Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2019
Россия – ЕС: диалог неизбежен

Россия – ЕС: диалог неизбежен

Смогут ли новоизбранные руководители «Большой Европы» найти общий язык с Россией?
Федор Климкин, Брюссель
20.11.2009
Россия – ЕС: диалог неизбежен

Главы государств и правительств ЕС - после длительных переговоров и сложнейших согласований в ходе экстренного «кадрового» саммита Евросоюза 19 ноября в Брюсселе - все-таки определились с тем, кто удостоится чести в ближайшие годы стать «лицом» единой Европы. Пост первого «президента ЕС», а точнее, постоянного председателя Совета Евросоюза, как и предполагали многие, доверили бельгийскому премьеру Херману ван Ромпею. Первым «министром иностранных дел ЕС» стала женщина – теперь уже бывший еврокомиссар по вопросам торговли, англичанка Кэтрин Эштон.

Обе должности, как известно, вводятся по условиям Лиссабонского договора, который, как ожидается, вступит в силу 1 декабря. Президент – это роль, скорее, представительская: он будет председательствовать на заседаниях главного решающего органа союза – Совета ЕС на уровне глав государств и правительств, однако без права голоса. Зато именно он станет тем самым «Мистером ЕС», который будет выступать от имени всех стран сообщества на международных саммитах. Своего рода «свадебный генерал» всея ЕС – очень почетно, но маловлиятельно.

В сравнении с президентом должность «министра иностранных дел Евросоюза» или, как она называется официально, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, наполнена куда более серьезными практическими полномочиями. Этот человек, вводящийся в состав Еврокомиссии в ранге зампредседателя, будет возглавлять полноценное европейское внешнеполитическое ведомство – Службу внешних действий Евросоюза. На нем лежит ответственность за проведение в жизнь внешнеполитических решений Совета ЕС и, в конечном счете, за формулирование общей позиции Евросоюза по важнейшим вопросам международных отношений.

И, если Евросоюз когда-нибудь начнет разговаривать с Россией «одним голосом», как того хотят многие в Брюсселе, то зазвучит он из уст именно баронессы Эштон.

То, каким будет этот голос, какие нотки в нем будут преобладать – компромиссные или конфронтационные - во многом определит развитие в будущем диалога между модернизированным ЕС и Россией. Единый европейский голос еще надо поставить, а это задача не из простых, сродни попытке запрячь в одну телегу и коня, и трепетную лань: не все в ЕС одинаково относятся к России, позиции здесь порой диаметрально противоположны. Пока же «одного голоса» нет, за него все последние годы пытаются выдать раздающиеся время от времени окрики из Брюсселя, осуждающие закономерное желание отдельных стран-членов ЕС налаживать взаимовыгодное сотрудничество с РФ или обвиняющие Москву в попытках внести разлад в общеевропейскую политику.

Причем о неприятии Брюсселем усилий России, направленных на развитие двусторонних контактов со странами-членами ЕС, говорится совершенно открыто. К примеру, за несколько дней до прошедшего 18 ноября в Стокгольме саммита Россия-ЕС депутаты Европейского парламента на пленарном заседании в Брюсселе проголосовали за резолюцию, включавшую в себя ряд рекомендаций, как и о чем надо разговаривать с Россией. В документе, в частности, сказано: «Европейский парламент считает очень важным, чтобы ЕС говорил одним голосом, демонстрировал высокую внутреннюю солидарность, сформировал общую позицию, и отклонял предложения со стороны России укреплять двусторонние отношения с теми странами-членами ЕС, которые этого желают». Об этом же шла речь и в подготовленном шведским председательством ЕС рабочем документе к саммиту с Россией.

Уже по окончании стокгольмской встречи, на финальной пресс-конференции, Дмитрия Медведева спросили, как Россия намерена отныне выстраивать отношения с европейскими странами - с учетом попыток сформировать «консолидированный голос» ЕС. В ответ президент России заметил, что Евросоюз, со вступлением в силу Лиссабонского договора, хоть и будет наделен международной правосубъектностью, это не означает, что он поглотит суверенитет всех составляющих его государств.

«Мы будем развивать самые добрые отношения с Евросоюзом, но мы будем укреплять и наши отношения с отдельными европейскими государствами, - сказал президент России. - Одно другому не помеха».

И это понятно: напрямую договориться, скажем, с Берлином, Парижем или Римом Москве сегодня гораздо легче, чем с Брюсселем. Поэтому России ничего не остается, как продвигать свои интересы почти исключительно за счет двусторонних связей со странами сообщества. Да и во многих европейских столицах прекрасно понимают: наладить хорошие экономические отношения с Москвой через Брюссель не получится, потому что слишком уж велика политическая нагрузка. Поэтому сами стремятся делать это на двусторонней основе.

