Философ террора

Уже мало кто помнит, что до 1991 года Фурштатская улица в Петербурге носила имя Петра Лаврова - знаменитого русского философа и политика прошлого века. История его жизни, а главное то, чем обернулись в конечном итоге его проповеди и сочинения для русского народа, довольно поучительны и для сегодняшнего дня, когда снова в нашем обществе зазвучали призывы к «радикальным переменам».
Глядя на портрет этого благообразного господина с окладистой бородой, дворянина и профессора, полковника от артиллерии, любившего в свободное время посочинять, трудно представить, что именно Петр Лаврович Лавров еще задолго до «великого Октября» призывал и требовал:
Встанем, братья, повсюду зараз, -
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и дальний Кавказ -
На воров, на собак – на богатых
И на злого вампира царя.
Бей, губи их, злодеев проклятых,
Засвети лучшей жизни заря!
Еще больше мы, наверное, удивимся тому, что эти яростные строки взяты не просто из стихотворения пожилого профессора. Это - цитата из знаменитой «Рабочей марсельезы», сочиненной Петром Лавровым, которая сразу после Февральской революции некоторое время использовалась в России в качестве национального гимна. «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног!» - восторженно распевали на улицах Петрограда экзальтированные барышни, рабочие, студенты и дезертировавшие с фронта солдаты.
Позднее все они, наверное, тоже были очень удивлены, когда эта «бескровная революция» обернулась одной из самых свирепых диктатур в истории человечества.
Хотя чему было удивляться, если в гимне, который они сами же радостно пели, были призывы к кровавой расправе.
Родился будущий революционер-философ в Мелехово Псковской губернии в семье полковника артиллерии в отставке, личного друга знаменитого А. Аракчеева, известного своей преданностью императору. В детстве Лавров получил прекрасное домашнее воспитание, хорошо овладел французским и немецким языками. Повзрослев, поступил в артиллерийское училище в Петербурге, где считался лучшим учеником академика М. Остроградского, проявил исключительные способности к математике. Карьера его продолжилась в качестве преподавателя в Петербургской Михайловской артиллерийской академии и Константиновском военном училище. Во время Крымской войны Лавров оказался в войсках, однако, как сам потом признавался, ему «ни в каких военных действиях участвовать не случилось». Вскоре он женился на красавице, вдове с двумя детьми на руках, немке по происхождению. Отец, узнав о мезальянсе, разгневался и лишил сына материальной поддержки. Для уже многодетного полковника и профессора с неплохим жалованьем, привыкшего к обеспеченной жизни, это оказалось ударом. Пришлось подрабатывать писанием статей для журналов и репетиторством, чтобы содержать большую семью. Впрочем, вскоре смерть отца и старшего брата сделала Лаврова вполне обеспеченным человеком.
Однако именно в это время он стал зачитываться Герценом, сблизился с Чернышевским. Затем вышла в свет его первая книга, «Очерки вопросов практической философии», где Лавров утверждал, что «нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом». Сам он открыто не «призывал Русь к топору», как это делал Герцен. Однако близость к революционерам привела к тому, что после покушения Каракозова на Александра II Лавров был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей» и приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 год.
Вряд ли Лавров в то время предполагал, что когда его политические сотоварищи придут позднее к власти, то за распространение «вредных идей» будут сразу без разговоров ставить к стенке.
Да и не только за распространение, а просто за то, что профессор или бывший царский полковник.
В ссылке Петр Лаврович не трудился прикованным к тачке, а, пользуясь досугом, написал свое самое известное произведение – «Исторические письма». В них содержался страстный призыв к молодежи, ко всем «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», понять «задачи исторического момента и потребности народа», незамедлительно приступить «к творению истории и борьбе против старого мира», который, по его мнению, погряз во лжи и несправедливости.
Сам, впрочем, он бороться за эти идеалы в России не стал, а бежал из ссылки в Париж, где вступил в I Интернационал, съездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом, и вскоре стал редактировать революционную газету «Вперед!» Именно в этой газете и была опубликована его «Новая песня», которую потом окрестили «Рабочей Марсельезой». Впрочем, эта песня была отнюдь не единственной, в которой Лавров призывал к уничтожению «злодеев проклятых». Одно из других его стихотворений так и называлось - «Песня ненависти»:
Пусть в сердце всех, в ком сердце страстью бьется,
Царит лишь ненависти жар.
Готов костер; довольно дров найдется,
Чтоб на весь мир разжечь святой пожар!
Разите же врагов, не уставая,
Разите смелою рукой.
И будет вам та ненависть святая
Священнее любви святой!
В Париже Лавров, прекрасно владея французским языком, сразу почувствовал себя, как рыба в воде.
Когда в 1871 году власть перешла в руки Парижской коммуны, эмигрант из России был в восторге и горячо приветствовал это великое, как он считал, событие.
Он без устали ходил на митинги, выступал на площадях, призывая рабочих французской столицы к решительной борьбе. Даже сам, как писал потом в воспоминаниях, ездил в пригороды, откуда возил коммунарам мешками продукты. В то время в Париже, как это всегда бывает во время всех переворотов, воцарился страшный голод. Парижане съели даже всех жирафов, серн и других обитателей зоологического сада, охотились за кошками и крысами.
