Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
"Национал-большевизм" Николая Устрялова

"Национал-большевизм" Николая Устрялова

Система, которую он пытался оправдать, уничтожила его
Александр Репников
15.01.2007

Противостояние самодержавия и социализма, под знаком которого начался ХХ век, разрешилось в 1917 году. Попытка разобраться в революции без "правых" и "левых" стереотипов была предпринята Н.В. Устряловым, чья судьба заслуживает того, чтобы остановиться на ней поподробнее. В последние годы эта неординарная личность оказалась в центре внимания историков, политиков и публицистов. За короткий срок было переиздано несколько его трудов и введена в оборот часть переписки.

В произошедших революционных событиях многие увидели эсхатологические предзнаменования "последних дней". Характерно, что рассмотрение политических событий через призму Апокалипсиса было присуще не только представителям консервативного направления, но и либеральным мыслителям, примером чему является известный сборник "Из глубины".

Противники революции из монархического лагеря считали, что революция была "вживлена" в здоровую ткань российского государства деструктивными антинациональными силами. Неслучайно именно в их среде приобрела популярность идея "масонского заговора" антимонархических и антирусских сил. Мало кто из государственников мог тогда разглядеть за разрушительными лозунгами созидательные, и понять, что с изменением государственного строя Россия вовсе не обречена на фатальную гибель. Этот новый строй мог придать ей сильный положительный импульс и позволить добиться того, чего не удалось добиться России самодержавной. О полном провале к 1917 году консервативной модели модернизации России свидетельствует и незначительная поддержка монархистов (0,6%) на выборах в Учредительное собрание. Либеральная модель модернизации также потерпела крушение. Таким образом, к октябрю 1917-го основная борьба шла за осуществление одного из нескольких вариантов социалистической модернизации. В таком контексте падение самодержавия, а затем и крушение нарождавшейся российской демократии вовсе не означало непременной гибели российской государственности.

#comm#Сами большевики также не представляли собой некоего "монолитного" движения.#/comm#

Возможно, в этом и был заключен один из принципов их успеха. И дело здесь не только в том, что измученная Первой мировой и Гражданской войнами Россия в итоге покорно смирилась с диктатурой большевиков. Овладев реальными рычагами власти, партия не могла не испытать определенную трансформацию. Большевики были не только "мечтателями-идеалистами", но и расчетливыми прагматиками, не боявшимися любыми (в том числе и насильственными) средствами навязывать вчерашним союзникам политическую игру "по своим правилам". Огромные возможности, открывшиеся в результате начала практического воплощения в жизнь великого социального эксперимента, сочетались у них с тягой к формированию жесткого государственного социализма. Как это не парадоксально, но в своих действиях большевики одновременно были и радикалами, и традиционалистами. Осуществляемая ими модернизация была в значительной мере "модернизацией традиции". В результате произошло соединение идеи мессианства, отсутствовавшей у либералов, и идеи социальной справедливости, которую либералы надеялись воплотить в жизнь путем создания системы социального обеспечения.

#comm#В 1917 году вожди должны были говорить народу именно то, что он хотел слышать, и говорить на его языке (пусть даже этот язык был грубым языком улицы).#/comm#

"В этих условиях должны были победить крайние идеи, оплодотворенные жаждой социального насилия со стороны масс" (В.П. Булдаков).

Николай Васильевич Устрялов родился в 1890 году в Петербурге. В 1913-м окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1916 по 1918 год был приват-доцентом. Член кадетской партии. В октябре 1916 года заявил о себе как о публицисте, выступив на страницах журнала "Проблемы Великой России" со статьей "К вопросу о русском империализме". Февральскую революцию Устрялов встретил с одобрением, ездил по России с лекциями, выступал и на фронте. В 1917 - 1918 годах сотрудничал в московской газете "Утро России". В 1918-м вместе с Ю.В. Ключниковым и Ю.Н. Потехиным издавал журнал "Накануне", в котором подчеркивал, что революция в России является "подлинно русской". Постепенно соратники Устрялова по кадетской партии начинали с удивлением замечать происходившие с ним метаморфозы. В итоге на съезде кадетской партии в мае 1918 года он оказался в изоляции. В дальнейшем из либерального лагеря на него обрушился град упреков.

