Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 декабря 2019
Вероника Крашенинникова:«Россия предотвращает военные "решения вопроса" на Ближнем Востоке»

Вероника Крашенинникова:«Россия предотвращает военные "решения вопроса" на Ближнем Востоке»

Известный российский политолог анализирует подписанное в Женеве соглашение по ядерной программе Ирана
26.11.2013
Вероника Крашенинникова:«Россия предотвращает военные "решения вопроса" на Ближнем Востоке»

- Говоря о достигнутом в Женеве соглашении, Запад делает особый акцент на том, что Тегеран был вынужден сесть за стол переговоров. Подразумевается, что именно жесткие санкции возымели действие и загнали руководство страны в угол.

- Разумеется, санкции очень сильно сказались на экономике Ирана, и, соответственно, на жизненном уровне граждан Исламской республики. Девальвация риала ударила по стране и ее жителям очень больно, однако они не только выстояли, но и готовы взять реванш – в развитии экономики государства. Так что ситуация вовсе не выглядит столь критично, как ее пытаются представить на Западе. Санкции, помимо прочего, стимулировали отечественное производство в Иране – хотя, лекарство это, конечно, горькое…

Журналисты практически убедили всех и вся, будто санкции были введены только после 2005 года и связаны исключительно с ядерной программой. В реальности, «закручивать гайки» Белый дом начал с 1979 года, сразу же после исламской революции и падения режима надежного американского союзника, шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Не буду сейчас приводить весь список санкций, он очень длинный. Порою дело доходит до откровенной «клиники»: в феврале 2004 года министерство финансов США вынесло решение о запрете редактирования и публикации научных рукописей из Ирана – вот она, декларируемая Вашингтоном свобода слова и научного обмена… - и пригрозила американским ученым, нарушающим «табу», уголовным преследованием.

Но Тегеран сел за стол переговоров не из-за прессинга Запада. Добиваясь частичной отмены санкционного режима, команда президента Хасана Роухани параллельно ищет пути наиболее эффективного использования внутренних резервов для дальнейшего развития. И тут необходимо отметить: в определенной степени безработица в стране была результатом дешевого импорта, который стал возможен благодаря сверхдоходам от сырьевого экспорта. Если же проанализировать структуру санкций, то можно увидеть, что последние из них, касающиеся банковской сферы, автомобиле- и судостроения, вызваны исключительно тем, что Иран не только не капитулировал, но и развивает собственное производство.

Разумеется, в республике все далеко от идеала, скажем, очень остро стоит вопрос кредитования малого и среднего бизнеса. Под вопросом находится реализация государственной программы финансирования создания рабочих мест: наряду с социальными субсидиями, она привела к увеличению внутреннего долга. Однако при всем при том ряд шагов администрации Хасана Рухани в этом направлении позволяют надеяться на исправление ситуации.

- Недавно эксперты из университета Джорджии и Гарварда представили свое исследование под названием «Ядерная война между Израилем и Ираном: беспредельная летальность». Заявления Тегерана об отсутствии у него ядерного оружия ученые в расчет не принимали и смоделировали последствия возможных ядерных ударов, которые Иран якобы может нанести по Тель-Авиву, а также Хайфе и Беэр-Шеве. Детали опущу, главное в том, что западные государства и их союзники в регионе Ближнего Востока априори исходят из того, что Иран вот-вот получит ядерное оружие. А потому Тегеран следует «давить» и «давить».

- Истинная причина беспрецедентных санкций и другого давления на Тегеран – в стремлении «сменить режим» в ИРИ. Не устраивает иранская принципиальность и независимость Вашингтон, Тель-Авив и Эр-Рияд - и все тут!

Запад может утверждать все, что угодно. Важно другое: за весь период истерии вокруг иранской ядерной программы не было представлено ни одного – подчеркиваю, ни одного – сколь-нибудь весомого доказательства ее военного характера. Даже спецслужбы США, при всем политическом давлении на них, несколько раз в своих докладах подчеркивали, что Тегеран не ведет военной ядерной программы. Также и МАГАТЭ - по сути, инструмент внешней политики США в отношении Ирана - ни разу не представило независимым международным экспертам доказательства, которые само агентство по атомной энергетике считало бы «исчерпывающими». Более того, когда несколько американских физиков-ядерщиков выразили готовность провести экспертизу сведений о «военной составляющей иранской ядерной программы» - которые были переданы в МАГАТЭ антииранской организацией «Моджахеды иранского народа» - им было вообще отказано в доступе к этой информации.

