Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2018
«Наверх вы, товарищи, все по местам…»

«Наверх вы, товарищи, все по местам…»

9 февраля 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли неравный бой
Игорь Романов, Владислава Романова
09.02.2018
«Наверх вы, товарищи, все по местам…»

В почитании наших героев, великих предков и современников, душу свою положивших за други своя, мы черпаем духовную силу, учимся достойно жить и умирать.

В первые дни Русско-японской войны, 9 февраля (по н.ст.) 1904 года, в корейской нейтральной бухте Чемульпо состоялся героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с превосходящей по силе и количеству японской эскадрой.

В Чемульпо наши корабли выполняли задание по охранению русской дипломатической миссии в Сеуле. Япония, вероломно начавшая войну против России, потребовала от русских кораблей покинуть бухту под угрозой их уничтожения.

Возможно, сама по себе Япония никогда бы не решилась на такую дерзость: маленькое островное государство против могучей Российской империи. Но за этим азиатским государством, как и сегодня, стоял западный мир, всё англосаксонское племя войны. И это племя не только науськивало японцев на Россию, но и подпитывало оружием и, как говорят сегодня, новыми военными технологиями.

Бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли бой. Они пытались прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур. Японцы с четырнадцати своих кораблей были намерены безжалостно расстрелять два наших боевых судна.

Японский адмирал потребовал спустить Андреевский флаг и сдаться в плен. Русские моряки в ответ подняли боевые флаги и приготовились к сражению. События разворачивались на глазах моряков иностранных судов, стоявших в бухте. Бой потряс всех, кто стал свидетелем подвига русских богатырей.

О мужестве и героизме моряков с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» написано и сказано много.

После часового боя, получив серьезные неисправимые повреждения, «Варяг» и «Кореец» вернулись в порт. Дабы судна не достались врагу, «Варяг» был затоплен, а канонерская лодка «Кореец» взорвана.

Своим подвигом русские в очередной раз удивили весь мир, показав, что они умеют геройски умирать, храбро защищая честь России и Андреевского флага, что они всегда готовы умереть, но не посрамить честь своего Отечества и славу Русского флота.

В бою пали один офицер – мичман граф Алексей Нирод – и тридцать матросов. Были ранены и взяты на борт иностранными судами, помещены в иностранные госпитали – всего 191 человек. В знак уважения к русским героям японцы позволили морякам вернуться на Родину, где их торжественно встречал и славил весь наш народ. Отечественные и иностранные СМИ описывали героический бой, вызывая восхищение читателей. Большую популярность приобрели песни в память о подвигах экипажей крейсера «Варяг» и лодки «Кореец», став народными. Причем текст песни «Варяг» – это талантливый перевод с немецкого языка стихотворения австрийского автора Рудольфа Грейнца, сочувствовавшего России и героям крейсера и потрясенного их воинским подвигом.

В Санкт-Петербурге героев встретил и наградил сам император Николай II. Кстати говоря, в 1891 году «Кореец» участвовал в сопровождении Николая Александровича в его Восточном путешествии, когда он был еще цесаревичем. Государь обратился к героям Чемульпо: «От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси…».

Поступок русских моряков считали героическим и японцы. После войны, в 1907 году, японский император наградил своим орденом командира крейсера Всеволода Федоровича Руднева в знак признания героизма русских моряков.

+ + +

По-разному сложилась судьба спасшихся моряков «Варяга» и «Корейца». Некоторые из них, щедро одаренные царем и Отечеством, остались верными присяге, а некоторые приняли участие в революционных бунтах. Им всем предстояли испытания Первой мировой войны и революционного лихолетья.

Погибшие герои «Варяга» остались в сырой азиатской земле в Чемульпо, на иностранном кладбище. Из Сеула, где до Русско-японской войны находилась как дипломатическая, так и православная духовная миссии, японцами на период войны были выдворены все русские – и дипломаты и священники. Могилы оставались в запустении и неухоженными. Вопрос о русских захоронениях героев войны встал после 1906 года, когда в Сеул вернулись официальные представители Российской империи.

Миссионер священник Иоанн Восторгов в ходе своего путешествия по соседним с Россией азиатским странам сообщал о планах переноса останков в Сеул на территорию Русской духовной миссии. «В Чемульпо наши воины погребены на иностранном кладбище… Русских там нет, могилы одиноки. Есть предположение прах бессмертной памяти героев Чемульпо перенести в близлежащий Сеул, когда там выстроят храм православной духовной миссии».

