Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 апреля 2021
Храм как символ свободы

Храм как символ свободы

3 марта – день освобождения Болгарии от османского ига
Ольга Решетникова
01.03.2013
Храм как символ свободы

Вот уже сто лет визитная карточка Софии – патриарший храм-памятник Святого благоверного князя Александра Невского. Сегодня трудно себе представить болгарскую столицу без этого великолепного сооружения на самом высоком и красивейшем месте в центре города. За годы после освящения храма были убиты четыре премьер-министра, Болгария пережила одну войну, один переворот и революцию, вступила в период разброда и шатаний. Храм стал свидетелем митингов и шествий коммунистов и антикоммунистов, раскольников и русофобов...

Когда русские войска под командованием И.В. Гурко освободили от турок Софию 23 декабря (4 января) 1877 г., перед ними предстал типичный захолустный восточный городок с двадцатью тысячами жителей. За частоколом минаретов купола церквей и не просматривались: из двенадцати великолепных православных храмов в центре уцелели лишь две крохотные церквушки, наполовину врытые в землю (специальным законом турки ограничивали высоту православных храмов, дабы они не возвышались над минаретами). Древний, некогда блестящий храм Св. София, давший в свое время имя городу, еще в XVI веке был превращен в мечеть, а после двух разрушительных землетрясений лежал в руинах и использовался турками как склад для боеприпасов. На месте чудесного храма Св. Иоанна Крестителя - центральная мечеть. В самом центре Софии – остатки римского некрополя, брошенные турецкие казармы, конный рынок, сновавшие повсюду разносчики кофе в фесах и стаи бездомных собак.

Доподлинно известно, кто и когда впервые высказал идею строительства нового храма. 10 (22) февраля 1879 г. в средневековой столице Болгарии Тырнове открылось Учредительное собрание, которому, предстояло выработать конституцию возрожденного болгарского государства. «Какие слова, прежде всего, должны прозвучать с этой трибуны?» - обратился к собравшимся депутат Марко Балабанов и сам же ответил: «Первыми с этой трибуны должны прозвучать слова признательности великому русскому народу». А 13 апреля Петко Каравелов, известный общественный деятель, младший брат выдающегося болгарского писателя и борца за освобождение Болгарии Любена Каравелова, в своем выступлении перед депутатами сказал:

«Поскольку у нас нет памятника в честь нашего Освобождения, нравственный долг нашего народа – построить храм и посвятить его Александру Невскому – русскому святому и герою».

Предложение посвятить новый храм небесному покровителю российского императора Александра II встретило всеобщее одобрение. Русский царь в сознании болгар стал Царем – освободителем, именно так с той поры и по сей день его поминают в молитвах в болгарских храмах, так называется одна из центральных улиц Софии, на которой в 1907 г. был установлен замечательный памятник Александру II работы итальянского скульптора А. Цокки.

Потребовалось без малого полвека, чтобы идея строительства храма воплотилась в жизнь. Болгарии предстояло пережить три войны, два восстания, два переворота, отречение двух монархов, убийство трех премьер-министров (одного зарезали, второго расстреляли, третьего обезглавили). Строительство храма останавливалось из-за очередного переворота, вступления в войну и прихода к власти русофобского правительства.

Первоначально предлагалось построить храм в Тырново, однако затем было решено возвести его в Софии, которая стала столицей болгарского княжества. Настоял на этом избранный Великим Народным собранием 17 апреля 1879 г. князь Болгарии, 22-летний гессенский принц Александр Баттенберг. Он был компромиссной для великих держав фигурой, поскольку находился в родстве со многими царствующими в Европе династиями, в частности, доводился племянником русской императрице. Будучи лейтенантом прусской армии, Александр Баттенберг, сын австрийского генерала, с разрешения российского императора участвовал в русско-турецкой войне в составе русской армии. Он хотел быть самодержцем, управлять Болгарией без «вредных либеральных привычек» и мечтал превратить Болгарию в «балканскую Пруссию».

