Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Благословение на подвиг

Благословение на подвиг

Вышел в свет сборник документов о Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
Андрей Терентьев
25.06.2009
Благословение на подвиг

День 22 июня 1941 года совпал с церковным праздником Всех Святых, в земле Российской просиявших. На этот же день в Москве советским правительством был намечен взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках, и должна была состояться передача ключей от Богоявленского собора и церкви Илии Обыденного. На первый взгляд, ничего необычного в том не было: атеистическое государство проводило в жизнь обычную атеистическую политику. Это только потом подобное совпадение многим покажется знаковым…

Как и все советские люди, Патриарший Местоблюститель – митрополит Сергий (Страгородский) – узнал о начале войны из сообщения В.М. Молотова, и в тот же день выступил с обращением «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».  

««Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания, - говорилось в послании митрополита Сергия. - С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Словами из обращения: «Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями», - митрополит Сергий благословил воинов Красной Армии на беспримерный в истории ратный подвиг.  

Эти слова были сказаны в тот момент, когда, казалось бы, у Русской Православной Церкви не должно было остаться ни физических, ни моральных сил сопротивляться своему главному гонителю.

Большая часть духовенства была физически уничтожена, чуть ли не все храмы закрыты, уцелевших церковных иерархов остались единицы...  

Руководитель исследовательского проекта по подготовке документов сборника «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (М.: Издательство Крутицкого подворья, 2009, 765 с.), доктор исторических наук Людмила Лыкова рассказывает:  

- К 1941 году Русская Православная Церковь имела 3021 действующий храм, причем около трех тысяч из них находились на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. Священнослужителей в стране насчитывалось накануне войны 6376 (замечу, что в 1914 клир Русской Православной Церкви составлял 66 100 священников и дьяконов).  

В 1938 г. в СССР не существовало ни одного официально действующего монастыря. После присоединения Восточной Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии их стало 46. От высшего духовенства в предвоенные годы осталось четыре человека: два епископа и два митрополита составляли весь епископат Русской Православной Церкви. С 1918 г. не созывались ни Поместный, ни архиерейские соборы. Если можно так сказать, религиозная жизнь приняла очаговый характер. Такой встретила РПЦ начало войны.  

Вслед за митрополитом Сергием митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) также обратился с архипастырским посланием с призывом к защите Отечества.  

Послания иерархов церкви (а их за период войны было свыше 20) носили не только призывный и консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция РПЦ по отношению к захватчикам и войне.

Так, 4 октября 1941 г., когда Москве угрожала смертельная опасность, и население переживало тревожные дни, митрополит Сергий выпустил Послание к московской пастве, призывая к спокойствию мирян и предупреждая колеблющееся духовенство: «Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей Родины и Церкви – вместо святого креста осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги».  

На территории РСФСР была создана «Православная миссия в освобожденных областях России», известная также как «Псковская православная миссия». Под эгидой оккупационных властей на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской и Калининской областей, она на протяжении своего существования с августа 1941 г. по апрель 1944 г. находилась в каноническом единении с Московским Патриархатом. Во главе ее стоял Экзарх Сергий (Воскресенский). И когда митрополит давал согласие на управление церковными делами в северо-западных областях, он искренне рассчитывал, прежде всего, на возрождение здесь традиционной религиозной жизни. А 29 апреля 1944 г. на шоссе Вильнюс-Каунас машину митрополита Сергия (Воскресенского) расстреляли мотоциклисты в немецкой форме, убив Экзарха. В вышедшем в свет сборнике впервые приведены документы из фондов ЦА ФСБ РФ, дающие информацию об этом убийстве.  

Особо следует отметить деятельность «партизанских попов», которые на оккупированной земле Белоруссии являлись подчас единственным связующим звеном между партизанами и местными жителями. Назовем лишь некоторые имена: священники В. Конычко, В. Бекаревич, А. Романушко и многие, многие другие патриоты Отечества заслуживают вечной памяти нашего народа.  

Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех ресурсов страны. Миллионы верующих (а факт их наличия подтвердили данные переписи 1937 г.) воевали на фронте и трудились в тылу. Иллюзии о повсеместном преодолении религии рассеялись быстро. Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священники и верующие не ограничивались только молебнами о даровании победы Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу.  

Власть в течение первых двух лет войны фактически не вмешивалась в религиозную жизнь страны. Была свернута публичная антирелигиозная пропаганда и деятельность «Союза воинствующих безбожников». С августа 1941 г. в прессе стали появляться публикации о патриотической деятельности Русской Православной Церкви.

Несмотря на осадное положение в Москве, на Пасху 1942 г. распоряжением коменданта Москвы было разрешено беспрепятственное движение верующих всю ночь с 4 на 5 апреля. В ноябре 1942 г. митрополит Николай (Ярушевич) был приглашен в состав членов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Церковь приняла участие в работе Всеславянского комитета борьбы с фашизмом. Активными участниками в деле сплочения славянских народов стали митрополиты Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич).  

Фактически легализовать сбор денег и вещей среди прихожан (что было строжайше запрещено еще в 1929 г.) митрополиту Сергию удалось лишь в 1943 г., когда на телеграмму И. Сталину от 5 января, в которой он сообщал о начале сбора средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, был получен ответ с разрешением открыть специальный счет в Госбанке. С получением права на центральный банковский счет Церковь фактически стала юридическим лицом. Только на строительство танков Т-34 было собрано свыше 8 млн. рублей!  

