Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2019

Маркиз-русофоб

Книга француза де Кюстина о России стала настольной для всех недругов нашей страны
Владимир Малышев
14.11.2014
Маркиз-русофоб

В нынешнем году – «юбилей»: 175 лет назад путешествие по нашей стране совершил французский маркиз де Кюстин (на фото). После поездки он выпустил книгу «Россия в 1839 году».

Этот его труд стал потом чуть ли настольным пособием для всех западных и доморощенных русофобов. Но мало кто помнит, что почти одновременно в Париже вышла книга о России другого француза – поэта Теофиля Готье, который пришел от нашей страны в полный восторг.

Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюстин — французский аристократ и монархист – кроме сочинения книги, ничем другим особо в жизни не отличился. Его дед-генерал и отец погибли на гильотине во время якобинского террора. Репутацию самого маркиза омрачил случай, произошедший 28 октября 1824 года. В этот день де Кюстина нашли без сознания, избитого, ограбленного и раздетого, лежащего в грязи неподалеку от Парижа.

Утверждали, что маркиз, имевший гомосексуальные наклонности, назначил на дороге в парижский пригород свидание молодому солдату, а товарищи служивого избили и ограбили аристократа.

После этого положение де Кюстина в парижском обществе пошатнулось. Наверное, именно поэтому он стал много путешествовать и пробавляться написанием очерков. Маркиз посетил Англию, Италию, Швейцарию и другие европейские государства. Решил приехать и в Россию.

Два близких родственника, казненных на эшафоте, были лучшей рекомендацией де Кюстину для Николая I, который ненавидел французских революционеров. Граф М.Д. Бутурлин в своих записках писал, что поначалу «Кюстин встретил в России весьма ласковый прием, вследствие трагической судьбы его отца и деда и собственной своей «некоторой» литературной известности. В пути государь повелел окружить его всевозможными почестями. Но тем временем стало известно, что во Франции маркиз пользуется дурной репутацией из-за своих «нечистых вкусов». И, оскорбленный в лучших чувствах, император распорядился отменить все почести и более уже не принял Кюстина».

Впрочем, есть и другое мнение. Возможно, «путешественник» де Кюстин отправился в Россию с определенной целью или даже заданием. Ведь кто-то оплатил ему эту, весьма недешевую поездку. Некоторые исследователи считают, что спонсорами стали масоны, которые послали его установить связи со своими российскими единомышленниками – тайными либералами. А заодно – сочинить пасквиль о жизни ненавидимой ими православной империи.

Возмущение и негодование – с такими чувствами встретили в нашей стране книгу маркиза. Федор Тютчев назвал ее «доказательством умственного бесстыдства и духовного растления». Василий Жуковский в письме Петру Вяземскому написал: «Если этот лицемерный болтун выдаст новое издание своего четырехтомного пасквиля, ответ должен быть просто печатная пощечина в ожидании пощечины материальной». А Николай I отозвался о книге сдержанно, с нарочитым пренебрежением: «Я прочел только что статью Кюстина, которая чрезвычайно насмешила меня: он говорит, будто я ношу корсет; он ошибается, я корсета не ношу и никогда не носил, но я посмеялся от души над его рассуждением, что императору напрасно носить корсет, так как живот можно уменьшить, но совершенно уничтожить его невозможно». Намек был ясен: мол, если уж император в этой книге не нашел ничего, заслуживающего внимания, исключая замечания о царском корсете, то что же о ней говорить?

В наши дни исследователи рассматривают книгу де Кюстина, как яркий пример русофобии и необъективного взгляда на Россию той эпохи.

Так, согласно Вадиму Кожинову, она «проникнута русофобией» и «считается «антирусской». Илья Глазунов в одном из интервью сказал, что она учит ненависти к России.

Сочинение маркиза – конечно, не «отважная критика деспотического царского режима», как утверждали в советские времена. «Жадность в русском не рождается, она воспитывается на ненависти и эгоизме, которыми пропитана эта страна. В каждом уголке этой империи я вижу только одно, глаза которые хотят большего, но не для своего собственного блага, нет, им это не нужно, они привыкли жить как свиньи, основной задачей является отобрать и затащить в свою помойку всех и вся». Таким он нарисовал собирательный портрет нашего народа.

