Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 сентября 2020
И капитан ответил Сталину...

И капитан ответил Сталину...

Рассказ летчика-испытателя
Олег Бобраков
04.07.2007

Мест, подобных подмосковной "Чкаловской", нет, наверное, не только в других областях, но и на всей планете. Во всяком случае, по количеству героев на квадратный километр площади. В разное время здесь проживало до шестидесяти, а то и больше Героев и дважды Героев Советского Союза и России. Когда-то каждый новый отечественный самолет впервые взмывал в небо именно здесь. В ходе испытаний одного из самолетов конструктора А.С. Яковлева и случилась данная история, чреватая для многих ее участников самыми серьезными последствиями...

Некогда здесь была железнодорожная станция "Томская". Но человек, давший ей свое имя, был репрессирован, а станция получила имя уже прославившегося к тому времени летчика Валерия Павловича Чкалова, служившего здесь и имевшего комнату в общей квартире.

...Когда после выпуска военных академий сюда приходил новый отряд испытателей, через какое-то время их собирали в гарнизонном Доме офицеров для встречи с ветеранами.

Запомнилось мне, тогда молодому лейтенанту, выступление летчика-испытателя Пискунова, испытывавшего в самые последние мирные годы мало кому сегодня известный ближний бомбардировщик Як-4. Сам класс таких машин не утвердился. Есть бомбардировщики стратегические, фронтовые, были пикирующие. Но в 30-е годы были еще и дальние – ДБ, тяжелые – ТБ, средние (скоростные) – СБ, и пытались поставить на вооружение ближние – Як-4.

#comm#Вот как, по рассказу испытателя, записанному мной в 1969 году, решалась судьба этого самолета…#/comm#

- Непросто складывались наши отношения с фирмой Яковлева. Уж больно вхож был генеральный конструктор в высшее руководство страны. Еще только первые самолеты его КБ поднялись в воздух, а он уже был заместителем наркома авиационной промышленности. Свое положение в правительстве использовал на полную катушку: чуть что – жаловался на испытателей самому Сталину. После жалоб Яковлева были репрессированы лучшие руководители Института.

Як-4 сначала разрабатывался как ближний разведчик, и в этом качестве был неплох. Но, когда Александр Сергеевич решил сделать из него ближний бомбардировщик, дело не пошло. Резко увеличились боевые нагрузки, не хватало тяговооруженности для совершения боевых маневров. Да и защита от поражения с земли была явно недостаточна. Проверили мы самолет на всех необходимых режимах и решили: "добро" на принятие его на вооружение не давать.

#comm#Яковлев привычно побежал жаловаться к Сталину. Но тот на этот раз решил выслушать обе стороны – и не на уровне первых руководителей, а летчиков и инженеров-испытателей.#/comm#

Привезли нас с Чкаловской прямо в Кремль. Из фойе следовало пройти в небольшой зал заседаний. Половину помещения занимали авиационные генералы, а другую – люди в штатском. На небольшом возвышении находилось нечто вроде сцены, на которой расставлены столы с лежащими на них брошюрами. Моложе меня и по возрасту, и по званию, похоже, никого не было. Я судорожно искал взглядом, куда бы присесть. Заметил, что вдоль стены, у которой я стою, вытянулся стол, а с дальнего торца его сидит полный человек с красивым блокнотом. Я решил, что это стенографист, а он в этот момент молча показал мне на стул с другого торца и приветливо улыбнулся.

Не успел я сесть, как все стремительно вскочили: на сцене появился Сталин. "Докладывайте", - распорядился он. И начался доклад руководителя ВВС. Сталин между тем ходил между столиками, брал в руки лежащие на них папки, открывал на титульной странице и тут же бросал на пол.

#comm#Не отрываясь от просмотра документов, стал задавать вопросы докладчику, а когда тот отвечал "я думаю", "я полагаю" - парировал: "Меня не интересует, что вы думаете или полагаете. Мне нужны факты и выводы из них".#/comm#

Обстановка из скованной, сугубо официальной, все более превращалась в рабочую. Сталин счел нужным объяснить причину недовольства папками, которые безжалостно швырял наземь: "Временная инструкция по эксплуатации… Временное руководство по производству полетов… Временная инструкция… Все временное. В армии ничего не должно быть временным, все должно быть постоянным. А если оно плохое, то его вообще не должно быть".

И тут на меня нашла какая-то напасть. Я решил "пооткровенничать" со "стенографистом" и прошептал ему: "Неправ товарищ Сталин. Мы проводим испытания, и на их период разработаны временные инструкции. Как только испытания закончатся, и все станет ясным, будут изданы постоянные документы".

Мне показалось, что произнес я эти слова очень тихо, но вождь, обладавший отличным слухом, вдруг повернулся к нам и спросил "стенографиста": "А вы о чем дискутируете, товарищ Маленков?". У меня внутри все оборвалось – человек, которого я принял за технического работника, - второй секретарь ЦК партии, чьих портретов я к тому времени еще не видел. А Маленков встал и доложил: "Вот, товарищ капитан кое с чем не согласен".

- Так пусть поднимается сюда и всем скажет. Или вы тоже будете говорить, что вы думаете и предполагаете?

- Никак нет, товарищ Сталин! Я буду докладывать о результатах испытаний и выводах из них.

#comm#С этими словами я запрыгнул на присценок, глубоко вдохнул и с неожиданной для себя уверенностью стал докладывать о том, как приемлемый самолет-разведчик превратился в негодный бомбардировщик, как я его испытывал и какие сложности придется пережить строевым летчикам, если он будет принят на вооружение. #/comm#

Когда закончил доклад, в зале воцарилась тишина.

И вдруг вскакивает Яковлев:

- Товарищ Сталин! Мы слышим голос сознательного вредителя. В то время, как на страну неумолимо надвигается война с Германией, этот капитан и его военные начальники специально тормозят поступление на вооружение Красной Армии лучших на сегодняшний день самолетов. Этот безграмотный человек даже не знает, что мы уже построили самолет Як-4М, который лишен недостатков, о которых он здесь вводил в заблуждение руководство партии и страны.

#comm#У меня в глазах потемнело, зубы застучали. Кто-то поднес к губам стакан с водой, и я услышал лязг зубов о край стакана. Стало ясно, что сейчас решается вопрос жизни, и не только моей.#/comm#

Выйдя из нокдауна, я решительно проговорил:

- Если мне, как ведущему летчику-испытателю стыдно не знать, что там делается у вас в КБ, то вам, как генеральному конструктору и замнаркома, тем более стыдно не знать, что Як-4М мы уже забраковали. Один из них потерпел аварию, а другой стоит поломанный на аэродроме.

Опять гнетущая тишина, и тихий голос Сталина:

- Правду говорит капитан?

Зал ответил одобрительным гулом.

- У вас есть, что сказать, товарищ Яковлев?

Тот, понурив голову, молчал.

- Если сказать нечего, то вы на меня не обижайтесь, но с понедельника 82-й завод передаем Петлякову.

И помолчав, добавил:

- Больше надо слушать не генералов и маршалов, а капитанов – тех, кто непосредственно летает и воюет.

Вот так решилась судьба самолета Як-4 и прославленного в годы войны пикирующего бомбардировщика Пе-2, победившего в этом своеобразном тендере яковлевскую машину. А также испытателей с Чкаловской…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».