Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 марта 2021
Историк Владимирского собора

Историк Владимирского собора

Васнецов назвал роспись храма "Заказом Божьим"
Александр Ужанов, директор Института социальной памяти
14.09.2007

В Институте социальной памяти при Академии военных наук разработан проект, связанный с восстановлением творческого наследия забытого русского писателя Владимира Людвиговича Кигна (1856-1908), писавшего под псевдонимом "Дедлов". Это был человек, сочетавший в себе талант ученого-исследователя миграционных процессов пореформенной России XIX века и мастерство самобытного публициста, тонкого искусствоведа.

Среди произведений Владимира Дедлова одно из главных мест занимает книга "Киевский Владимирский собор и его художественные творцы". Последний раз книга издавалась в России в 1901 году. Надо сказать, что в понимании роли и места Владимирского собора в нашей культуре нет источника объективнее. Дедлов в течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, непосредственно наблюдал за работой художников по росписи храма.

#comm#Владимирский собор расписывали выдающиеся русские мастера Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, а также несколько ярких представителей киевской рисовальной школы Николая Мурашко. #/comm#

Созвездие этих маститых художников подбиралось самым тщательным образом известным русским историком, теоретиком искусства, талантливым археологом, востоковедом и художественным критиком, профессором теории и истории искусства Петербургского университета А.В. Праховым (1846- 1916). С Праховым автора книги "Киевский Владимирский собор и его художественные творцы" Дедлова связывали не только творческие привязанности, но и прочные земляческие узы. Они оба были из Могилевской губернии. Именно Прахов ввел Дедлова, еще студентом сначала физмата, а затем юрфака столичного университета в петербургскую творческую среду.

"Собор святого Владимира в Киеве, живопись которого пользуется громкой известностью не только в России, но и заграницей, построен по мысли киевского митрополита Филарета…". С этих слов начинается повествование Дедлова о Владимирском соборе. Собственно идея о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I еще в 1852 году, тогда и начался сбор пожертвований.

#comm#К 1859 году было собрано около 100 тыс. руб., да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Собор был заложен на Бибиковском бульваре, на чудесном месте, 15 июля 1862 года в день святого Владимира. Строительство завершилось в 1882 году под руководством известного архитектора Владимира Николаева.#/comm#

Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Прахов рассчитывал управиться с росписями в два года. Но заняло это целых 11 лет. В.Л. Дедлов пишет: "Владимирскому собору в Киеве, этому народному памятнику, грозила опасность быть расписанным какой-нибудь заурядной иконописной артелью или таковыми же отдельными художниками. Так было решено в канцеляриях и сметах... Нужна была вся неспособность профессора Прахова признать существование затруднений, чтобы поставить дело украшения собора на широкую ногу. Профессору по обыкновению это удалось, и он создал памятник не только крестителю России, но и самой России, русскому искусству".

Надо сказать, что на протяжении всего периода затянувшихся работ с семьей Праховых и их детищем-храмом было связано много мистических вещей. Так, в 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Праховым им обоим на только что оштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках.

Конечно, самым решающим и определяющим в росписи собора было участие Васнецова. Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. Он любил повторять, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма…".

Но поначалу Васнецов отказал Прахову. А на другой день, на даче, весенним вечером, сидя на лавочке перед верандой под трели птиц, Васнецов был просто поражен образом своей супруги с сыном-младенцем на руках. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии, чем очень обрадовал профессора.

#comm#А впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. На несколько минут утратив дар речи, Васнецов произнес: "Это был заказ Божий".#/comm#

Около двух лет писал Васнецов тот образ. А когда леса были убраны, и для приемки работы собралась комиссия – открылся такой вид росписей, что всем стало ясно - в соборе явился мощный талант совершенной живописи. В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров.

Дедлов утверждал, что "Прахов с его образованием, одаренный тонким художественным вкусом… практический знаток древнего русского искусства и Византии, пошел дальше, выдвинул такого сильного идеалиста, как Виктор Васнецов, и создал первый в новой России национальный храм".

Следующий мастер, о котором необходимо вспомнить - Михаил Нестеров. Художнику принадлежат четыре иконостаса нижних и верхних пределов, два запрестольных стенных образа, а также "Богоявление в крестильне".

И Васнецова, и Нестерова Адриан Прахов называл "греческими" живописцами. А вот "варяжскими" он уважительно величал Сведомского и Котарбинского. Художник-реалист Сведомский – сын землевладельцев из Перми, Котарбинский - поляк по национальности, живописец грациозного фантасмагорического стиля, проживал в белорусской деревне под Минском. Вдвоем они написали 18 картин и 84 отдельные фигуры.

Подряд на грунтовку стен и позолотные работы, а также на изготовление церковной мебели блестяще выполнил владелец иконостасной мастерской в Чернигове - Александр Иванович Мурашко.

Изучая историю Киевского Владимирского собора – этого величайшего храма-памятника - мы должны отдавать себе отчет в том, что народы России, Украины и Белоруссии объединены общей историей, культурой, искусством...

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
05.03.2021
Беседа с известным писателем и политическим деятелем.
Фоторепортаж
26.02.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит один из крупнейших в мире фестивалей природной фотографии.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».