Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Неплохо бы определиться с врагом

Неплохо бы определиться с врагом

Для успешного выполнения гособоронзаказа надо ясно представлять, от кого мы собираемся обороняться
Сергей Птичкин
19.05.2011
Неплохо бы определиться с врагом

В начале нынешнего года было официально объявлено, что государственный оборонный заказ за 2010-й год был не просто провален, а рухнул с треском. При том, что на его реализацию выделялись миллиарды рублей. Закупки современной военной техники и вооружений были выполнены лишь на треть. Об этом президенту доложил лично министр обороны. Прошло несколько месяцев, и вот президент – он же Верховный главнокомандующий - Дмитрий Медведев устроил настоящий разнос тем, кто, прежде всего, должен отвечать за укрепление оборонной мощи государства.

Руководителю военного ведомства, раскрывшего ему истинное положение дел, председателю ОПК, верхушке «Ростехнологий», ОАК, ОСК, Минпромторговли и другим господам-товарищам. Глава государства потребовал представить ему внятные объяснения срыва гособоронзаказа и назвать виновных. Впрочем, главные виновники сидели перед ним, и странно было от них требовать назвать кого-то еще. Но наказ президента выполнили в кратчайшие сроки.

От должностей отстранены гендиректор «Ижмаша» Владимир Гродецкий и гендиректор «НИИ электромеханики» Аркадий Хохлович. Они оказались самыми крайними, и, как всегда, наименее виноватыми. «Ижмаш» выпускает стрелковое оружие, проблем с которым в Российской армии нет. К тому же, Минобороны практически перестало размещать на этом оружейном предприятии заказы, мотивируя тем, что технологическая база в Ижевске очень старая и не обеспечивает современного качества продукции. «НИИ электромеханики» проектирует космические аппараты в интересах Минобороны. С такими аппаратами у нас тоже все в порядке. Беда в другом — их на орбиту выводят через раз. То ошибка в расчетах параметров пуска, то топливо перельют, и ракета в океан грохнется. Так разве разработчики военных спутников в этом виноваты? Интересно, покарают ли других топ-менеджеров «оборонки» или нет? С другой стороны, а за что их всех наказывать?

Ведь на самом высоком государственном уровне уже двадцать лет не могут определиться, какая армия по численности, качеству вооружения и боевой подготовки необходима для защиты России. И от каких врагов ее надо вообще защищать.

В советское время все было проще и эффективнее. У великой державы имелись великие геостратегические цели, которых можно было достичь при наличии соответствующих Вооруженных сил. Для решения грандиозных задач запускались проекты создания стратегического и обычного вооружений. Закупалось необходимое технологическое оборудование. Существовала наделенная очень большими полномочиями и состоявшая из профессионалов высшей пробы Военно-промышленная комиссия при Совете министров СССР. Та комиссия, не в пример нынешней, действительно могла решать крупнейшие задачи военно-технического строительства. Наконец, существовала плановая экономика, в которую буквально была намертво вписана программа закупок вооружений и военной техники. Сорвать ее для руководителей Минобороны и промышленности было смерти подобно.

Попытки перенести советские принципы планирования военных заказов на новые условия существования страны ни к чему хорошему не привели. В начале девяностых годов пытались сформировать долгосрочную госпрограмму по закупкам вооружений - ГПВ. Реализовать ничего не удалось, но за провалы, как принято у нас, никто не ответил. К середине 1990-х как бы уже определились и с рыночной экономикой, и с реальным положением России в обновленном мире. И ГПВ, которую намечалось выполнить с 1996-го по 2005-й, была, в общем-то, очень реалистичной. Во всяком случае, научно обоснованной, способной обеспечить реализацию целого ряда прорывных проектов и технологий - как в промышленности, так и в закупаемых вооружениях. Однако денег на нее практически не давали. В 2002-м госпрограмму скорректировали на ближайшую пятилетку, утвердив новый вариант: с 2002-го по 2006-й. Но даже с серьезной корректировкой и продлением срока выполнения программу провалили с треском.

