Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Шведский сценарий для Москвы

Шведский сценарий для Москвы

Что сулит России начинающееся председательство Швеции в Евросоюзе
Федор Климкин, Брюссель
01.07.2009
Шведский сценарий для Москвы

С 1 июля кресло председателя Евросоюза на ближайшие полгода займет Швеция. Представляя в Брюсселе программу будущего председательства, министр иностранных дел этой страны Карл Бильдт в качестве первоочередных приоритетов назвал борьбу с последствиями финансового кризиса, приведшего к резкому росту безработицы в странах Евросоюза, а также дальнейшее противодействие изменению климата. Вместе с тем, несмотря на связанные с кризисом трудности, которые переживает Европа, Швеция в качестве «рулевого Евросоюза» намерена вести активную политику на восточном направлении. А это означает, что прямо или косвенно будут затронуты российские интересы.

«Мы будем продолжать поддерживать «Восточное партнерство» и надеемся достичь прогресса в переговорах с Украиной в отношении соглашения об ассоциации, которое, как мы надеемся, приведет к соглашению о создании зоны свободной торговли, что будет иметь огромное значение для будущего, - сказал шведский министр. - В том же направлении мы будем продолжать переговоры о новом соглашении с Россией».

По поводу нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС следует сразу оговориться: о конкретных сроках его подписания пока говорить не приходится. Во-первых, переговоры по нему идут сложно, учитывая различие подходов сторон: Россия настаивает, чтобы новый договор был «кратким и рамочным», Евросоюз, наоборот, стремится к тому, чтобы включить в него как можно больше требований к России, в том числе - в области энергетики. Во-вторых, сам по себе переговорный процесс нельзя назвать стабильным: если вспомнить, старт переговоров длительное время сдерживала сначала Польша, затем Литва, наконец, после того как в июле 2008-го они все-таки были начаты, всего пару месяцев спустя Евросоюз их приостановил в связи с конфликтом в Грузии. В декабре прошлого года стороны возобновили согласование, сейчас идет совместная проработка текстов к каждому разделу документа, российские дипломаты выражают сдержанный оптимизм. Однако ясно, что процесс этот обещает быть долгим, и тот факт, что он никак не застрахован от внезапных остановок по инициативе ЕС, тоже не вселяет дополнительной уверенности по поводу его окончательных сроков.

Другое дело – стремление ЕС ближе притянуть к себе Украину, заключив с ней соглашение об ассоциации. И здесь речь идет уже о весьма четких сроках. Как заявил Карл Бильдт, Швеция будет делать все, чтобы подписать до конца нынешнего года соглашение между Евросоюзом и Украиной о зоне свободной торговли. «Я надеюсь на многое, - пояснил он. - Почему нет? Это амбициозное начало. Я не думаю, что это нереалистично». Действительно, почему нет? Тем более что о перспективах присоединения Украины к ЕС никто из европейских чиновников предпочитает сейчас не заикаться. Но, ведь, надо же хоть как-то поощрить «европейские стремления» Киева. Тем более, что президентские выборы в стране не за горами, ну как тут не поддержать нынешних «помаранчевых» лидеров, то и дело выступающих с публичными признаниями в безграничной любви к Европе и всему европейскому?

В деле взращивания европейских надежд Украины Швеции принадлежит особая роль, можно даже сказать, роль первопроходца.

Именно во время прошлого шведского председательства в ЕС, в первой половине 2001-го, Украине были оказаны первые настоящие знаки внимания со стороны Евросоюза. Тогда, сдав пост председателя Евросоюза на саммите в Гетеборге в июне 2001-го, премьер-министр Швеции Йоран Перссон лично прилетел в Киев рассказать тогдашнему президенту Леониду Кучме о решении ЕС начать политическое и экономическое сближение с Украиной. «Впервые за 10 лет Украине даны недвусмысленные позитивные сигналы», — сказал тогда Кучма. С тех пор страна не перестает повторять устами своих политических лидеров, что курс на интеграцию в ЕС и НАТО является основой ее внешнеполитической стратегии.

Интересно также, что как раз в этот период шведского председательства, в феврале 2001-го, было совершено первое полноценное турне делегации ЕС по странам-соседям Евросоюза на Востоке. Представители Евросоюза, среди которых была министр иностранных дел Швеции, покойная Анна Линд, тогда побывали на Украине, в Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджане, а также заехали в Москву. В то время главным вопросом в повестке дня ЕС была подготовка к намеченному на май 2004-го расширению союза. Причем Швеция была одной из самых последовательных сторонников не только включения в ЕС новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы, но и всяческого углубления сотрудничества этих государств с будущими «восточными» соседями ЕС.

Неудивительно поэтому, что именно Швеция стала наряду с Польшей инициатором программы «Восточное партнерство», запущенной в Праге в мае текущего года. Этот проект, охватывающий 6 бывших республик СССР – Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину - хоть и не предусматривает ближайшего членства в ЕС, однако предполагает политическое и экономическое сближение с Евросоюзом, включая облегчение визового режима и сотрудничество в сфере энергетики.

Справедливости ради следует сказать: пражский старт «Восточного партнерства» был изрядно смазан. Во-первых, тем, что его проигнорировали многие главы государств ЕС, среди которых были «ветераны» ЕС. Во-вторых, тем, что отдельные страны-участники – Украина и Грузия – ждали от программы нечто большего, чем простого «сближения». Но Евросоюзу на данном этапе, когда речь о приглашении этих стран в ЕС не идет, важно покрепче закрепить их в орбите своего влияния, используя весь инструментарий приемов «мягкой силы», которым неплохо владеет Брюссель. Поэтому во время своего начинающегося председательства Швеция обязательно попытается реанимировать изрядно подпорченный при запуске политический эффект своей же собственной инициативы и вдохнуть в программу «партнерства» свежие силы. Собственно, шведы этого и не скрывают.