В России этот «французик из Бордо» недоволен буквально всем. Великолепный Петербург? Тут холодно и противно! Зачем Петр построил столицу именно здесь? Неужели не мог выбрать лучшего места? Все плохо: и погода, и архитектура, и люди. «Прежде всего, взору моему предстала хваленая статуя Петра Великого, вид которой показался мне крайне неприятен, – брюзжит де Кюстин. – По воле Екатерины она стоит на обломке скалы, украшенном фразой простой, но исполненной в своей мнимой простоте немалой гордыни: «Петру I Екатерина II». Эта конная фигура не может быть названа ни древней, ни новой; Петр здесь - римлянин времен Людовика XV. Конь, равновесия ради, попирает копытами огромную змею: неудачная эта выдумка лишь подчеркивает беспомощность скульптора». Не нравится ему даже великолепная Дворцовая площадь. «Из-за царящей здесь повсюду пустоты памятники кажутся крошечными; они теряются в безбрежных пространствах. Даже колонна Александра, возвышающаяся над Зимним дворцом, напоминает вбитый в землю колышек».

Русских он презирает. «Движения людей на улицах показались мне скованными и принужденными; в каждом жесте сквозит чужая воля… повсюду царил унылый порядок казармы или военного лагеря; обстановка напоминала армейскую, с той лишь разницей, что здесь не было заметно воодушевления, не было заметно жизни, – сетует маркиз. – Эти люди-автоматы напоминают шахматные фигуры, двигающиеся по воле одного-единственного игрока, невидимым соперником которого является все человечество. Здесь действуют и дышат лишь с разрешения императора или по его приказу, поэтому все здесь мрачны и скованны; молчание правит жизнью и парализует ее. Этот народ, лишенный досуга и собственной воли – не что иное, как скопище тел без душ».

С таким же отвращением де Кюстин описывает и Москву: «Кремль – сердце этого чудовища. Кремль есть создание существа сверхчеловеческого, но и в то же время человеконенавистнического. Сатанинский памятник зодчества – Кремль, который не удалось взорвать Наполеону».

Не нравятся ему даже русские женщины, очарование которых признано во всем мире: «Не видно было ни одного красивого женского лица. Ни одна из них не показалась мне красивою, а большинство отличается исключительным безобразием и отталкивающей нечистоплотностью».

Вывод путешественника звучит незатейливо: «Каждый, близко познакомившийся с царской Россией, будет рад жить в какой угодно другой стране».

Любопытно, но именно от де Кюстина пошел гулять по советским учебникам ярлык «Россия - тюрьма народов». От него же пошла и теория об «империи зла».

России, угрожающей Западу. Фридрих Энгельс в 1848 году лишь повторит де Кюстина, когда объявит, что цивилизованный Запад «имеет только одного действительно страшного врага – Россию».

Поэтому понятно, почему после выхода книги в свет ее стали тут же переиздавать, как сообщали, на деньги клана Ротшильдов. «Сочинение» де Кюстина была издано во Франции в 1843 году. За десять лет книга много раз переиздавалась на французском, английском, немецком, шведском и других языках. Общий ее тираж составил более 200 тысяч – колоссальная для тех времен цифра.

Позднее вспомнил о де Кюстине и Гитлер, когда собрался напасть на Россию. По его приказу книга была переиздана, и вторгшиеся в СССР немецкие солдаты несли ее в своих ранцах. Взяли ее сегодня на вооружение и наши доморощенные либералы, которые, восхищаясь Америкой и Европой, объявили это русофобское сочинение «лучшей книгой о России».

Есть в книге маркиза и еще один, очень актуальный «политический момент». Он признал то, о чем предпочитали и предпочитают помалкивать: существование заговора Запада против России. «Этот перманентный заговор ведет начало от эпохи Наполеона, - сообщил де Кюстин. – Прозорливый итальянец видел опасность, грозящую Европе со стороны растущей мощи русского колосса и, желая ослабить страшного врага, он прибегнул к силе идей. Воспользовавшись своей дружбой с императором Александром, врожденной склонностью последнего к либеральным установлениям, он послал в Петербург, под предлогом помочь осуществлению планов молодого монарха, целую плеяду политических работников – нечто вроде переодетой армии, которая должна была тайком расчистить место для наших солдат.