Строительство храма в Сеуле до войны было одобрено русским правительством и Синодом, но в последующие годы это не было осуществлено. Начальник Корейской духовной миссии архимандрит Павел (Ивановский) особенно радел об этом предприятии. Он предложил приемлемое для России место под строительство собора – на русском консульском участке, пустовавшем тогда. Эту инициативу одобрил сам император, а также Генеральный консул России в Корее А.С. Сомов, но, по неизвестным причинам, она так и не реализовалась. Хотя отец Павел (Ивановский) обращался даже к сестре императора великой княгине Ольге Александровне, председательствовавшей в Комитете по увековечиванию памяти русских воинов, павших в войну 1904 – 1905 гг. с идеей возвести в Сеуле православный храм-усыпальницу и перенести туда прах героев Чемульпо. Архимандрит писал в комитет: «Славный подвиг чемульпоских героев 27-го января 1904 года составляет, несомненно, одну из славных страниц русской военной истории.

Память об этих героях не только должна быть незабвенна для русских людей, но она живет и сохраняется на месте событий в Корее, где тысячи очевидцев со слезами рассказывают о том, как под звуки гимна с криками «ура!» команды «Варяга» и «Корейца» вступили в неравный бой с японской эскадрой и своей геройской смертью навсегда прославили Андреевский флаг…

Поэтому… по возвращении русских людей в Корею было возбуждено ими ходатайство об увековечении памяти героев… и о перенесении их праха из Чемульпо с иностранного кладбища на русский участок дипломатической миссии в Сеуле, с тем, чтобы над братской могилой воинов, устроить первый в Корее православный храм…» (Цит. по: Архим. Феодосий (Перевалов) Российская духовная миссия в Корее (1900 – 1925 гг.)).

+ + +

Эта история затянулась вплоть до 1911 года. По просьбам общественности и обращению российского правительства в 1911 году состоялось перенесение праха героев во Владивосток.

При вскрытии захоронений на иностранном кладбище Чемульпо было обнаружено лишь 12 гробов, от тел остальных героев в условиях тяжелого боя, в котором японцы использовали фугасные бомбы, вероятно, ничего не осталось. Слова песни о легендарном «Варяге» «Не скажут ни камень, ни крест, где легли...» – оказались правдой. Имеется лишь список из имен погибших.

Японское правительство всячески подчеркивало свое уважение к русским героям войны – в Порт-Артуре был сооружен мемориал в память погибших. Кроме того, японцы помогали нашим дипломатам разыскивать все известные и безымянные русские захоронения и переносить прах на крупные японские кладбища. Все это сопровождалось торжественными дипломатическими церемониями и церковными службами.

При перенесении праха героев «Варяга» японцы предоставили железнодорожный вагон в сопровождении своего почетного караула до границы Кореи и России. На всем пути следования корейцы осыпали платформу живыми цветами.

17 декабря 1911 года траурный кортеж в сопровождении почетного караула из моряков Сибирского флотского экипажа прибыл во Владивосток, где состоялось торжественное перезахоронение в братской могиле на Морском кладбище. При опускании в землю первого, шестого и двенадцатого гробов ружейный взвод делал по одному залпу.

В сентябре 1912 года, над могилой был сооружён памятник – обелиск из серого гранита с Георгиевским крестом. На четырех его гранях выбиты имена погибших. На фасаде обелиска надпись: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». Позже ещё трое участников Русско-японской войны умерли во Владивостоке, и были похоронены рядом.

По предложению бывшего начальника Корейской духовной миссии, ставшего к 1911 году викарным епископом Никольск-Уссурийским Павла (Ивановского), над главным входом во Владивостокский Радости-Скорбященский храм (ныне кафедральный Свято-Никольский собор Владивостока) была размещена надпись: «Памяти убиенных русских воинов 1904 – 1905 гг».

Вот имена моряков, прах которых был перенесен во Владивосток:

Артиллерийский содержатель Василий Мальцев
Сигнальщик Гавриил Миронов
Комендор Дмитрий Шарапов
Комендор Григорий Поснов
Матрос Михаил Журавлев
Машинист 1-й статьи Иван Гребенщиков
Комендор Даниил Кочубей
Комендор Степан Капралов
Матрос 2-й статьи Иван Родионов
Комендор Мартемьян Островский
Марсовый Федор Хохлов
Матрос 1-й статьи Илья Ковалев
Матрос 2-й статьи Кирилл Зрелов.

Остальные герои «Варяга» остались без могил:

Мичман граф Алексей Нирод
Писарь 1-й статьи Василий Оськин
Квартирмейстер Иван Костин
Матрос 2-й статьи Михаил Кабанов
Матрос 2-й статьи Федор Эдревиц
Штаб-горнист Николай Нагл
Барабанщик Донад Кореев
Подручный комендор Матвей Дерябин.
Матрос 2-й статьи Карл Спруге
Марсовый Архип Шевелев
Комендор Андрей Трофимов
Комендор Петр Мухачев
Комендор Роман Балабанов
Матрос 1-й статьи Климентий Кузнецов
Матрос 1-й статьи Кирилл Иванов
Матрос 1-й статьи Ефим Горбунов
Матрос 1-й статьи Михаил Араменко
Матрос 2-й статьи Дмитрий Артасов.

