Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 января 2018
«Мы не так восьмнадцатый встречали!..»

«Мы не так восьмнадцатый встречали!..»

100 лет назад Россия встречала Новый год в обстановке всеобщего волнения и тревоги
Валерий Бурт
29.12.2017
«Мы не так восьмнадцатый встречали!..»

Итак, большевики у власти, что от них ждать? Пережит ужасный семнадцатый год, во время которого рухнули две власти – царизм и Временное правительство. Каким будет следующий, 1918-й? И вообще: что дальше, господа? Виноват, товарищи…

Товарищи энергичны, действуют – сыплют декрет за декретом. О конфискациях, воспрещении продаж, национализации, семье и браке, всеобщей повинности, прекращении платежей. А этот декрет особенный, личный, адресованный Лениным своему земляку и противнику: «Совет Народных Комиссаров постановляет: конфисковать находящиеся в банках на текущих счетах А.Ф. Керенского суммы в размере 1 474 734 р. 40 к., а именно: в Государственном банке на счете № 43191 – 1 157 414 р. 40 к. и в Международном коммерческом банке на счете № 15697 – 317 020 р. 12 к.. Все эти суммы переводятся на текущий счет Совета Народных Комиссаров…»

Сам Керенский появился в Петрограде в январе 1918 года инкогнито. Ходил по городу, приглядывался. И был поражен увиденным, о чем позже вспоминал в мемуарах: «Вместо полицейских на постах стояли какие-то люди с красными нарукавниками, они равнодушно относились и к душераздирающим крикам, и даже к выстрелам. Короче говоря, был хаос, во время которого большевики расстреливали старый режим». Керенский даже хотел пойти на открытие Учредительного собрания и там представиться. Но его отговорили. И верно сделали – солдаты вмиг бы разделались с бывшим министром-председателем…

Главный подарок гражданам России к Новому году: создание Всероссийской чрезвычайной комиссии. Никто еще не дрожит от страха при коротком, как звук затвора слове «Че Ка», но дурные предчувствия одолевают.

И не напрасно – Феликс Эдмундович трясет бородкой, яростно царапая по бумаге: «Расследовать и ликвидировать любые попытки или действия, связанные с контрреволюцией и саботажем, откуда бы они ни исходили на всей территории России…» Ленин кивает одобрительно: «Аресты должны быть произведены с большой энергией…»

И все равно трудно представить себе Россию, едва выбравшуюся из кровавого мрака семнадцатого года и сразу проваливающуюся в бездну восемнадцатого…     

Из выступления Патриарха Тихона в храме Христа Спасителя перед новогодним молебном: «...Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?.. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные… Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, пожирающее в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину…»

Ветер свистит осатанело. Темный, страшный Петроград, занесенный сугробами. К слову, для расчистки улиц была введена всеобщая повинность, и сами горожане – хоть кухарки, хоть дворяне – вынуждены брать в руки лопаты и сгребать белый покров.

Едва сгустится тьма, жизнь замирает – никто не мчит по санному пути, не слышно трамвайного звона. Разве что иной раз броневик или грузовик под красным знаменем пронесется.

Горожане попрятались в своих домах и замерли, как мышки, со страхом прислушиваясь к малейшим шорохам. Насилия и грабежи стали обычным явлением.

Промерзшие квартиры в тусклом мерцании свечей. Раньше на столе в Рождество и Новый год было, что Бог послал, нынче – кто что достал. Хлеб, вареные картофелины, ржавая банка консервов, завалявшаяся в буфете, бутылка кислого вина, где самого вина кот наплакал. Звякнули бокалами, зажевали невесело. В полутьме кто-то выбрал наугад пластинку, поставил. Из трубы граммофонной ударил мощный шаляпинский бас: «Сатана там правит бал, там правит бал…»

Весьма актуально, Федор Иваныч…

В Белокаменной – не лучше. «В Москве и, я думаю, по всей теперь России завелись везде крепчайшие запоры, железные и деревянные ставни и, как в старину, в особенности для ночного времени, все так замкнуто, закрыто, заперто, нелюдимо, темно, что даже жуть берет… – писал в своем дневнике агент пароходства «Самолет» Никита Окунев, оставивший живейшие впечатления о том времени. – Впрочем, есть разница со стариной - тогда были верные сторожа, постукивающие в доски или дававшие знать о себе трещотками, а теперь их не слыхать и если они где есть – то сидят себе тоже за крепкими затворами и самое большое – опрашивают запоздавшего обывателя, свой ли он, и если «чужой», то ни за что его во двор или в крыльцо не пустят до утра».

