Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

День любви и борьбы

Убитый граф так ничего и не узнал о празднике
Юрий Савельев
07.03.2006

Международный женский День. Во многих странах мира это история борьбы женщин за свои права. В России же этот весенний день является романтическим, красивым праздником слабого пола, любви, да к тому же нерабочим днем. Это удивительно, поскольку история возникновения названной даты совсем не располагает к подобному ее отмечанию.

Полное название праздника 8 Марта – "День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие". Придумали эту формулу феминистки-социалистки Клара Цеткин (1857-1933) и Роза Люксембург (1871-1919).

Они были не только соратницами в своей борьбе за равноправие женщин, но и близкими подругами, несмотря на разницу в возрасте. Обе активно выступали против трех "К", принятых в Германии и Польше. Три "К" – кюхен (кухня), киндер (дети) и кирхен (церковь) – были уготованы каждой немецкой и польской женщине.

Со своим предложением об учреждении Международного женского дня Клара Цеткин выступила в 1910 году на II Международной конференции социалисток в Копенгагене. Но почему 8 Марта?

По некоторым сведениям, Клара вспомнила и рассказала одно немецкое предание. В средние века владетель имел право первой ночи. Его подданные девушки, прежде чем выйти замуж, должны были посетить его опочивальню. В одном графстве одновременно состоялось восемь свадеб, и всех невест звали Мартами. Семь девушек безропотно приходили в опочивальню графа, а восьмая Марта отказалась. Ее насильно привели к господину. Оставшись наедине, она выхватила из складок платья нож и убила графа. Выбравшись из замка, она прибежала к своему любимому и все рассказала. Они покинули это графство, поженились. Жили долго и счастливо. Это был один из первых вызовов бесправию женщин. Социалистки решили, что праздник должен отмечаться 8 марта именно в честь этой непреклонной восьмой Марты.

Есть и менее романтичная версия возникновения праздника. В этот день в 1957 году в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, сухие рабочие помещения, равную с мужчинами зарплату. Женщины работали по 16 часов в сутки, в отличие от мужчин, которые уже добились 10-часового рабочего дня. На предприятиях США в то время возникали многочисленные профсоюзные организации. После 8 марта 1857 года образовался еще один профсоюз; впервые его членами стали женщины. 8 марта они потребовали представления им избирательного права.

Так или иначе, но после выступления Клары Цеткин в Копенгагене событие стали отмечать, но в совершенно разные дни. В 1911 году оно впервые отмечалось в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии 19 марта. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

…В России Международный женский день впервые отметили в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации "научного утра по женскому вопросу". Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

Праздник же 8 марта был введён в качестве официальной даты в первые годы советской власти. В 1965 году 8 марта стало нерабочим днём.

Согласно традиции, сложившейся в России в течение XX века, каждая женщина ждёт подарок к 8 марта от всех мужчин, в особенности от тех, кому она оказала внимание 23 февраля. В трудовых коллективах сложился своеобразный обмен подарками.

…В Древнем Риме тоже существовал женский день – праздник свободно рождённых женщин. В этот день матроны получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Женщины-рабыни тоже получали подарки; хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты – хранительницы домашнего очага.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..