В память о легендарном крейсере и подвиге моряков именем «Варяга» назван современный боевой корабль – ракетный гвардейский крейсер «Варяг», флагман Тихоокеанского флота, и малый противолодочный корабль «Кореец».

Сегодня Корейское государство организовало мемориал на месте гибели Варяга в Инчхоне (бывшем Чемульпо) и устроило здесь площадь Санкт-Петербурга. Русские, приезжающие в Корею, чтят это место, а также могилу дипломата С.В. Чиркина в Сеуле, отвечавшего от российской стороны за перенос останков героев «Варяга» во Владивосток. В музее Инчхона хранится Андреевский флаг с героического крейсера «Варяг». В период с 2010 по 2014 годы флаг как русская святыня приносился в Россию. Но между нашим государством и Южной Кореей до сих пор не достигнуто соглашение об окончательном возвращении этой, столь значимой для русских, святыни на Родину – в Россию.

Герои «Варяга» защитили честь всей России и ее воинства. Память о них жива, их подвиг никогда не будет забыт, вдохновляя наших доблестных воинов на новые подвиги во славу Отечества.

Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Игорь_
13.02.2018 8:29
Неравнодушный: "Игорь, Вы согласны,что бытие определяет сознание."
Не совсем. Согласен, что влияет, но несогласен, что определяет. Мы все в нашей юности и молодости были примерно в одном бытии, а сознание у всех нас разное. У Зюганова и Ельцина, Глазьева и Гайдара, Путина и Березовского детство, отрочество и юность прошли в примерно одинаковом бытии, но вот сознание разное. И Христос в Своих Заповедях не уточнял при каком бытии их надо соблюдать. Просто сказал, что надо, например, почитать отца и мать (не зависимо от политического строя и уровня жизни) - это вечные ценности. Остальное, как я уже говорил, - оправдание.
Неравнодушный: "Это следствие реставрации капитализма, где правит чистоган,где идет духовная деградация личности."
А до революции кто в России жил, бездуховный народ или как? Ну, не было тогда советского воспитания, но это обстоятельство не мешало им жить по совести.
Неравнодушный: "И среди спортсменов есть люди чести, они отказались ехать на олимпиаду, о них ни гугу."
Если о них "ни гу-гу", то как Вы о них узнали? Я, признаюсь честно, не знаю про таких (во множественном числе), знаю только про одну, которая на собрании голосовала вместе со всеми, а отказалась только тогда, когда её команду разукомплектовали, а у неё надежда была только на победу в командной гонке. То есть отказалась, когда надежда на победу рухнула и ехать незачем. Цена такого отказа невелика, и гордости за неё по этому поводу я не испытываю. Вот если б она на собрании отказалась - другое дело. А кто ещё отказался? Николай Крюков гордо отказался, но уже после того, как МОК лишила его серебряной сочинской награды и ПОЖИЗНЕННО отлучила от участия в ОИ. Почему бы и не отказаться в таком случае? Неравнодушный, Вы приведите список тех, кто отказался от участия до того как узнал о своём отстранении. Назовите тех, кто голосовал против на общем собрании. Общее собрание было 12 декабря, а список приглашённых на ОИ - 22 декабря. Кто отказался до опубликования списка?
Неравнодушный
12.02.2018 19:06
Игорь, Вы согласны,что бытие определяет сознание. За 30 лет в среде, где человек стоит столько,сколько у него долларов, выросло поколение "Иванов не помнящих родства". На страницах "Столетия" мы обсуждали мальчика из Уренгоя,недорослей плеющих на"Вечный огонь". Это следствие реставрации капитализма, где правит чистоган,где идет духовная деградация личности. Высоконравственные люди сопротивляются, к сожалению в большей степени они из бедных слоев населения,их не видно на экранах, в меньшей мере среди людей признающих общество потребления. И среди спортсменов есть люди чести, они отказались ехать на олимпиаду, о них ни гугу. СМИ молчит, на экранах те кто принял позор. Общество больно,а лечение не проводится,к сожалению. Суважением.
Игорь_
12.02.2018 7:53
Неравнодушный, в контексте темы Ельцин, маленькие зарплаты, пенсии и прочее не могут служить оправданием. Честь либо есть, либо её нет. У человека был и есть выбор всегда. Есть, правда, и те, у которых это вопрос цены. И в этом выборе нет места Мутко, Ельцину или кому другому. Тут важны честь самого спортсмена (гражданина) и честь своей страны. Остальное - оправдание.
Неравнодушный
11.02.2018 19:08