19 февраля 1881 г. князь Александр обратился к болгарскому народу с воззванием, в котором говорилось: «Возлюбленный мой народ, Народное собрание изъявило желание воздвигнуть в моей столице великолепный храм во имя св. Александра Невского! Приглашаю каждого из вас внести свою лепту в сооружение этого храма, который будет памятником признательности болгарского народа Царю-освободителю. Для этой высокой цели – всякое деяние благо». А 1 марта 1881 г. из России пришло сообщение об убийстве Царя-освободителя. Князь Баттенберг произвел государственный переворот, приостановил действие конституции и ввел «режим полномочий». Развернувшаяся политическая борьба отодвинула вопрос о строительстве храма. Только через год болгарское правительство возвращается к нему и принимает решение заложить первый камень к юго-востоку от храма Св. Софии, на месте конного базара.

Торжественная церемония прошла 19 февраля 1882 г. Несмотря на дождливый день в центре празднично украшенного города собралось несколько тысяч человек. На расчищенной площадке был установлен аналой, вокруг него болгарские знамена с траурными лентами в память о погибшем Александре II, выстроен почетный караул, присутствуют дипломаты в парадной униформе, духовенство. Прибывший князь приветствует собравшихся, поднимается на аналой. Пловдивский митрополит Гервасий служит панихиду по убиенному Царю-освободителю, а затем зачитывает тексты, которые заложили в основание будущего храма. Один текст выгравирован на металлической пластине, другой – написан на пергаменте.

Люди не сдерживают рыданий, когда звучат слова о подвиге русских солдат, благодаря которому был избавлен от «рабства и тьмы и выведен к свободе и свету многострадальный болгарский народ».

Грянул военный марш, строем прошли солдаты, защитники возрожденной Болгарии.

В том же 1882 г. был создан попечительский комитет, призванный собрать необходимые средства и организовать строительство храма во главе с епископом Климентом (Друмевым). Лично князь внес дарение в 5 тысяч золотых левов. Однако было очевидно, что исключительно на пожертвования храм не построить – слишком беден был народ после Освободительной войны, хотя желание внести свою лепту было огромным. Те, у кого не было денег, готовы были участвовать в строительных работах. Из нескольких районов в качестве пожертвования в Софию были присланы телеги, груженные камнями для фундамента.

Парламент принимает решение о выделении государственной субсидии, но казна пуста. И в 1883 г. еще нет ни денег, ни проекта. По счастливому стечению обстоятельств, в Санкт-Петербурге как раз завершился конкурс, где был выбран проект храма, который предполагалось построить на месте гибели Александра II. Глава города любезно прислал в Софию 32 фотографии и проекты, выдвинутые на конкурс. После их изучения болгарский парламент выбрал проект И.С. Богомолова, который, однако, совсем не понравился членам попечительского комитета - они попросили автора переработать проект к весне 1885 г. В целях экономии мэр Софии предложил Богомолову разрушить «Св.Софию» и использовать кирпич для строительства нового храма. И.С. Богомолов не только отстоял необходимость сохранения древнего храма, но и добился, чтобы его реставрация была поручена Российскому археологическому обществу.

В августе 1885 г. долгожданный проект готов, однако вновь политические события отодвигают его воплощение. В Болгарии произошел государственный переворот, князь Баттенберг отрекся от престола, а в ноябре 1886 г. последовал разрыв дипломатических отношений между Петербургом и Софией, которые были восстановлены лишь в 1896г.

Проект Богомолова был отправлен в архив. Строительство храма заморожено, не начавшись. Более того, болгарское правительство отменяет решение о его строительстве!

В Болгарии разгорелась борьба между русофилами и русофобами. Петко Каравелов, провозгласивший идею увековечивания памяти 200 тысяч русских воинов, погибших за освобождение Болгарии, брошен в тюрьму, в заточении оказался и митрополит Тырновский Климент ( Друмев), возглавлявший попечительский комитет.

11(23) августа 1887 г. на болгарский княжеский престол был приглашен австрийский принц Фердинанд Саксен-Кобургский, который, как и его предшественник, не любил православие и остался католиком. Женившись на католичке принцессе Марии-Луизе Пармской, Фердинанд заявил, что его потомство будет пребывать в католичестве, что было прямым нарушением статьи Тырновской конституции, согласно которой в случае, если избранный болгарский князь будет не православным, наследник его непременно должен принять Православие. Отменив неудобную статью, Фердинанд крестил в католичество своего первенца и в телеграмме папе Льву ХIII сообщил, что гордится основанием в Болгарии католической династии.