Было бы, например, любопытно представить себе исход проекта «Северный поток», если бы Москва изначально принялась договариваться о его реализации не с Берлином, как это и было, а с Брюсселем, который при поддержке Вашингтона упорно проталкивает газопровод «Набукко». Думаю, Россию в этом случае ждало бы сильное разочарование. То же самое относится и к «Южному потоку». Все это дало повод некоторым обозревателям, в том числе, в нашей стране, говорить, что «поезд дружбы между Россией и Евросоюзом прочно обосновался на запасном пути», а также, что «РФ и ЕС сейчас не о чем разговаривать друг с другом».

Это не совсем так. Не знаю, как насчет «дружбы», но разговаривать нам с Брюсселем всегда было, есть и будет о чем. Далеко не всегда, конечно, этот разговор приятный, не обходится в нем без «шероховатостей», как выразился Дмитрий Медведев. Но разговор, тем не менее, неизбежен. И выстраивать отношения с Брюсселем все равно придется. Тем более что в дальнейшем принимаемые в столице Евросоюза решения будут оказывать все большее влияние на отношения России со странами сообщества. В Москве, в свою очередь, надеются, что вступление в силу Лиссабонского договора позволит наладить более прочные партнерские отношения с ЕС.

В этом смысле тот факт, что прошедший на днях саммит Россия-ЕС в Стокгольме не окончился провалом и не был отмечен особыми обменами колкостями или взаимными обвинениями, можно только приветствовать.

Разумеется, никаких прорывов в шведской столице не произошло, да и не планировалось. Вообще, прорывы на российско-европейских саммитах – явление крайне редкое.

Уже то, что данное событие состоялось именно в Стокгольме, можно отнести к разряду относительных успехов: долгое время Москва, принимая во внимание традиционный антироссийский настрой шведских властей, предлагала провести встречу в сравнительно более «нейтральном» Брюсселе.

Подобный прецедент, кстати говоря, уже был: во время председательства Дании в ЕС в 2002-м российская сторона настояла на переносе саммита из Копенгагена в Брюссель, после того, как в датской столице прошел конгресс с участием лидеров чеченских сепаратистов. На этот раз оснований тоже было немало. Швеция - среди тех членов ЕС, которые наиболее активно обвиняют Россию в нарушениях прав человека. Именно эта страна, на пару с Польшей, выступила инициатором программы «Восточное партнерство», чтобы максимизировать влияние Евросоюза на постсоветском пространстве. Швеция до самого последнего момента затягивала со своим согласием на прохождение через ее территориальные воды «Северного потока». Наконец – и это, по всей видимости, стало для Москвы последней каплей – во время грузинской агрессии в Южной Осетии шведский министр иностранных дел сравнил действия России с политикой Гитлера.

И все же в последние месяцы политический климат в российско-европейских отношениях заметно потеплел. Определенную роль, конечно же, сыграло и обнародование доклада независимой европейской миссии по расследованию обстоятельств начала прошлогоднего августовского конфликта на Южном Кавказе. ЕС и Россия уже провели шесть раундов переговоров по заключению нового базового соглашения о партнерстве, в декабре предстоит седьмой. Кроме того, 5 ноября, после долгих раздумий шведское правительство одобрило-таки «Северный поток», что окончательно разблокировало его реализацию и сняло все связанные с этим опасения Москвы. Неплохие результаты достигнуты и в продвижении «Южного потока».

Сам по себе саммит в Стокгольме удостоился самых положительных откликов его участников. Дмитрий Медведев по окончании переговоров заявил, что остался весьма доволен тем, как он прошел, «в абсолютно конструктивном ключе, без каких-либо эмоций или же дополнительных проблем». А председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу даже заявил, что «это был один из самых удачных саммитов». Так ли это?

С одной стороны, встреча, действительно, прошла не впустую. Россия и ЕС подписали пять соглашений по приграничному сотрудничеству.

Россия сделала своего рода подарок Евросоюзу: заявила о своем стремлении сократить выбросы углекислого газа к 2020-му на 25, а не на 10-15 процентов, как это планировалось ранее.

Правда, для этого нам придется в ближайшие 10 лет увеличить энергоэффективность производства аж на 40 процентов, а с этой задачей еще нужно справиться… Эквивалентных подарков от Евросоюза Россия, к сожалению, не получила. Зато ЕС, со своей стороны, высказал готовность содействовать модернизации российской экономики, а также еще раз подтвердил свою поддержку вступлению страны во Всемирную торговую организацию. Кроме того, за день до саммита Евросоюз и Россия подписали протокол о создании механизма раннего оповещения в энергетике, чтобы минимизировать последствия возможных перебоев с российскими энергопоставками через Украину этой зимой.

