Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 мая 2024

Бразильский конвой

Почему о латиноамериканском вкладе в победу над фашизмом никто не вспоминает
Борис Мартынов
09.02.2010
Бразильский конвой

Еще до вступления Бразилии в войну подводники адмирала Деница пускали на дно торговые суда нейтральной страны в нейтральных водах. В период с 7 марта по 22 августа 1942-го – день объявления Бразилией войны странам «оси» - нацистскими подводниками было потоплено 17 торговых судов, шедших под бразильским флагом. Только с 15 по 17 августа они пустили на дно пять судов, причем из 252 пассажиров парохода «Байпенди спаслось лишь 15. Бразильцам было известно намерение Гитлера, высказанное им еще в 1933-м, сделать из страны, «где есть все необходимое», некую «Новую Германию», предварительно «избавив ее от негров и мулатов».

Накануне войны Бразилия отправила свои некогда великолепные линкоры «Сан Пауло» и «Минас-Жерайс» в порты Ресифи и Салвадора - доживать век в качестве плавучих батарей. Правда, для боевых действий в океане походили легкие крейсера «Баия» (на фото) и «Рио-Гранди-ду-Сул». В годы Первой мировой они вели успешное патрулирование в Южной Атлантике, затем, ближе к ее окончанию, союзное командование отправило их на дежурство в Средиземноморье.

«Баия» и «Рио-Гранди-ду-Сул» относились к категории крейсеров-разведчиков - «скаутов» - которые тогда только начинали появляться сначала в английском, а потом и в германском флотах. Крейсера-«скауты» от классических легких крейсеров отличались несколько меньшим водоизмещением и более легким вооружением (несколько 5- или 6-дюймовых орудий, слабое бронирование, пара-тройка торпедных аппаратов). Однако превосходили их по двум важнейшим, выявившимся в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов показателям: скорости и маневренности. 23 узла, хоть и не ахти что, но позволяли им вести охрану конвоев и преследовать подводные лодки противника. Могли пригодиться и другие ветераны: шесть эсминцев класса «Амазонас».

Если бы ни одно обстоятельство. По свидетельству бразильского ветерана войны, командора Жерсона ди Маседу Соариша, ни один из бразильских кораблей не был оборудован ни сонарами, ни радарами - а без этого нельзя было и думать об их участии в борьбе с подлодками. Мало того, они не имели даже самого необходимого: установок по постановке дымовой завесы, глубинных бомб, и даже торпед. Бразильский ветеран объяснял такую ситуацию исконным миролюбием своей страны, которая не желала быть втянутой в войну.

Состояние бразильского флота было таково, что без посторонней помощи страна никак не могла бы защитить три с лишним тысячи миль своего атлантического побережья, вдоль которого сосредоточены практически все ее крупные города и промышленные центры. В стране были в курсе особой политики рейха в отношении почти миллионного немецкоговорящего населения трех южных штатов - Параны, Санта-Катарины и Рио-Гранди-ду-Сул, которое рассматривалось как «пятая колонна» для захвата власти нацистами.

По данным свидетеля тех времен, бразильского дипломата и разведчика Сержиу Корреа да Коста, Гитлер собирался напасть на американский континент после того, как одержит победу над Англией и СССР.

Существовали планы строительства Германией крупного океанского флота, включающего авианосцы, в период с 1943 по 1950 годы. Захват Латинской Америки – «мягкого подбрюшья США» - мыслился Гитлером с использованием «пятых колонн» также в Чили и Боливии при опоре на дружественное нацистской Германии правительство Х. Перона в Аргентине.

Американцам позарез была нужна безопасная Южная Атлантика - как источник бесперебойных поставок сырья и продовольствия странам антигитлеровской коалиции. Бразильцам же пока необходимы были лишь корабли, оружие и люди, которые умели владеть им. Уже 2 января 1942 года командующий бригадой крейсеров ВМС Бразилии, контр-адмирал Жозе Додсворт Мартинс отправился на остров Тринидад в Карибском море для встречи с командующим Южноатлантической оперативной группой ВМС США, контр-адмиралом Джонасом Х. Ингрэмом. Планы союзничества начали обретать плоть и кровь.