По свидетельству современников Фердинанд испытывал к России «чувство непреодолимой антипатии и известного страха», но он не мог не считаться с ней как с великой державой, имевшей в Болгарии большой авторитет.

Главным и обязательным условием нормализации отношений Петербург считал крещение болгарского престолонаследника в Православие. И это не было прихотью российского императора. Не имея планов территориальных захватов на Балканах, Россия рассчитывала укрепить там свое влияние и была заинтересована, чтобы Болгария была сильным, православным и дружественным государством. Понимая, что без России Болгария не сможет избавиться от пут Берлинского трактата, Фердинанд решился уступить России и желанию болгарского народа. Несмотря на угрозу римского папы об отлучении и предупреждении императора Франца-Иосифа о начале войны против Болгарии, в ноябре 1895 г. Фердинанд просит российского императора Николая II стать крестным отцом его двухлетнего сына. При этом болгарский князь пытался схитрить и под видом православного таинства совершить над наследным принцем униатский обряд. Узнав об этом от министра иностранных дел князя А.Б. Лобанова-Ростовского, Николай II был категоричен: «Я ни за что не соглашусь быть крестным отцом Бориса, если Фердинанд думает нас подставить».

В январе 1896 г. Фердинанд издал специальный манифест, в котором объявлял о своем решении крестить престолонаследника «по обряду нашей народной Православной Болгарской Церкви». Лишь после тщательной проверки, когда Лобанов-Ростовский убедился, что крещение будет действительно по православному обряду, российский император дал свое согласие заочно стать крестным, прислав в качестве свидетеля графа А.А. Голенищева-Кутузова, управляющего канцелярией вдовствующей императрицы.

2(15) февраля 1896 г. состоялось крещение княжича Бориса, за которым последовало отлучение Фердинанда от католической церкви, но зато и официальное признание его Россией, а затем и всеми европейскими государствами в качестве князя Болгарского.

Вынужденный постоянно доказывать своему народу приверженность ценностям Болгарии, Фердинанд пытался «ублаготворить» Россию . Он заговорил об «оживляющих лучах зари с востока в противоположность мертвящему зною западного солнца».С его одобрения в 1902 г. было организовано всенародное празднование 25-й годовщины освобождения Болгарии. Началось массовое строительство памятников в ознаменование подвига русских солдат.

Достали из архива и проект И.С. Богомолова, который к этому времени уже скончался. Попечительский комитет постановляет «пригласить известного архитектора, знатока церковной русской архитектуры и искусного строителя» для возведения кафедрального собора, который мог бы вместить 5 тысяч прихожан.

Выбор пал на А.Н. Померанцева, академика архитектуры, ректора Российской Императорской художественной академии. Он отклонил проект Богомолова, посчитав, что русский стиль не подходит для кафедрального собора болгарской столицы. Ему удалось создать новый оригинальный проект грандиозного храма площадью 3160 кв.м в неовизантийском стиле. За свою жизнь он построил три храма в честь Александра Невского – помимо Софии, в Москве и Санкт-Петербурге.

Спустя 22 года после закладки первого камня на обнесенном забором участке конного рынка началось долгожданное строительство храма-памятника во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Со стороны России строили его три русских архитектора, три Александра : опытный А.Н. Померанцев и приглашенные им тридцатипятилетний А.Н. Смирнов и двадцатипятилетний А.А. Яковлев. С болгарской стороны – архитекторы Ю.Миранов, П.Момчилов, Я.Шамарджиев, Т.Петров.

Великолепный храм, сложенный из гранита, белого камня и мрамора воздвигли и украсили искусные мастера из семи стран. Высота его главного купола составляет 45 метров, а колокольни – 53 метра.

Храм богато украшен скульптурно-декоративными элементами, витражами, мозаикой, различными металлическими конструкциями, в отделке использован белый и многоцветный итальянский мрамор, алжирский малахит, египетский алебастр, бразильский оникс, уральские самоцветы. Мраморная орнаментика, придающая особое великолепие интерьеру храма выполнена в Италии по проектам русского художника-архитектора А.А. Яковлева. Исключительным богатством убранства отличаются царский и архиерейский троны, алтарная перегородка - чудесная работа итальянских мастеров по мрамору.

