Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 ноября 2017

Падение

Что показала катастрофа одного из лучших в мире боевых вертолетов – Ка-52
Сергей Михайлов
15.03.2012
Падение

Трагедия Ка-52 «Аллигатор» и гибель его экипажа, на мой взгляд, - прямое следствие проведенного реформирования Военно-воздушных сил, а также торжества воинствующего дилетантизма...

Хроника трагедии всем уже известна. Напомню кратко. В понедельник вечером в 21:00 двухместный Ка-52 поднялся в воздух с аэродрома Центра переучивания и боевого применения ВВС, расположенного недалеко от города Торжок. Всего через пять минут, как сообщили на следующий день представители министерства обороны, радиосвязь с экипажем прервалась. Если судить по этому официальному заявлению, то получается, что машину в полете не сопровождали радары, а местонахождение ее фиксировалось лишь на основании докладов экипажа по рации. Обломки вертолета нашли через двенадцать часов, в 08:45 во вторник, 13 марта. По первоначальному заявлению представителей министерства обороны, штурман Максим Федоров к тому времени был уже мертв, а летчик Дмитрий Ракушкин еще жив, и скончался он по пути в больницу.

Естественно, военный следственный отдел Следственного комитета по Тверскому гарнизону сразу приступил к доследственной проверке по факту случившегося. А для расследования обстоятельств падения вертолета оперативно создали специальную комиссию. На место трагедии во вторник прибыл и Генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев. Комиссия и следственные органы, конечно, разберутся в причине катастрофы. Однако уже сейчас можно сказать, что это ЧП ярко и трагично показало, к чему привела реформация Вооруженных сил, в которой командование ВВС, кстати сказать, всегда было едва ли не главным застрельщиком.

…В январе 1992-го в Кремлевском дворце съездов проходило Всеармейское офицерское собрание. Советскому Союзу уже подписали смертный приговор, и решался вопрос о судьбе могучей Советской Армии, о судьбе ее офицерского корпуса. Было высказано немало тревожных и очень здравых мыслей, прежде всего о том, что рубить с плеча там, где есть оружие и военная сила, ни в коем случае нельзя. Борис Ельцин, тоже зашедший на это собрание, был категорически против: ему, как раз, очень нравилось рубить и резать по живому.

Так вот, на защиту позиции Б. Ельцина тогда яро бросились офицеры ВВС - делегаты собрания, во главе с маршалом авиации и последним министром обороны СССР Евгением Шапошниковым.

Этот бывший советский маршал отметился еще и тем, что фактически вооружил армию Джохара Дудаева, передав в его распоряжение многие военные арсеналы, находившиеся на территории Северного Кавказа. Об этом писали в прессе после начала боевых действий с кавказскими сепаратистами.

Никаких преференций за свою услужливость Б. Ельцину и его команде Военно-воздушные силы России не получили. Наоборот, 1990-е стали самыми проклятыми в истории боевой авиации нашей страны. Ни новой техники, ни достойных зарплат, ни ремонта аэродромов, ни горючего для полетов. Тем не менее, дух реформаторства просто свел с ума Главный штаб ВВС. Командование Военно-воздушных сил подчинило себе войска ПВО страны, мотивировав это тем, что количество генералов уменьшится, а управление улучшится. Генералов меньше не стало, а противовоздушная оборона страны едва не прекратила свое существование, сплошное радиолокационное поле над Россией просто исчезло. Командование ВВС умудрилось уничтожить авиационное прикрытие Арктики, расформировав на севере почти все части лучших в мире перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, оставив там многие аэродромы фактически без обслуживания. Затем командование ВВС подчинило себе армейскую авиацию, что привело к ее полной деградации. Авиационные генералы даже смогли перетянуть к себе часть бригад ПВО Сухопутных войск, вооруженных тяжелыми комплексами С-300В. Что удивляться! Не сумев грамотно распорядиться и доведя до полного убожества почти такие же комплексы С-300П, входившие при СССР в ПВО страны, авиаторы положили глаз на то, что тогда находилось в еще прекрасном состоянии. Они вообще хотели забрать все бригады С-300В у «сухопутчиков», что, к счастью, не удалось.

Наконец, когда-то прекрасный 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации, тот самый, в Торжке, был ликвидирован как самостоятельная единица и переподчинен Липецкому центру.

Теперь он называется: Центр боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала Армейской авиации) 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ. Официальная аббревиатура: ЦБП и ПЛС (АПАА) 4 ГЦПА П и ВИ МО РФ. Обратите внимание: если раньше в армии и авиации был личный состав, который готовили к боевой работе, то сейчас – персонал, как в какой-нибудь заштатной гостинице.

Ну и что в итоге? Центр в Торжке достиг мирового уровня подготовки и боевого применения? Его оснастили по последнему слову техники? Падение «Аллигатора» показало, во что вылились реформаторские потуги и на что сейчас способен «авиационный персонал», прежде всего - командный.

