Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Тучи и солнце МАКСа

Тучи и солнце МАКСа

Международный авиационно-космический салон показал: Россия вышла на новый исторический рубеж в своем промышленном развитии
Сергей Птичкин
24.08.2009
Тучи и солнце МАКСа

Туман, окутавший с утра аэродром в Жуковском, и нависшие свинцовые тучи стали своеобразным природным символом того, в сколь непростых условиях выживает и даже развивается авиационно-промышленный комплекс России.

Синоптики обещали ясный и жаркий день. Исходя из их прогнозов, составлялась зрелищная программа завершающего дня салона. Она обещала быть очень яркой. Но, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает, непогода сдвинула и скомкала начало воздушного показа. В сравнении с позапрошлым годом он оказался гораздо менее зрелищным. Да и зрителей в выходные дни пришло на салон заметно меньше, чем в 2007-м. Организаторы, правда, заявили, что МАКС-2009 посетило более полумиллиона человек. Но это явное преувеличение, билетов удалось продать менее 200 тысяч, а профессиональных участников, включая весь обслуживающий персонал, набиралось около 10 тысяч.

Пресс-служба, которая обычно отслеживает и выдает статистику мероприятия, на МАКС-2009, можно сказать, вообще не работала. Есть такое понятие как пресс-кит: комплект наиболее интересной, в том числе, статистической информации о каком бы то ни было мероприятии. На авиакосмическом салоне в Жуковском на этот раз пресс-кит представлял из себя пустой дешевый портфель. В силу этой пустоты веры громким заявлениям дирекции салона нет.

Помимо сотен тысяч эфемерных посетителей было объявлено о сумме контрактов, заключенных на МАКС-2009. Она фантастическая - 10 миллиардов долларов. Откуда взялась, и что конкретно из себя представляет, не знает никто.

Вообще, количество контрактов и их стоимость для любого салона – это пиар-ход, рассчитанный больше на несведущую публику. Гораздо важнее те тенденции развития или стагнации, которые на всех мировых выставках, подобных МАКСу, проявляются очень наглядно. На МАКС-2009 в первый же день определились очень интересные направления, получившие свое развитие в последующем. Но дирекция салона, похоже, в силу своего непрофессионализма этого просто не заметила и никак при подведении итогов не выделила.

Россия вошла в мировую авиапромышленность как равноправный партнер. Мы не только покупаем все лучшее на Западе, но и успешно продаем свою высокотехнологичную продукцию. Все большее развитие получают совместные предприятия и совместные проекты. Самый яркий пример – эффективность российско-французского предприятия «ПауэрДжет» по проектированию и производству нового двигателя для самолета «СухойСуперДжет-100». Как было объявлено на МАКС-2009, решается вопрос о создании нового СП в области авиационного приборостроения. Президент концерна «Авионика» Гиви Джанджгава заявил, что прошли важные переговоры с представителями группы компаний САФРАН из Франции, посвященные конкретизации ряда организационных вопросов. Само СП будет создано в ближайшее время. Его специалисты, по словам Г. Джанджгавы, будут не только обслуживать авионику, уже установленную на российских истребителях, но и создавать аппаратуру следующих поколений.

Сдвинулись с мертвой точки кооперационные связи российского и украинского авиапрома. Промышленники двух стран очень заинтересованы в самом тесном сотрудничестве по целому ряду вопросов.

Однако развитие взаимовыгодных отношений часто тормозилось в силу политической конъюнктуры. В частности, по непонятным причинам был заморожен проект транспортного самолета Ан-70, в который Россия вложила огромные средства, и выпускаться он должен был большей частью у нас. Эта машина крайне необходима и ВВС и МЧС и как обычный «воздушный грузовик». Поэтому-то настоящей сенсацией МАКСа стало то, что в первый же день работы салона, можно сказать, в присутствии Владимира Путина, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко подписали соглашение о более активном продолжении работ по военно-транспортному самолету Ан-70. Фактически речь идет о завершении многолетней, труднопонятной тяжбы, организации заключительной стадии испытаний и налаживанию серийного производства Ан-70, в том числе - на территории России.

Другое важнейшее соглашение подписано по двигателестроению. Большая часть военно-транспортных самолетов и практически все вертолеты России оснащены двигателями, разработанными и выпускаемыми в Запорожье. Однако в последние годы и здесь имели место непонятные «трения». Так вот, на салоне МАКС-2009, по словам президента Ассоциации авиационного двигателестроения Виктора Чуйко, произошел настоящий прорыв. Был подписан протокол №4 в дополнение к межправительственному соглашению от 1997-го. Соглашение и, соответственно, протокол посвящены развитию сотрудничества в области двигателестроения, в нем предусмотрено открытие ряда новых совместных работ по двигателям. Как сказал В. Чуйко, к двадцати пяти уже сложившимся направлениям добавятся новые. Убраны также лишние бюрократические рогатки. Председатель совета директоров запорожского двигателестроительного предприятия «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев считает, что пришло время не только вести совместные проекты, но и организовывать межгосударственные финансово-промышленные группы. Об этом направлении деятельности на МАКС-2009 речь заходила не один раз.

