Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 июля 2020
У НАТО появилась «линия фронта» с Россией

У НАТО появилась «линия фронта» с Россией

Альянс продолжает готовиться к защите от «русского медведя»
Владимир Карасёв
06.05.2020
У НАТО появилась «линия фронта» с Россией

На днях опубликован доклад североатлантического альянса, подготовленный группой экспертов во главе с бывшим главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе, генералом в отставке Кёртисом Скаппаротти (на фото). В 50-страничном отчёте приводится комплексный анализ военной мобильности подразделений НАТО в Евросоюзе в преддверии «возможной войны с Россией».

По сути, речь идет о возможности быстрой концентрации войск США и их союзников по НАТО на границах Российской Федерации, в первую очередь – в странах Балтии.

Публикация отчета генерала Скапарротти отчасти связана с планом крупных учений НАТО в Европе «Defender-2020», активная фаза которых должна была состояться в мае этого года. Из-за пандемии учения сорваны, но это не помешало экспертам НАТО подготовить полный анализ по Европе.

Напомню, военная группа экспертов НАТО была создана в апреле 2019 года для оценки адекватности усилий по обеспечению мобильности НАТО в Европе и поддержки сил союзников на европейском континенте.

Доклад целевой группы представляет собой годичное исследование, основанное на консультациях с представителями НАТО, ЕС и национальных правительств. В отчете содержится ряд конкретных рекомендаций по мобильности.

Линию европейской безопасности в докладе называют «Новой линией фронта НАТО». Она у них теперь проходит через Польшу, Прибалтику, страны Средиземноморья и Черного моря.

В отчете дана комплексная оценка европейской военной мобильности, указаны пробелы в организации работы, даны практические советы по повышению и улучшению мобильности в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

НАТО и Европейский союз действуют независимо друг от друга, поскольку есть многочисленные правовые, дипломатические и инфраструктурные барьеры между структурами. Тем не менее важность сотрудничества между НАТО и Евросоюзом для обеспечения военной мобильности регулярно подчёркивается в отчёте в различных вариациях.

Остановимся на основных политических проблемах, выявленных военными экспертами.

По их мнению, сегодняшней военной мобильности не хватает общей и постоянной боеготовности. Затянувшееся обсуждение в Брюсселе очередного семилетнего бюджета ЕС на 2021-2027 гг. сводит к минимуму возможность своевременного выделения финансовых средств на поддержание военной мобильности в регионе.

Помимо этого, отсутствие политической и военной координации как между странами, так и между НАТО и ЕС, по мнению экспертов, препятствует принятию своевременных политических решений.

В докладе указан ряд задач, которые поставлены перед странами Европы и блоком НАТО.

Первая задача заключается в обеспечении устойчивого и надежного финансирования военной мобильности со стороны Европейского союза и Североатлантического альянса. Признано, что политический импульс в отношении военной мобильности достиг своего пика в 2018 году, но в настоящее время существует риск застоя, поскольку страны, ЕС и НАТО сосредоточены на «других» вопросах.

В докладе определено, что ЕС должен выделить 20 млрд евро бюджетных средств на период 2021-2027 гг. для финансирования военной мобильности.

Большинство усилий ЕС по военной мобильности были политически связаны с бывшим президентом Еврокомиссии Жан-Клода Юнкером. В 2019 году Европейская комиссия предложила финансирование военной мобильности в размере 6,5 млрд евро в течение шести лет. Но сейчас Евросоюз испытывает серьезные финансовые проблемы, которые ставят под угрозу выполнение программы военной мобильности.

В декабре 2019 года под председательством Финляндии в ЕС был предложен компромисс по сокращению бюджета мобильности с 6,5 млрд до 2,5 млрд евро. Это более чем на 60% меньше, чем первоначально заложено в бюджете Европейской комиссии на 2021-2027 годы.

Предлагаемое сокращение было инициировано в связи с экономическими и финансовыми трудностями, вызванными Covid-19.

В докладе предлагается уделять первостепенное внимание инвестициям в железнодорожную инфраструктуру, особенно, опять же, на восточном фланге НАТО. Инвестиции в железнодорожную инфраструктуру имеют решающее значение для мобильности из Западной Европы в Центральную и Восточную Европу.