Главное украшение храма – высокохудожественные росписи. Эту колоссальную работу выполнили 32 русских и 16 болгарских художников – В.М. Васнецов, В.Е. Савинский, Н.А. Бруни, А.М. Корин, П.Е. Мясоедов, А. Митов, И. Мырквичка, Г. Желязов и др.,создавшие 82 иконы и 315 фресок.

Главный мотив фресок – чудесное воскрешение мертвых Иисусом Христом, как олицетворение возрождения освобожденной Болгарии.

Очень трудно словами передать великолепие храма, его внутреннего убранства, описать прекрасные иконы и фрески - это надо непременно видеть. Храм отличает удивительное гармоничное сочетание высшей скорби и высшей радости, это гимн спасенной возрожденной Болгарии, обретенной на пути подвигов и скорбей.

Подряд на изготовление колоколов получил один из лучших колокольных заводчиков России П.Н. Финляндский, обладатель 15 различных наград, единственный, кто имел право отливки на своих колоколах трех изображений государственного герба. Его колокола были установлены на колокольне Ивана Великого, на звоннице храма Христа Спасителя, Рождества Христова на Шипке. Интересно, что московский завод Финляндского находился на Балкане (!) – так называлось то место за Сухаревской башней, о котором ныне напоминают нам Балканские переулки. Здесь были отлиты 12 колоколов общим весом в 24 тонны (самый большой колокол – 12 тонн, самый маленький 16 кг), их переливный звон слышен за 30 км от Софии. Из Одессы в Варну колокола перевезли пароходом, затем специальным поездом в Софию, а от вокзала до храма – на изготовленной в России специальной платформе, в которую впрягли волов. Жители Софии выстроились на всем пути следования необычной процессии, осыпали колокола цветами.

Церковная утварь и облачения были заказаны двум московским фирмам Загладина и Оловянишникова. Отметим, что все мастера и фирмы были выбраны по конкурсу.

Строительство закончилось спустя 30 лет после закладки первого камня. Предполагалось освятить храм 2 августа 1912 г. - в день 25-й годовщины восшествия на престол болгарского князя Фердинанда. По его приказу у входа в храм была установлена плита с надписью, гласившей, что храм построен при «царе Фердинанде, потомке витинских (т.е. славянских) племен». По словам русского министра иностранных дел С.Д. Сазонова, в своих мечтах Фердинанд видел себя тогда византийским императором, коронующимся в присоединенном к Болгарии Константинополе. Однако намеченные торжества перенесли на неопределенный срок – Болгария в союзе с другими балканскими государствами начала войну против Турции, затем последовала вторая балканская война уже между бывшими союзниками за раздел турецкого наследства, а осенью 1915 г. Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии. В очередной раз дипломатические отношения с Россией были разорваны.

В этой обстановке Фердинанд принимает решение переименовать новый кафедральный храм, приказывает убрать доску у его входа.

Несмотря на протест Болгарской Церкви, возмущение общественности, 2 марта 1916г. болгарский парламент переименовывает храм св. Александра Невского в соборную церковь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, поскольку якобы « имя Александра Невского , присвоенное монументальному храму, стоящему рядом со старинной соборной церковью св.Софии, никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам».

Как известно, храм рождается после его освящения, поэтому формально церковный закон нарушен не был. Нарушен был закон нравственный: это было оскорбление памяти Царя-освободителя и 200 тысяч русских воинов, проливших кровь за свободу Болгарии. Неслучайно официальный орган Священного Синода Русской Православной Церкви назвал этот акт «великим грехом Болгарии».

Переименование потребовало привести оформление иконостаса в соответствие c церковным каноном: место центральной иконы св. Александра Невского должна была занять икона св.св. Кирилла и Мефодия, что повлекло за собой еще целый ряд изменений. Освящение храма в очередной раз откладывалось.

Катастрофические последствия участия Болгарии в Первой мировой войне предопределили серьезные политические перемены – в октябре 1918 г. Фердинанд отрекся от престола в пользу своего 24-летнего сына, который был провозглашен царем под именем Бориса III, а сам бежал в Германию. Болгария была оккупирована странами Антанты, а по условиям мирного договора лишалась части своей территории, выхода к Эгейскому морю, должна была выплатить огромную сумму репараций.