Итак, упавший вертолет был обнаружен лишь через двенадцать часов после падения, в 10 километрах северо-западнее аэродрома «Торжок». То есть, раненый пилот, возможно, находившийся без сознания, половину суток лежал на морозе в снегу среди обломков своей машины – практически рядом с базой. Более чем вероятно: летчик погиб лишь потому, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь.

Вертолет упал не в горном ущелье, не в глухой тайге за сотни верст от населенных пунктов. И нашли его пешие группы, а не с воздуха буквально в двух шагах от базы. В каком веке мы живем?!

Почему не было радиолокационного сопровождения машины? Если бы оно было, то координаты места, где воздушный объект исчез с экрана радара, был бы определен сразу, и тупо прочесывать местность не было бы никакой нужды. Был ли утвержденный маршрут полета? Сообщается, что был, даже опубликована карта предполагавшегося полета. Но в таком случае вообще непонятно, почему пропавшую машину искали. За пять минут она могла улететь максимум на 10-15 километров, и отправить по проложенному маршруту спасательный вертолет надо было немедленно. Этого не сделали! Хотя уже появились сообщения о самоотверженности поисковиков: будто бы в предполагаемый район падения выдвинули аж 300 человек, 20 единиц наземной техники, в воздух подняли два вертолета. Только вот беда, ни у кого не было приборов ночного видения. Зачем вообще необходимо было это перенапряжение фактически слепых сил и средств?

О ночном видении стоит сказать отдельно.

По мнению разработчиков инфракрасных и тепловизионных приборов, упавший Ка-52 можно было найти за считанные минуты.

Для этого над аэродромом требовалось поднять на высоту три-четыре километра вертолет, снабженный мощной техникой ночного видения, и прокрутить его вокруг своей оси, хотя логичнее было бы все-таки лететь по маршруту. Но, даже зависнув над базой, вертолет с тепловизором наверняка зафиксировал бы дышащую жаром на снегу груду металла – того, что осталось от Ка-52 - даже на расстоянии 10 километров. Впрочем, и обычный Ми-8, если бы в нем находился человек со специальными очками ночного видения на глазах, летя по маршруту «Аллигатора», зафиксировал бы горячие обломки через те же пять минут, что длился последний полет Ка-52.

Впрочем, таких чудо-очков в Центре могло и не быть. Они же ведь для отечественных ВВС все еще именно «чудо», хотя во всем мире используются лет двадцать. Зато в Торжке есть целая эскадрилья ночной версии известного «крокодила» - Ми-24ПН. Когда-то их шумно рекламировали - как прорыв в боевом применении классических вертолетов. Машины оснащены специальными приборами, которые позволяют летать и вести боевые действия ночью. Первые Ми-24ПН были доставлены в Торжок еще в 2005-м. И уже несколько лет про ночные достижения этих «вертушек» ничего не слышно. Скорее всего, никаких таких достижений попросту нет.

Однако в Центре боевой подготовки и переучивания персонала постоянно находятся новейшие Ми-28Н «Ночной охотник». Они вроде бы специально созданы для ночной охоты. По идее, Ми-28Н, поднятый в воздух по тревоге, должен был за три минуты - скорость полета у него большая - выйти в точку падения «Аллигатора» и выдать точные координаты места трагедии. Дело в том, что Ми-28Н предназначен, в первую очередь, для поражения вражеской наземной бронетехники в темноте и тумане, и его приборы особо чутко реагируют на тепловое излучение металла. А ясной ночью 12 марта газотурбинные двигатели Ка-52 были еще очень горячими. Более того, «Ночной охотник» имеет специальный отсек, в котором можно разместить двух раненых людей для их эвакуации с поля боя.

То есть, чисто теоретически, экипаж Ми-28Н мог в одиночку найти и спасти хотя бы командира упавшего вертолета Дмитрия Ракушкина. Ни в теории, ни в практике этого не произошло.

А может быть, Ми-28Н, как и Ми-24ПН, на самом-то деле ночью ничего не видит, и громкое имя дано только для громкости? Жаль, если так…

В промышленности специально для вертолетов давно разработаны очень надежные и весьма эффективные радиомаяки. Есть даже конструкции, причем это российское ноу-хау, в которых вся информация о полете фиксируется в сжатом виде на специальном и очень прочном носителе. В случае падения летательного аппарата за доли секунды в эфир уходит мощный сигнал, в котором передаются данные о последних минутах полета и точные координаты места крушения. Сигнал ловят специально настроенные антенны на земле и антенны опять же специальных космических аппаратов. Поиск упавшей машины становится делом чисто техническим, при том, что причина трагедии может быть установлена еще до нахождения самих носителей – «черных ящиков» нового поколения. Все это есть, но только в единичных образцах, на выставках, а не в войсках.

