Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Его боялось люфтваффе

Его боялось люфтваффе

Немецкие аналитики приписали создание дальней авиации именно ему
Алексей Тимофеев
11.12.2006

В дни 65-летия Московской битвы затронем лишь одну сторону этой большой темы. В исторической литературе явно недостаточно освещена организаторская деятельность лучших командиров и командующих Красной Армии, та работа, которая позволила в кратчайшие сроки создать полки, дивизии и армии, способные побеждать сильного противника.

В решающий момент истории народ выдвинул из своей среды выдающихся лидеров. Это была настоящая элита, которая проявляет себя в России, как правило, лишь в экстремальных обстоятельствах.

Почему так происходит? Видимо, потому что в мирное время для того, чтобы оказаться у власти, часто нужны другие качества. Самостоятельность и независимость в суждениях, честность и прямота, творческое мышление, волевой характер далеко не всегда принимаются вышестоящим руководством.

Вспомним об одном из героев Московской битвы – Александре Евгеньевиче Голованове (на фото), который командовал осенью 1941 года бомбардировочной авиадивизией.

#comm#Успешное командование в той решающей битве и предопределило дальнейший служебный рост Голованова, не имевший себе равных в годы войны.#/comm#

За три с половиной года Голованов поднимается в званиях от подполковника до Главного маршала авиации. С марта 1942 года он – командующий Авиацией дальнего действия (АДД). АДД была ударной силой Ставки Верховного Главнокомандования, применялась в интересах стратегически важных фронтов. Если весной 1942 года под командованием Голованова было около 350 бомбардировщиков, то к исходу войны он возглавлял воздушную армаду - более 2000 самолётов. Каждая третья авиабомба, сброшенная на врага в годы войны, была отправлена к цели экипажами дальних бомбардировщиков. А.Е. Голованов был награждён орденом Суворова l-й степени за номером 9, то есть вошёл в элиту наших полководцев. Высокая оценка АДД и её командующего даётся в трофейных документах немецкой разведки. О Голованове аналитики люфтваффе писали: "АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации... Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД - высшее выражение этого".

В 1941 году А.Е.Голованову исполнилось всего 37 лет. Ум и энергия позволили ему сделать все, чтобы АДД стала ведущей в применении технических и тактических новшеств, а потери уменьшились. Военные историки фиксируют такие цифры: "Если за первые полгода войны один сбитый самолёт дальней авиации приходился на 13 самолёто-вылетов, то начиная с марта 1942 г. в АДД потерянный бомбардировщик приходится на 97 самолёто-вылетов".

Непростая биографии А.Е. Голованова, причины замалчивания его имени – это, наверное, сюжет для увлекательного романа. В начале 1941 rода шеф-пилот Аэрофлота Голованов пишет письмо Сталину, которое начинается так: "На сегодня с каждым днём диктуется необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях и точно прuлетать на цели, которые ей указаны, независимо от метеорологических условий. Именно этот вопрос, по существу,и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д.".

Сталин немедленно вызывает Голованова в Кремль и поручает ему формировать отдельный дальнебомбардировочный полк. Примерно сходным образом Сталин поднимает на высокие посты близких Голованову по возрасту Н.Н. Воронова (командующий артиллерией), Н.Г. Кузнецова (нарком ВМФ), А.И. Шахурина (нарком авиационной промышленности) Д.Ф. Устинова, Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина и многих других. Случались у Верховного и ошибки - не справились с крутым карьерным взлетом генералы Д.Г. Павлов, П.В. Рычагов, но в целом кадровая политика Сталина в годы войны себя оправдала.

Каковы же основные черты стиля организаторской деятельности Голованова?

Первое - это способность увидеть главное звено в порученном деле, то звено, которое позволит поднять всё остальное.

#comm#Военные летчики к 1941 году, и это был главный недостаток нашей бомбардировочной авиации, плохо владели навыками ночных полётов, полётов вне видимости земли по радионавигационным приборам. #/comm#

И Голованов сначала в отдельном полку, которым он командовал, а затем во всей созданной им АДД организовал продуманную систему подготовки экипажей.

Хотя далеко не все сначала понимали новаторские идеи Голованова. Например, зимой 1941 года начальник Главного управления ВВС генерал П. В. Рычагов в приёмной у Сталина говорит Голованову: "Много вас тут шляется со всякими предложениями! То Коккинаки, то Голованов, обязательно ещё кто-нибудь появится. Откажитесь, пока не поздно, от вашей дурацкой затеи. Всё равно у вас ничего не выйдет".

Но Голованов добивается своего. Была решена задача нанесения точных ударов по противнику. Командующий решал эту задачу в личных беседах, в обсуждении с лучшими своими лётчиками и штурманами. Удары наносились ночью. Перед вылетом проводился детальный проигрыш полёта, изучение цели, маршрута и т. д. Сначала поднимались в воздух разведчики погоды. Голованов пишет:

"Разведчиками погоды назначались, как правило, особо опытные экипажи, отлично владеющие всеми способами самолётовождения. Подходя к цели, этот разведчик погоды - лидер переходил на работу на привод, становясь как бы приводной радиостанцией, что давало возможность остальным самолётам настраиваться и идти на него.

За лидером следовали самолеты-осветители, которые, придя в район цели, освещали её светящимися бомбами. За осветителями шли два-четыре экипажа, также из числа лучших, с зажигательными бомбами, которые, убедившись в точности выхода в назначенное место, первыми бомбили и поджигали цель.