Решение ядерной программы Тегерана можно было изначально достичь за столом переговоров. Запад упустил эту возможность в 2003 году, когда Исламская республика готова был на максимальные уступки в вопросах контроля за собственными ядерными исследованиями. Но тогда ей выдвинули заведомо невыполнимые требования о полном прекращении любых работ в ядерной сфере. А когда Иран предложил компромиссный вариант и, заметьте, приостановил в одностороннем порядке деятельность в атомной сфере, то Запад прекратил переговоры и начал новый виток «войны санкций».

В августе 2012 года на переговорах с Западом, Иран предложил полностью отказаться от обогащения урана до 20-процентного уровня в обмен на снятие ряда санкций. Казалось бы, что еще нужно, ведь именно этот вопрос был главным препятствием. Но инициативу отвергли, поскольку Запад ожидал, что президентские выборы в Иране в 2013 году приведут к дестабилизации обстановки и, возможно, к массовым волнениям по типу «оранжевых революций». Просчитался, и опять вынужден был сесть за стол переговоров. Но сколько времени, сил, финансов и жизней унесло это упрямство Запада? Кто-нибудь задавался подобным вопросом?

- После подписания соглашения «шестерки» и Тегерана в Женеве западные политики принялись делать заявления по схеме «да, но в то же время…» То есть, загодя обвиняют Иран в обязательном нарушении договоренностей. А Тель-Авив сразу назвал соглашение «обманом века»...

- Напомню, именно Иран предложил беспрецедентную меру контроля – установку оборудования технического мониторинга и видеонаблюдения на собственных ядерных объектах. Это была именно инициатива Тегерана, и ее приняло МАГАТЭ. Если страна делает такое предложения, то можем мы ей доверять? Думаю, да.

На самом деле, вопрос о доверии лучше адресовать Вашингтону и руководству МАГАТЭ. Можем мы считать, что Вашингтон перестанет регулярно выдвигать заведомо невыполнимые требования, выходящие далеко за рамки того, под чем подписалось иранское руководство? Для того чтобы потом сказать: «Вот видите, Тегеран не выполняет требований международного сообщества, значит, ему нельзя доверять, значит, он ведет военную ядерную программу». Можем ли мы доверять руководству МАГАТЭ и инспекторам агентства – большей частью американским военным – что они не будут требовать доступа на иранские военные объекты, не имеющие отношения к ядерной программе? Мой ответ: не можем. Слишком часто они это делали.

Основной оппонент Ирана – Израиль, обвиняющий Тегеран в закрытости и нежелании поставить ядерную программу под международный контроль, сам начисто отказывается от международной инспекции собственных ядерных арсеналов. Так кто и что на самом деле скрывает?

- Опять же, исходя из недоверия к выполнению Тегераном взятых на себя обязательств, Вашингтон уже сегодня грозит «закрутить гайки», если, с его точки зрения, все пойдет не так. Это что, «профилактическая мера» или попытка успокоить своего главного союзника на Ближнем Востоке, Израиль?

- Для нынешней американской администрации нормализация отношений с Ираном - единственный шанс восстановить систему сдержек и противовесов в регионе. Ту самую, которую США создавали с 1950 годов и которую сами же разрушили: сначала разгромом саддамовского Ирака, а затем поддержкой «арабской весны». Два стратегических партнера США в регионе, Израиль и Саудовская Аравия, откровенно выходят из-под контроля. А применить к ним испытанное «Разделяй и властвуй» у Вашингтона не получается. Нет регионального игрока-антагониста. Точнее – он есть, это именно Иран, но он не подконтролен, а значит, нет баланса, поддержание которого обеспечивало бы соблюдение интересов Вашингтона в регионе.

Сделать Иран элементом своей ближневосточной архитектуры – сверхзадача администрации Барака Обамы. Вот ее она и пытается решить любыми доступными средствами – от признания за Тегераном права участвовать в диалоге по Сирии до прорыва в вопросе ядерной программы Тегерана.

В этом, однако, США мешают их ближайшие союзники: сошедшиеся в редкостном альянсе бескомпромиссный Тель-Авив и суннитский Эр-Рияд, поддерживающий радикальный экстремизм, на карте мира которого государства Израиль не существует. Последние недели показали: эти союзники играют серьезную роль в процессе, как на международной арене, так и внутри США – прямо на Капитолийском холме, в конгрессе.

Позиция данного трехголового политического монстра, повторим, предельно ясна – полная остановка ядерной программы Тегерана и подчинение иранского руководства интересам внешних центров. Без вариантов и компромиссов. Как сказал глава республиканского большинства в палате представителей Эрик Кантор: «Любое соглашение, которое не требует полной остановки иранской ядерной программы – хуже, чем отсутствие соглашения». И пояснил: «Санкции привели иранское руководство за стол переговоров, но история учит нас осторожности по отношению к их тактике. Мы не должны спешить заключать соглашение, но продолжать оказывать давление, пока иранцы не будут готовы пойти на существенные уступки».