Нежелание ставить на свои боевые самолеты и вертолеты такую аппаратуру военные объясняют по-разному. Когда-то ссылались на нехватку средств. Потом придумали «секретный» повод. Будто бы сигнал с такого маяка первыми поймают враги, и первыми же найдут некие упавшие секреты, а также установят слабые места наших крылатых и винтокрылых аппаратов. И все доводы о том, что сигнал может быть надежно зашифрован, до «персонала» в погонах не доходят.

Сейчас уже появляются первые версии крушения Ка-52 в Торжке. Так как «черные ящики» сохранились хорошо, причины трагедии установят в ближайшее время. Но в данном случае, суть не в самой катастрофе, а в ее развитии.

В истории авиации еще не было случая, чтобы машину, упавшую в десяти километрах от аэродрома и лежащую на открытой площадке, искали половину суток. И если Дмитрий Ракушкин действительно был еще жив через двенадцать часов после катастрофы, а не погиб сразу, то говорить просто не о чем. И вердикт высоких комиссий о причинах падения Ка-52 просто неинтересен. Если сегодня даже в Центре боевого применения и переучивания авиационного персонала Армейской авиации нет нормального радиолокационного сопровождения полетов новых машин, если там же нет по-настоящему эффективной и мобильной поисково-спасательной службы, то есть ли все это в войсках?


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 71 найденных.
Отец Федор
28.01.2016 1:13
Нет и не может быть оправдания 12-часовым поискам. Не нашли через час - поднимайте соседнюю часть, не нашли через два, поднимайте другую.
Чем-то напоминает трагедию в Баренцовом море, когда подводники, еще живые, с надеждой на то, что помощь придет, этой помощи, недождались.
Аминь.
Семеныч
26.10.2012 13:42
Я летом отсутствовал в интернете. По нашим МиГам и американским «F».         У F-5Е мах. скорость=1700к/ч.; у МиГ-21 =2100к/ч. В войне вьетнамские наши истребители работали так: на малых и средних высотах до 5км.–  МиГ-17, выше МиГ-21. МиГ-17 завязывали бой и, как менее скоростные, были более маневренны, поэтому «F» уходили сразу вверх. А там их ждали МиГ-21 с печальной законцовкой для «F». Итого в воздушных боях нашими «плохими» истребителями было сбито 90американских истребителей, а наших – 54. Усекаешь г.U435!
Что касается Сомали – не интересовался, но F-5 выпускался до 1988г, а у нас с 1982г. Начали серийно выпускать не победимые и по сей день МиГ-29 и Су-27.

AU-717
27.07.2012 21:37
автору taijr1


Посоветую съездить в ЦАГИ и в тамошнем архиве научно-технической библиотеки взять отчёт о совместных испытаниях в СССР МиГов-21 и американского F-5E. Именно эти истребители были ближе всего по своим характеристикам. Причём, F-5E однозначно бил нашего МиГа до высоты 5 км, а выше самолёты были примерно равноценны, если только оба не выходили на сверхзвук. Здесь МиГ имел преимущество.

Что касается наработки на отказ и удобства обслуживания, то МиГ и в подмётки не годился "американцу". А в войне между Эфиопией и Сомали эфиопские F-5А и Е показали полное превосходство над сомалийскими МиГами-21.
AU-717
18.06.2012 22:33
Ну-ну, рассказывайте сказки...

Кстати, в Академии им.Гагарина в 1990 году я встречался и разговаривал с лётчиками, служившими вместе с Руцким в Афганистане.

И знаю интеллектуальный и научно-технический уровень наших военных лётчиков. С одним из них, впоследствии он окончил школу лётчиков-испытателей в Жуковском (кстати, испытывал Су-34), учился на одном потоке из двух групп. В деканате на третьем курсе дважды ставили вопрос о его исключении за систематическую неуспеваемость - по три неуда за две экзаменационные сессии подряд. Не давалась человеку математика и сопряжённые с ней авиационные науки.

Зато в лётном училище стал отличником. (Его и по телевизору как-то показывали.)

Военные ВУЗы - это фикция высшего образования. Мне ещё в армии об этом говорил мой командир - ветеран войны.

Тут воякам могу задать элементарные вопросы по аэродинамике, аэромеханике, динамике полёта… И сразу всё станет ясно с этими "знайками". Уже пробовал – действует безотказно на авиафорумах.

Как надену портупею…
Валерий
21.05.2012 0:02
Сообщалось, что Ка-52 попал в снежный заряд. Какой-же кретин выпускает в учебно-тренировочный полет в такую погоду. Может они за водкой полетели в сельпо? Когда я был на испытаниях в Кап Яре, летчики не поднимались для облета РЛС ни после праздников, ни после выходных. Жаль пилотов, погибнуть из-за того, что у начальства труха в голове.  
Петр - taijr1
15.04.2012 1:59
Не обращайте внимания на местного чудака AU-717. То он хвосты самолетам крутит, то отчеты летчиков читает
, то... Этот товарищ очень не любит нашу страну.

