Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2021

Кино и...ВОХРа

Сколько патронов в оружии системы Володарского
Максим Кустов
25.05.2006

После просмотра фильма "Последний бой майора Пугачева" возникает ощущение, что советские лагеря охраняли суицидально настроенные олигофрены с оружием, в котором никогда не заканчиваются патроны.

""Как и следовало ожидать, в минувший День Победы и в преддверии его по телевидению фильмы о Великой Отечественной войне шли один за другим. В том числе и картины, снятые в постсоветский период. Фильмы "Звезда" и "В августе 44-го" стали наглядным примером того, что современные кинематографисты могут с уважением относиться к зрителю, стараясь максимально соблюсти историческую достоверность в снятом материале. Были фильмы и менее тщательно продуманные, снятые с потрясающими сценами, в которых, например, большая группа увешанного, как елка игрушками, орденами военного начальства лезет в окопы на переднем крае, совершенно не интересуясь тем, что по этому поводу подумает немецкий наблюдатель…

Но картина "Последний бой майора Пугачева" явно выделялась даже на таком фоне. Снят фильм "по мотивам" одноименного рассказа Варлама Шаламова. После войны в одном из лагерей на Колыме группа заключенных-фронтовиков бежит, сумев захватить оружие…

В рекламном описании этой картины сказано: "Фильм был снят в рекордно короткие сроки. Сложнейшие натурные декорации: два лагеря – немецкий и колымский, пять павильонных декораций с трансформацией, 12 главных героев, 130 ролей, танковый бой, горящий лагерь… И всё это за 52 съемочных дня!".

Возникает вопрос: а зачем строить дома или снимать фильмы в рекордные сроки? Чтобы отрапортовать о рекорде? Чтобы не хватило времени задуматься над тем, что творишь? Ох, как же заметно, что фильм снят за 52 дня. Да ещё при этом из небольшого по объему рассказа надо четыре серии сделать. Не будем обсуждать художественные достоинства и недостатки картины.

#comm#Задумаемся о самом элементарном, - о правдоподобии снятого материла.#/comm#

Рассмотрим несколько ключевых эпизодов. Разумеется, группа беглецов ночует среди колымских снегов. Но о том, что такое ночевать в снежной тайге, многие читатели, наверное, догадываются. А уж что такое колымские снега, в нашей стране, надо полагать, неизвестно лишь создателям телевизионных фильмов.

Сценарист Эдуард Володарский, оправдывая феноменальные фактические ляпсусы в фильме "Штрафбат", созданном по его сценарию, "ссылался" на Эйзенхауэра и Жукова, откровенно выдумывая от их имени нечто несусветное. Роман Льва Толстого "Война и мир" он перепутал с фильмом Сергея Бондарчука, а слегка искаженную цитату из поэмы Александра Твардовского "Василий Теркин" назвал фронтовой пословицей. Поскольку сценаристом фильма "Последний бой майора Пугачева" был все тот же неподражаемый путаник Володарский, воспользуемся уже оправдавшей себя методикой – проверим, что сказано в первоисточнике, и что на сей раз перепутал сценарист.

В кино не замерзнешь

""Заглянем в рассказ Варлама Шаламова, по "мотивам" которого снят фильм. Вот что там написано об обстоятельствах побега: "Началась ослепительная колымская весна, без единого дождя, без ледохода, без пения птиц. Исчез помаленьку снег, сожженный солнцем… И намеченный день настал".

Варлам Шаламов, как человек, знавший Колыму не по кинематографу и поразительно дотошный в деталях, не зря подчеркнул, что майор Пугачев дожидался весны и исчезновения снега. Ну, никак не хотел бывалый офицер замерзать сам и морозить своих людей. Вообще у царских каторжников и советских заключенных как-то принято было бежать именно весной. Ночевать на снегу не хотели, или киношедевров не смотрели?

Все правильно: раз у Шаламова написано, что снег исчез, сожженный солнцем, значит, в фильме Володарского беглецы из лагеря непременно заночуют на снегу.

Но самой потрясающей воображение сценой является бой "пугачёвцев" с преследователями. Прежде всего, возникает вопрос: а сколько же эта баталия длится? Кадры боя перемежаются кадрами беседы генерала с врачом. Генерал уже откуда-то знает, что пятьдесят охранников убито, а сотня – ранены. Затем на экране вновь продолжается стрельба.