Никаких шумных разборов по этому поводу не было. Впрочем, и без публичных обвинений в срыве гособоронзаказа за первые пять лет нового века руководство оборонных предприятий страны обновилось почти полностью. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что процесс этого, зачастую ничем не обоснованного, обновления начался в конце 1990-х. Считалось, что именно старые кадры, так называемые «красные директора», в принципе не способны вписаться в рыночную экономику и срывают реструктуризацию-инновации-модернизацию. К управлению сначала промышленными предприятиями, а затем и самим Министерством обороны стали приходить молодые мобильные менеджеры, одинаково уверенно разбиравшиеся в руководстве сельским хозяйством, медициной, оптимизацией налогов. Заодно – в управлении войсками и, конечно же, в формировании реалистичной Государственной программы вооружений и Государственного оборонного заказа. То есть — во всем и сразу, но ни в чем конкретно.

Второго июля 2006-го с большой помпой утвердили новую ГПВ на 2007-2015 годы. На ее реализацию запланировали почти 5 триллионов рублей. Однако уже в 2008-м началась грандиозная реформация всех Вооруженных сил, и стало очевидно, что «каких-то там» пяти триллионов на десять лет не хватит. Поэтому в прошлом году утвердили окончательную редакцию новейшей программы на 2011-2020 годы. На нее выделили небывалую ранее сумму – более 20 триллионов рублей.

Поскольку реализовывать эту ГПВ будут те же топ-менеджеры, что рисовали прожекты на 2007-2015 годы, то минувший год объективно стал для них своего рода тестовым.

Экзамена на способность эффективно выполнять принятую ими самими программу они не выдержали. Однако, как видно, увольняют не провалившихся, а тех, кого не жаль.

Для того, чтобы госпрограммы, касающиеся обеспечения обороны страны, эффективно работали, надо четко представлять, от кого и от чего мы собираемся обороняться. От бородатых террористов, от северокорейцев, китайцев или армады войск НАТО? У нас есть различные военные доктрины, но четкого понимания сути реальных угроз для страны, увы, нет. В этом — первопричина срывов всех гособоронзаказов за минувшие пятнадцать лет. Если на высшем уровне нет ясности, что надо в первую очередь закупать для реформированной ниже плинтуса армии, то все выделяемые десятки триллионов рублей совершенно однозначно будут потрачены впустую. А может быть, и не совсем зря — кто-то на этих триллионах повысит свой уровень материального благосостояния. Так у нас водится.

Все и сразу, как США, Россия для своих Вооруженных сил сделать сегодня не может. А что нам необходимо в первую очередь? Качественное стрелковое оружие, лучшая в мире бронетехника, цифровая радиосвязь, удобная и греющая тело военная форма, пушки, снаряды, патроны, вообще — любые виды боеприпасов, эффективные системы ПВО, плюс достойная зарплата служивых и квартира каждому ратнику России? Это одна цена.

Современные подводные атомные ракетоносцы, межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты, вертолетоносцы, спроектированные во Франции, бронетехника, но купленная на Западе, наконец, фантастические Космические войска и Воздушно-космическая оборона, плюс к этому, опять же, квартиры, зарплаты, пенсии военным? Это совсем другие триллионы.

Ответить на, казалось бы, простейшие вопросы военного планирования и военного строительства никто не может. Ни председатель ОПК Сергей Иванов, ни министр обороны Анатолий Сердюков, ни, тем более, топ-менеджеры министерств и всяких там важных корпораций. И за что их винить?

Возможно - хотя верить в это не хочется - кому-то очень выгодно, чтобы и дальше сохранялась полная неопределенность военно-технических приоритетов России.

Ведь в этом случае можно, произнося высокопарные слова о ракетно-ядерных паритетах и эффективной системе ПРО, продолжать направлять триллионные финансовые потоки в «нужном направлении». И скоро на бумаге у нас будет все! Но реальная боевая мощь страны, как говорил председатель Мао, превратится в «бумажного тигра». При этом надо понимать, что реальная боевая мощь - это не самая мощная в мире ядерная боеголовка, которую физически никуда доставить не удастся, а то, что реально воздействует на врага.

А что может реально воздействовать на врага и кто конкретно он, этот враг России сегодня? У меня нет ответа.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.