4 марта 1920 г. царь Борис по инициативе Болгарского св. Синода дает указание парламенту вернуть кафедральному храму имя св. князя Александра Невского, восстановить центральный иконостас в первозданном виде. Однако еще четыре года храм стоит неосвященный, в нем не проводятся богослужения. В Болгарии произошел очередной переворот, подавлено восстание левых сил, страна переживала затяжной политический кризис.

Только в 1924 г. был совершен чин Великого освящения кафедрального храма-памятника Св. Александра Невского: 12 сентября освящен центральный престол, 13 сентября – северный придел в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а 14 сентября – южный придел в честь святого князя Бориса I, Крестителя болгар. Весь город был празднично украшен государственными флагами и гирляндами. На церемонии присутствует царь Борис, духовенство, члены правительства, военачальники, дипломатический корпус, болгарские ополченцы с Самарским знаменем, русские ветераны Освободительной войны.

Представители духовенства вручили специально изготовленные памятные медальоны с изображением св. Александра Невского и нового храма: царю – золотой, министрам и митрополитам – позолоченные, депутатам и епископам – посеребренные, духовным лицам – бронзовые.

Процесс глубоких общественных изменений после ноября 1989 г. быстро приобрел не только антикоммунистическую, но и антироссийскую направленность.

Русофобия, абсурдные требования суда над СССР, лозунг « С Россией больше никогда!» должны были послужить убедительным доказательством преданности уже несоциалистической Болгарии своим новым покровителям, обеспечившим ей место в НАТО и Евросоюзе.

С начала 90-х годов не утихают споры о судьбе памятников советского периода, прежде всего, памятника Советской армии в Софии, а также пловдивского «Алеши». Правда, на памятники в честь освобождения Болгарии от османского ига открыто никто не посягал. Но вот осенью 2012 г., практически сразу после кончины Святейшего Патриарха Болгарского Максима, в дни столетней годовщины возведения храма «Святой Александр Невский», в болгарское информационное пространство была вброшена тема: оправдано ли, что кафедральный храм болгарской столицы носит имя русского святого, который являет собой ни много ни мало «тотальный символ русского самодержавия». С телеэкрана и страниц некоторых СМИ прозвучал призыв к гражданам ответить в «фейсбуке», на вопрос, хотят ли они, чтобы Патриарший кафедральный собор носил имя святых братьев Кирилла и Мефодия или какое-то другое имя. Видимо, с целью подтолкнуть общественность к «правильным» выводам, одновременно были опубликованы соответствующие статьи.

Не знаю, какое новое имя выберут посетители этого самого «фейсбука», но то, чем занимаются инициаторы опроса, имеет одно название – Иудин грех. За тридцать сребреников продается память о священном подвиге братской любви, когда один народ спас другой, только потому, что тому было плохо. Кого предают сегодняшние фейсбук-иудушки? Прежде всего, свою Родину – Болгарию. Впрочем, их ли это родина? Можно ли считать их соотечественниками Митрополита Климента (Друмева), Ивана Вазова, Христо Ботева, Георгия Бенковского, для которых имя Россия было священно? Нынешним почитателям «фейсбук-истории» никогда не понять, не увидеть, не почувствовать ни слезы освобожденной Старой Загоры, ни стоны раненых на заснеженной Шипке, ни громового «ура!» над павшей Плевной.

Не понять « фейсбукам», что собор во имя святого князя Александра Невского в центре Софии знаменует собой не «русскую оккупацию», а свободу болгарского народа, который в своей благодарности лишь подтверждал истинность евангельских слов: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».(Ин. 15,13).

Те, кто сегодня играют в опасную «фейсбук-игру» с исторической памятью, рискуют ввергнуть свою страну в новую беду. Как бы ни пришлось в ближайшее время устраивать в фейсбуке опрос на название главной софийской мечети. Ведь опасность нового османского ига, по-фейсбукски «влияния», для Болгарии растет день ото дня. «Благодетели» от НАТО развалили ее экономику, фактически ликвидировали вооруженные силы и флот. Кто будет спасать страну и народ в случае нового нашествия? Ясно, что не янки с французами и эстонцами. Сегодня, как впрочем, и всегда, для Болгарии есть один выход: «С Россией, или больше никогда!» То есть, либо Болгария будет вместе с Россией, либо она исчезнет. Это не русские «имперские» устремления, а суровая действительность. Это понимали великие болгарские подвижники, мученики и герои. Они, а не иудушки из «фейсбука», своими молитвами, кровью и делами создали и хранили православную Болгарию. Именно поэтому над Софией возвышается, и хочется верить, навеки, храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, девизом которого были слова: «Не в силе Бог, а в Правде!»   