Эти искусные интриганы получили задание втереться в администрацию, завладеть, прежде всего, народным образованием и заронить в умы молодежи идеи, противные политическому символу веры страны, вернее, ее правительства.

Таким образом, великий полководец посеял в России семена раздора и волнений, ибо единство православного самодержавия казалось ему опасным оружием в руках русского милитаризма. С той эпохи и зародились тайные общества, сильно возросшие после того, как русская армия побывала во Франции, и участились сношения русских с Европой. Россия пожинает теперь плоды глубоких политических замыслов противника, которого она как будто сокрушила».

Поразительное признание. Аналогий с сегодняшним днем проводить не буду – они на виду у всех.

Теофиль Готье - копия.jpegГораздо меньше известна книга о России другого француза, поэта и путешественника Теофиля Готье (на фото), посетившего Санкт-Петербург в 1858 году. Он прибыл к нам морем из Германии через Кронштадт. Вот первое, что он увидел, едва корабль подошел к берегу: «Вдали, между молочной водой и перламутровым небом, опоясанными зубчатой стеной в башенках, медленно вставал прекрасный силуэт Санкт-Петербурга, аметистовые тона которого демаркационной линией разделяли две бледные безграничности – воздуха и воды. Золото куполов и шпилей сияло на самой богатой, самой изумительной диадеме, которую мог когда-либо нести город на своем челе. Вот и похожий на тиару Исаакиевский собор меж четырех колоколен вознес свой золотой купол, на Адмиралтействе взметнулась сияющая стрела, церковь Михаила Архангела по-московски округлила свои купола, и Сторожевая церковь заострила пирамидальные, украшенные линиями, полосами ребристые верхушки, а далее засверкало металлическими отблесками множество колоколен».

И восклицает: «Что может сравниться в великолепии с этим золотым городом на серебряном горизонте, над которым вечер белеет рассветом?».

Въехавший в город француз продолжает восхищаться: «Английская набережная выходит на угол большой площади, где Петр Великий Фальконе, протягивая руку к Неве, вздымает на дыбы коня на вершине скалы, служащей цоколем памятнику. Я тотчас же узнал его по описаниям Дидро и рисункам, которые мне довелось видеть. В глубине площади величественно вставал гигантский силуэт Исаакиевского собора с золотым куполом, тиарой из колонн, четырьмя колоннами и восьмиколонным фасадом. На ту же площадь выходила параллельная набережной улица, где на порфировых колоннах бронзовые статуи – крылатые женские фигуры, символизирующие победоносную славу – несли в руках пальмовые ветви. Все, что я, пораженный новыми городскими перспективами, смутно и наскоро заметил при быстрой езде, составило в моей голове чудесный ансамбль прекрасного вавилонского города».

Поразили Готье и люди: «Я заметил первого мужика. Это был человек лет двадцати восьми или тридцати с длинными, причесанными на прямой пробор волосами, длинной светлой, слегка вьющейся бородой, которую живописцы любят изображать на портретах Христа. Ладный и стройный, он легко орудовал своим длинным веслом. На нем была розовая рубаха, перетянутая поясом, а ее подол поверх штанов походил на низ изящного кителя. Штаны из синей материи, широкие, в густую сборку, были заправлены в сапоги. Головной убор состоял из плоской шапочки с расширяющимся кверху отворотом».

Удивили его даже грузчики и носильщики. «Не в пример моделям Риберы и Мурильо, русский мужик чист под своими лохмотьями, ибо он каждую неделю ходит в баню, – восхищался Готье. – Эти люди с длинными волосами и окладистыми бородами, одетые в шкуры животных (тулупы), привлекают внимание иностранца своей крайней контрастностью с великолепной набережной, откуда со всех сторон видны купола и золотые шпили. Однако не подумайте, что у мужиков дикий и страшный вид. У русских мужиков мягкие, умные лица, а вежливое их обращение должно бы устыдить наших грубиянов носильщиков».

Такое же приятное впечатление произвел на француза и первый повстречавшийся ему еще в порту русский чиновник.

«К моему великому удивлению, – пишет Готье, – офицер полиции, совсем еще молодой человек, обращался к каждому пассажиру на его родном языке и отвечал англичанину по-английски, немцу по-немецки и так далее, ни разу не перепутав национальности. Когда настал мой черед, он отдал мне мой паспорт и сказал с самым чистым парижским произношением: «Вас уже давно ждут в Санкт-Петербурге».