Но Лавров ничего этого не замечал, заявляя, что только люди труда могут осуществить «великие идеалы о лучшей и счастливой жизни». Не заметил он и того, как по приказу коммунаров были взяты несколько сот заложников, а потом десятки ни в чем не повинных горожан, в том числе и парижский архиепископ Дарбуа, были расстреляны. Ну, а когда позднее революционеры захватили власть и в России, то террор и расстрелы стали уже нормой.
Выдающийся публицист Михаил Катков еще задолго до 1917 года предупреждал, какие опасности могут нести для России теории и пропагандистская активность русских интеллигентов, философов и теоретиков, которые, вроде Лаврова и Герцена, укрывшись за границей, яростно поносили собственную страну и призывали к уничтожению существовавших в России порядков.
«Наше варварство – в нашей иностранной интеллигенции, - заявил Катков. - Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках».
И – еще: «Наша интеллигенция выбивается из сил показать себя как можно менее русской, полагая, что в этом-то и состоит европеизм. Но европейская интеллигенция так не мыслит. Европейские державы, напротив, только заботятся о своих интересах и немало не думают о Европе».
После поражения Парижской коммуны Лавров не оказался в тюрьме, а смог спокойно доживать свой век во Франции, занимаясь написанием теоретических трудов, причем печатая многое и в России, несмотря на будто бы «свирепую царскую цензуру». В Париже он и умер, и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Вряд ли, конечно, Лавров, тогда понимал, к чему приведут его страстные проповеди «борьбы против старого мира» и дела его последующих единомышленников, ради чего и следует «бить и губить злодеев проклятых». Однако когда в России, уже после его смерти, грянула революция и к власти пришли ученики бывшего профессора, философа и отставного полковника, то это хорошо понял погибший от ее ужасов Александр Блок. «Рабочую марсельезу» Лаврова великий поэт назвал среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце». Их «не вырвешь иначе, как с кровью», - сокрушался поэт.
Кровью все идеи и восторги Петра Лаврова перед революциями и обернулись. Большой кровью.
Ну давайте припишем Лаврову еще и то, что он не предвидел интернет и совершенно недооценил освоение космоса. И вообще, кто он такой по сравнению с нашим другом Алексом-1, который все знает, все предвидит и абсолютно безгрешен аки папа римский?
Тон статьи совершенно неверный,поверхностный и дежурный, не содержащий ни капли уважения к П. Л. Лаврову, одному из ярких фигур русского освободительного движения. Возьмите его труды и хотя бы прочтите те же "Исторические письма". Стиль, правда, тяжеловат, но вещь весьма небезынтересная.
алекс-1, вы отстали от жизни. Они еще покупали на награбленные деньги яхты, дворцы и футбольные клубы.
А вообще, я для общего развития интеллекта и кругозора рекомендовал бы почитать удивительно интересную и познавательную переписку большевистского руководства. Удивляет также хороший русский язык у всех руководителей революции, кроме, может быть, Буденного. Не все тогда грамоту разбирали.
Переписка интересна еще тем, что это оригинальный текст без посредничества толкователей. Это сама история! Какие характеры, какие интриги!
Настоятельнейше рекомендую к прочтению.
http://leninism.su/index.php?option=com_content&view=article&id=4197:bolshevistskoe-rukovodstvo-perepiska-19121927&catid=116:revolution-and-civil-war&Itemid=65
Вы высказали своё, а я - своё. Почему вы считаете, что я пытаюсь переубедить, а вы -нет?
\\Общайтесь с алексами, саграми и прочими гозманятами,\\
Вы даже не видите разницу в их позициях по многим вопросам. Точку зрения САГРЫ я разделяю, АЛЕКСА, кажется ни разу ни в одном из его комментариев.
Что касается вашего наивного "преступления Ленина и его сподвижников замалчивают", так о нем стараются вообще и вполне сознательно не упоминать (если бы не 5,5%, оказавшиеся лужей!).С какого бодуна стали бы замалчивать-то? Вы иногда серую массу приводите в движение! Это же закон жанра нашего СМИжвачного пиара - если хочешь, чтоб о ком-то забыли, не произноси имя его. Для любопытства спросите у молодых, кто такой Сталин, Че Гевара, Ленин. И, если по первым двум вам обязательно что-то расскажут, гнусное (как правило по Сталину) или восторженное (бренд пиара Че, живого власти боялись и ненавидели) - дело вторичное, то по ВИЛ, в лучшем случае, вспомнят что-нибудь про грибы или шпионов. Потому что не только практик, но, в первую очередь, теоретик, творец идеи. А носители идеи, повторюсь, всегда опаснее для противника.Таковы реалии, Вера. Поэтому вам есть прямой смысл помолчать о социализме...
Либеральный миф уже обросший бородой. Факты есть?
Потоков грязи больше льют на Сталина, а преступления Ленина и его сподвижников замалчивают.
Статья о Лаврове лишний раз подтверждает правоту высказывания, что революцию задумывают философы, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются подлецы.
\\заставили толстосумов делиться! \\
Вначале толстосумы поделились с Лениным и Троцким, чтобы они совершили революцию, затем Ленин с Троцким расплатились с ними сдав в концессии ресурсы России и приковав народ к тачке за похлёбку.