После того, как цель была подожжена, появлялась основная группа бомбардировщиков, и хотя каждый летел к цели самостоятельно с разных аэродромов, приходил туда в назначенное ему время и сам прицельно бомбил уже обозначенный огнями пожаров объект. Такая схема максимально исключала возможное нанесение удара по ложным объектам, а также повышала результативность налёта".

Наблюдавшие в 1943 году работу АДД на одном из подмосковных аэродромов представители английских ВВС поначалу посчитали столь чётко организованные вылеты больших групп дальних бомбардировщиков показом. Лишь увидев пробоины в самолётах, раненых членов экипажей, англичане выразили восхищение блестящей организацией боевой работы. Здесь же Голованов приводит ещё один пример, позволяющий понять, почему Красная Армия победила. У американцев экипаж, совершивший 25 боевых вылетов на Германию, отправлялся домой, как выполнивший свой долг. А в АДД 100-200 боевых вылетов считались вполне обычным явлением.

В мемуарах Голованов пишет: "Организация связи и управления, как я уже отмечал, была отработана так, что сам штаб АДД в любую минyry мог связаться с любым находившимся в воздухе самолётом. Четкость управления массой летящих самолётов была доведена до совершенства. В любой момент, в любую минyry мы были в состоянии повернуть их в нужном направлении или изменить поставленную ранее задачу, что и имело место, в особенности при наших стремительных наступательных операциях. Не было случая, чтобы находившиеся в воздухе экипажи, получив новую задачу, её не выполнили бы".

Особое внимание уделялось подбору, подготовке, слетанности экипажей, Для ввода в строй каждому, в особенности штурману, обязательно давали несколько боевых вылетов в составе опытного экипажа. В составе молодого экипажа всегда был кто-либо, имеющий уже достаточный боевой опыт.

Подготовка экипажей шла как будто бы медленно, но это оправдывало себя. Вероятность потери экипажа сокращалась пропорционально имевшемуся опыту.

#comm#У Голованова в АДД не было случаев, когда в бой посылали молодых лётчиков, имевших считанные часы налёта, как это бывало, к сожалению, в наших ВВС вплоть до конца 1943 года.#/comm#

Следует сказать и о кадровой политике, которая проводилась в АДД. Голованов, безусловно, был прекрасным психологом, умевшим расставить людей соответственно их способностям. Вот несколько основных его принципов.

1) "Чтобы узнать о том или ином лётчике, никогда не ходи к начальству, а спросилюдей, которые близко с ним соприкасаются в лётной работе".

2) "Нередко у нас бывает, что, когда нужно выдвинуть человека на ту или иную должность, начинают такую фигуру искать на стороне. Нередко потом горюют по этому поводу, видя, что вновь пришедший человек совсем не лучше своих товарищей, да ему ещё нужен какой-то срок, чтобы освоиться с новой работой. Я всегда убеждался в том, что лучше выдвигать товарищей, которых знаешь. В данном случае имеешь два преимущества: во-первых, ошибка менее вероятна, а во-вторых, товарищ, выдвинутый на более высокую должность, как правило, трудится, не покладая рук".

3) "Если задаться вопросом, какова главная причина, по которой старший и высший командный состав АДД пользовался непререкаемым авторитетом у подчинённых, ответ может быть один: все командиры вышли из лётного состава и сами многократно летали на боевые задания".

То есть лётчиками руководили лучшие из лётчиков. Кстати говоря, сам Голованов летал в 1941 году, пока Сталин не запретил ему боевые вылеты.

А если у человека нет надлежащих способностей, знаний и опыта, "ничто ему не поможет - ни добрые советы старших товарищей, ни их поддержка".

"Были, конечно, у нас во время войны и ошибки в назначении и выдвижении людей, - признаёт Голованов, - но, как правило, мы старались исправить их и не боялись признаться в своих промахах. Более того, признание своих промахов и исправление их лишь укрепляло уважение подчинённых к своему руководителю или командиру".

4) "При подборе, расстановке и перемещении кадров мы вынуждены были не считаться ни со сроками службы тех или иных товарищей, ни с воинскими званиями. Ни личные знакомства, ни какие-либо иные соображения значения не имели. Нередки были случаи, когда из рядовых лётчиков или из рядовых штурманов людей выдвигали прямо на полки. В то же время некоторых командиров приходилось снимать, так как они оказывались неспособными.

Не забывали, кстати говоря, в Красной Армии и о материальном поощрении. Например, гвардейцы получали полуторные оклады.

Как вспоминал ветеран АДД генерал-лейтенант авиации С.Я. Фёдоров: "Мы были ударной силой и находились на особом положении... Но главное - когда мы садились на аэродромы фронтовой авиации, они видели, какая у нас спайка и дружба в экипажа, какой у нас коллектив... Мы - головановцы! Будут идти годы, но такие люди, как он, не могут быть забыты, о них всегда будут вспоминать в трудный для Отечества час". I

Таким образом, как показывает история Великой Отечественной войны, а в данном случае боевая деятельность Главного маршала авиации А.Е. Голованова, одной из главнейших во все времена является проблема элиты. Достойные люди всегда были и есть в нашей стране, но не всегда они занимают соответствующие посты.

А ведь один выдающийся руководитель, если ему предоставлена свобода действий, способен радикально и быстро, а не за годы пустых обещаний, изменить положение в порученном ему деле. Без поиска и выдвижения таких лидеров успеха не может быть ни на войне, ни в ходе каких-либо преобразований в обществе.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.