Эстафету от верующих приняли рабочие танкового завода Челябинска. В короткий срок было построено 40 танков. Они и составили колонну с подписями на башнях боевых машин «Дмитрий Донской». Ее передача частям Красной Армии состоялась 8 марта 1943 г. у деревни Горелки.  

Учитывая высокую значимость патриотического акта православных, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Советской Армии.  

Памяти и уважения поколений заслуживают верующие блокадного Ленинграда. Нельзя спокойно читать строки, повествующие о жизни осажденного города. В данном сборнике представлен один из самых эмоциональных документов летописи войны – «Из очерка о деятельности духовенства и мирян Спасо-Преображенского собора (г. Ленинграда) за 2 года Отечественной войны». Через его сдержанное повествование проступает величие духа и невероятное самопожертвование ленинградцев.  

В нечеловеческих условиях блокады люди не только оставались людьми, а делали все возможное для помощи ближнему. Все восемь храмов города не закрывались ни днем, ни ночью. А митрополит Алексий (Симанский) не покидал блокадный город, переживая со своей паствой все тяготы войны, воодушевляя и наставляя ее.

С осени 1943 г. наметился «новый» государственно-церковный курс, когда начался период организационного возрождения и укрепления обескровленной в предвоенные десятилетия Русской Православной Церкви. Начало этому курсу положила сентябрьская встреча митрополита Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) со Сталиным в Кремле.  

В ходе встречи обсуждались вопросы о созыве Архиерейского собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси, открытии духовных учебных заведений, православных храмов, издании ежемесячного церковного журнала, выделении помещения для Патриархии (правда, им стал не игуменский корпус Новодевичьего монастыря, о чем просили иерархи, а особняк в Чистом переулке, дом 5, в котором до войны жил немецкий посол Шуленберг). В ходе той знаменитой беседы были затронуты вопросы и о судьбах осужденного в разные годы епископата. Сталин разрешил подготовить список для возможной амнистии. В конце беседы Сталин сообщил митрополитам, что правительство решило образовать Совет по делам Русской Православной Церкви.  

8 сентября 1943 г. на Соборе епископов был избран двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси – Сергий. В сборнике широко представлены его основные решения.  

Освобожденные из ссылок и лагерей архиереи заняли епархиальные кафедры и другие церковные вакансии. Среди них архиепископы: Казанский – Андрей (Комаров), Ставропольский – Антоний (Романовский), Тульский – Иоанн (Братолюбов), Астраханский – Филипп (Ставицкий), Краснодарский – Фотий (Тапиро) и Уфимский – Стефан (Проценко).  

Еще одно данное Сталиным на встрече в Кремле обещание об открытии духовных учебных заведений также было выполнено. В июне 1944 г. прошло торжественное открытие богословского института и пастырских курсов в стенах московского Новодевичьего монастыря. В сборнике представлены интересные документы по подготовке к открытию, утверждению учебных программ, составу учащихся и преподавателей.  

С 21 по 23 ноября 1944 г. в здании Московской Патриархии Собор епископов объявил о подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. Власти заявили, что те явления, которые сейчас происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях ее с государством, не представляют чего-то случайного и временного, а носят характер одобрения ею той позиции, которую Церковь заняла в отношении государства в предвоенное десятилетие и в военные годы.  

Здесь стоит добавить, что в этот период в Кремле существовали планы по внешнеполитическому использованию авторитета Церкви, и, действительно, эта политика оказалась долговременной.

На Поместный Собор, открывшийся 31 января 1945 г. в храме Воскресения в Сокольниках, были приглашены делегации Православных Церквей. Все визиты необходимых гостей власть санкционировала. Приглашения рассылались по каналам дипломатической связи. По каждой делегации сверху получались жесткие инструкции.  

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. принял редчайшую по представительности делегацию Автокефальных Православных Церквей. На Собор в Москву прибыли: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос – Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха – митрополит Фиатрийский Герман, Иерусалимского – архиепископ Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржемским Иосифом.  

Поместный Собор Русской Православной Церкви, второй из пяти, состоявшихся в ХХ веке, вызвал живой отклик у советских людей. Их высказывания внимательно собирались и тщательно анализировались, об этом говорят документы, опубликованные в сборнике.  

28 мая 1945 г. впервые за всю историю России патриарх Московский и всея Руси Алексий отправился в паломничество на Святую Землю. Значение этого было велико, в первую очередь, для возрождения духовного влияния Русской Церкви на православную паству Ближнего Востока.  

Среди важнейших событий 1945 г. был и сентябрьский визит митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в Финляндию.. Поездка имела целью установление добрых и канонически правильных взаимоотношений между Православными Церквами Финляндии и России, после того как Предстоятель Церкви архиепископ Герман (Аав) отказался вернуться в лоно Московского Патриархата. Важность этого визита была столь велика, что его курировал лично В. Молотов. Но воссоединение ни в 40-х, ни в 70-х так и не состоялось.  

Вышедший сборник стал новым важным документальным подтверждением того, что в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь была со своим народом. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.