В качестве приоритета страны Европы должны уделять внимание развитию и поддержке национальных инвестиций в проекте «Rail Baltica» – железнодорожной линии европейского калибра из Польши в страны Балтии.

В отчете опубликована карта девяти грузовых железнодорожных коридоров европейской транспортной сети, по которой транспортируется большая часть военной техники и войск. Среди них только один маршрут частично распространяется на Прибалтику.

Вторая задача – выполнение плана оборонного планирования НАТО, известного как «Four Thirties». План предусматривает создание в НАТО к 2020 году 30 мотопехотных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и наличие 30 боевых кораблей, готовых к применению в течение 30 дней.

Третья задача – продвижение и укрепление системы кибер-устойчивости. Кибер-устойчивость и живучесть инфраструктуры должны иметь приоритет на оперативном уровне, поскольку они имеют решающее значение для перемещения сил по всей Европе во время кризиса или военного времени.

Четвертая задача – повышение уровня знаний для эффективного командования и управления во время учений. НАТО должен сформировать Объединенный военный мобильный компетентный центр под руководством Объединенного командования войск альянса в Европе и Центра поддержки материально-технического обеспечения НАТО.

Учения НАТО должны быть полностью интегрированы в систему военной мобильности, в том числе на основе учений «Defender-2020».

В планах НАТО стоит увеличение количества ежегодных учений с большей продолжительностью и возрастающей сложностью. Ключевым вопросом при планировании учений будет способность европейской инфраструктуры принимать и перевозить участников учений.

НАТО провели 103 военных учений в 2018 году и 102 в 2019 году. В 2021 году запланированы большие учения в Европе «Defender-2021».

Пятая задача альянса – расширение возможности стратегических перевозок как с точки зрения грузоподъемности, так и путем устранения существующих препятствий.

В докладе признают, что существующая инфраструктура в странах бывшего Варшавского договора в значительной степени не подходит для современных технологий НАТО.

По заключению двух экспертных групп Североатлантического альянса, государствам-членам НАТО следует рассмотреть вопрос о финансировании демонтажа российской железнодорожной колеи в странах Балтии и замене ее на западноевропейскую колею.

Кроме этого, рекомендовано обеспечить замену мостов на балтийско-российских границах на такие, которые не могли бы выдерживать вес во время прохождения российской тяжелой военной техники.

Страны Балтии должны определить и классифицировать также статус бывшей советской инфраструктуры в пределах своих границ и принять соответствующие меры для ее перемещения или замены.

В докладе отмечается, что ВВС США в настоящее время страдают от сокращения и старения парка самолетов и танкеров.

Эксперты альянса предлагают, чтобы Евросоюз профинансировал и создал европейский гражданский резервный воздушный флот. Авторы отчёта признают, что НАТО в Европе не имеет адекватной стратегии использования воздушного транспорта для военной мобильности.

Что касается судоходства, в отчёте указывается, что ключевые страны НАТО, такие как Греция, Германия и Дания, уже владеют значительной частью торгового флота по всему миру.

Норвегия разработала концепцию использования своего гражданского морского флота в период кризиса и может разместить 1800 судов в течение 72 часов после запроса со стороны государства. Соединенным Штатам рекомендуется рассмотреть возможность расширения своего флота за счёт норвежских судов в условиях кризиса.

В докладе содержится предупреждение о том, что НАТО должен подготовиться к возможному размещению Россией высокоточных баллистических ракет малой и средней дальности и оценить их влияние на военную мобильность альянса.

Судя по последнему отчёту, Вашингтон продолжит оказывать давление на правительства стран Европы для решения своих задач под прикрытием обеспечения военной мобильности в регионе. А Россия по-прежнему представлена альянсом перед европейцами в качестве военной угрозы.


 Владимир Карасёв - политолог-международник.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ус
06.05.2020 15:07
да сатан фашисты всегда рады подставить подхрюкивающих,а сами запхнут свою голову себе в за.. ибо знают что огребут по полной и мгновенно,по центрам принятия фаш решений

Эксклюзив
25.06.2020
Владимир Крупин
Актуальные «крупинки» известного писателя.
Фоторепортаж
17.06.2020
Подготовила Мария Максимова
Главархив Москвы и центр госуслуг «Мои Документы» запустили виртуальный музей, посвященный Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».