Убитые и раненые охранники действительно валяются на снегу в больших количествах, но их никто не вытаскивает и не считает – не до того, бой продолжается. Точнее, не бой, а какое-то бесконечное истребление противника, напрочь лишенного инстинкта самосохранения. Охранники делают все от них зависящее, чтобы их поскорее перестреляли. Просто сами лезут под пули. Разумеется, "валят" их заключенные одной автоматной очередью по пять штук зараз.

#comm#Но откуда все же генерал знает точное количество убитых и раненных, если они все еще остаются на поле боя?#/comm#

Видения его посещают, или таежные шаманы подсказали? И сколько вообще часов может тянуться это побоище? Ровно столько, чтобы до конца серии хватило?

Чтобы как-то скоротать экранное время, генерал занудно пересказывает потрясенному врачу содержание современных статей "о войне власти со своим народом" (читателю они наверняка хорошо знакомы, под разными названиями все это перепечатывается уже почти двадцать лет), а баталия всё идет себе своим чередом.

Появляется утомленный сделанными операциями хирург, требующий, чтобы коллега, беседующий с генералом, его сменил. Вопрос: сколько нужно времени, чтобы подобрать раненых, довезти их от места боя до госпиталя или лагерной больницы, и сделать столько операций, чтобы врач потерял работоспособность? По мемуарам военных врачей, они в случае поступления большого количества раненых сутками оперировали.

Но самое любопытное, что создатели фильма как-то напрочь позабыли о такой прозаической детали, как отсутствие у группы Пугачева достаточного количества боеприпасов. В кадрах, предшествующих многочасовому кинопобоищу, сбежавшие "пугачевцы" идут себе по лесу с винтовками и автоматами, но без подсумков, вещмешков и тому подобных предметов, в которых можно перенести большой запас патронов. За 52 дня стахановской работы над фильмом его творцы подумать об этом как-то не удосужились.

В обойме трехлинейной винтовки пять патронов. В диске ППШ – 71. Сколько их надо выпустить в течение беспрерывной многочасовой пальбы для того, чтобы убить пятьдесят и ранить сто охранников (а это, судя по фильму, далеко не конечная цифра)!?

Сколько же, по мнению создателей киношедевра, патронов в обоймах винтовок и магазинах автоматов главных героев? Уж, наверное, никак не меньше, чем у героев бессмертного северокорейского фильма "Когда сражаются юные". Кто его не видел, много потерял в жизни. Творцы этой киноподелки тоже не задумывались о количестве патронов, и валили юные герои американцев и их наймитов сколько душеньке угодно, просто штабелями. Тут главное в том, чтобы кинохалтурщики имели правильную идеологию. Тогда неприятные вопросы, скажем, о патронах, они легко могут квалифицировать как злобное издевательство над самым святым, как идеологическую диверсию.

Охрана жаждала умереть

""Надо сказать, что беспредельный идиотизм тех, кто ловит Пугачева и его людей, потрясает не меньше, чем устройство кинооружия, в котором боеприпасы появляются по принципу скатерти-самобранки.

Мало того, что во время боя в лесу олигофрены-охранники старательно давали себя расстрелять беглым заключенным. Вспомним, как заканчивается фильм. Даже окружив остатки группы Пугачева на аэродроме, лагерные супостаты никак не могут избавиться от ярко выраженного суицидального комплекса. Ну, хочется им поскорей погибнуть, что ты тут будешь делать. Влезают себе граждане начальники на вышку и принимаются озвучивать речёвки в худших голливудских традициях: "Ты проиграл, Пугачев".

#comm#Не хватает только генерала с комсомольским значком на груди из западных киношедевров о тайнах загадочной русской души, или героя американского писателя Тома Клэнси капитана Херова (все претензии к его создателю).#/comm#

Мысль о том, что для опытных вооруженных бойцов такие говоруны на вышке представляют собой идеальную мишень, им просто не приходит в голову. А чтобы "пугачёвцы" уж точно не промахнулись, вышка сзади заботливо подсвечена прожектором. Тут не то что фронтовик, а даже хронический очкарик-белобилетник имеет шанс попасть. А уж опытный стрелок превратит такую мишень в настоящий дуршлаг.

Как погибают Пугачев и его товарищи, зрители, к счастью, не увидели. Наверное, создатели фильма просто не успели уложиться в заветные 52 дня…

Просто поразительно, что можно сделать на экране "по мотивам" произведения, в котором нет ни одного лишнего, непродуманного слова. Когда-то советские пропагандисты сумели, производя бесконечные потоки печатной и кинематографической халтуры о Великой Отечественной войне, воспитать стойкое неприятие у значительной части молодежи к самому понятию "патриотизм". Теперь взялись за изображение сталинских лагерей. Каков-то будет результат?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.