Бедлам не только в Петрограде и Москве, он – повсюду. «Армия демобилизованных валила по железным дорогам, круша все на своем бесшабашном пути, – писал Константин Паустовский. – В поездах было разбито и ободрано все, что только можно разбить и ободрать. Даже из крыш выламывали заржавленные железные листы. На Сухаревке шел оживленный торг вагонными умывальниками, зеркалами и кусками красного потертого плюша, вырезанными из вагонных диванов….» И это лишь маленький срез происходящего, крошечный штрих и даже забавный. Бывало и хуже, и страшней.

То время невозможно представить себе без Горького, без его острых суждений, страстной искренности. Он протестует, но голос его слабеет. Он понимает, что большевистская власть сильна и груба. И бой с ней опасен и непредсказуем, как схватка с диким, необузданным зверем.

«Что даст нам Новый год? – уныло вопрошал писатель в «Новой жизни» и сам же печально отвечал: «Все, что мы способны сделать. Но для того, чтоб стать дееспособными людьми, необходимо верить, что эти бешеные, испачканные грязью и кровью дни – великие дни рождения новой России».

Вашими бы устами, Алексей Максимович…

Первый советский Новый год Ленин вместе с Крупской встречали вместе с рабочими Выборгской стороны. В актовом зале Михайловского училища была устроено торжество с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой. Настроение у Ильича было хорошее. Впрочем, вечером оно резко переменилось…

Ленин вместе с сестрой Марией ехал на автомобиле по Петрограду. На Семеновском мосту на его автомобиль обрушился град пуль. Пассажиры, однако, остались целы. Вождя революции загородил сидевший рядом с ним швейцарский революционер-социалист Фриц Платтен. Он был ранен в руку.

Покушение было организовано группой офицеров-монархистов. Стреляли они плохо, но скрылись весьма лихо. Чекистам не удалось схватить нападавших, исчезнувших во тьме.

1 января 1918 года Иван Бунин записывает в дневнике: «Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, нечто еще более ужасное. Даже наверное так.

А кругом нечто поразительное: почти все почему-то необыкновенно веселы, – кого ни встретишь на улице, просто сияние от лица исходит:

– Да полно вам, батенька! Через две-три недели самому же совестно будет...

Бодро с веселой нежностью (от сожаления ко мне, глупому) тиснет руку и бежит дальше…»

Верно, ждали те господа, что скоро власти большевистской придет конец. Ох, и наивный же народ. Ведь Ленин и его соратники только силу набирали. И силой же давили. Да такой, что царским, стократно обруганным и проклятым «сатрапам» и не снилось…

5 января 1918 года рабочие многих столичных заводов, служащие, представители интеллигенции Петрограда вышли на манифестацию в честь Учредительного собрания. Оно должно было открыться в Таврическом дворце. О том Учредительном собрании мечтали, надеялись, что оно даст россиянам возможность выразить свою волю…

Демонстранты шли безоружные, под красными знаменами. Их, по словам Горького, расстреливали «без предупреждения о том, что будут стрелять, расстреливали из засад, сквозь щели заборов, трусливо, как настоящие убийцы…».

Из показаний рабочего Обуховского завода Д.Н. Богданова: «Я, как участник шествия еще 9 января 1905 г., должен констатировать факт, что такой жестокой расправы я там не видел, что творили наши «товарищи», которые осмеливаются еще называть себя таковыми, и в заключение должен сказать, что я после того расстрела и той дикости, которые творили красногвардейцы и матросы с нашими товарищами, а тем более после того, когда они начали вырывать знамена и ломать древки, а потом жечь на костре, не мог понять, в какой я стране нахожусь: или в стране социалистической, или в стране дикарей, которые способны делать все то, что не могли сделать николаевские сатрапы, теперь сделали ленинские молодцы».

