Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Форпост Православия

Форпост Православия

10 ноября - день Преподобного Иова, игумена Почаевского
Александр Калинин
10.11.2008
Форпост Православия

Утвержденная Преподобным Иовом Свято-Успенская Почаевская Лавра по сей день остается форпостом православия на Западной Украине.

1675 год. 50-тысячный отряд татар и турок хана Нурредина по пути ко Львову осадил небольшой и незащищенный православный Почаевский монастырь. Уже сожжены окрестные строения, убиты священник и иеродиакон. У монастыря не было ни крепостных стен, ни сторожевых башен, помощи ждать неоткуда, оставалась одна надежда - на Матерь Божию и Ее угодника, преподобного Иова, игумена Почаевского, нетленные мощи которого с 1659 года открыто почивали в Пещерной церкви. Им и молились иноки и миряне.  

А утром 23 июля (5 августа по новому стилю) над монастырем внезапно явилась сама Богородица с ангелами, держащими обнаженные мечи. Турки приняли их за привидения и стали стрелять, но стрелы, возвращаясь назад, ранили тех, кто их пускал. Неприятеля охватил ужас. Турки бросились прочь от монастырских стен, в панике убивая друг друга. А пленные приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.  

Этот день - 23 июля (5 августа) - и стал днем почитания Почаевской чудотворной иконы Божией Матери. И самого Иова чтут 10 ноября.  

...В половине пятого утра в коридоре гостиничного корпуса Свято-Успенской Почаевской лавры звенит колокольчик. Я вместе с другими паломниками спешу в умывальню, чтобы в пять часов быть уже в храме. Обе ночи, что мне довелось коротать на Святой Горе, многоэтажная монастырская гостиница не пустовала, хотя службы были обыденными, не праздничными.

Впрочем, праздником является сама Лавра с ее многочисленными святынями, известными не только в Украине и России, но и в Боснии, Сербии, Болгарии, почитаемыми как в православном, так и в католическом мире, что само по себе уже диковинно.

Потому и стекаются сюда, в небольшое село Почаево Тернопольской области, многочисленные паломники. Группами, во главе с приходским священником, или поодиночке, с больными детьми, немощными стариками. Иные на костылях или в инвалидных колясках. Много душевнобольных. Есть и буйные, я видел даже связанных по рукам. Их вопли то и дело сотрясают стены храма.  

На час-два сюда не приезжают. Живут неделями, а то и месяцами. Для паломников построена гостиница, трапезная. Иные останавливаются у местных жителей. А кто предпочитает до утра оставаться в храмах возле святынь.  

Почаевская Успенская лавра берет свое начало в 1240 году. В своеобразном табеле о рангах в ХIХ веке она занимала четвертое место в России после Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Александро-Невской. Иноки разоренного ханом Батыем Киева нашли убежище на этой скалистой, покрытой густым лесом горе, назвав ее в память о реке Почайне - притоке Днепра, на берегу которой и была их прежняя обитель. Тогда же сотворилось первое чудо - явление Божией Матери, оставившей на камне след своей правой стопы, из которого стала источаться целебная вода. Здесь, в пещерных храмах, христиане искали защиту от унии, которую насаждала Речь Посполитая с намерением обратить местных жителей в католическую веру. 

И эта миссия - быть форпостом православия на его западных рубежах - сохранилась за монастырем и поныне.

А в 1597 году от местной помещицы Анны Гойской вместе с земельными наделами и имениями монастырь получает самое дорогое сокровище - чудотворный образ Божией Матери, названный позднее Почаевским.  

Гойская получила его в дар в 1559 году от греческого митрополита Неофита, гостившего у нее по дороге в хлебосольную Москву, и поначалу не придавала ему особого значения, пока слуги не известили ее: образ-то светится. А когда, помолясь перед иконой, прозрел слепой от рождения родной брат Гойской Филипп Козинский, Анна уже не решалась держать ее у себя, а, собрав иноков, священников и множество православного народа, с крестным ходом перенесла ее на Почаевскую гору.  

Позже племянник и наследник Гойской лютеранин Андрей Фирлей с помощью слуг разграбил монастырское имущество и похитил чудотворную икону, которую держал у себя около двадцати лет, кощунствуя и насмехаясь над ней. Все эти годы преподобный Иов, игумен монастыря, судился с ним. Часть имущества удалось отсудить, но икону Фирлей не давал. Лишь внезапная душевная болезнь жены вынудила его вернуть святыню монастырю, и с тех пор она уже никогда не оставляла Горы Почаевской, прославляясь чудесами и знамениями, которые засвидетельствованы в монастырских книгах. Мертвые оживали, больные исцелялись, слепые прозревали.  

Всех их не перечесть. Одно из ярчайших - заступничество небесного воинства перед лицом турецкой угрозы. 

А столетием позже чудо явилось графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своем произволе, он, за то, что лошади всполошились, понесли и опрокинули коляску, три раза стрелял в своего кучера. И все три раза - осечка.

Потоцкий ошарашен, смотрит на пистолет, еще ни разу не подводивший его, на кучера, полумертвого от страха, но с надеждой глядящего на купола Почаевской обители. Рука более сильная, чем его, решила участь его слуги. Граф едет взглянуть на чудотворную икону. И... навсегда поселяется в монастыре.  

Когда Почаевская обитель на 11 лет перейдет к унии, именно Потоцкий добьется коронования иконы. В практике католической церкви это означало формальное каноническое признание ее действительной чудотворности. В день праздника икону богато украсили, а униатский иеромонах Иероним Калетинский щедро раздавал народу медальоны с индульгенциями, словом, отпускал грехи. Однако благодатные явления прекратились. До 1831 года, когда после подавления польского восстания распоряжением Николая I Почаевский монастырь был вновь передан в ведомство православного греко-российского духовенства.  

А в 1869 году в лавре вспыхнул пожар. В огне сгорели все униатские украшения. Пламя пощадило только саму икону, заключенную в ризу.  

С 1920 по 1939 год Западная Украина отходит к Польше. Лавре опять грозит «ревендикция» - передача католической церкви. Однако против выступил весь православный мир и отстоял свои святыни. С приходом большевиков типография, иконописная мастерская, монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод, поля, леса, сады, хозяйственный инвентарь - все было отобрано, но монастырь жил. Пережил он и антирелигиозный разгул 1960-х годов, когда монахов силой вытаскивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы и психушки.  

Сегодня здесь тоже неспокойно.  

- В 15 километрах отсюда начинается зона католического влияния, - говорит мне один из монахов.  

Заняв большинство православных храмов во Львовской и Тернопольской областях, униаты и греко-католики с вожделением поглядывают на Почаевскую лавру. Немалая опасность исходит и от раскольников.

Неканонические Украинская православная церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) тоже не прочь войти сюда хозяевами.

- За эту обитель еще будет борьба, - пророчествует монахиня Рафаила, встреченная мною на монастырском дворе. - Может быть, она перейдет даже в руки католиков. Но ненадолго. Православные не допустят, чтобы у них отобрали эту святыню.  

- На все воля Божия, - говорит другой, более осторожный монах. - Нам остается только молиться да уповать на милость Богородицы.  

- Почаевская лавра - это наш Иерусалим, - сказал мне напоследок житомирский священник о. Василий. - Мы привозим сюда паломников не только для исцеления, но и для укрепления в вере. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.