Задача была поставлена трудная. Бразильцам и американцам предстояло обеспечивать безопасность конвоев, шедших из Европы и США в Южную Америку и Африку и обратно в условиях, когда Германия, силами своего подводного флота, решила сорвать поставки продовольствия, вооружений, медикаментов и оборудования в воюющие страны, прежде всего - в Англию и Советский Союз. Главными пунктами сосредоточения торговых судов на этих маршрутах были остров Тринидад, где формировались конвои, шедшие на юг, и дальше - бразильский Натал, откуда они отправлялись в Салвадор, Ресифи, Рио-де-Жанейро, Сантос, Виторию, Порту Алегри или на восток – к берегам Африки.

Обратно корабли шли тем же путем, покрывая колоссальные расстояния (пунктом назначения многих из них был заполярный Мурманск), по водам, кишевшим нацистскими субмаринами.

Уже к концу 1943-го бразильцы взяли на себя всю ответственность за юг Атлантики, включая и западное побережье Африки. Они доводили эскортируемые суда до островов Карибского бассейна, где их «подхватывали» американские и канадские корветы и эсминцы. В конвоях ТR (остров Тринидад–Рио-де–Жанейро) и RT (в обратном направлении) насчитывалось иногда до 20 торговых судов, шедших под английскими, американскими, советскими, бразильскими, голландскими, шведскими и другими флагами. Первой жертвой стало вспомогательное судно ВМФ Бразилии «Витал ди Оливейра», торпедированное 19 июля в районе мыса Сан-Томе. Тогда погибли 100 членов экипажа. Однако эффективность сопровождения была такова, что за все время войны, по данным американской военно-морской статистики, не был потоплен ни один торговый корабль, находившийся в зоне ответственности бразильских эскортов!

По этим же данным, на долю бразильцев пришлось около 14-ти уничтоженных нацистских подлодок.

12 ноября 1944-го Джонас Х. Ингрэм попрощался со своими боевыми друзьями. Он пошел на повышение, получив звание полного адмирала и пост командующего Атлантической эскадрой США. На его место заступил вице-адмирал Вильям Мунро, и вот с этого времени «боевое братство» двух флотов стало давать сбои. Началось с задержек в передаче обещанных еще Ингрэмом эсминцев: чем ближе к победному окончанию войны, тем меньше правящие круги США стремились к упрочению патриотических тенденций, которые успели набрать силу в Бразилии, да и в других латиноамериканских странах за все эти годы. Неслучайно ведь Вашингтон отказал правительству Ж. Варгаса в просьбе увеличить бразильский контингент в Европе, а к стремлению других латиноамериканских стран обеспечить полноценное участие их вооруженных сил в войне отнесся с прохладцей.

Бразильские крейсера сопровождали в Европу транспорты, которые перевозили их экспедиционный корпус на фронт в Италии - всего 25,5 тысяч военнослужащих. На сухопутном фронте потери бразильцев составили 452 человека. 18 мая 1945-го контр-адмирал К. Соариш Дутра издал приказ, который начинался словами: «Окончилась война! Бразильцы отстояли свое право на существование в качестве свободной, суверенной и самостоятельной нации.

Не было все эти годы для людей, служивших в ее военно-морском флоте, ни секунды полноценного отдыха, ни днем, ни ночью, ни в шторм, ни в ясную погоду, их не могли остановить никакие физические или моральные страдания.

Они заслужили эту победу, и Бразилия вышла из войны столь же великой, как и любая другая из великих мировых держав!».