Погибших хоронили 9 января на Преображенском кладбище, рядом с жертвами Кровавого воскресенья 1905 года. «Понимают ли они… что неизбежно удавят всю русскую демократию, погубят все завоевания революции?.. – горестно вопрошал Горький. – Или они думают так: или мы – власть, или – пускай все и все погибают?»

Учредительное собрание открылось 5 января. По свидетельству участника революционера Федора Раскольникова, «Владимир Ильич предложил не разгонять собрания, дать ему возможность сегодня ночью выболтаться до конца и свободно разойтись по домам, но завтра утром никого не пускать в Таврический дворец». Так и произошло. Короткая фраза матроса Анатолия Железнякова «Караул устал, просим очистить помещение» вошла в историю.

Прошла демонстрация и в Москве. Тоже шумная, многолюдная, с криками и пальбой. По словам Окунева, «панику усилили конные милиционеры, которые с криком «стреляют, спасайся!» соскакивали с лошадей и бежали в подъезды домов. Лошади без всадников мчались вместе с бежавшим народом… Появились толпы бегущих солдат и красногвардейцев с винтовками и без винтовок, со свернутыми знаменами…» Один из таких эпизодов Окунев видел на Малой Лубянке и подумал: «А что если бы в Москву вдруг заявился эскадрон немецких гусар, что осталось бы от наших великих революционных завоеваний?!».

Продолжаются начатые осенью 1917 года переговоры с Германией в Брест-Литовске. Большевики горячо спорят между собой – Ленин выступает за мир любой ценой, Бухарин призывает к «революционной войне», Троцкий выдвинул свой демагогический лозунг – «ни мира, ни войны». То есть, не воевать, но – заключить мир. Однако немцы теряют терпение.

Огромные массы германских войск готовятся к наступлению по всему огромному фронту. Противостоять им – некому: Русская армия дезертировала, разбежалась…

Бог с ней, с политикой. Обратим свой взор к литературе. Что поделывает, ну, скажем, поэт Блок? 7 января 1918 года Александр Александрович записал в своем дневнике план новой пьесы – об Иисусе Христе, которую он намеревался создать вместе с женой, Любовью Дмитриевной Менделеевой. Однако на следующий день он приступил к поэме «Двенадцать». Ее венчали известные строки: «…Так идут державным шагом – / Позади – голодный пес, / Впереди – с кровавым флагом, / И от пули невредим, / Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной, / В белом венчике из роз – / Впереди – Иисус Христос».

Красиво же, ничего не скажешь! А вот коллега Блока – Брюсов в те дни написал весьма непритязательное стихотворение по случаю прихода Нового, 1918 года:

…В скромных комнатах и пышных залах,
С боем полночи — звучать одно:
«С Новым годом! С новым счастьем!» – Дружно
Грянет хор веселых голосов…
Будет жизнь, как пена вин, жемчужна,
Год грядущий, как любовный зов. Если ж вдруг, клоня лицо к печали,
Тихо скажет старенький старик:
«Мы не так восьмнадцатый встречали!..» —
Ту беседу скроет общий клик...

Напрасно Брюсов восхищался – не будет никаких веселых голосов. И год, который предстояло пережить России, станет тяжким, кровавым.

На гигантских просторах России вспыхнет непримиримая Гражданская война. Ну а пока Совет народных комиссаров издал очередной декрет – «О введении западноевропейского календаря».