Это значит, что женевские договоренности очень хрупки, а сам процесс нормализации отношений с Ираном вполне обратим, и его противники сделают для нового витка конфронтации с Тегераном все возможное. До вооруженного конфликта дело, конечно, не дойдет, но необъявленная война против Ирана развернется с новой силой, унося миллионы долларов и сотни человеческих жизней. Нужно это Европе? Нужно это народу США?

- Если заявления израильских политиков считать руководством к действию, то события в условиях психоза могут развиваться по самому худшему сценарию. Вашингтон сумеет «успокоить» Тель-Авив?

- Политика Тель-Авива настойчиво показывает, что Израиль – это не часть решения, он – часть проблемы. Настало время призвать его стать ответственным международным актором. Призвать Израиль к этому должно не только международное сообщество, но и Вашингтон, как бы сложно ему это не было сделать.

В самом Израиле все уже давно решили. На состоявшемся 24 ноября заседании кабинета министров премьер-министр Беньямин Нетаньяху заявил: «То, что подписали в Женеве – это не исторический документ, а историческая ошибка». И еще раз повторил, что Израиль теперь сам будет заниматься вопросами собственной безопасности. Остальные члены кабинета высказывались не менее жестко. Однако дальше всех пошел министр экономики Нафтали Беннет: «Если через несколько лет в Америке или Европе будет взорван чемодан с ядерным устройством, то это будет результат женевских соглашений».

Что станет в ближайшее время делать Израиль в отношении Ирана, его ядерной программы и женевских соглашений? Об этом весьма красноречиво сказал бывший начальник генштаба и министр обороны Израиля, генерал-лейтенант Шауль Мофаз: «Военная опция – самое последнее, на что может пойти Израиль. Тель-Авив должен выбрать путь «тихой дипломатии». Нужно повлиять на постоянный договор, потому как в данном случае мы не сумели оказать никакого влияния, и сейчас мы ведем арьергардные бои. Мы можем нанести удар и уничтожить часть иранских объектов, но мы не можем остановить иранскую ядерную программу».

Свое недовольство заключенным в Женеве соглашением уже выразили Саудовская Аравия и Канада. Так что антииранская коалиция не собирается складывать оружия, и намерена всеми силами бороться против мирного процесса, против безопасности в регионе и в мире.

Поборники войны сдаются только тогда, когда оказываются припертыми к стенке мирными инициативами тех, кого считают своими врагами. Так было применительно к Сирии, так происходит в ситуации с Ираном. В обоих случаях Россия играет ключевую роль, предотвращая военные «решения вопроса». Наша внешняя политика все больше и больше похожа на политику влиятельной мировой державы, какой мы хотели видеть страну двадцать с лишним лет.

Беседу вел Виктор Грибачев

Вероника Крашенинникова - член Общественной палаты РФ, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр Шехтман
05.12.2013 16:46
Какая необыкновенно умная и очаровательная женщина Вероника Крашенинникова и это не ирония. Я вами восхищаюсь.
Петр Петрович - алекс-1
30.11.2013 23:34
ОК, теперь у нас две проблемы.
алекс-1
29.11.2013 21:24
Петру П--вся проблема в создании исламского халифата
Петр Петрович
29.11.2013 1:57
Все проблемы Ближнего Востока упираются в идею создания Великого Израиля от моря до моря...
алекс-1
26.11.2013 17:58
Израиль не допустит создание ядерного оружия в Персии и дело здесь не в кремле просто иранское руководство поняла без отмены эмбарго им очень трудно придется возможна новая иранская революция
ву
26.11.2013 16:12
Поборники войны,то бишь сатан вурдалаки не остановятся до тех пор,пока не получат по тупой...их метод решения проблем неизменен удушить санкциями,разбомбить тамагавками,отбросить в каменный век.Для этого они будут прессинговать,шантажировать руководство Порабощенных штатов америки и заставят их тама--гавкать,как истинных шавок сатан-фашистов.
Славянин
26.11.2013 15:30
  Угрожать разбомбить Иран только за якобы намерение иметь ЯО или Сирию за якобы применение химического оружия можно, а вот поставить под контроль израильский ядерный потенциал ну никак нельзя...
    Каддафи, в своё время, тоже отказался от ядерных программ и что в итоге получил?...  
особое мнение
26.11.2013 12:25
Все пожимают руки, все радостно поют гимны. Уверен, что это не так. Не пройдет и месяца, как все начнется сначала. Просто каждый тянет время для собственных целей.  

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».