Бразильцы готовились торжественно встретить бойцов, покрывших себя славой на полях сражений в Италии. Но еще продолжалась война с Японией, хотя победа над ней ни у кого уже не вызывала сомнений. В это время на море произошла трагедия, которая потрясла всю страну. Всего за один день – 4 июля 1945-го - число жертв, которые вооруженные силы Бразилии принесли на алтарь Второй мировой, почти удвоилось. При этом трагическая гибель неподалеку от африканского побережья в районе Дакара крейсера «Баия» долгое время оставалась загадкой, а вскоре обрела даже какие-то мистические очертания. Как выяснилось позднее, к гибели корабля, который за годы своей долгой жизни стал чуть ли не олицетворением самой Бразилии, оказались непричастны ни «потерявшаяся во времени» немецкая субмарина, ни мифический «японский рейдер», ни блуждавшая по воле волн плавучая мина. В тот роковой день моряки крейсера взялись отремонтировать установленный на юте зенитный автомат. Случайно из него был произведен выстрел боевым зарядом, и снаряд угодил прямо в кассету с глубинными бомбами на корме корабля. Раздался страшный взрыв, и через несколько минут обломки крейсера лежали на дне. Погибли 337 моряков, включая и командира, капитана 2-го ранга Гарсиа д`Авила Пита ди Карвалью-и-Албукерки. Спаслись лишь 33 члена экипажа злополучного корабля, которых подобрал в море английский пароход «Бельта»…

Последним заданием для кораблей Северо-восточной группы ВМФ Бразилии стало обеспечение трансатлантических путей переброски американских солдат из Европы на Тихоокеанский ТВД. Она осуществлялась самолетами военно-транспортной авиации США по двум маршрутам: через Дакар и Натал и через Монровию - остров Вознесения и Натал, причем бразильским кораблям, расположенным стационарно вдоль этих маршрутов, предписывалось обеспечивать радиоподдержку американских самолетов и, в случае необходимости, спасение терпящих бедствие. Задание, само по себе, конечно, было важным, но вряд ли бразильские моряки могли сказать за него «спасибо» американцам. Оно нанесло серьезный удар по престижу бразильского флота, поскольку для его выполнения были пригодны абсолютно любые суда, совсем необязательно военные. Главным же было другое. Как справедливо отметил командор Жерсон, этим решением бразильский флот лишался последней возможности «демонстрации флага» в Европе.

Это косвенно обозначило стремление США любыми способами избежать признания вклада Бразилии в войну, и, следовательно, умаление роли в послевоенном мироустройстве.

Все это скоро подтвердилось на практике: в отказе США предоставить Бразилии место постоянного члена Совета Безопасности ООН, в игнорировании мнения делегатов этой страны на Сан-Францисской конференции, а в дальнейшем – в непризнании ими особого положения Бразилии в Южной Америке. Самостоятельная, уверенная в себе и патриотически-настроенная Бразилия, пользующаяся признанием своей роли во Второй мировой войне со стороны других держав-победительниц, была не нужна Соединенным Штатам, которые ревностно блюли свою монополию на тотальное господство в Западном полушарии…

Стоит ли осуждать американцев за то, что они фактически предали своего союзника, отказавшись признать его особые заслуги в послевоенный период? Они действовали в полном согласии с тем, что сегодня назвали бы «цивилизационной парадигмой». Если фраза Б. Дизраэли: «У Англии (читай – у США, Б.М.) нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы», была известна давно, то теперь она нашла научное подтверждение в выводах специалистов по «этике ведения бизнеса». А те утверждают: лишь конкретный интерес и «сухой остаток» лежат в основе системы ценностей представителей англосаксонской части рода человеческого.

Россия стремится сохранить память об исторической роли СССР во Второй мировой войне и потому сама должна признавать роль других стран - независимо от того, какое место они занимают на глобусе, и сколько жертв на алтарь Победы им пришлось принести. Однако по сей день со стороны российских официальных лиц не доводилось слышать о вкладе Бразилии, а информация об ее участии в войне остается у нас уделом специалистов…

Давайте отдадим дань памяти бразильцам, сражавшимся за Победу.

Борис Мартынов - заместитель директора Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук

Специально для Столетия


Эксклюзив
08.05.2024
Максим Столетов
Сегодня по своей значимости военный парад на Красной площади сравним с парадом 1941-го
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.