Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

22 сентября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Как распалась некогда доблестная Русская армия.
14.09

Кто, как и зачем в 1917 году переправил в Россию Ленина через воюющую Европу.
13.09

Как большевики пытались вождя «оживить».
12.09

205 лет назад, в сентябре 1812 года, произошло знаменитое Бородинское сражение.
11.09

Декабристы были первой политической оппозицией в истории России.
10.09

Святой праведный пастырь и русская революция.
08.09

Кто от кого отрекся — Царь от своего народа или народ от своего Царя?
07.09

В сентябре исполняется 95 лет со дня высылки из Петрограда большевиками цвета русской интеллигенции.
07.09

45 лет назад на Олимпийских играх в Мюнхене произошла страшная трагедия.
05.09

Террор и репрессии в зеркале одной повести А.И. Тарасова-Родионова.
31.08

Судьба Договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. не имеет аналогов.
28.08

Великий поэт и великая российская революция.
23.08

Как более 150 лет назад русский поэт и дипломат разоблачал клевету и наветы Запада.
11.08

75 лет назад в Киеве «сборная СССР» обыграла команду оккупантов.
09.08

Карьера и загадочная смерть первого заместителя председателя Реввоенсовета Эфраима Склянского.
21.07


Территория истории

Максим Горький и «окаянные дни»

Как писатель встретил две революции 1917 года
Валерий Бурт
23.06.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Максим Горький и «окаянные дни»

В 1917-м Максиму Горькому было 49 лет. Он уже стал всемирно известным писателем, автором многочисленных романов, повестей, пьес. Но литература была не единственной страстью. Его влекла политика. Еще с начала ХХ века, когда он познакомился с Лениным и вступил в ряды РСДРП…

Во время Первой русской революции Горький помогал восставшим: давал деньги на оружие, в его квартире был штаб, там хранились ручные гранаты, револьверы, изготавливались бомбы. Он радостно восклицал: «Пусть сильнее грянет буря!»

В результате Горький был заключен в одиночную камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Однако томиться в неволе ему пришлось недолго - уже через месяц, благодаря заступничеству известных писателей, Алексей Максимович был освобожден.

Они не только часто встречались с Лениным – говорили о политике, размышляли о судьбах России, но и вместе проводили досуг: ходили в музеи, театры. Удили рыбу и играли в шахматы. Одна из партий (1908 года) даже зафиксирована в истории. Ленин тогда получил от Горького мат…

Шло время. Пути их разошлись. После Октября 1917 года писатель стал противником большевиков. Он писал Ильичу нелицеприятные письма – «искоренять полуголодных стариков-ученых, засовывая их в тюрьмы, ставя под кулаки обалдевших от сознания власти своей идиотов, - это не дело, а варварство». Заступался за литераторов, ученых, возмущался жестокостями, беззакониями, творимыми новой властью…

Впрочем, я забежал вперед, а потому возвращаюсь в начало 1917 года. В то время Горький жил в Петрограде со своей гражданской женой Марией Андреевой. Они снимали большую квартиру на Кронверкском проспекте, 23, в доходном доме Евгении Барсовой.

Горький выглядел значительно старше своих лет. Это был высокий, массивный человек с обвислыми рыжими усами, постриженный под «бобрик». Он беспрерывно курил и столь же часто кашлял. Впрочем, был как всегда энергичен.  

Зимой 17-го – еще до Февральской революции - Горький занимался подготовкой издания новой газеты. Он обратился к видным русским литераторам, стремясь привлечь их к сотрудничеству. Написал, в частности, Бунину: «Дорогой Иван Алексеевич! Позвольте просить Вас о сотрудничестве с газетой «Луч». Скажу только, что газета обещает быть вполне приличной и литературной. Условия - какие Вам угодно. Был бы очень счастлив, если б Вы дали стихов или маленький рассказик…»

Замыслам Горького не суждено было сбыться. По его же словам, «газета «Луч» не вышла в свет по силе каких-то сложных и темных препятствий».

