ.
29.09.2017 9:36
Владимир Иванович
27.09.2017 23:35
Такие как вы не способны воспринимать действительность, разве что через кривые очки идеологии///
--------------------------------

У тех, у кого нет идей- нет идеологии тоже. А у кого они есть- для тех идеология- часть действительности.

    Иначе говоря- нож хорош для того у кого он есть ....  и плох для тех, кто не  понимает,  что это такое В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Владимир Иванович
27.09.2017 23:35
Коба
27.09.2017 16:57""

Такие как вы не способны воспринимать действительность, разве что через кривые очки идеологии. А идеология как известно, набор простых идеологем и штампов, которые выдаются за действительное.
Коба
27.09.2017 16:57
  Владимир Иванович:"Во-первых, человечество развивается в двуединстве этногенеза и истории".

  После этого глубокомыслия дальше можно не читать.
Владимир Иванович
26.09.2017 21:52
"Смерч"
26.09.2017 7:25""

СМЕРЧ, я Вас понял. Принято.
Лесник
26.09.2017 13:43
     Поднял всё доступное о Бакунине.
    Разочарован. Множество идей. Некоторые весьма полезные, но... исключительно рациональный подход, какая-то отрывчатая, изорванная духовность, даже скорее отрицательная. Словом "Овцебык" Лескова без его жертвенности.
    Интеллект огромный, но без верной системы и безбожный.
Константин2
26.09.2017 8:32
Александру из Од, Игорю Ботвинову, Вере. Господа хорошие... Вы бы работы Бакунина почитали, прежде чем вешать на него ярлыки. А то как в Союзе, не читали, но осуждаем... Тогда это еще можно было об'яснить - книги невозможно было достать, а сегодня все в открытом доступе...
"Смерч"
26.09.2017 7:25
Владимир Иванович, вы меня слегка удивили: я не валил и не валю всех в одну кучу, в моих постах четко указано о какой "шушере" в царское и теперешнее время речь идет -  о либерастах, коммуняках, космополитах, русофобах, бизнес-ворах, пятой колонне вообще, вот как то так.
Владимир Иванович
26.09.2017 2:52
Коба
25.09.2017 18:43""

Поискал "Василия Ивановича" на форуме. Не нашёл. Видимо Вы обо мне. Спасибо. Интересно побыть под псевдонимом.

А теперь по поводу талассократий и теллурократий. Без сомнения, философам нужно о чём-то думать, пытаться обобщить. Однако, философия из многословия по поводу не должна превращаться в словоблудие. Начнём с основ.

Во-первых, человечество развивается в двуединстве этногенеза и истории, где первый является определяющим.
Во-вторых, последние 6 тысяч лет происходит усиленная суперэтнизация отдельных этносов (индийцы, китайцы, арабы, греки, итало-римляне, турки, русские, англо-саксы и др.). Что привело к сложению десяти этногенетических полей суперэтнического характера - китайское, индийское, индо-китайское, африканское, афро-азиатское, австрало-островное, европейское, южно-американское, североамериканское, русско-евразийское. Что и потянуло за собой социально-экономическую глобализацию.
В-третьих, в силу этногенетических причин отягощённых историческими следствиями, в 19 веке начинается формирование современного нам евро-атлантического Запада. Тут надо понимать, что эта сцепка европейского и североамериканского не случайна. Американский этнос США производное от европейского. Правда сегодня белое большинство стремительно теряет позиции. За последние полвека от 83% белых осталось около 60%. Набирают вес афро-американцы, латинос, азиаты. Но вернёмся к теме разговора.

Евро-атлантический Запад это Германская, Австро-Венгерская империи. Остальные европейские страны. К ним подтягивались Османская и Японская империи. К концу века САСШ подмяли под себя Западное Полушарие и задумались о лидерстве мировом. Всех названных напрягала Российская Империя, рвавшаяся в зенит своего могущества и славы. Мощное развитие этногенеза (увеличение населения в 4,5 раза за сто лет, усилившаяся мобильность населения после отмены крепостного права, социально-экономические прорывы через великие реформы Александра Второго, централизация гос-ва и т.д.) вело к тому, что лидерство России в Евразии было обосновано.

Но всем остальным такой поворот событий очень не нравился. Основной противник России это Великобританская империя. В среде англо-саксонской элиты и рождается план "мирового господства" через захват Центральной Евразии, которую на тот исторический момент контролировала Россия. Так называемая "теория Хартленда" от Маккиндера. Как это осуществить?

К началу 20 века сразу шесть этносов находились в стадии суперэтнизации - турки, австрийцы, германцы, англо-саксы, японцы и русские. Все они создали свои проекты глобализации - империи: Османскую, Австро-Венгерскую, Германскую, Великобританскую, Японскую и Российскую. Все они вышли к границам обитаний и для продолжения этногенеза им требовались новые народы (свежая кровь), территории и природные ресурсы. Осуществить это они могли только за счёт друг друга. Оттого и масса внутренних противоречий в евро-атлантическом сообществе. И в то же время все они были нацелены против России.

Революционизация в России так бы и закончилась на "народовольцах", если бы не далеко идущие планы Запада. Он берёт этот процесс в свои руки, становится дирижёром, исполнителями подрыва Российской Империи изнутри - российские революционеры, спонсором - международный еврейский капитал. С 1880 года в революционизации наступает перелом. Революционное движение структурируется в партиях, берёт на идеологическое вооружение "учение" выкреста Маркса, в движение массово приходят выходцы из еврейской среды (не путать с евреями традиции), революционный террор - психологический и физический - становятся их оружием, свержение легитимного самодержавия - главной задачей.

А дальше всё расписано как по нотам. Япония перевооружается и натравливается на Россию. Удалённость Д. Востока не позволила быстро перебросить туда войска, вооружение, продовольствие. Пришлось навязать японцам позиционную войну. Спустя год экономика Японии была в кризисе. Но Россия тем не менее пошла на мирный договор. Почему? Причины тому были: на западных и южных окраинах империи сгущались тучи мировой бойни; Запад всей своей массой был готов навалиться на Россию; в стране назревал революционный мятеж; требовалось срочно перевооружать армию и флот в преддверии мировой войны.

Спору нет, есть державы "суши и "моря", но это условно. Глубинные причины в этногенезе. В 20 веке один за другим закончили суперэтнизацию выше названные этносы. Империи ими созданные распались одна за другой - Османская, Австро-Венгерская, Германская, Японская, Великобританская и Российская Империя-СССР. Этногенетические изменения повлекли за собой крушение глобальных социально-экономических проектов. Что же дальше?

В начале 21 века в деле дальнейшего устройства миропорядка столкнулись две идеи. Первая - однополярного мира от евро-атлантического Запад, где заводила и основной претендент на "мировое господство" - США. Вторая идея исходит из естественного развития человечества и его цивилизации - мир может быть сегодня только многополярным. В силу того, что уже сложились этногенетические поля суперэтнического характера. В границах которых происходит социально-экономическая глобализация (ЕС, ЕАЭС, АСЕАН, НАФТА и др.). Проект такого миропорядка организуется с 2009 г. в БРИКС. В то же время реализуется ещё один проект - "Великая Евразия" через ШОС, китайский "Один пояс, один путь" и сопряжённые с ним ЕАЭС и Севморпуть.

При чём здесь "талассократия" или "теллурократия"?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 42 найденных.

Фоторепортаж
11.14.2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.