Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Зачищенный город

Зачищенный город

Николай Суханов
19.05.2005

Всякий, кто помнит Москву начала девяностых, в эпоху градоначальства Гавриила Попова, должен признать: при всех известных минусах постреволюционного хаоса и «дикого капитализма» она была городом, удобным для жизни.

По крайней мере, по контрасту с тем, что происходит ныне. В центре Москвы тех лет процветали рынки, продуктовые магазины, «кооперативные ларьки». Возле метро своеобразными цепями стояли люди, желавшие что-нибудь нужное нам продать. Газеты и съестные припасы, сигареты и обмены валюты (незабвенное "куплю СКВ"), овощи-фрукты и любые спиртные напитки – в ту пору разрешено было все, и город, захваченный после многих десятилетий величавого морока долгожданной стихией мелкого бизнеса, поистине процветал. Как замечательны были блошиные рынки вроде Тишинского, где находились самые невероятные вещицы обывательского и богемного обихода! А уцелевшие от советской власти, но все еще не потерявшие ушедших затем «под бутик» помещений, и уже не стесненные цензурой мелкие букинистические лавки! Все те же «кооперативные» книжные развалы повсюду на тротуарах, уличные музыканты, новоявленные капиталистические бабушки – и круглосуточная, непрерывная, водоворотом бурлящая у каждой станции метро торговля, торговля, Торговля. Блаженный 1992 год – то было время, когда «либеральные реформы» были действительно либеральными и позволяли экономически действовать любому сколько-нибудь активному гражданину, а не только лишь анонимным байкальским нефтедельцам, которых так хорошо знает наш президент.

Теперь не то. Времена «позднего Лужкова» ознаменовались маниакальным стремлением городских властей увидеть центр города вычищенным, выглаженным, стерильным, созданным только и исключительно для пиар-акций и бизнес-променадов. Нашему градоначальству в его футуристических грезах мнится сталинская Москва конца 1930-х, где вместо строительства коммунизма – высотки строит «Дон-Строй» и аналогичный ему большой и «надувной» бизнес. Что же до потребительских интересов людей, до любой мелкобуржуазной активности – она не только не поощряется, но и по возможности запрещаются или же просто экономически не поддерживаются. Исчезают продовольственные магазины. Запрещается всякая торговля в метро, а спиртным – и вблизи него. Бабушки не стали богаче – им просто больше нельзя торговать сигаретами. К уличным музыкантам постоянно подходит милиция. В огромном городе крайне мало (абсурдно мало!) дешевых и при этом более-менее приемлемых с кулинарной точки зрения быстрых частных кафе. О продуктовых и уж тем более блошиных рынках нечего и говорить – на их местах стоят сплошь «элитные» торговые точки, предлагающие обывателю то, что может понадобиться ему от силы один-два раза в год. Все меньше и меньше спасительных для жизни «ларьков» - они преобразуются в солидные, дорогие и бессмысленные «павильоны». О маленьких букинистах, недорогих гостиницах, магазинах вещевого «секонд хэнда» и тому подобной возмутительной самодеятельности скоро нужно будет забыть навсегда. Доходит до того, что власти ликвидируют продажу в метро прессы (вполне невинной с точки зрения «нравственности») и пытаются начать облавы на водителей, зарабатывающих частным извозом.

Иными словами, нынешняя якобы «рыночная» система буквально дышит ненавистью к настоящему рынку, к мелкому бизнесу и каждодневным хозяйственным нуждам скромного мещанина. Ее мир состоит из «офисных центров», сверкающих пустых мостовых, коммерческих новостроек для радующихся жизни приезжих из Нарьян-Мара и запредельно дорогих магазинов, продающих как можно более раритетные «предметы роскоши» - и система эта полна желания расправиться со всем, что не вписывается в ее гламуроцентричный пейзаж. При этом, вполне возможно, градоначальство полагает, что создает тем самым из Москвы истинно «западный» город – не имея ни малейшего представления о том, каковы на самом деле реальные крупные западные города, с их продовольственными рынками на старинных итальянских площадях и «блошиными» развалами прямо на тротуаре Бродвея, где расторопные афроамериканские дельцы предлагают вам купить ну буквально все, вплоть до отрезов ткани по доллару из стоящей тут же большой коробки. Они же, когда начинается дождь, продают встревоженной публике дешевые зонты. Где в Москве, попав под дождь, можно экспромтом достать недорогой зонт? Это будет разве что «еврозонт» в бутике, за известную цену, о которой лучше и не упоминать.

Настоящей бедой нашей жизни является то, что современная русская экономика «заточена» только под сверхприбыли, под краткосрочные проекты, под сырьевую пайку и мыльные пузыри сверхэлитного рынка недвижимости. Действительно «буржуазные» предприниматели и их клиенты – несомненные враги такой экономики, не случайно не было для мелкого бизнеса из числа голосующих за СПС большего разочарования, чем заступившийся за Михаила Ходорковского в 2003 году Анатолий Чубайс. И уж конечно, скорейший демонтаж и слом подобной «колониальной» экономической модели, с ее скорейшей заменой на подлинно рыночные и буржуазные отношения – та важнейшая проблема, о которой почему-то умалчивают современные русские либералы, предпочитающие презренному торговому духу ламентации на тему Чечни и «кровавого режима». Однако, помимо макроэкономической, есть еще и сугубо социальная, этническая даже сторона дела. Ни для кого не секрет, что подлинно мелкобуржуазная стихия на Западе питается энергией массы азиатских (и не только) иммигрантов. Москва же до сих пор остается в полной мере закрытым городом – со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые можно суммировать одной простой формулой: «Работать некому». Хорошее кафе – кавказское кафе, дешевый шофер – увы и ах, шофер «неправильной национальности».

Безусловно, вторжение "инородцев" встречает очевидные возражения, касающиеся криминализации города. Однако стоит напомнить о том, что ксенофобия – плохое оправдание для слабости как правоохранительной, так и, что важнее, социальной системы. Вместо того, чтобы бороться с преступностью (как то успешно делал великий нью-йоркский мэр Джулиани), вместо того, чтобы заниматься элементарным просвещением "уличной молодежи" - легче всего придумывать себе идеологические фантомы о спасительности моноэтнической среды. Хулиганов, грабителей и убийц титульной национальности, меж тем, и без того много – в то время как примет органической столичной жизни становится все меньше и меньше.

Для того, чтобы создать в Москве действительно удобную, полезную, комфортную среду обитания – нужно не только не бояться «нашествия» иммигрантов, но и поощрять его. Столице нужен свой Чайна-Таун, свое море китайских ресторанов, таксисты в тюрбанах и дурманящий запах поджариваемой людьми со странным выговором еды (вместе с овоще-фруктовыми рядами) буквально на каждом углу. Пока же Москва остается полупустым и полицейским городом, обывателю и торговцу встретиться затруднительно, а разойтись – проще простого.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..