Народ читал и не верил своим глазам: «Первый день после 31 января сего года считать не 1‑м февраля, а 14‑м февраля, второй день считать 15‑м и т.д...» Все соответственно сдвигалось, переставлялось, менялось – выдача зарплат, пенсий, сроки договоров и прочее. Но самое главное – совершенно другой становилась жизнь всей России.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 232 найденных.
Александр Мясникян-Сироже
20.01.2018 11:46
Сирожа, в дискуссии вы оперируете либо крайними, полярными понятиями, либо делаете акцент на самых худших недобросовестных исполнителях/явлениях обсуждаемого предмета. Так дело не пойдет. Отношение иудеев к Иисусу не отменяет того, что они верят в Единого Бога Яхве, а мусульмане в Единного Аллаха, а не в "научный" атеизм. Почему это важно? Да потому, что в целом все человечество религиозно, и религиозно именно монотеистически, т.е. религия- не выдумки русских попов, как пытались ранние и поздние большевики вбить в умы советских людей /кресты они сбивали видите ли../. Да, ты можешь не понимать, что такое Христианство, даже будучи папой или в рясе/крестовые походы/, да, заставь дурака Богу молиться и он лоб расшибет. Но это не значит что Бога нет и не нужно стремится к тому чтобы правильно понимать Его Откровение. Это не повод выкорчевывать Веру из народа об'являя де, Его НЕТ! Он то при чем, если человечество нерадиво? (НЕ ВСЕ! Были святые и настоящие исповедники Христа, но большевики о них деликатно помалкивают....) И капитализм с помощью законов можно сделать справедливым, а социализм превратить в ярмо на шее народа. Достаточно бездуховной личности/партии, появиться в любой формации, никакие измы не излечат его/ее тлетворного неправого воздействия на страну. Вам мало примеров из истории СССР? Рабочих в Новочеркасске посаженных на хлеб да воду, при каком изме подло расстреляли? Точно также как 9 января 1905 г. уже не тупоголовые царские сановники, а свои социалистические вожди..Или не жировали партийные бонзы позднего СССР, когда народ погруженный в пучину атеизма прозябал у пустых прилавков? Народ кормили красивыми речами с'ездов а партноменклатура и их отпрыски жили по западным стандартам..А потом и сама партноменклатура сдала подло Советский Союз с потрохами западу. Было ведь...Так что уважаемый не в измах дело, а дело в духе тех кто поставлен управлять народом. Будет он с Христом -будет честен перед народом, нет-будет с духом тьмы. Иного не дано.
Сирожа - Александру из Од.
19.01.2018 20:36
/Так в том то и святость, чтобы любить своих врагов(и близких) не "оттяпывая им башки". /
/С внешними будем сражаться! /
А какой смысл сражаться не оттяпывая башки? Ну, тогда вам оттяпают.
/Правда русский язык беднее греческого, в котором есть три варианта слова "любовь" и соответственно к врагам своим правильнее было бы употребить как вариант "снисхождение" или "жалость"./
А это называется вольная трактовка Писания.
/Так уж прямо Любить врагов было бы противоестественно. /
Согласен. Врагам надо оттяпывать бошки. Так в чем суть ваших претензий к большевикам?

Сирожа Александру Мясникяну
19.01.2018 20:25
/Магометане и иудеи не попадают под "последний разряд" т.к. исповедуют монотеизм./
Ой ли! А как иудеи относятся к Иисусу?
/наша борьба не против крови и плоти...... а против мироправителей тьмы века сего духов злобы поднебесных". /
Крестовые походы не под этим девизом проходили?
/с собственным духом тьмы поселившемся в собственном сердце/
С этим соглашусь, но вот духи тьмы у всех разные. Американцы, к примеру, их и духами тьмы-то не считают.
/Ведь гадом и духовным подонком может быть и сановная сволочь и простой работяга. /
Безусловно! Но когда "гадство" оформляется еще и законодательно, то это уже высший пилотаж. Кстати, тот же самый капитализм ну просто не может не быть гадским. От слова "совсем". Гадство заложено в самой его основе. Поэтому любой человек приобщающийся к нему вынужден становиться гадом в конечном итоге. И в вас поселяется дух тьмы, которого вы не осознаете.
/очищение духа от скверны-СОБСТВЕННОЙ прежде всего/
Да, но что делать если вы это бревно не осознаете и не видите? Подумаешь, купил за сто рублей, продал за двести! В чем скверна-то?
/Классовая борьба ведущаяся самолюбивыми гордецами /
Подмена понятий! Классовая борьба ведется не из-за того, что кто-то гордец, а из-за того, что один класс каждый день вытаскивает из кармана у другого класса 100 рублей и считает, что это вполне по Божески и в упор не видит духа тьмы, который в нем поселился. А из за этого духа тьмы ежедневно умирают дети, которым не хватает денег на лечение, старики, которые питаются хлебом с кашей, да и остальным лучше не становится.
/Заметьте Сирожа, ВСЕ СОГРЕШАЮТ и низы и верхи-отсюда нет правых, все согрешили в духе..../
Безусловно! Помимо злого духа капитализма, есть куча других злых духов, но первого мы однажды победили. Значит без него можно жить! И нужно! Стяжательство - есть Зло!