Игорь,в моих выводах нет противоречия. Я горжусь подвигом Героев моряков, которые ценою жизни доказали верность Родине, их подвиг,и подвиг тысячи и тысячи Героев должны служить примером беззаветной преданности Родине,будь то РИ или СССР. На их примере государство должно строить работу по воспитанию патриотизма. А такой программы государство не выдвинуло. Путин называет распад СССР трагедией,в то же время на государственном уровне не осуждены виновники распада СССР,ни Ельцин, ни Горбачев, напротив создан Ельцин центр,наверное,не для того что бы осудить предательство,а сохранить память о нем,как создателе современной России. А ведь современная Россия одна из самых несправедливых стран мира, с самым большим имущественным неравенством. По мне безнравственно, когда депутаты имеют оклады по 500000, в то время когда минимальная зарплата - 9700 р обещают в мае довести до 11000 р. О миллионных з/п руководителей естественных монополий молчу. Я то же за Путина потому что страшно возвращения тени Ельцина Чубайса с друзьями. Практически сегодня у всех власть имущих дети учатся за бугром, там и их особняки,лечатся там же. Туда же выведены около,страшно сказать, триллиона долларов.Обеспечив свое благополучие. они теперь пекутся о народе, пытаясь обеспечить им физиологическое выживание. Вот молодежь и действует по их примеру,часть выезжает из страны, часть,в том числе и спортсмены,стараются обеспечить себе комфортную жизнь,большим усилием и даже жертвуя своим здоровьем. Вина государства в игнорировании воспитания молодежи,как следствии часть из них предпочли материальное благополучие, чести, придя как и государство, если угодно,к согласию по внутреннему противоречию: долг,честь или материальное благополучие,выбрав последнее.
Игорь_
10.02.2018 18:49
Неравнодушный: "Вина государства,что они не смогли защитить своих граждан,в частности спортсменов."
Вина чиновников, которые не смогли защитить своих граждан, не освобождает граждан от защиты чести и достоинства своей страны. Очень удобно спихнуть проблему совести на чиновников и с облегчённой сердцем сказать: "Это не мои проблемы".
А вот пример русских моряков в этом сражении показывает обратное: государство не смогло защитить их (помочь им), но они защитили честь страны и Андреевского флага, приняв неравный бой - честь и слава им!
Вы хорошо начали в первом сообщении и плохо закончили во втором, согласившись с отдыхающим тигром.
Неравнодушный
10.02.2018 15:08
Отдыхающий Тигр
10.02.2018 2:48 Согласен с Вами, потому и не осуждаю спортсменов. События олимпийцами России показали нерасторопность чиновничьего аппарата России. Видимо, понадеялись на русский АВОСЬ и,как плохим студентам,им не хватило одного дня. Вина государства,что они не смогли защитить своих граждан,в частности спортсменов. Виноваты не спортсмены перед государством,а государство перед спортсменами. Можно рассматривать и другие аспекты,например,кадровую политику,когда в руках родченковых оказывается судьба людей и честь страны.
Отдыхающий Тигр
10.02.2018 2:48
Неравнодушному. Наши спортсмены-олимпийцы перед своей страной абсолютно не виноваты за то, что, в сложившихся, условиях были вынуждены выступать под Олимпийским флагом (а не под неким "нейтральным" , как "заостряют" некоторые). Под таким Олимпийским флагом, по идее, должны выступать все спортсмены. Это вытекает из основополагающих принципов Олимпийской хартии. Но политики, государственные власти различных стран буквально присвоили себе Олимпиаду. Вот с этим надо бороться. Надо "деполитизировать" Олимпийские игры. Ведь это не война, а спорт. Который призван нести мир, укреплять отношения между людьми разных стран.
Сергей
09.02.2018 20:25
Да были люди в наше время могучее лихое племя БОГАТЫРИ не ВЫ лихая им досталась доля не многие вернулись с боя!!!!
Неравнодушный
09.02.2018 19:12
Ассоциативное восприятие и мышление вызвало в сознании три картины, три образа.Герои моряки ценою жизни отстоящие честь Флага, и предательство Ельцина и команды добровольно опустившие Флаг СССР и коленопреклонённо признал вассальную зависимость России от США,и свежее: согласие выступать на олимпийских играх без Флага и Гимна России по причине,мол возможно, для отдельных спортсменов больше не представится такая возможность. А ведь у Героев была одна жизнь и они сознательно пошли на самопожертвование предпочтя смерть унижению и позору. Я не осуждаю спортсменов,Бог им судья, но о духовности общества стоит задуматься.

Эксклюзив
20.02.2018
Сергей Иващенко
Расшеватский феномен: о жизни одной ставропольской станицы.
Фоторепортаж
12.02.2018
Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря проходит выставка «Древнерусское лицевое шитьё».