Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Россия – НАТО: пора поговорить начистоту

Россия – НАТО: пора поговорить начистоту

Заметки на полях «фактологической справки» об отношениях альянса с нашей страной
Владимир Козин
14.01.2015
Россия – НАТО: пора поговорить начистоту

Под занавес прошлого года НАТО опубликовало на своем интернет-сайте «фактологическую справку» об отношениях альянса с Россией. Затронул Брюссель в этом документе и актуальные вопросы глобальной повестки дня под заголовком «НАТО и ее отношение к России». В общей сложности документ охватывает около 30 различных аспектов. Мы комментируем только часть данного документа.

Справка исполнена по отработанной в государственном департаменте США схеме: сначала приводится некое «утверждение» российской стороны, а затем – правильная, с точки зрения стратегов НАТО, трактовка тех или иных явлений в рубрике «Факт».

Итак, утверждение первое: у НАТО сохранился менталитет «холодной войны». В Североатлантическом альянсе утверждают, что это совершенно действительности не соответствует. Поэтому «Факт» в интерпретации авторов справки выглядит следующим образом: «Холодная война» закончилась более двадцати лет назад. Для нее характерными были противостояние двух идеологических блоков, присутствие многочисленных постоянных армий в Европе, а также военное, политическое и экономическое доминирование Советского Союза почти во всех соседних европейских странах. Окончание «холодной войны» стало победой для народов Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза и открыло возможности для преодоления раздела в Европе. На поворотных встречах на высшем уровне, которые прошли после падения Берлинской стены, Россия играла свою роль в построении новой всеобъемлющей европейской архитектуры безопасности, включая принятие Парижской хартии, создание ОБСЕ и принятие Основополагающего акта между НАТО и Россией.

Как заявили главы государств и правительств стран НАТО на встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре, «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Но мы не можем и не будем идти на компромиссы, когда речь идет о принципах, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке».

Сказано красиво.

Действительно, «холодная война» или, как ее сейчас называют, «холодная война 1.0» формально закончилась 21 ноября 1990 года подписанием «Парижской хартии для новой Европы». Но, к сожалению, по вине ведущих стран НАТО она фактически не прекращалась.

Вот они, основные признаки продолжения «холодной войны», развернувшейся уже после подписания хартии: выход США из Договора по ПРО и начало развертывания ими глобальной системы перехвата баллистических и крылатых ракет; отказ всех государств-участников НАТО, подписавших Договор об обычных вооруженных силах в Европе, от его ратификации; сохранение в доктринальных установках США и НАТО в целом сильной опоры на ядерные силы при неизменности у Вашингтона доктрины «наступательного ядерного сдерживания» и «расширенного ядерного сдерживания», которые предусматривают нанесение первого ядерного удара по некоторым государствам, в том числе по Российской Федерации, а также наличия «соглашений о разделении ядерной ответственности» между США и многими государствами, входящими в блок. Добавлю к этому списку и отказ ведущих стран НАТО поддержать инициативу о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, а также отказ США ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Надо напомнить: первая и последняя безуспешная попытка американских законодателей ратифицировать этот договор датируется 1999 годом.

У качественно новой «холодной войны», или «холодной войны 2.0», развязанной нынешней американской администрацией, есть пять явных признаков, унаследованных от «холодной войны 1.0».

Полностью прекратился процесс контроля над вооружениями, практически все ведущие страны-члены альянса активизировали свою военную активность у российских рубежей практически в пять раз.

Это признал в своих недавних публичных заявлениях генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Со стороны блока усилилась враждебная и воинственная риторика в адрес России, появились даже угрозы, введены в действие антироссийские финансово-экономические санкции, ведутся прямые попытки свержения существующего руководства в государствах СНГ, в том числе - с помощью тайных операций ЦРУ.