Разумеется, галантного француза восхитили русские женщины. «Если венецианки ездят в гондолах, то женщины в Санкт-Петербурге – в каретах, - пишет он. - Выходят они разве для того, чтобы сделать несколько шагов по Невскому проспекту. Шляпы и одежда здесь по парижской моде. Голубой цвет, кажется, любимый цвет русских женщин. Он очень идет к их белым лицам и светлым волосам… Их шубы украшены соболями, сибирскими голубыми песцами и другими мехами, о стоимости которых мы, иностранцы, не можем и подозревать: роскошь в этом отношении немыслимая».

В полном восторге француз и от русских жилищ. «В комфортабельной русской квартире пользуются всеми достижениями английской и французской цивилизаций, - восхищается Готье. - На первый взгляд, можно подумать, что на самом деле вы находитесь в Вест-Энде или в предместье Сент-Оноре. Но очень скоро местный уклад жизни выдает себя множеством любопытных деталей». И далее:

«Прежде всего, иконы в позолоченных серебряных окладах с прорезями на месте лиц и рук, отражая свет постоянно горящих перед ними лампад, предупреждают вас о том, что вы не в Париже и не в Лондоне, а в православной России, на святой Руси…».

Знаете, очень рекомендую почитать книгу Теофиля Готье, или же найти ее текст в интернете. Прекрасную книгу о России написал этот французский поэт. Правдивую. Может, поэтому у нас о ней мало кто знает: рекламируют исключительно де Кюстина и его единомышленников. Неужели кого-то ещё это удивляет?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 27 найденных.
Вера ВИКТОРУ
24.11.2014 12:39
\\допустившие в свои ряды многих иноземцев-иноверцев,давая им такое же право владеть и притеснять в России русских православных людей...\\
Может в этом и есть причина всех последующих событий и предшествующих притеснений, чтобы недовольства была побольше и горело поярче... Вот и расхлёбываем до сих пор!
Виктор
23.11.2014 23:35
Вере.Ольга Пересветова,эммигрантка из России жившая в Венесуэле;" Не избегают порицания и целые сословия и столпы державы,как те же дворяне,клевавшие на взятки,а главное ужесточившие крепостное право над своими соплеменниками и допустившие в свои ряды многих иноземцев-иноверцев,давая им такое же право владеть и притеснять в России русских православных людей..."
Юрий Петрович
23.11.2014 17:40
Лет 25 тому назад я спросил у одного большевика с 1931 года о том, когда же, по его мнению, в партии была более здоровая атмосфера. К моемк удивлению, он ответил, что при Сталине...Нет, он не считал внутрипартийную атмосферу при Сталине идеальной, он просто видел, что в благословенные, по мнению некоторых обывателей, брежневские годы интенсивно шёл процесс шкуромунизации КПСС. К примеру, по словам того же человека, с возмущением рассказывавшего историю о том, что одного шкуромуниста из милиции за попытку изнасилования подследственной вовсе не исключили из партии, так как шкуромунист более высокого ранга заявил, что этот милиционер для партии "не потерян". Когда обывательствующий сказочник на исторические темы не может отличить большевиков от шкуромунистов, то это признак того, что шкуромунисты сумели всё же воспитать патологический антибольшевизм у некоторых, вроде, вменяемых людей...
  Ведь геополитический аналог "прекрасного семьянина" Николая 11 - Михаил Горбачёв появился не случайно. Первый не был, конечно, Иудой, как второй, но степень неадекватности занимаемой дожности, а потому и вред стране - сопоставимый...
  
ВЕРА ПОЛИТРУКУ
22.11.2014 19:14
\\перестроечные мантры про 15 миллионов вымерших (что неправда есть, и доказано давно).\\
Ну уж, если такой просоветский историк Юрий Жуков называет цифру в 12 млн, то значит меньше никак не может быть. Приведите вы свои мантры и источники.

\\ чекисты якобы устраивали театры с расстрелами, опубликовать решились, а вот про трудодни -нет? Аяяй, какая потрясающая жестокость!\\
Да не решились, потому как в сравнении приводились , что в Средней Азии на трудодень начислялось больше 1 руб.