С другой стороны, по остальным, не менее важным вопросам, продвинуться так и не удалось – ни на йоту. Возьмем, к примеру, тему европейской безопасности. В Евросоюзе по-прежнему предельно вяло реагируют на инициативы президента РФ о заключении нового Договора о европейской безопасности, «переводя стрелки» на ОБСЕ. То же самое касается и наших предложений по разработке нового законодательства в области энергетических отношений: ЕС не только не хочет менять или хоть как-то адаптировать Энергетическую хартию, доказавшую свою неэффективность в российско-украинских газовых конфликтах, но и продолжает настаивать на том, чтобы Россия вернула свою подпись под этим документом. Наконец, визовый вопрос: наша страна уже не первый год безрезультатно ведет переговоры об отмене визового режима для краткосрочных поездок.

Такие условия существуют между ЕС и десятками стран мира, в том числе, например, с Гондурасом или Уругваем - но только не с Россией.

Эти, да и многие другие вопросы России предстоит решать уже с обновленным ЕС, превращающимся в полноценного игрока на международной арене. Живым воплощением этого нового реформированного Евросоюза станут бельгиец ван Ромпей и англичанка Эштон. Что касается «одного голоса», которым эти два высших европейских руководителя будут общаться с Россией: главное, чтобы он был ровным и спокойным. И никогда не срывался на окрик.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Европеец
25.12.2009 17:49
Несколько архаичная, ещё советская практика, когда важные государственные заявления делаются «руководителями» за рубежом! Но это - на совести преемников традиций. Вместе с тем, теперь понятно, что на Конференцию ООН по изменению климата, в Копенгаген Президент России отвёз, ранее подписанную им же Климатическую доктрину, которая была разработана Минприроды России (http://www.stoletie.ru/lenta/medvedev_podpisal_klimaticheskuju_doktrinu_2009-12-17.htm). Не уверен, что ЕС нужно «мировое лидерство в борьбе с глобальным потеплением», хотя координация действий европейских стран, в т.ч. и России, вполне разумна и логична. Именно поэтому ЕС «усиленно добивался этого шага от России», которая, как видим, пошла даже дальше в этом вопросе, приняв Климатическую доктрину (окончательный текст документа пока не стал достоянием общественности), сама претендуя на роль некоего лидера по этому вопросу. Не отсюда ли вопросы: «что мы получим взамен?», поделятся ли (европейцы) «с нами своими высокими технологиями?» или «может быть отменят для нас визы?», которые, увы, не совсем корректны. А уж воззвание перестанут ли «отрывать от нас ближнее зарубежье?», и подавно! России никто ничего не должен: ни ЕС, ни какая либо из стран Европы, особенно в части денег, или высоких технологий. Всё, что может быть интересным стране и полезным обществу – нужно приобретать на мировом рынке. Отмена виз: процесс, как правило - взаимный. Хотя многие страны, в силу выгодности и по другим причинам идут на одностороннюю отмену визового режима. Так, Украина, позже Молдавия, отменили въездные визы для граждан стран ЕС, Швейцарии, США, Канады и ряда других стран. Но не уверен, что это пример для России… А вот что касается «отрывания» от России «ближнего зарубежья», то не совсем понятно, что имеется ввиду. Ведь все, территориально, «остаются на месте», т.е. в Европе: и Украина, и Беларусь, и Молдова, и даже Грузия! Вышеуказанные страны (кроме Грузии) в СНГ, в ряде иных структурах, совместно с Россией. Но хорошо известно, что никто не давал себя никому «приватизировать», чтобы потом, не давать повод, себя «отрывать». Да и трудно себе представить, чтобы, например, Германия, своим «ближним зарубежьем» нарекла: Данию, Люксембург, Бельгию, Нидерланды… или Польшу, Чехию, Швейцарию, Францию и, даже полностью немецкоязычную, Австрию! Уверен, чтобы понять всё это, даже не «нужно дать себя немножечко побомбить» (как Сербии), надо просто быть европейцами…
Европейцу
15.12.2009 23:38
"Ведь ЕС «такого» рода ГЛУПЫЕ «подарки» не делает никому!"