После Февральской революции Горький активно включился в общественную работу – вошел в состав Особого совещания по делам искусства, участвовал в учреждении двух обществ – «Памяти декабристов» и «Дома-музея памяти борцов за свободу».  При содействии Горького была создана «Лига социального воспитания», открылся городской Дом ученых.

Крушение самодержавия писатель встретил с осторожным оптимизмом, заметив, что это лишь первый успех, «и прежде всего мы обязаны одержать победу над собственными иллюзиями». Для сравнения - событиям 1905 года Горький буквально аплодировал: «Итак – началась русская революция /.../ Убитые – да не смущают – история перекрашивается в новые цвета только кровью».

Горький стал старше, мудрее.

Если в первой революции он видел результат колоссального общественного подъема, то события Февральской представлялись ему стихийным взрывом, бунтом толпы.

Писатель скептически относился к целям и лозунгам восстания, считал их невыполнимыми. Помятуя высказывание французского психолога и социолога Гюстава Лебона: «Из всех ошибок, порожденных историей, самая гибельная та, ради которой пролилось без пользы всего больше крови и произведено всего больше разрушений; эта ошибка - мысль, что всякий народ может изменить свои учреждения по своему желанию. Все, что он может сделать - это изменить названия, дать новые имена старым понятиям».

 Однако повсюду в России царило ликование, появилась наивная уверенность, что после свержения ненавистного царя неминуемо начнется новая, счастливая жизнь. Эти взгляды и мнения насаждались в прессе. Те же, кто думали иначе, высказывали пессимистические прогнозы, на страницы газет и журналов не допускались. Получалось, что едва отменная Временным правительством цензура снова проявила себя, хотя и в ином обличье…

В то же время Февральские события интеллигенция встретила по-разному. Владимир Короленко радовался, что революция «разметала твердыню самодержавия». Александр Блок тоже воодушевился – ему казалось, что народная стихия способна не только разрушить прежний мир, но и перестроить его.

Верил в будущее России и Александр Куприн: «Нет, не осуждена на бесславное разрушение страна, которая вынесла на своих плечах более того, что отмерено судьбою всем другим народам. Вынесла татарское иго, московскую византийщину, пугачевщину, крепостное бесправие, ужасы аракчеевщины и николаевщины…»

Зинаида Гиппиус надеялась лишь поначалу: «В толпе, теснящейся около войск, по тротуарам, столько знакомых, милых лиц, молодых и старых…» Но эйфория быстро улетучилась, и Временное правительство, на которое возлагалось столько надежд, оказалось лишь до поры, до большевистского времени. «Керенский - вагон, сошедший с рельс, - язвила Гиппиус. - Вихляется, качается, болезненно, и - без красоты малейшей. Он близок к концу, и самое горькое, если конец будет без достоинства».

У Надежды Тэффи иллюзии растаяли, как зыбкий февральский снег: «Революция - рев и свист. Выскочило подполье. Сбило с ног. Пляшет». Но это были еще «цветочки». Когда нагрянул октябрь семнадцатого, Тэффи ужаснулась. И заторопилась прочь из России…           

Иван Бунин был, пожалуй, близок по восприятию событий Горькому. Он тревожился, предчувствуя дальнейшие испытания. И не ошибся – скоро настали «Окаянные дни»: «Улицы были захламлены бумагой, грязью, навозом, шелухой от семечек. Круглые окна многих домов были заложены бумагой. На всех углах города солдаты и проститутки вели себя с «революционной непринужденностью…»

Горький, несогласный ни с правыми, ни с левыми, не нашел трибуну для выражения своих, мягко говоря, неординарных мыслей, названных им самим «несвоевременными». Но в мае 1917 года начался выпуск «Новой жизни», органа социал-демократов-интернационалистов, в основном меньшевистского толка. В газете писатель стал, выражаясь языком советского времени, автором «передовых» статей, то есть актуальных материалов на злобу дня (сегодня таких журналистов - ведущих рубрик, разделов - именуют колумнистами).