Александр из Од. -Сироже
19.01.2018 14:23
Так в том то и святость, чтобы любить своих врагов(и близких) не "оттяпывая им башки". Правда русский язык беднее греческого, в котором есть три варианта слова "любовь" и соответственно к врагам своим правильнее было бы употребить как вариант "снисхождение" или "жалость". Так уж прямо Любить врагов было бы противоестественно. Помнится Г.Печорин писал в своем дневнике - "Я люблю своих врагов, правда не по-христиански. Они мне будоражат кровь ... "и т.д.
Александр Мясникян-Сирожа
19.01.2018 8:29
Магометане и иудеи не попадают под "последний разряд" т.к. исповедуют монотеизм. И, вообще, "гнушайтесь врагами Божиими" понимать надо иначе, ПО НАСТОЯЩЕМУ верующий человек никогда не опустится до ненависти к людям, но к духу поселившемуся в людях - "наша борьба не против крови и плоти...... а против мироправителей тьмы века сего духов злобы поднебесных". Идет борьба духовная прежде всего и прежде всего нужно бороться с собственным духом тьмы поселившемся в собственном сердце, -вот где настоящее христианство и настоящее Православие. Если бы все придерживались его и цари и рабочие и красные комиссары и буржуа и ремесленники, то не было бы нужды в революциях и смутах. Ведь гадом и духовным подонком может быть и сановная сволочь и простой работяга. Никогда еще принадлежность к рабочему классу или дворянству не избавляла человека от попадания в разряд обладателя гнилой душонки порабощенной гордыней, черной завистью, похотью и рожденной от них злобы. И этой болезни, духовной болезни, уважаемый Сирожа были/есть подвержено все человечество без исключения, все сословия и все люди начиная от Адама, кончая Ульяновым-Лениным, бронштейнами кумачовыми, рабочими, крестьянами и церковными иерархами с цартвующими особами и прочей буржуазной аристократией-вопрос только в степени поражения души того или иного человеческого индивидуума. Вот где корень православного делания-очищение духа от скверны-СОБСТВЕННОЙ прежде всего, а потом уже после "собственного удаленного бревна и сучок в глазу соседа поможешь извлечь. Классовая борьба ведущаяся самолюбивыми гордецами отвергающими необходимость личного духовного покаяния-путь в никуда, точно также как и властвование над народом кого бы то ни было без исключения/монархисты, коммунисты, социалисты, анархисты/ без постоянного личного покаяния и отслеживания властью собственного состояния духа-есть путь в никуда и путь к недовольству народа и революции. Заметьте Сирожа, ВСЕ СОГРЕШАЮТ и низы и верхи-отсюда нет правых, все согрешили в духе....
Сирожа - Александру из Од.
18.01.2018 20:31
/Св. митрополит Филарет Московский в 19-м веке дал чеканную формулу: "Любите врагов своих, крушите врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божьими". Вот господа атеисты и попадают в последний разряд и соответственно требуют некоторой изоляции. /
Так-так, а магометяне тоже под "последний разряд" попадают. А уж иудеи тем более! И что вы с ними делать будете?
/А внутренних врагов отечества будем казнить. /
Да вы прирожденный большевик, первого созыва)))
/Самое трудное - это любить своих врагов, как и любить своих близких, поскольку зачастую это одни и те же люди..../
Блин))) Да чо там трудного! Башку оттяпал и люби себе дальше))) Вы, батенька, смотрю, большой оригинал)))

ort
18.01.2018 15:27
Бодя - Сироже, Галине И, и др.
17.01.2018 20:34
--------------------------------