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 52 найденных.
Дмитрий
07.04.2013 13:00
Как и Русич, я в 1990 году был в Болгарии. Не 2-3, а лишь 1 раз. То ли я был в какой-то другой Болгарии, то ли вел себе как-то не так, как Русич, но видел кругом не презрительные, а приветливые взгляды. Я объехал тогда чуть не всю страну и пообщался с десятками, если не сотнями, людей. Мнение о Болгарии и болгарах у меня сформировалось очень хорошее. Видел там и немцев, правда, не западных, а из ГДР. Чем там с ними занимались болгарки, я не интересовался, но я общением с ними (с немцами) остался вполне доволен. Нормальные, адекватные, доброжелательные люди.
Прошедшим летом снова посетил Болгарию. Конечно, многое изменилось, но в целом понравилось. В этом году снова хочу туда же.
P.S. Интересно, как это Русичу удалось в те годы объехать столько стран? Во-первых, отпуск советским трудящимся положен раз в год, а во-вторых, столько турпутевок в одни руки не давали. Что-то здесь не так.
Товарищу Нине
22.03.2013 17:43
Конечно тебе из далекой Сибири лучше видно, что именно у нас в Болгарии произходить. Ты ведь такая умная и все знаеш про нас, дураков-болгар, поэтому больше не буду тебя безпокоить своими неумными писаниями...
Нина-Звездочету и Констатанту
22.03.2013 14:05
Звездочету
Браво! Спасибо за умный комментарий!
А Констатанту хочется сказать следующее. Вы, видимо не очень уж
"внимательно прочитали все статьи Автора про Болгарию". Никакого преувеличения "русофобской опасности" там и в помине нет. А есть констатация фактов, которые, увы, имеют место быть. Являясь историком,болгарофилом,а также патриотом своей страны, уважаемый Автор очень остро переживает события,имеющие направленный русофобский характер. И эти переживания помещает в свои статьи.А Вы что, хотели бы, чтобы о них вообще не писали, как будто их и в помине нет?
Очень неумно с Вашей стороны писать про "болгарофобские выпадки".
Цензору
22.03.2013 11:05
Раз вам очевидно не нравиться слово "русопаразит", тогда пишите вместо него "бизнес-партнер", ибо в конкретном случае это одно и тоже...
Звездочёт
21.03.2013 21:50
Читаю внимательно что написал Русич и кажется, что я - обыкновенный болгарин уже живу в шоколаде благодаря НАТО, ЕС И прежде всего США.Он наверно тоже очень внимательно читает своих источников, только они  - это наши СМИ.Скажу сразу, что наши СМИ - совсем не НАШИ. Они принадлежат Руппорту Мырдоку и другим американским гадам. Товарищ Русич говорит про западных инвестициях в болгарской экономике. Не инвестиции, товарищ! Правильнее сказать - западный грабёж. А вот про ориентации наших правителях всё правильно. Их банковые счета накапливаются, чтобы они всегда делали "правильный цивилизационный выбор". А вот про внос в НАТО - правда, но этот внос делают за наш счёт  - за счёт нормального образования, здородоохранения, социальных программ. То что говорит Русич про официальную позицию Софии - конечно правда. К сожаленью! И так как в Америке за кулисами "выбирают" президента, а у нас тоже американская модель правления, то мы - болгары совсем не имеем никакой возможности сделать реальный демократичный выбор.И ещё: Нет никаких западных ценностей! Я таких не знаю! Есть наши, национальные и общеславьянские ДОБРОДЕТЕЛИ - хорошее слова, да?
И о славьянском братстве Русич очень ошибается. Нам болгаром совсем не нужны деньги русских налогоплательщиков. Нам обыкновенным людям к вам тянет не за это. Мы очень хорошо знаем, что и русскому народу, как и нашему очень тяжело жить в сегодняшней ситуации. И чтобы не было недомолвки между нами, то нам, болгарам  действительно нужна сильная Россия как гарант нашей славьянской цивилизации, православной цивилизации. Если не будет России, то не будут и Болгария, Сербия и других славьян.У нас совсем другая мисия - мисия любви и братства, неоснованные на интересов. Этим и отличаемся от западной цивилизации, основанной на интерес, на деньги, на потребительской психологии.Если сделать аналогию - то это борьба Бога с Дьяволом. И мы готовы её вести. Господь победит, только если его силы обьединённые. История показывает, что всегда в решительный момент, что либо не делала официальная София, народ даёт плечо своему брату. Так что, как говорит Конфуций, нельзя быть категоричным и делать поспешные выводы.
Констатант - Товарищу Нине
21.03.2013 18:28
Где увидела симпатии к Русичу товарищ Нина? К таким как он, у нас, болгар не можеть быть никаких симпатий. Поверь однако, что внимательно прочитал все статьи Автора про Болгарию и убедилься, что там действительно переувеличивается "русофобская опасность", можеть быть что бы исскуствено поднять значимость некоторых квазиполитических фигур, мнящих себя "русофилами". Опять говорю тебе, что огромное большинство болгар относятся к русским лучше, чем их излюбленные сербския друзья например...
Болгарин-Русичу
21.03.2013 17:52
Смешно выглядят потуги доказать, что "нам братская любовь не по карману". Интересные комментарии у Офицера, Софии, Москвички - а, Русич? Потянуло факты поискать, чтоб им нос утереть? А, Русич? Совковая тяга к склокам превозмогает твой рассудок, да, Русич?))))))
Нина
21.03.2013 16:53
Товарищу Констатации
К сожалению, вы невнимательно читали статью уважаемого Автора. А может, просто смысла ее не поняли. Автор не только НЕ акцентирует "на будто бы сильную в Болгарии русофобию", напротив, автор глубоко переживает о самой возможности ее появления. "Товарищей" ведь до сих пор в Болгарии хватает. Слава Богу, братьев - больше.Я бы, на вашем месте, не набивалась в друзья к "Русичу", и, тем более, не ссылалась на его "познания" - сомнительный источник, знаете ли.
Русичу
Интересно, вы упрекаете своих оппонентов в том, что они переходят на личностные качества, хотя сами поступаете так же. Вам то же пожелание - читайте источники внимательнее! И вашего любимого Достоевского - тоже. Это, конечно, не означает, что вы все поймете, но все же.
Софии
Знаете, складывается ощущение, что убеждать в чем-то т.н."Русича" абсолютно бесполезное и неблагодарное занятие именно по причине его "железобетонности" и, увы, преклонного возраста. Обычно пожилые люди редко  меняют свои взгляды. Уж что выросло, то выросло.
Офицеру
Спасибо за интересный комментарий по делу. Особенно про "встречу с ангелом" понравилось.
Русич
21.03.2013 9:50
Факты и сведения о Болгарии (взамен "соплей в сахаре")