В первом номере «Новой жизни» Горький в статье «Революция и культура» писал, что старая власть «была бездарна, но инстинкт самосохранения подсказывал ей, что самым опасным врагом ее является человеческий мозг... и вот, всеми доступными ей средствами, она старается затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны… Наследство, оставленное революции монархией, - ужасно».

Писатель призывал «дружно взяться за работу всестороннего развития культуры, - революция разрушила преграды на путях к свободному творчеству, и теперь в нашей воле показать самим себе и миру наши дарования и таланты, наш гений...» Лишь искусство, по мнению Горького, «открывает в человеке общечеловеческое, соединяет нас».

«Несвоевременные мысли» Горького, которые регулярно публиковались на страницах «Новой жизни», - глубокие, ясные, приправленные зоркими наблюдениями.

Писатель считал, что политика – почва, на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности. 

Он как в воду глядел – люди очень скоро ожесточились, убийство, если было мотивировано идеологическими разногласиями, обострением «классовой борьбы», уже не считалось преступлением.

Горький констатировал, что «мы переживаем тревожное, опасное время, - об этом с мрачной убедительностью говорят погромы… дикие выходки солдат на станциях железных дорог и целый ряд других фактов распущенности, обалдения, хамства».

Был ли выход из этого мрака?

Горький считал, что «художник должен вторгнуться в хаос настроения улицы». По мнению писателя, Отечество чувствовало бы себя в меньшей опасности, если бы в ней было больше культуры.

Но откуда ей взяться в России, если великая масса людей была неграмотна, забита?! Веками над ними издевались, пригибали к земле. Они боялись и рта раскрыть… Революция не только освободила от гнета миллионы крестьян, рабочих, солдат, но и разбудила в них зверя. Вырвались наружу его звериные инстинкты: этим людям было плевать - в прямом смысле - на все! Под красными знаменами революции они чинили расправу не только над бывшими угнетателями, но и над теми, кто богаче, умнее или просто глядел косо. Свобода! Свобода, мать вашу! 

Горький был настоящим рыцарем - добрым, милосердным. Но - поразительно наивным. Он повторял, как заклинание: культура, культура! Только она спасет Россию!

Писатель протестовал против унижения царской семьи, призывал прекратить бесчинства, остановить расхищение произведений искусства, закончить страшную, кровопролитную войну.

Ему противна была так называемая «свободная пресса»: «Сцепившись друг с другом, газеты катаются по улицам клубком ядовитых змей, отравляя и пугая обывателя злобным шипением своим».

Хотя Горький поднимал актуальные, злободневные проблемы, поддержали его немногие. Зато тех, кто ополчился на писателя, было хоть отбавляй. Его обвиняли во многих грехах, в том числе, в «пораженчестве». Дальше всех зашла петроградская газета «Живое слово», причислившая Горького к «германской агентуре».

…В огромной квартире писателя – там было 11 комнат! – кроме него и Андреевой, обитали родственники, знакомые Алексея Максимовича, просто приживалы. Всего до 30-ти душ! Впрочем, ничего удивительного – знаменитый хозяин был участлив, сентиментален, мог приютить любого, пришедшего с улицы, если тот пришелся ему по душе.

В квартиру на Кронверкском проспекте приходили к хозяину поболтать, излить душу, пожаловаться на жизнь литераторы, художники, академики, профессора, бывшие графы, князья, светские дамы. Здесь ели, пили, танцевали, пели, играли в лото, карты...

Горький жил в большой комнате, уставленной стеллажами с книгами. По утрам он, одетый в старый пиджак, забрызганный чернилами до локтей, усевшись в китайское раскидное кресло, работал. Закрывал дверь, отгораживался от шума и бедлама, погружался в облака табачного дыма и писал – раздумчиво, аккуратно, крупными буквами...

В октябре 1917 года «Новая жизнь» оказалась в курсе, что большевики готовят выступление. Горький выступил с обличительной статьей, которая должна была с одной стороны заставить Временное правительство принять действенные меры, всколыхнуть общественность, с другой – остановить Ленина и его соратников: «На улицу выползет неорганизованная толпа, плохо понимающая, чего она хочет, и, прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут «творить историю русской революции».