Что касается «агрессивных действий» России на Украине, в которых ежедневно обвиняют Москву из Брюсселя, то они попросту отсутствуют, наших войск там нет. Крым? Произошло мирное воссоединение полуострова с Россией в соответствии с правом наций на самоопределение и на основе мирного и демократически проведенного референдума. На Западе забывают, что Крым не был отдан Украине в 1954 году. Если брать международно-правовую сторону, то Президиум Верховного Совета СССР не имел полномочий решать этот вопрос, ну а Севастополь, как город федерального подчинения, вообще тогда не передавался Украине. Президент Леонид Кравчук обещал Борису Ельцину на встрече в Беловежской пуще в 1991 году вернуть Крым России.

«Агрессии» России в Крыму в 2014 году не было и в помине. Мирное воссоединение Крыма со своей исторической Родиной не подпадает под определение «агрессия», утвержденное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года. «Агрессии» не осуществляются без единого выстрела, без убитых и раненых. «Агрессор» не передает «жертве агрессии», Украине, ее тяжелую военную технику, находившуюся в Крыму, которая перешла в руки «агрессора» после акта воссоединения.

Что касается Донбасса, то ни представители ОБСЕ, ни сотрудники международных правозащитных организаций не обнаружили там «российских агрессоров». Спасаясь от масштабного геноцида, развязанного нынешними украинскими лидерами, на территорию России уже переехало около одного миллиона граждан Украины.

Таких примеров в международной практике не было, чтобы люди бежали от «агрессора» в поисках убежища на территорию этого самого «агрессора».

Чтобы расставить точки над «i»: под определение «агрессия» и «агрессивная война», которые содержатся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года, подпадают боевые действия вооруженных сил Украины на Донбассе против мирного населения. Массовые, в том числе серийные убийства и расстрелы мирных граждан украинскими вооруженными силами без суда и следствия являются грубым нарушением одного из главных прав человека – права на жизнь. Руководство НАТО обвиняет в агрессии Россию, прекрасно зная, что уже убито около 5 тысяч и ранено свыше 10 тысяч мирных жителей Донбасса, 65 процентов жилых домов в регионе разрушены украинскими регулярными войсками с помощью тяжелых видов вооружений, белого фосфора, кассетных боеприпасов и баллистических ракет оперативного назначения «Точка-У».

Принятые недавно документы по Украине - антироссийская резолюция № 758 палаты представителей конгресса США и закон № 5859 «о поддержке свободы Украины», подписанный Бараком Обамой, ведут к эскалации внутриукраинского конфликта, превращая его в перманентный.

К сожалению, в 2015 году, то есть 25 лет спустя после принятия «Парижской хартии», Соединенным Штатам и еще 27 государствам, входящим НАТО, так и не удалось добиться «преодоления раздела в Европе». Да Североатлантический союз все эти годы к этому и не стремился, действуя по слегка подновленным сценариям «холодной войны».

Брюссель активно возражает и против утверждения о том, что вступление новых членов в НАТО угрожает России. А потому «факт» изложен так: «Каждая страна, которая вступает в НАТО, обязуется соблюдать принципы и политику Североатлантического союза, а также выполнять обязательства, которые уже взяла на себя НАТО. Это включает обязательство о том, что НАТО не представляет угрозы для России, как было недавно заявлено на встрече на высшем уровне в Уэльсе. Поэтому, по мере того, как растет число стран, вступающих в НАТО, растет и число стран, согласных с тем, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России».

Набор красивых слов рассчитан на людей абсолютно несведущих, вступление новых членов в НАТО, в особенности близлежащих, на самом деле угрожает России.

Во-первых, военная машина блока просто так «на передовые рубежи» никогда не выдвигается. Во-вторых, посмотрите, как стали вести себя страны Балтии до вступления в НАТО и после этого.

Сравните, как стала вести себя Украина после того, как объявила о готовности отказаться от своего внеблокового статуса, и после того, как провозгласила прямой курс на членство в альянсе.

Россию беспокоят не только военные амбиции этих стран и предоставление ими плацдармов для возможного нападения на Россию, ее союзников и друзей после их вхождения в НАТО. Москву также не может не беспокоить резкий рост антироссийских настроений, которые сознательно культивируются руководством новичков альянса и рвущихся в него стран постсоветского пространства. По сути дела, принимая в свои ряды подобные государства, НАТО закладывает долговременную мину под отношения названных государств с Россией, создает перманентный раздражитель в наших отношениях. Но в Брюсселе пытаются внушить всему миру: именно эти действия НАТО ведут к укреплению стабильности и безопасности в Европе.