С апреля 2004 года Болгария - полноправный член НАТО.

Первые намеки на возможное присоединение Болгарии к альянсу появились еще в 1990 году. Тогда в болгарском обществе они были встречены негативно или скорее насмешливо. Прошло несколько лет, и в конце 1996 года вопрос о членстве в Североатлантическом союзе уже стал частью президентской кампании, во главе которой стояли Объединенные демократические силы Болгарии. Вступление в НАТО поддерживало уже 20% населения страны. С того момента доверие болгар к альянсу неуклонно росло (за исключением периода, связанного с участием НАТО в косовском конфликте).

17 февраля 1997 года парламент Болгарии почти единогласно одобрил решение о вступлении страны в альянс.
Решение о вступлении в НАТО правительство Болгарии мотивировало двумя основными причинами: во-первых, Североатлантический союз является ЕДИНСТВЕННЫМ потенциально надежным гарантом безопасности страны; во-вторых, Болгария имеет с западной цивилизацией одну систему ценностей. Помимо этого, членство в альянсе было тесно увязано с перспективой присоединения Болгарии к ЕС, что в свою очередь должно было привести к обновлению экономики страны. И, действительно, после присоединения Болгарии к НАТО, в страну быстро потекли зарубежные инвестиции. Они стали достигать уровня в 3,5 миллиарда долларов в год. Экономика Болгарии пережила мощнейший бум.