Но глас вопиющего «Буревестника» не был услышан, и большевики захватили власть. Ему бы радоваться – ведь Ленин его старый приятель, если заглянуть в Смольный, он наверняка примет его по старой памяти, нальет чайку и, хитро прищурившись, улыбнется: «Ну-с, батенька, с кем вы пойдете дальше? С нами или…»

Но Горький не собирается на пир победителей. Более того, в статье «К демократии», опубликованной после прихода большевиков к власти, он демонстрирует открытую неприязнь к ним: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти… Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к «социальной революции» - на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции».

«Новая жизнь» каким-то чудом, несмотря на то, что стала ядром оппозиции, дожила до июля 1918 года. Она, устами Горького и других авторов, протестовала, кричала, возмущалась. Но дни газеты были сочтены…

Когда издание закрыли, Горький пытался апеллировать к Ленину, но – безуспешно. «Конечно, «Новую жизнь» нужно закрыть, - говорил вождь пролетариата в приватной беседе. - При теперешних условиях, когда нужно поднять всю страну на защиту революции, всякий интеллигентский пессимизм крайне вреден. А Горький - наш человек… Он слишком связан с рабочим классом и с рабочим движением, он сам вышел из «низов». Он, безусловно, к нам вернется».

Ленин оказался прав – писатель начал сотрудничать с Советской властью. По инициативе Горького был открыт «Дом искусств» - прообраз писательского профсоюза, при его участи возникла Центральная комиссия по улучшению быта ученых. Благодаря писателю появилось издательство «Всемирная литература».

Однако Горький продолжал остро и безбоязненно полемизировать с Лениным. Гневался, почему так грубо и презрительно обращается новая власть с интеллигенцией, отчего бросала без разбора в тюрьмы известных ее представителей.

Он высказывал мысли, вроде не столь тонкие и новые, но отчего-то «не схваченные» большевиками: «Ученый человек ныне для нас должен быть дороже, чем когда-либо, именно он, и только он, способен обогатить страну новой интеллектуальной энергией, он разовьет ее… В России мозга мало, у нас мало талантливых людей и слишком - слишком! - много жуликов, мерзавцев, авантюристов. Эта революция наша - на десятки лет; где силы, которые поведут ее достаточно разумно и энергично?»

«Приручить» Горького Ленину не удавалось. Упрятать за решетку было невозможно, ведь он - светоч, великий русский писатель, к тому же бывший соратник. И Ленин лукаво посоветовал Алексею Максимовичу поехать за границу - лечиться. На самом деле Ильич предупреждал, вроде бы в шутку: «Уезжайте! А не то мы вас вышлем».

И Горький внял совету бывшего друга. Тем более, накануне в очередной раз содрогнулся от ужаса – был расстрелян, несмотря на его заступничество, блестящий талант Николай Гумилев. Может, и подумал Алексей Максимович: «А так и до меня самого дело дойдет...»

  А в 1924 году Горький опубликовал очерк «В.И. Ленин», в котором славил вождя: «Он - политик. Он в совершенстве обладал тою четко выработанной прямолинейностью взгляда, которая необходима рулевому столь огромного, тяжелого корабля, каким является свинцовая крестьянская Россия… И не было человека, который так, как этот, действительно заслужил в мире вечную память».


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».




Комментарии


Петр Петрович - Лесник
07.07.2017 1:27

С кем поведёшься, от того и наберёшься.
(народная мудрость)

Лесник-Петру Петровичу
06.07.2017 12:19

    Опять ярлык! С удивительным упорством доказываете свой примитивизм.

Петр Петрович - Лесник
05.07.2017 20:31

Мало ли в инете сказочников, фантастов и просто умом тронутых? По-вашему, органы будут бегать за каждым неадекватом? Это уж слишком.