Да, сайтов много, но этот особый.
Александр из Од. -Сироже и др.
18.01.2018 10:14
Да, на первый период без лагерей и принудительных процедур не обойтись. Народ наш подраспустился и необходим "перебор людишек". Впервые эту процедуру проделал Царь Иоанн Грозный через опричнину, потребовалось пять лет. И какой был великолепный результат! Наверное и теперь столько же времени будет переходный период.
Перефразируя вашего кумира -" Христианство это не только догмы, но и руководство к действию!" Хотя наши догмы являются самой большой драгоценностью. Они выковывались веками на Вселенских Соборах.
Св. митрополит Филарет Московский в 19-м веке дал чеканную формулу: "Любите врагов своих, крушите врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божьими". Вот господа атеисты и попадают в последний разряд и соответственно требуют некоторой изоляции. А внутренних врагов отечества будем казнить. С внешними будем сражаться! Самое трудное - это любить своих врагов, как и любить своих близких, поскольку зачастую это одни и те же люди....
Александр из Од.
18.01.2018 9:47
Прежде всего благодарность Боде за очередной выстрел в "десятку"! Полностью присоединяюсь к его последнему комментарию от 17.0118. Высокий уровень материалов "Столетия" и их патриотическая направленность заслуживают самой высокой оценки. И горячие дискуссии проходят тоже ярко и информативно. И даже редакторская правка некоторых моих комментов( убираются некоторые резкости) вполне обоснована и приучает к более бережному отношению к оппонентам.
Спасибо администрации сайта и всем активным участникам дискуссий.
Бодя - Сироже, Галине И, и др.
17.01.2018 20:34
Подумалось: а ведь вы, ребята, спорите и бранитесь уже как-то "по-семейному". И происходит это на территории "Столетия". Невольно пришло в голову: сайтов в Инете - как рыб в море. Но даже на самых крупных и "породистых" зачастую комментарии - бессмысленные мать-перемать, жалкие плевочки. А наше "Столетие" - прям, какой-то интеллектуальный клуб: у каждого свой истфак, своя "высшая школа", убеждения закоренелые и гибкие, развивающиеся. Скажем, газета задала тему. Казалось бы, новости - они везде одинаковые. НО: НОВОСТИ в "Столетии" скомпонованы чётко, лаконично и, вместе с тем, полновесно - то, что надо. АВТОРСКИЕ материалы - глубокие, содержательные, с идеей - оттого и откликов на них, как на TV полит.ток-шоу. См. рубрику "Территория истории", тема: "Мы не так 18_ый встречали " - 222 коммента на 23 стр.!!! Начали 29 дек. того года - до сих пор сражаются, 20 дней! :) А потому что  "Столетие" "объединяет массы"; темы цепляют, получают развитие, комментарии становятся естественным продолжением публикаций, поводом поговорить о наболевшем. "Столетие" - не банальная Инет-газета - это интеллектуальный клуб, к которому может примкнуть каждый. Недавно умер постоянный "член клуба" - "Лесник", Юрий Александрович. И сколько откликов на утрату! На другом бы сайте, как в песне: "...отряд не заметил потери бойца". А тут столько слов и слёз о человеке, которого никогда не видел, как о близком.
Январь - месяц праздников: 1, 7, 14, 19, 25... - есть повод поздравить и пожелать: ДЕРЖИСЬ, "СТОЛЕТИЕ"! ТЫ - ТО, ЧТО НАДО!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 232 найденных.

Эксклюзив
12.01.2018
Владимир Малышев
Похоже, скоро весь мир будет зависеть от природных ресурсов нашей страны
Фоторепортаж
18.01.2018
Подготовила Мария Максимова
В храме Христа Спасителя представлена экспозиция Рождественских вертепов.