В 1999 году, являясь страной-кандидатом, Болгария разрешила использовать свое воздушное пространство для пролета самолетов НАТО, участвующих в боевых действиях в Югославии. Помимо этого Болгария выступила одной из первых стран, поддерживающих вторжение в Ирак. На территории Болгарии была создана временная американская база для заправки натовских самолетов, используемых в войне с Ираком.

В настоящее время Болгария является активным членом альянса. Она участвовала в боевых действиях в Ираке и имеет свой контингент в составе Международных сил безопасности в Афганистане (ИСАФ). Следует отметить, что ИСАФ является крупнейшей военной миссией Болгарии, которая обходится Софии примерно в 68,7 млн. долларов ежегодно. На территории Болгарии размещены военные базы США и НАТО, а также крупный учебный полигон в местечке «Новое село», который используется для тренировки многонациональных сил альянса. Кроме того, в Болгарии периодически проводятся натовские учения.
(Источник - http://www.nato.bz/ru/bulgaria.html)

Болгарское общество твердо уверено, что вступление в Европейский Союз в 2007 году — главное достижение Болгарии в ее новейшей истории. Потому что таким образом страна получила возможность вернуться в Европу и наладить жизнь народа, исходя из настоящих европейских ценностей и принципов. Этот процесс подкрепляется иностранными инвестициями в развитие болгарской экономики, которая должна повысить жизненный уровень населения, а также, по большому счету, стимулировать реформирование системы государственного управления, доведя ее до европейского стандарта.
Надежными партнерами Болгарии в ее европейском интегрировании стали ФРГ, Франция, Бельгия и Турция (невзирая на сложные исторические отношения с последней), инвестиции, в развитие болгарской экономики которых были самыми крупными.
Демонстрируя свое открытое отношение к евроинтеграционным процессам, Болгария одной из первых стран — членов ЕС в марте 2008 года ратифицировала Лиссабонский договор.
Кроме того, выполняя требования ЕС, Болгария, не колеблясь, приступила к реформированию системы органов правосудия, призванных бороться с коррупцией и организованной преступностью.
Активным можно назвать участие Болгарии в формировании и деятельности Балканской боевой тактической группы (Болгария, Греция, Кипр и Румыния), входящей в состав Европейских сил быстрого реагирования.
Размещение американских войск на болгарской территории не только усилило безопасность Болгарии, но и существенно повлияло на развитие ее национальных вооруженных сил и экономики.
(Источник - http://bintel.com.ua/ru/projects/bolgarija-evrozabeg-s-korrupcionnymi-prepjatstvijami/)
Православные - вам еще постить или хватит ? Вам перед своим народом (русским) не стыдно ? Или вам хоть ... в глаза - все божья роса ?! Вам болгарские "братья" в лице демократически избранного парламента и президента говорят хором- позвольте вам, россияне, выйти вон! Мы тут возвращаем свою страну в лоно присущих ей европейских ценностей. А вы, русские - чужие на нашем празднике жизни.
А вы что-то несете духоподьемное про храмы. Какие храмы ?! - вам хамски говорят в лицо - "страна получила возможность вернуться в Европу и наладить жизнь народа, исходя из настоящих европейских ценностей и принципов" (конец цитаты). Эти "братья" ежегодно вносят 68,7 млн. долларов в копилку США в Афганистане - а вы хотите им помогать ?! Ну и лохи !!! Ни копейки средств российских  налогоплательщиков этим поганцам !!!
Нам эта "братская любовь" не по карману. Вы, православные, от своих детей оторвите и болгарам отдайте, если ваша любовь превозмогает рассудок.


Констатация
20.03.2013 21:08
Опять эти болгарофобские выпадки. Почему? А потому что автор, кто знаеть по каких причин, всегда акцентирует на будьто бы очень сильную в Болгария русофобию. Хотя это неправда, ибо в Болгарии русофобов очень мало. И товарищ Русич это хорошо знаеть...  
Отображены комментарии с 1 по 10 из 52 найденных.

Эксклюзив
08.04.2021
Андрей Соколов
Запад грозит России, а внутри ее открыто ведется враждебная пропаганда.
Фоторепортаж
05.04.2021
Подготовила Мария Максимова
Минобороны РФ запустило проект, посвященный мемориалам воинам Красной армии.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.