Лесник-Петру Петровичу
05.07.2017 12:27

    Вы уже знаете, что автор не был в приёмной ФСБ? Чтобы получить срок за лжесвидетельство достаточно опубликовать статью. Но что-то не слышно криков с требованием опровержения. Нет и возбуждения уголовного дела. А вопрос важности стратегической.

Петр Петрович - Лесник
04.07.2017 22:51

Не будьте ребёнком, Лесник, у этого "разоблачителя" фактов с гулькин нос, одни версии и домыслы. Думаете с такими "фактами" кто-то будет работать в следственных органах? А чего он всё какие-то письма пишет, шёл бы сразу в приёмную ФСБ. Только не идёт, почему? А впрочем, я, кажется, догадываюсь - за лжесвидетельство можно и статью схлопотать.




Лесник-Петру Петровичу
04.07.2017 18:43

    Как всё просто -БРЕХНЯ! Никаких других доводов нет? Если нет, то я вполне согласен с анонимным руководителем засекреченного колхоза с коммунистической жизнью, что в СССР был капитализм и вы, конкретно, его ярый апологет. Крупная виноградная кисть - позиция Зюганова.

Петр Петрович - Лесник
04.07.2017 16:38

Сходил на упомянутый вами сайт и скажу вам откровенно - брехня. Странно, что автора ещё не грохнули или не посадили в дурку, если всё им написанное правда. Ну, а то, что бюджетные деньги пилят по всей России, не знает только мой кот Васька. В чём изюмина, Лесник?


Лесник-Петру Петровичу
04.07.2017 12:25

    Убедительно прошу вас зайти на сайт "За науку" и прочитать статью о состоянии наших ядерных сил сдерживания.

ort
04.07.2017 11:39

Феона-Ort 03.07.2017 13:23
Я не верю в вашу религиозность, в отличие от Лесника.////
-----------------------------

Пре-интереснейшее подтверждение моего тезиса о ТАЙНЕ БЕЗЗАКОНИЯ. Беззаконие настолько глубоко укоренилось в нашем обществе, что САМИ ЕГО НЕ ЗАМЕЧАЕМ.

Ей, видите ли, нечем крыть, НО  выйти из конфуза легко!  Нужно только НАЗНАЧИТЬ новые правила дискуссии. И дело в шляпе!

Теперь Феона совершенно не обязана искать аргументы, НАОБОРОТ-теперь оппонент обязан её убеждать, чтоб поверила. И так можно "вертеть вола" до бесконечности. ОК !

И ПОСЛЕ ЭТОГО ОНИ ЕЩЁ ОБИЖАЮТСЯ НА ВЛАСТЬ ИЛИ ОЛИГАРХОВ !
Да Вы сами в 100 раз более лицемерны и лживы, чем любая из властей, когда-либо бывшая в истории России.

Посему и сказано( Павел . Римл. гл 13): "ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ- ОТ БОГА". Иной вы не заслужили.

Петр Петрович - Феона
03.07.2017 19:42

\\Феона-Ort
03.07.2017 13:23

Я не верю в вашу религиозность, в отличие от Лесника. Он истинно верующий,  его комменты всегда искренни и более соответствуют морали христианина. \\

Раз уж вы взялись адвокатствовать, то я тоже попробую.
Вера она на то вера, что можно только верить, но нельзя проверить. Вы же вынесли суждение и не удосужились его доказать, то бишь попросту навешиваете ярлыки. Типа, Я ТАК ВЕРУЮ!
А Я ВЕРУЮ, ЧТО ort ИСТИННО ВЕРУЮЩИЙ, А ЛЕСНИК ПРИКИДЫВАЕТСЯ. Его отчего-то всё больше КПРФ беспокоит - что там, да как там(хорошо, что не Гондурас, беда стране).






Феона-Ort
03.07.2017 13:23

Я не верю в вашу религиозность, в отличие от Лесника. Он истинно верующий,  его комменты всегда искренни и более соответствуют морали христианина.
К сути полемики-на том свете (если он есть) -разберутся кто из нас прав....Но на всякий случай придерживайтесь морали христианской не на словах, а в поступках (высказываниях) или не называйте себя верующим. Тогда это будет меньшим грехом.