Что касается мировоззрения Устрялов, то он испытал сильное влияние идей Н.Я. Данилевского о циклическом развитии человечества и по ряду положений был близок к взглядам К.Н. Леонтьева. Видимо, не случайна смычка устряловского "национал-большевизма" с "охранительным социализмом" Леонтьева. Об этом писал и сам Устрялов, считая, что "...из всех политических групп, выдвинутых революцией, лишь большевизм, при всех пороках своего тяжелого и мрачного быта, смог стать действительным русским правительством, лишь он один, по слову К. Леонтьева, "подморозил" загнивавшие воды революционного разлива и подлинно

Над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию вздернул на дыбы...".

Именно в приверженности государственности сошлись охранители самодержавия и его разрушители, что, кстати, было предсказано Леонтьевым еще в конце XIX века. В 1889 году он высказал мнение о том, что в ХХ и ХХI веках социализм будет играть ту роль, которую некогда играло христианство. "То, что теперь - крайняя революция, станет тогда охранением, орудием строгого принуждения, дисциплиной, отчасти даже и рабством... Социализм есть феодализм будущего... в сущности, либерализм есть, несомненно, разрушение, а социализм может стать и созиданием". Не веря в творческую потенцию самодержавия, Леонтьев увидел выход в тоталитарном социалистическом государстве, поскольку ему было важно сохранить традиционные ценности, даже если для этого требовалось сменить "белую" оболочку самодержавной России на "красную". Смешение апокалиптических прогнозов Леонтьева о рождении Антихриста из недр России с рассуждениями об "охранительном социализме" парадоксально только на первый взгляд. Эсхатология и утопия всегда шли в сознании россиян рука об руку...

#comm#Перелом в мировоззрении Устрялова зрел долго и произошел в период Гражданской войны, когда Устрялов был юрисконсультантом при управлении делами правительства Колчака.#/comm#

После краха Верховного правителя России он, по воспоминаниям очевидцев, провел три бессонные ночи в Чите, обдумывая выход из создавшегося положения. Последний оплот "белых" рухнул. Впереди были неизвестность и мрак, в которые, как казалось, погружается Россия. Но Устрялов увидел во мраке неизвестности свой собственный путь – "национал-большевизм".

В начале 1920 года Устрялов эмигрировал в Харбин. В октябре того же года он писал П.Б. Струве: "Выступая в защиту прекращения вооруженной борьбы с большевизмом, я и мои единомышленники все время сознавали внешнюю "еретичность" этой точки зрения, но обстановка полного разложения "контрреволюции" настойчиво диктовала именно такой выход из положения... Как бы то ни было, большевики оказались хорошими революционерами, и России не придется сегодня стыдиться за них". В письме Струве Устрялов признавал, что занял в эмиграции "весьма одиозную для правых групп позицию "национал - большевизма" (использование большевизма в национальных целях...)".

В 1920 - 1934 годах Устрялов преподавал в Харбинском университете. Он также работал в советских учреждениях КВЖД. Статьи Устрялова, опубликованные в прессе в первой половине 1920 года, вошли в сборник "В борьбе за Россию" (Харбин, 1920). Прежде всего, он признавал крах "белого дела". "Мы побеждены и побеждены в масштабе всероссийском, а не местном только". Следовательно, нужно не начинать борьбу заново, уподобляясь политическим Дон-Кихотам, а искать другой выход. В качестве одной из главных причин поражения белых Устрялов называл то, что "противобольшевистское движение силою вещей слишком связало себя с иностранными элементами и поэтому невольно окружило большевизм известным национальным ореолом...". Вполне понятно, что "одними лишь иностранными штыками национального возрождения не достигнешь" и как бы ни были возвышены помыслы белых, они были обречены. Поэтому есть смысл, считал Устрялов, приглядеться к красным победителям, и, отбросив предвзятость побежденных, увидеть за их действиями возрождение России. Во имя этого возрождения следует переломить себя: "Первое и главное - собирание, восстановление России как великого и единого государства. Все остальное приложится".

#comm#Устрялов утверждал, что восстановление территориальной целостности державы неминуемо.#/comm#

"Советская власть будет стремиться всеми средствами к воссоединению окраин с центром во имя идеи мировой революции. Русские патриоты будут бороться за то же - во имя великой и единой России. При всем бесконечном различии идеологий, практический путь - един...".