А от ЕС такие подарки никому не нужны. Подумайте сами: почему это заявление - о сокращении выбросов на 25% - Медведев сделал именно на саммите Россия-ЕС? Ведь он мог приберечь это и для климатической конференции в Копенгагене. Или, в крайнем случае, озвучить во время очередного совещания "в поле" с газовиками или нефтяниками где-нибудь в Сибири. Дело в том, что ЕС, который спит и видит себя мировым лидером в борьбе с глобальным потеплением, усиленно добивался этого шага от России. Вопрос в другом: что мы получим взамен? Европейцы поделятся с нами своими высокими технологиями? Или перестанут отрывать от нас ближнее зарубежье? А может быть отменят для нас визы? Или нам для этого, как Сербии, нужно дать себя немножечко побомбить?
ПРУС
15.12.2009 18:11
Хотелось бы уточнить объемы выбросов СО2 странами ЕС. Все как будто забыли, что перенос воздушных масс и вместе с ними вредных выбросов из Европы проходит с запада на восток, а не наооборот. Именно Россия получит максимальное загрязнение атмосферы от ЕС.
guess
25.11.2009 13:16
Европеец!
Вы полагаете, что только Вы здесь были на Земле, а все остальные на Марсе, когда этот Лиссабонский прожект проталкивался методом бульдозера и многократными переголосованиями. Чехи что-то пытались промямлить против этого бульдозерного катка...и здались. Так что о строительстве СНИЗУ лучше помолчите.
Рисуете идиллические европейские картинки.
В этой европейской коммуналке только вчерась управдома выбрали, а Вы уже победные реляции...
Так что не рапортуйте раньше времени.
Жизнь ещё покажет, куда всё это вырулит.
Европеец
24.11.2009 15:21
Уважаемый наблюдатель. Мировоззрение не имеет места проживания, а тем более прописки (или регистрации). Как-то не встречал «людей, достаточно давно живущих там», т.е. в ЕС, чтобы у них «вырабатывалась отрыжка на евро-уравниловку», как Вы пишете. Гражданам же, особенно выходцам из бывшего СССР (в т.ч. студенты, бизнесмены и т.д.), жить, учиться и работать в странах ЕС очень нравится… Мало кто, «попробовав там» ДОБРОВОЛЬНО возвращается назад! Даже русские по-национальности жители прибалтийских стран ЕС (Литвы, Латвии, Эстонии), которым не дали гражданство, «не спешат» на истинную Родину. Но это эмоции. С другой стороны нам, действительно есть чему поучиться у ЕС, а не только завидовать, злорадствовать и злиться. А если по-сути, то всем странам в ЕС: и большим, и «паровозам», и маленьким, выгодно, в первую очередь, свободное передвижение четырёх факторов производства: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ну кто из больших стран, «паровозов», откажется от рынка сбыта своей продукции и дешёвого рынка труда, которые имеются в ЕС? С другой стороны, ну какое «маленькое» государство не захочет беспошлинных (и без НДС) товаров и услуг для своих граждан, как и  возможности для работы последних в более богатых странах ЕС? Другими словами всё по марксизму-ленинизму: экономика-базис, политика-надстройка! Но там это сделали, а в СССР, да и в СНГ – только говорят. Поэтому, время кончины ЕС, на которую Вы намекаете, не «настанет», по крайней мере, скоро! Участники же ЕС, именно, «поняли вовремя», что как раз порознь - «дело невыгодное»!
ву
23.11.2009 14:55
они хотят лизоблюдов,которыми полон кремль и чинуши России.Вперёд,как утверждал демократический лидер горбачев.
наблюдатель
23.11.2009 13:58
Европейцу:

Мне кажется, что либо Вы живете не в Европе либо живете там с очень недавних пор: у Вас слишком много ЕС-овского энтузиазма. У людей, достаточно давно живущих там, вырабатывается отрыжка на евро-уравниловку. Единственное, что действительно хорошо: это свобода передвижения. Но этого добиться можно было и не создавая ЕС. По сути дела, паровоз ЕС - это Германия (м.б. в каком-то смысле и Франция), которая и везет всех остальных ("разновеликих" в Вашей терминологии). "Настанет время, они поймут, наверное", что волочь хомут за всех (особенно за прибалтов) - дело невыгодное.
Людмиле
23.11.2009 2:21
Вам не кажется, что вы путаете ЕС с СЕ, т.е. с Советом Европы?
Людмила
22.11.2009 18:03
Россия должна выйти из МО ЕС. Надо быть не "полноценным игроком", а уважающим себя государством. Также следует поставить вопрос о возмещении вреда, нанесенного России мировым сообществом.
Европеец
21.11.2009 21:43
Поступательное движение Европейского Союза, после вступления в силу Лиссабонского договора, налицо. Большая и стабильная Европа, ну чем не достойный союзник, в т.ч. и для России? Положительно, что сила и авторитет ЕС не в её «лидерах», как-то «свадебный генерал» Херман ван Ромпей или англичанка Кэтрин Эштон, а в СИСТЕМЕ, которой, однозначно, можно только позавидовать! И как видно, «после длительных переговоров и сложнейших согласований в ходе экстренного «кадрового» саммита Евросоюза 19 ноября в Брюсселе», роль личности, по крайней мере, в европейской политике, сведена до минимума. На «маловлиятельную», но «очень почётную», должность, фактически, «президента ЕС» и «министра иностранных дел ЕС», избраны, фактически, «рядовые» чиновники ЕС. Значит времена вождей, великих кормчих, руководителей и т.д. безвозвратно ушли в прошлое! Это и урок, и хороший пример многим… Что касается взаимоотношений ЕС - СНГ и ЕС - Россия, то они, однозначно, зависит от многих факторов. «Восточное партнёрство» ЕС с одной стороны и «стратегические интересы» России с другой, будут только выгодны для всех, в т.ч. и для стран СНГ. Что же касается России, то важно понять, насколько последняя нужна ЕС и, наоборот. Хотя это, скорее всего не принципиально! Главное, чтобы НИКТО, НИКОГО не ПРИНИМАЛ в свой «лагерь», т.е. на своих условиях! А ещё, чтобы не выяснялось: кто сильнее, важнее и влиятельнее! Но готовы ли к этому «великие романо-германская и русская православная культуры», которые «разделяют одни и те же апостольские, христианские и духовные основы», как писал недавно Александр Латса в материале «БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ - ЭТО РОССИЯ!» Евросоюз сегодня, после воплощения принципов Лиссабонского соглашения, остаётся союзом равных при разновеликих государствах и не менее разных интересах в него входящих государств. Пример: отношение и признание к новообразованному европейскому государству – Косово. Лидерство стран ЕС в единой Европе – это не столько «быть первым среди равных», сколько быть равным среди первых! Именно это ВАЖНО для общей Европы – быть ПЕРВОЙ, как сообществу европейских стран. И уже сегодня плоды такой политики НАЛИЦО. Евросоюз активен во всех общемировых сферах: в науке, в политике, в военных, гуманитарных и иных вопросах жизнедеятельности всей планеты. С другой стороны было бы странным, если бы все согласились с усиливающейся ролью Евросоюза и в Европе и в мире. Очевидно, что ни США, ни Япония (хотя и в меньшей мере), ни Китай, ни Россия не очень «рады» на глазах меняющемуся облику общей Европы! Но ждать «кончины» ЕС, по меньшей мере, ПОЛИТИЧЕСКИ ГЛУПО! Евросоюз «состоится» как БОЛЬШОЙ СОЮЗ ГОСУДАРСТВ и это теперь понятно всем! Состоится ещё и потому, что СТРОИТСЯ «снизу»… Но это другая тема. С другой стороны, каждый из субъектов (т.е. Россия и ЕС) играет свою роль и в Европе, и в мире. Нет уверенности, что в одночасье та или иная «сторона», а тем более вместе будут ГОТОВЫ отказаться от своих позиций и институтов их охраняющих. ТОРГ же может продлиться надолго, если ненавечно, увы! Мечты и стремления о мировом господстве НИКАК не выходят из голов gomosapiens, к несчастью! И этот синдром имеет место не только в головах: христиан, мусульман, иудеев, как и англосаксов, славян, азиатов. Но это другая проблема… ОДНОЗНАЧНО, что союз: Европа-Россия нужен и выгоден обоим! Но смогут ли политические элиты двух субъектов без предварительных условий ПЕРЕСТУПИТЬ ВЗАИМНЫЕ предрассудки и претензии прошлого? Сумеют ли найти то ПОЛЕЗНОЕ, что нужно народам, а не политикам и военным стратегам, БОЛЬШОЙ, т.е. всей Европы? И, соответственно, смогут ли: ЕС и Россия стать «единственным гарантом мира и независимости для всех народов континента»? Хочется верить в это! И последнее. Не уверен, что Европейскому Союзу надо делать «своего рода подарки», как-то «заявление» России «о своем стремлении сократить выбросы углекислого газа к 2020-му на 25, а не на 10-15 процентов, как это планировалось ранее». (Неужели, Россия «выбрасывает» всю гадость отходов своих производств только на Европу? А как собственные граждане?). Ведь ЕС «такого» рода ГЛУПЫЕ «подарки» не делает никому! Да и можно ли дарить чистую атмосферу кому-либо, кроме своего народа, да и всего человечества в целом…
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».