\\ ( представьте себе, я знаю, 11 лет в Сталинградской области в деревне прожил)\\
Социализм был разный:
20-ые г один, в 30-е - другой
Хрущевский, Брежневский. Самый благословенный, о котором тут тоскуют, последний.

\\ А их послушаешь - так все сплошь князья да графья.\\
Так они ж грамоты понакупали у мнящей себя императрицой Марии Владимировны.

\\ мягковато работало ЧК-НКВД-КГБ, мягковато\\
Так многие из них её представители.
Политрук
21.11.2014 23:28
Вера, Вы в своем репертуаре - Вам факты, а Вы в ответ  обвинения в русофобии и перестроечные мантры про 15 миллионов вымерших (что неправда есть, и доказано давно).
Значит, про то, что чекисты якобы устраивали театры с расстрелами, опубликовать решились, а вот про трудодни -нет? Аяяй, какая потрясающая жестокость!
Про то, что у колхозников, окромя участка, было еще различной скотины в избытке, да корма от колхоза ( представьте себе, я знаю, 11 лет в Сталинградской области в деревне прожил) Вы, конечно же, не вспомните. Вам ведь надо большевиков охаять. Талдычить о "России, которую потеряли" ведь гораздо легче, чем что-то делать для нее, не так ли?

ВЕРА: "Все наши нувориши не с луны свалились, не белогвардейцы из-за
кордона прискакали, а вся партноменклатура в одночасье в помещики и
фабриканты заделалась" - конец цитаты.
Да неужели? А их послушаешь - так все сплошь князья да графья. Вывод один напрашивается: мягковато работало ЧК-НКВД-КГБ, мягковато. Как одним ветераном на какой-то передаче было сказано : "Если вспомнить, сколько всякой мрази с началом войны повылазило, так мало стреляли!".
var
20.11.2014 17:57
Вера, к выживанию колхозников: Вам напомнить о _регулярных_ голодовках в РИ?
И не забывайте сравнивать с современными критикуемой эпохе достижениями "развитых" стран.

ЗЫ6 Михалков это который? Прославившийся разного рода утомлёнными солнцем?
Вера Антону
20.11.2014 16:23
Благожелатель вы наш дореволюционного русского народа, прекратите лить крокодиловы слёзы, лучше посочувствуйте крестьянину, попавшему из огня да в полымя гражданской войны, в ходе которой 12-15 млн населения вымерло, а потом раскулачивание 30-х и голод, почитайте воспоминания выживших детей того времени, а барщина в колхозах, где в РСФСР порой на трудодень приходилось по 19 коп. и даже  в 90- е гг, когда разоблачали советский строй, это не решились опубликовать после жарких дебатов, колхозник выживал только за счет приусадебных 30 соток. И только в благословенные брежневские времена  деревне стало легче. Да тут потомки большевиков опять народ поманили лучшей долей, пообещали жизнь как в Европе... и где она? Вы посмотрите Михалковский документальный фильм о вымерших северных деревнях...
Все наши нувориши не с луны свалились, не белогвардейцы из-за кордона прискакали, а вся партноменклатура в одночасье в помещики и фабриканты заделалась. И, если дореволюционные промышленники в страну и народ вкладывали, то нынешние только выводят деньги зарубеж да дворцы себе любимым возводят. Это они нас воспитывали в коммунистическом духе, что многие до сих пор им бредят, что ж они себе такой прививки не сделали?
Виктор
19.11.2014 23:46
И.Л.Солоневич. "Укрепив свой правящий центр в далеком нерусском Петербурге, устранив на сто лет русскую монархию, превратив себя – в шляхту, а крестьянство – в быдло, согнув в бараний рог духовенство, купечество и посадских людей, – дворянство оказалось в некоем не очень блистательном одиночестве. Общий язык со страной был потерян – и в переносном, и в прямом смысле этого слова: дворянство стало говорить по-французски, и русский язык, по Тургеневу, “великий, свободный и могучий”, остался языком плебса, черни, “подлых людей”, по терминологии того времени."
Anton
19.11.2014 17:05
Вера, я знаю, что вы внимательно читаете мои комментарии, поэтому должны были заметить, что я нигде ни разу ни в чем не упрекнул и не обвинил русский народ (и никакой другой народ тоже). Вся моя критика относится к правящим классам Российской империи. В первую очередь это дворянство, духовенство, ну и сам царизм как система единоличной власти. Не бывает плохих народов, бывают плохие правители. Россия - это прежде всего народ, а не территория и не человек на троне. Поэтому мое презрение не к России, а к дворянству и царизму, которые держали этот народ в рабстве на протяжении сотен лет. Они презирали моих предков, я презираю их.