Как и Леонтьев, Устрялов полагал, что в определенных обстоятельствах "и отрицание может сослужить положительную службу, если оно будет вовремя отменено новым творчеством". Не без доли сарказма он утверждал, что "Марксова борода по-своему… "переваривается" русской действительностью, логическая и психологическая пестрота революционной весны "утрясается", приобретая цельный стиль и единое культурно-национальное устремление… народ приходит к осознанию новой своей государственности".

Оценивая дальнейшие перспективы советской власти, Устрялов, еще до провозглашения НЭПа, писал о том, что предстоит "экономический Брест большевизма", предупреждая: "Перед русским правительством, допустившим в экономически разоренную страну иностранные капиталы, чрезвычайно остро встает вопрос об ограждении своей государственной самостоятельности. Необходимы реальные гарантии, чтобы не повторились попытки интервенций и дружеских оккупаций".

В июне 1921 года в Праге вышел сборник "Смена вех". Впоследствии начал издаваться и одноименный журнал. Основной статьей сборника была "Patriotica" Устрялова. В ней он повторял и развивал свои взгляды на "национал-большевизм". Почему, спрашивал он, обращение революционеров в 1905 году к японскому правительству с пожеланием победы над Россией - это предательство, а обращение антиреволюционной интеллигенции "с братским приветом" к польскому правительству в 1920-м - это патриотизм. Бессмысленно призывать к новому походу против Советской России. Антисоветские силы, не сумевшие победить в более благоприятных условиях, тем более не смогут победить тогда, когда новая власть укрепилась.

#comm#Устрялов стремился примирить не только геополитические цели большевиков и патриотов, но и показать, что и те, и другие служат высшим задачам.#/comm#

Советские вожди внимательно следили за работами Устрялова. В.И. Ленин посылал записки с требованием обеспечить своевременное получение "Смены вех" и "Накануне". В 1925 году, на XIV съезде ВКП(б) И.В. Сталин, затронув идеологию сменовеховства, сказал: "Устрялов - автор этой идеологии. Он служит у нас на транспорте. Говорят, что он хорошо служит. Я думаю, что ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении нашей партии. Мечтать у нас не запрещено. Пусть себе мечтает на здоровье. Но пусть он знает, что, мечтая о перерождении, он должен вместе с тем возить воду на нашу большевистскую мельницу. Иначе ему плохо будет".

Идеи Устрялова о возрождении Великой России под красным флагом были не всем по душе. Еще более "неудобно" звучали слова о том, что результатом дальнейшего развития событий в России "может быть незначительный "дворцовый переворот", устраняющий наиболее одиозные фигуры руками их собственных сподвижников и во имя их собственных принципов...". Многие из идей Устрялова сыграли свою роль во внутрипартийной борьбе в СССР. Его резко критиковали Г. Зиновьев, Н. Бухарин и М. Рютин. Уж очень неудобно звучали его слова о возрождении Великой России под красным флагом…

В подавляющем большинстве эмиграция не принимала идей Устрялова. Постепенно он начал склоняться к принятию реального большевистского режима, придя к выводу, что "Сталин – типичный национал-большевик. В области внутренней политики удается этатизировать все народное хозяйство: назовем это социализмом, дело не в словах". В 1935 году Устрялов вернулся в СССР, преподавал в московских вузах. 6 июня 1937 года был арестован.

#comm#По стандартному обвинению в "шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации" 14 сентября 1937 года приговорен к расстрелу.#/comm#

Так закончилась жизнь первого идеолога "национал-большевизма". Система, которую он пытался оправдать, уничтожила его.

Гибель Устрялова не означала краха его идеологии. Порой надежды побежденных прорастают в делах и поступках победителей. Один из видных представителей белого движения, убежденный монархист, В.В. Шульгин отмечал: "Наши идеи перескочили через фронт… они (большевики – А.Р.) восстановили русскую армию… Как это ни дико, но это так… Знамя Единой России фактически подняли большевики… придет Некто, кто возьмет от них их "декретность"… Их решимость – принимать на свою ответственность, принимать невероятные решения. Их жестокость – проведение однажды решенного… Он будет истинно красным по волевой силе и истинно белым по задачам, им преследуемым. Он будет большевик по энергии и националист по убеждениям. У него нижняя челюсть одинокого вепря… И "Человеческие глаза". И лоб мыслителя… Весь этот ужас, который сейчас навис над Россией, - это только страшные, трудные, ужасно мучительные… роды самодержца".

В 1930-е годы Устрялов оказался лишним в Советской России, и был уничтожен.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.