По существу. Все полеты в районе аэродрома фиксируются и управляются радиолокационными станциями ближнего обнаружения. По их информации тотчас же можно было узнать удаление вертолета от аэродрома и его азимут. То есть знать достаточно точно, где именно искать вертолет. Автор статьи правильно акцентировал внимание на этом моменте. Если радиолокационное слежение не велось, то на лицо явное нарушение дисцилины. А если завтра война?
Семеныч
13.04.2012 10:13
Вертолетчикам рекомендую: http://www.aviaport.ru/conferences/41332/
taijr1
12.04.2012 13:10
Долго я не заглядывал на эту страничку, а тут столько успели наговорить мои опоненты. Просмотрел и удивился, какой вы всетаки примитивный человек прикрывшийся U-717. 1. Один ты во всех вопросах специалист: от лингвисти до тактики ведения боевых действий, а в сущности ты ничего не знаешь, а только гадишь на людей, историю. Все что было создано в советский период - все плохо, а вот америкосовское все здорово. А вот в жизни все наоборот. Ты упомянул F-5E и одним движение приравнял его к Миг-21 - только примитивный технарь (который к счастью для авиации послужил недолго, приходилось служить с такими "инженерами", которых на пушечный выстрел нельзя было подпускать к авиатехнике). Так вот сначала был F-5A/B (год выпуска -1963), СССР в это время выпускался Миг-21ф,фм,пфм и др.(год выпуска 1959-1962, появляется F-5E (год выпуска 1973), в эти же  годы твои друзья устанавливают демократию во Вьетнаме (1965-1973), а до этого война в Корее, где были Миг-15,17 и Сейбры и Суперсейбры. Логическую цепочку выстроишь, а если заклинит, то другой инженер поможет.
2. Теперь о ностальгии. Да я с удовольствием вспоминаю 70-90 годы, когда я осуществил свою детскую мечту - стать военным летчиком. В это время я успешно закончил училище, осваивал новую технику, получал класс. К стати по специальности я - вертолетчик. И я горжусь тем, что мне повезло летать на вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-8, Ми-24 разных модификаций днем и ночью в простых и сложных условиях. Не раз мои летчики выполняли задачи за пределами своих возможностей, но они спасали людей. Тебе что-нибудь говорит "Катастрофа поездов в районе Улу-Теляка", авария на Тирлянском водохранилище и др. Это тебе ответ на поисково-спасательную службу. А если очень интересно, позвони Руцкому и он расскажет, как его вытащили с территории Пакистана. И на вертолетах Ми-4, Ми-8, Ми-17 над входной дверью имеется лебедка, на которую вешается кресло или гамак.
3. Для тех кто в танке. Нет на вооружении авиации очков ночного видения, а Ми-28Н не приспособлен для выполнения ПСР. К сожелению вы господа инженеры занимаетесь болтологией и создаете их не на микросхемак, а на лампах, когда дело доходит до серийного выпуска, то у вас доработок больше чем сам агрегат.
Инженеру. А в отношении парка я не ерничал, на полном серьзе ибо я это прошел и на своих ногах испытал, что такое искать упавший вертолет зимой в пересеченной местности. А то что сейчас 2012 год, а не 1972 год, я и без вас знаю, а вот что произошло в авиации вы только вот от таких болтунов как U-717 знаете. Ваши дерьмократы уничтожили все что создали созали мы "ныне ностальгирующие", в советское время была Аварийно-спасательная служба ВВС СССР. В каждом полку ВВС на дежурстве стояли экипажи, а сечас нет этой отработаной организации, слава богу еще ПСС космонавтов не уничтожили.
И последнее, надоело мне заниматься ликбезом и читать бредни отдельных личностей, у которых мировозрение ограничивается равнением на америкосов, они для меня никогда не будут авторитетом, в том числе и их шестерки.
владимир
04.04.2012 16:48
21 июня 1941г при таких руководителях нам не избежать.Имея3-4 кратное преимущество в самолетах через неделю войны Красная Армия осталась без авиации,солдатской кровью восполняя головотяпство руководства
Александр
03.04.2012 8:42
AU-717
А я даже соглашусь с вами.... Сложно с литературными построениями у населения. И фразу из текста: "Командование Военно-воздушных сил подчинило себе войска ПВО страны...", пользуясь образностью мышления, следует понимать так: ботинки подчинили себе сапоги. ... но если вы ещё раз внимательно прочтёте мой предыдущий пост,  то обратите внимание, там нет слова "русский" касательно языка, произнося эту фразу я имел ввиду всего лишь часть тела между верхней и нижней челюстью...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 71 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.