Примечательно появление новых покупателей российской авиатехники. К примеру, лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» заключила предконтрактные соглашения и опционы с рядом стран Латинской Америки на поставку гражданских лайнеров Ил-96-400Т, Ил-96-300 и Ту-204СМ. Крупнейшим покупателем выступает Бразилия, появятся российские машины также в Перу и Эквадоре.

Благодаря российско-белорусскому сотрудничеству в области высоких технологий, межгосударственной финансово-промышленной группе «Оборонительные системы» удалось реализовать программу глубокой модернизации зенитно-ракетных комплексов С-125, остающихся на вооружении многих стран мира и сил ПВО ряда государств СНГ. В этой модернизации особого внимания заслуживает кабина управления. По своей эргономике и насыщенности новейшими цифровыми системами она превосходит даже кабины управления комплексами С-300.

Российская корпорация «Алмаз-Антей» провела опять же очень глубокую модернизацию ЗРК «Тор». Известный во всем мире и пользующийся постоянным спросом комплекс поставлен на колесное шасси - ранее он был гусеничным. А шасси это спроектировано и собрано в Минске на заводе колесных тягачей. В ходе работы салона на полигоне «Капустин Яр» прошли успешные испытания новой ракеты модернизированного комплекса.

21 августа состоялось естественное продолжение соглашения между ВВС и фирмой «Сухой», заключенное в день открытия салона – 18 августа. Тогда был подписан контракт на закупку Военно-воздушными силами России крупной партии новейших истребителей Су-35С, Су-30М2 и Су-27СМ. В пятницу главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин и глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов подписали контракт стоимостью около шести миллиардов рублей. В течение двух лет корпорация поставит Военно-воздушным силам крупную партию самых современных управляемых ракет четырнадцати наименований класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Как говорят эксперты, Вооруженные силы не закупали подобных ракет 15 лет. Впрочем, по словам Б. Обносова, такого оружия у нас раньше просто не было.

Оборонщики совершили настоящее чудо, при минимальном финансировании они смогли спроектировать, испытать и запустить в производство ракеты нового поколения, ни в чем не уступающие лучшим западным образцам.

Так что новые истребители будут поступать в войска с совершенно новым вооружением, многократно повышающим боевые характеристики «сухих».

На стенде корпорации было выставлено семь новых образцов ракетного вооружения. По общему мнению, звездой экспозиции являлись два образца: Х-31АД и Х-35УЭ. В настоящее время основные силы «ТРВ» брошены на создание ракетного вооружения для истребителя пятого поколения. Впервые одновременно создается новый самолет и новое оружие специально для него. И об этом, опять же впервые, было сказано на МАКСе. По словам главкома ВВС, такой подход обеспечит истребителю будущего целый ряд боевых преимуществ. Летные испытания нового истребителя должны начаться уже этой осенью.

ФГУП «Рособоронэкспорт» и ведущая индийская государственная авиастроительная корпорация «ХЭЛ» заключили контракт на поставку в Индию двадцати шести технологических комплектов двигателя РД-33 серии 3. Данный тип двигателя устанавливается на самолетах марки МиГ, в том числе – МиГ-35, который участвует в объявленном Дели тендере на поставку 126 истребителей для национальных ВВС. Этот контракт значительно повышает шансы на победу МиГ-35 в конкурсе на закупку легких истребителей.

Помимо прямых поставок и развития совместного производства, Россия все активнее продает свой интеллектуальный продукт. И в этом нет ничего зазорного. Наоборот, ряд сложнейших научно-технических задач сегодня просто не могут быть решены без русских мозгов. В рамках работы салона МАКС-2009 Европейский аэрокосмический концерн подписал соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Российской академией наук и Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. Исследовательские работы предполагается вести в таких направлениях, как компьютерное моделирование, виртуальное тестирование, аэродинамика, а также многим другим.

По словам представителей концерна, базовая подготовка высочайшего качества, широкий кругозор и умение выделить главное выгодно отличают российских специалистов от их западных коллег.

Правда, стоит отметить, эти качества присущи в основном людям среднего и старшего возраста. Выпускники последних лет ни интеллектом, ни наличием прорывных идей не блещут… Понимают это и специалисты высшей школы, поэтому всеми силами пытаются пробудить в студентах и молодых специалистах тягу к творчеству. Может быть, именно в связи с этим павильон «Наука и образование» был одним из самых интересных и креативных на салоне. Но зазывали в него как-то очень вяло.

…Авиационно-космический салон в Жуковском закрыла четверка «Русских витязей». Истребители Су-27 не стали выполнять акробатических воздушных трюков. Они просто пролетели над стоявшими на земле экспонатами и восторженными зрителями, отдав дань памяти своему командиру, погибшему здесь восемь дней назад.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.