Нет, конечно, среди дворянства были достойные прогрессивные люди - помимо деятелей культуры и некоторых полководцев, это в первую очередь такие люди как Радищев, декабристы, Герцен, Огарев, народники. Владимир Ульянов, наконец. Нельзя не отметить и либеральных земцев, на чьей доброй воле и энтузиазме держалась практически вся социальная сфера пореформенной России. Но это была капля в море. В целом по совокупности русское дворянство (русским его можно назвать с натяжкой - кого там только не было!) по факту было огромным классом-паразитом. И цари этому не противились. Наоборот, окончательно факт перехода дворянства к паразитическому существованию был закреплен и узаконен жалованной грамотой Екатерины II. Возможно, императрица надеялась, что освобожденные от обязательной госслужбы высокообразованные дворяне вернутся в свои имения, модернизируют сельское хозяйство и выведут его на новый уровень. Ха! Держи карман шире! Благородные господа предпочли проводить жизнь в развлечениях - в лучшем случае крепостными театрами и охотой, в худшем - крепостными гаремами и камерой пыток. А сельское хозяйство так и осталось, как при Петре I.

Далее после реформы 1861 года дворяне получили огромную кучу денег, сохранив при этом большинство привилегий и большую часть земель. Возможно, Александр II надеялся на то, что получившие много денег дворяне обуржуазятся, займутся предпринимательством, откроют новые производства, создадут новые технологии, которые опять же будут применять в своем сельском хозяйстве. Как бы не так! Благородные господа оставляли поместья на управляющих, а сами предпочли прожигать жизнь в Монте-Карло и Баден-Баденах, при этом залезая в долги, разоряясь, теряя землю. А промышленностью занимались купцы-старообрядцы.

И даже территориальная экспансия - заслуга дворянства в ней только там, где она была связана с войной. А Сибирь, Дальний Восток и Америку осваивали казаки, купцы-промышленники и крестьяне-староверы. Дворянами там и не пахло.

Итог существования дворянства - 1917 год. Это их полное банкротство (экономическое, политическое, идеологическое). Они к этому долго и упорно шли. Дворяне заслужили 1917 год. Потомки рабов отомстили потомкам рабовладельцев. А ведь предупреждали их консерваторы маркиз де Кюстин и Жозеф де Местр (про различных гуманистов я уже и не вспоминаю), что не надо обращаться с людьми как со скотом. Но нет, господа жили в раю (все прямо как рассказывают современные монархисты), народных страданий не видели (или не хотели видеть) и всерьез считали, что рабы любят своих хозяев. А рабы втихаря точили вилы-топоры и ждали удобного момента. И дождались.
ortodox- Anton 17.11.2014 11:42
19.11.2014 11:38
Конечно, разрозненность нашего общества, отсутствие народной городской общины, разделённость-большая беда русского народа. Живём в городских квартирах, как медведи в лесных берлогах. Особенно тяжко русскому, если он сталкивается с организованной государственной силой. Как писал поэт Некрасов:"Слабому спасенья не найти". Поэтому чиновники и чувствуют себя небожителями.
    Но есть и другая сторона. Русский человек хоть и много мучается в этом мире, всё-таки  более других склонен жить своим умом.  Пусть коряво, с ошибками и даже с дурью, над которой потешаются европейские маркизы всех времён, зато своим.  Поэтому он не впадает в полное коллективное безумие, будучи одет, обут и накормлен, подобно заорганизованным немцам и менее организованным "квази-европейским" украинцам.
  
Отображены комментарии с 1 по 10 из 27 найденных.

Эксклюзив
17.05.2019
Сергей Рыков
Заметки на полях международной конференции, организованной ФИП.
Фоторепортаж
21.05.2019
Подготовила Мария Максимова
В Мультимедиа Арт Музее Москва проходит выставка «Фотоальбом князей Юсуповых».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».