Еще одним приоритетом в рамках шведского председательства станет продвижение новой Стратегии ЕС в отношении Балтийского моря. Ожидается, что «стратегия» будет принята Советом ЕС в конце октября нынешнего года. Программа рассчитана на членов ЕС балтийского региона – Германию, Данию, Польшу, Швецию, Финляндию, а также Латвию, Литву и Эстонию. Ее основными задекларированными целями является защита Балтийского моря от загрязнения, восстановление его рыбных запасов, безопасность на море, развитие транспортной инфраструктуры и связи, расширение экономического взаимодействия и сотрудничество в области энергетики.

Эта инициатива, разработанная при активном участии Швеции, также, несомненно, сыграет свою роль в мягком геополитическом выдавливании Москвы - но в данном случае речь идет о ликвидации остатков российского влияния в странах Прибалтики.

Пункт о сотрудничестве в сфере энергетики особенно интересен тем, что предполагает создание единого балтийского энергетического рынка, в рамках которого предполагается подключить прибалтийскую «троицу» - Литву, Латвию и Эстонию - к европейским сетям. Главная цель – ослабить зависимость бывших советских республик от российского газа. Для этого, в частности, планируется к 2016-му провести 350-километровую ЛЭП из Швеции в Литву и еще одну - в дополнение к уже существующей - к 2013-му между Финляндией и Эстонией. Как сказал один шведский представитель, «инфраструктура балтийских государств – это наследство «холодной войны», они изолированы и уязвимы из-за своей зависимости от российской энергии».

Однако это еще, как говорится, цветочки. Наибольшую потенциальную угрозу «стратегия» несет для столь дорогого - в прямом и переносном смысле - для России проекта строительства по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток», призванного стать одним из альтернативных путей снабжения газом Европы в обход Украины. И неважно, что в Плане действий балтийской стратегии не содержится об этом газопроводе ни одного упоминания. Дьявол, как известно, кроется в деталях. А детали таковы: согласно стратегии, каждая из стран-участниц координирует общие усилия на своем отдельном направлении, так вот Швеция курирует – догадайтесь, что? – очистку дна Балтийского моря от останков затонувших кораблей и химического оружия, лежащих там со времен Второй мировой войны. А буквально неделю назад шведское министерство охраны окружающей среды продлило срок рассмотрения документов по проекту «Северный поток» до конца августа. Стокгольм затребовал дополнительную документацию и мотивировал свое решение наличием у чиновников сомнений по поводу обеспечения безопасности в связи с наличием в регионе оставшихся послевоенных морских мин и снарядов.

Дело в том, что Швеция, также как и Германия, Дания, Финляндия, относится к числу стран, через экономические зоны которых проходит трасса нового газопровода. Именно поэтому для осуществления проекта необходимо получить их разрешение. Польша, Латвия, Литва и Эстония также участвуют в консультациях, однако не могут запретить строительство, поскольку по их дну трасса «Северного потока» не проходит. Именно Стокгольм настроен к строительству газопровода наиболее скептически, но, узнав о его позиции, отложить до конца августа окончательное заключение по проекту решили и финские чиновники.

Между тем, начало прокладки газопровода по дну Балтийского моря намечено на весну 2010-го, для этого все необходимые разрешения нужно получить до конца нынешнего года. В реализации проекта, помимо российского «Газпрома» участвуют компании из Германии, Италии, Нидерландов и Франции, поэтому со стороны этих стран можно надеяться на поддержку проекта.

И, вместе с тем, на легкую победу все же рассчитывать не приходится: в роли председателя Евросоюза торпедировать «Северный поток» Швеции будет намного сподручнее.

А тот факт, что в рамках балтийской стратегии ЕС шведы будут отвечать за расчистку Балтийского моря от всякой «бяки», сделает их позицию в глазах европейских стран гораздо легитимнее.

Что касается наиболее актуальной сейчас темы в отношениях между Россией и ЕС – ситуации вокруг неспособности Украины оплачивать российский газ - на днях Швеция в лице своего главы внешнеполитического ведомства заявила, что «проблемы Москвы и Киева в газовой сфере – это двусторонний спор». Тем самым страна, без пяти минут председатель Евросоюза, дала понять, что для разрешения этой ситуации она, по всей видимости, чрезмерной активности предпринимать не собирается. Здесь позиция Стокгольма совпадает с мнением части европейского политического истеблишмента - особенно в кругах консервативных и правоцентристских - представители которого считают, что чем больше конфликтов возникнет у России с ее ближайшим окружением из числа бывших советских республик, тем легче будет их окончательно оторвать от «влияния Москвы».

«Это будет сложное председательство», - считает министр Швеции по вопросам европейских дел Сесилия Мальмстрем. Ее понять можно: мир переживает самый тяжелый с 1930-х годов экономический кризис. Никому не удалось его избежать. ЕС - не исключение. Но даже в такой сложной ситуации Брюссель не намерен отказываться от планов внешнеполитической экспансии. Утверждения о том, что Евросоюз тем самым влезает в географическую зону, где Россия, в силу объективных исторических причин, имеет свои обоснованные интересы, брюссельских стратегов никогда не смущали. ЕС расширяет свое геополитическое пространство за счет российского, причем делает это, как ни парадоксально, под своим излюбленным лозунгом: «Европа без границ и разделений на сферы влияния!».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.