Категорически отвергают в Североатлантическом блоке и утверждение о нелегитимности киевских властей. Для этого приводится очередной «факт»: «Президент Украины Порошенко был избран на этот пост 25 мая, набрав явное большинство голосов на выборах, которые были охарактеризованы ОБСЕ как свидетельствующие о «четком намерении властей провести настоящие выборы, которые в целом соответствовали международным обязательствам, с соблюдением основных свобод граждан». Серьезные ограничения были зафиксированы только в областях, контролируемых сепаратистами, предпринимавшими усиленные «попытки сорвать процесс». Нынешний парламент был избран 26 октября в ходе выборов, которые, по мнению ОБСЕ, характеризуются «высокой конкуренцией среди участников избирательного процесса, предложивших избирателям настоящий выбор, а также общим уважением к основным свободам». ОБСЕ вновь отметила, что «органы, ответственные за подготовку и проведение выборов, прилагали решительные усилия для проведения выборов на всей территории страны, но это оказалось невозможным на значительной части Донецкой и Луганской областей и на Крымском полуострове». И, наконец, российские официальные лица продолжают утверждать, что в украинском парламенте и правительстве преобладают «нацисты» и «фашисты». Однако на парламентских выборах те партии, которые Россия назвала «фашистскими», не смогли преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Украинские избиратели явно проголосовали за единство и умеренность, а не за сепаратизм и экстремизм, и это нашло отражение в составе парламента. Иными словами, президент и парламент являются законными, а действия сепаратистов – нет».

В НАТО, разумеется, никогда не признают, что нынешние украинские деятели пришли к власти незаконным и кровавым путем.

Выборы президента Украины были проведены с нарушением европейских выборных стандартов. В них не принимала участия большая доля потенциальных избирателей. Термин «сепаратисты» некорректен. Ополченцы Донбасса - это борцы за свободу, борцы за независимость. На Западе не поняли или не хотят понимать: жители Донбасса не желают жить в составе Украины, которая повторяет жестокие военные преступления нынешнего «Исламского государства» и военные преступления гитлеровцев и бандеровцев в годы Второй мировой войны против мирных граждан.

Время, прошедшее после февраля 2014 года, показало, что это – антинародная и непрофессиональная власть, которая привела страну к величайшим страданиям и к тяжелым социально-экономическим последствиям. Это власть, которая может красть поставляемые ей энергоносители и лгать своим согражданам и всему миру. Это власть, которая не может опровергнуть уничтожение малазийского авиалайнера над своей территорией с помощью собственных вооруженных сил. Это власть, которая не намерена возвращать свои признанные финансово-экономические долги. Это власть, которая ради своих корыстных амбиций готова взорвать мир и стабильность в Европе и в мире в целом.

Если в НАТО не хотят этого видеть, значит, Североатлантический союз был и останется пособником агрессивного, воинственного и антигуманного киевского режима. Что касается «холодной войны», то при продолжении нынешней политики Вашингтона и Брюсселя Европу и мир ожидают сложные времена.

Новая «холодная война» непредсказуема. В том, что она идет и может затянуться на годы, будет вина только США и НАТО вместе с Украиной, ломающих региональную и глобальную стабильность.

И альянсу, и России надо давно поговорить начистоту, не прикрываясь вежливой дипломатической формулировкой о, якобы, существовавшем между ними «стратегическом партнерстве», которое ввело и НАТО, и Россию в заблуждение. В Брюсселе создалось впечатление, будто Москвой можно крутить-вертеть так, как это вздумается альянсу, и будто Россия никогда не видела в этом «партнерстве» реальной для себя угрозы.

Хорошо было бы, если бы подобный комментарий увидел и генеральный секретарь Североатлантического союза Йенс Столтенберг, который наверняка санкционировал «фактологическую справку» НАТО. Составленную крайне непрофессионально и крайне далекую от действительности.

Владимир Козин - главный советник-руководитель Группы советников директора Российского института стратегических исследований, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.