Лесник
03.07.2017 12:25

    "...Слово плоть бысть." Воистину!!!

ort- Феоне: А украинцы как раз и следуют нынче философии Толстого.....
03.07.2017 11:30

Феона 30.06.2017 5:03
А если представить себе что украинцы и русские тоже следовали миролюбивой философии Толстого (которая ни в чем не противоречит учению Христа-читайте нагорную-последнюю проповедь Иисуса)//
--------------------------------

Опять за старое ?

ВЕДЬ СКАЗАНО БЫЛО ПРО ТАКИХ КАК ВЫ ИМЕННО СРАЗУ ПОСЛЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ:
Мф 5:7
"Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но  чтобы восполнить."

И снова ложь о человеке, не веровавшем в Христово Воскресенье ?

Об этом прямо и точно писал Ф. М. Достоевский в подготовительных материалах к <Бесам>: <Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно вера в то, что Слово плоть бысть."
(Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 11. Л., 1974. С. 187 - 188).

Феона-Леснику
03.07.2017 6:47

Мнения (толкования)по разным поводам у разных людей разные поэтому лучше придерживаться смысла первоисточника (проповеди). Мой принцип поиска истины полагаться на мнения уважаемых мною людей. Но  умные и честные люди тоже не всегда обладают полной информацией и аналитическим складом ума, поэтому нужно и их толкования подвергать сомнению. Тогда есть надежда ближе приблизиться к истине, которую от нас скрывают поклонники золотого тельца в корыстных целях.  

Лесник-Феоне
01.07.2017 7:37

    Пожалуйста, ознакомтесь с мнением Феофана Затворника о трактовке Нагорной Проповеди Иисуса Христа Львом Толстым.

Феона=Леснику
30.06.2017 5:03

А если представить себе что украинцы и русские тоже следовали миролюбивой философии Толстого (которая ни в чем не противоречит учению Христа-читайте нагорную-последнюю проповедь Иисуса) наш современный мир не стоял бы на грани войны....

ort- Лесник
28.06.2017 13:32

Лесник
27.06.2017 18:23
Но даже он, величайший знаток русского бытия, не понимал до конца происходящей трагедии. Видя духовно опустошённое обрядоисполнение вместо Богу служения отринул от Церкви Христовой///
-------------------------------

Согласен. Даже и Толстой был прельщён.
Это трагедия всей европейской, а не только русской интеллигенции того времени.
В последней трети 19- начале 20 столетия образованный человек стыдился признаться, если  посещал церковь и причащался.

Лесник
27.06.2017 18:46

     Ну а Горький, чутким своим сердцем, понимал, что накопившиеся нестроения, можно преодолеть открыв дорогу народу к культуре. Старое захребетно сословное общество пыталось (и пытается сейчас) спасти себя через "лишение народа мозга". Благодаря воле ВКП(б) и её руководителей способности народа удалось раскрыть.

Лесник-Феона
27.06.2017 18:35

      Но разве Церковь виновна была в лишении патриаршества и грубом насаждении госбюрократизма? Думал Лев Николаевич об этом, собираясь в свой последний путь в Оптину Пустынь. Но не доехал. А жаль знание. оттенков сокровенных мыслей были бы нам полезно и очень.

Лесник
27.06.2017 18:23

    Совсем не хочется, но надо поправить, уважаемую мною ФЕОНУ. Как искуснейшего описателя русской жизни Толстому Л. Н. нет равных. Но даже он, величайший знаток русского бытия, не понимал до конца происходящей трагедии. Видя духовно опустошённое обрядоисполнение вместо Богу служения отринул от Церкви Христовой.

Комментарии 1 - 20 из 31
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Доигрались в агрессоров…

Каким же самолетом управлял разбившийся в Неваде один из лучших пилотов ВВС США?

Урал. Революция. Судьбы.

В Екатеринбурге проходит выставка, посвященная 100-летию Октябрьской революции.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта