Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Стратегическая оборона Башара Асада

Стратегическая оборона Башара Асада

Сирийская армия утратила контроль над несколькими важными территориями страны
Игорь Николаев
13.08.2015
Стратегическая оборона Башара Асада

Авиационные удары по сирийской территории ВВС США и других стран «антитеррористической коалиции», в ряды которых теперь влилась и Анкара, никакого отношения к борьбе с «Исламским государством» не имеют. Так же, как никакого отношения к урегулированию конфликта в Сирии не имеет и резолюция Совета Безопасности ООН, требующая установить виновных в применении химического оружия в этой растерзанной стране...

Все противоборствующие в конфликте стороны застыли в паузе, более смахивающей на стратегический тупик.

У правительства Дамаска нет резервов для наступления и удержания под контролем всей территории страны. Собственно, в этом и была суть пронзительно откровенного заявления Башара Асада, с которым он выступил 26 июля. Сегодня для Дамаска вопрос о том, как долго будет продолжаться подавление мятежа, по большому счету, уже не актуален. Вопросы стоят иначе: как с минимальными потерями осуществить стратегическое отступление, какими территориями можно пожертвовать для сохранения экономического и политического ядра страны, как, отказываясь от этих территорий, сохранить потенциал для будущего реванша.

Экономика страны, точнее, те огрызки, что от нее остались после целенаправленного разрушения ее руками мятежников, не в состоянии полноценно обеспечивать необходимым ни тыл, ни действующую армию.

Ратифицированный в июле ирано-сирийский договор о предоставлении Дамаску кредитной линии в размере одного миллиарда долларов, полученные от Тегерана гарантии сохранения прежних объемов поставок потребительских товаров – от сельскохозяйственной продукции до бытовой техники – конечно, помогут частично стабилизировать цены на местных рынках, облегчат положение населения, но не решат всех экономических проблем.

Сохранение в прежних объемах иранской военной помощи, в том числе и снабжение Тегераном воюющих на стороне законного правительства отрядов движения «Хезболла» и батальонов добровольцев обеспечат устойчивость стратегической обороны, но не позволят добиться качественного перелома в войне. А, кроме того, впервые в выступлении сирийского президента прозвучали слова о том, что людские резервы страны для проведения серьезных операций почти исчерпаны.

Иран не откажется от поддержки Дамаска - и не только потому, что по оценкам военно-политического руководства Тегерана «Сирия является золотым звеном цепи сопротивления Израилю». Об этом сегодня вспоминают редко, поскольку сейчас на кону совсем другой приз – с падением сирийской столицы Иран лишается значительной части своего влияния в «шиитском полумесяце», а, значит, стремительно утрачивает статус региональной державы, на всем огромном пространстве, от Багдада до Карачи. При таких условиях организация «переформатирования» Исламской республики – чисто техническая проблема. Именно в этом суть «ирано-сирийской глубины», именно понимание таких стратегических последствий падения Дамаска под натиском объединенных сил внутренней оппозиции и транснациональных интервентов заставляет Тегеран оказывать беспрецедентную помощь Асаду. В объемах, которые Исламская республика не оказывала еще никому. Но одних лишь иранских усилий явно не хватает.

Поэтому для сирийского правительства наступило время стратегического отступления и перехода к жесткой обороне, время пожертвовать частью, чтобы сохранить целое. Трагический выбор и для руководства, и для народа, поскольку, как сказал Асад, «Каждая часть страны для нас бесценна… Тем не менее, война диктует свои условия и приоритеты».

Что, впрочем, не означает автоматической победы антисирийской коалиции. Поскольку периоды согласия по принципиальным вопросам сразу после достижения относительных успехов сменяются состоянием «лебедь, рак и щука».

Тактика «войны на истощение», на которой весной нынешнего года, как на единственно эффективной решили сконцентрироваться США, Саудовская Аравия и Турция, уже начала приносить свои плоды. А решение руководства Анкары включиться в реализацию американского плана по «свободным зонам» вроде бы кардинально поменяло расстановку сил. Но тут же возникли новые задачи, для решения которых американцам, туркам и арабской коалиции - ОАЭ, Катару и Иордании - во главе с саудитами потребуется время.

«Большой войны», предполагающей наземную операцию, никто из участников антисирийской коалиции не хочет. И не в силу некоего гуманизма, а исключительно из прагматических соображений.

У Белого дома сейчас совершенно иная внешнеполитическая повестка, в которой Сирия не имеет особого значения. Со сделкой по Ирану бы разобраться, договориться с Си Цзиньпинем по принципиальным вопросам во время его предстоящего визита в США, Трансатлантическое и Тихоокеанское партнерства до ума довести. Отсюда – нежелание глубоко влезать в конфликт и упор на создание «свободных зон» как ядра будущей демократической Сирии, а заодно - опорных баз «светской оппозиции». По сути – повторение ливийского сценария.

В этой тактике основные задачи будут решать ВВС, которые, с одной стороны, будут отгонять от этой самой «оппозиции» боевиков «Исламского государства», а с другой – правительственные войска. Тем временем, по замыслу Вашингтона, эта «светская оппозиция» наконец-то окрепнет до состояния сколь-нибудь внятной военной силы и расширит свою привлекательность для тех, кто сражается на стороне Асада от «безвыходности», поскольку с исламистами договориться невозможно.

Переход правительства Башара Асада к стратегической обороне и неспешное развитие ситуации со «свободными зонами» вполне устраивает пока и Анкару. Она получает время заняться двумя совершенно неотложными вопросами, связанными с той самостоятельной игрой, которую Турция ведет в Сирии. Прежде всего, ей нужно закрепить свое влияние на тех сирийских территориях, которые она рассматривает как «зону своих национальных интересов», сформировать там пул лояльных Анкаре сил, способных, в случае необходимости дать отпор и исламистам, и правительственным силам. А если потребуется – то и организовать референдум о признании турецкого протектората на части сирийской территории.

И, второе, в чем полностью совпадают позиции Анкары и Эр-Рияда сотоварищи, эмиратами, Катаром и Иорданией: необходимо срочно вернуть контроль над исламистами, пусть даже и поступившись для этого частью сирийской территории – не жалко, не свое. Именно проведением этой операции по восстановлению контроля над вчерашними союзниками в борьбе против Дамаска объясняется бешеная переговорная активность представителей саудовских спецслужб с теми силами, кто еще недавно был для Эр-Рияда врагами, но, тем не менее, может оказать влияние на развитие ситуации.

При содействии Анкары и Дохи саудиты ведут переговоры с «братьями-мусульманами», стремясь заключить с ними временный альянс – Эр-Рияд готов перестать считать их врагами, поддержать финансами и политическим ресурсом. Но взамен они должны, во-первых, снять свои претензии к легитимности дома Саудов как единственного законного духовного лидера мусульман и «хранителя Двух Святынь» исламского мира. Во-вторых, заставить сделать это и командиров подконтрольных им вооруженных отрядов и террористических групп.

И, разумеется – это уже в-третьих - включиться в реализацию общей сирийской стратегии. При необходимости чуть видоизменив столь раздражающие Запад собственные лозунги по поводу «полного шариата», слегка цивилизоваться и перестать при каждом удобном случае демонстрировать абсолютную военную и политическую несостоятельность столь милой Вашингтону и Брюсселю «светской оппозиции». При этом любезность Эр-Рияда простирается столь далеко, что он готов своими силами помочь «братьям-мусульманам» навести порядок в собственных рядах – дескать, только цель укажите, кто там на переговоры идти не хочет.

В итоге в Сирии возникла пауза, необычайно хрупкий баланс, который пока устраивает все враждующие стороны.

У Дамаска и Тегерана нет сил для наступления и восстановления контроля над утраченными территориями, удержать бы оставшееся, не дать уничтожить ядро, после утраты которого – хаос и многолетняя война всех против всех.

У антисирийской коалиции нет политической воли в отношении наземной операции, нет силы, которая устраивала бы Вашингтон, Анкару и Эр-Рияд как будущие «наши люди в Дамаске» - руками которых можно было бы и Башара Асада свергнуть, и еще одну «ливию» в стратегически важной геополитической точке не получить. Пока антисирийская коалицию не создала такой силы: ее вполне устраивает по факту разорванная на части страна с вялотекущей, но непрерывной войной – только маслица на костерок не забывать плеснуть. А уж с этим ни у кого из «друзей Сирии» проблем не наблюдается. Подчеркну еще раз – пока. Поскольку конечная цель, свержение нынешнего законного правительства и «переформатирование» страны в нужный для Вашингтона, Анкары и Эр-Рияда вид ни у кого в коалиции сомнений не вызывает и никем там под сомнение не ставится. Вопрос только в сроках - когда наступит время вбросить «последнюю соломинку».

Может ли воспрепятствовать такому развитию событий Москва? Может ли ее некая особая позиция стать такой «соломинкой», которая переломит текущую ситуацию для Дамаска в положительную сторону? С геополитической точки зрения для России наиболее благоприятный вариант – это нынешнее правительство в Дамаске, пусть и с неизбежными изменениями, ведь после стольких лет войны ни одно государство, ни один режим не может остаться прежним, корректировка курса неизбежна и необходима. Но вот с точки зрения краткосрочных интересов части московского «политического класса» безопаснее и полезнее из «высших интересов» отдать инициативу Вашингтону и его союзникам, как европейским, так и ближневосточным...

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.