Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024

Гибель витязя

Одна из последних версий гибели Игоря Ткаченко: не сработала износившаяся парашютная система
Сергей Птичкин
16.08.2009
Гибель витязя

Во время генеральной репетиции летной программы международного авиационно-космического салона МАКС-2009 произошла катастрофа, последствия которой предсказать невозможно.

В небе столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Погиб командир группы, легенда российской авиации, заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко. По имеющейся информации, отрабатывался совместный пилотаж двух групп – «Витязей», летавших на тяжелых Су-27, и «Стрижей» - на более легких МиГ-29. Выполнив один из элементов сложного пилотажа, группа Су-27 отошла в район перестроения. Там-то и произошло роковое сближение самолетов.

Сейчас трудно сказать, что привело к трагедии. Во время перестроения истребители, как правило, расходятся на приличное расстояние.

Это при подлете к зоне показательного пилотирования дистанция между крыльями составляет несколько метров, однако еще не было случая, чтобы нештатная ситуация случилась даже при столь плотном полете.

«Черные ящики» найдены, хотя информация регистраторов мало что даст: Су-27 были абсолютно исправны, а пилотировали их асы. Картину прояснят показания выживших пилотов и свидетельства очевидцев. Вполне возможно, Игорь Ткаченко пытался увести свою машину от многочисленных жилых построек, плотно рассыпавшихся внизу, поэтому и не успел катапультироваться.

Красочные авиационные показы в Жуковском проводятся с 1992-го. С 1993-го берет свой отсчет международный авиационно-космический салон – МАКС. Удивительно, но и по сей день, спустя шестнадцать лет, становление салона не завершено. В позапрошлом году произошла очередная реорганизация. На базе авиасалона под крылом госкорпорации «Ростехнологии» будет создан транспортно-выставочный комплекс – ТВК - с громким названием «Россия». Вряд ли постоянные организационно-штатные «улучшения» и чехарда с директорами ОАО «Авиасалон», который, собственно, и занимается непосредственной организацией выставок, сказываются лучшим образом и на работе МАКСов, и на его международном имидже. Во всяком случае, количество нареканий со стороны участников из года в год растет. Правда, высказываются они больше в кулуарах.

Однако территория, на которой проходят салоны, стоит того, чтобы за нее воевать. Аэродром Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, являющийся центром всей экспозиции, по своим характеристикам считается одним из лучших в мире. В перспективе здесь действительно можно организовать крупнейший в Европе коммерческий транспортный узел. А пока же он идеально подходит для проведения захватывающих авиашоу. По общему мнению придирчивых международных экспертов, летная программа авиасалонов, проходящих раз в два года на территории ЛИИ, самая яркая в мире.

Здесь сверкали многие зарубежные пилотажные группы, но гвоздем воздушного показа всегда были отечественные – «Русские витязи» и «Стрижи». Лишь им под силу показывать чудеса воздушной акробатики и высший групповой пилотаж на тяжелых боевых истребителях. Такого не могут сотворить даже лучшие пилоты знаменитого американского центра подготовки военных летчиков «Топ ган».

Посмотреть на пилотаж русских асов в Жуковский специально прилетали представители ВВС, пожалуй, всех армий мира.

Казалось бы, и «Витязи» и «Стрижи» должны быть любимцами государства и ни в чем не знать нужды. Увы, им постоянно приходилось доказывать свою необходимость и испытывать все лишения, которые выпали на долю российских ВВС.

Были проблемы с ремонтом и обслуживанием самолетов, с керосином для тренировочных полетов, даже с экипировкой. Очень многое для поддержки этих пилотажных групп делали различные спонсоры. Но ведь группы-то были не частными, а государственными! Кстати, одна из последних версий гибели Ткаченко – не сработала износившаяся парашютная система. Увы, и такое может быть.

Не лучшим образом на психологическом состоянии летчиков «Русских витязей» и «Стрижей», вне сомнения, сказывалась ситуация, сложившаяся вокруг их родного гнезда – военного аэродрома в Кубинке. Как сообщалось в СМИ, ближайшая к Москве военно-воздушная база переводится вглубь России, а сам аэродром передается в частные руки. Командование ВВС опровергало эту информацию, но… Реальность оказалась еще печальнее.

16-я воздушная армия, дислоцировавшаяся в Кубинке, не вписалась в «новый облик Вооруженных сил» и подлежит расформированию до 1 декабря текущего года.

Недавно прошло торжественное прощание с Боевым Знаменем армии, сформированной в августе 1942-го. Хотя какие в этом случае торжества?

По ТВ показали, как «Русских витязей» напутствовал перед полетом в район Жуковского командир Игорь Ткаченко. Радости на лицах лучших асов России не было. Скорее, читалась неимоверная усталость. И это тоже объективная предпосылка к летному происшествию. А кто виноват?

И, наконец, полный непрофессионализм и близорукость новых организаторов МАКСа просто мистическим образом навлекли беду на салон. В минувшую пятницу состоялся пресс-тур журналистов, аккредитованных для освещения работы салона, к месту его проведения. Организация поездки сама по себе была неважной, но для МАКСа – это дело привычное, работать с прессой там так и не научились. Потрясло другое.

Журналистов шокировал изуродованный корпус носовой части бомбардировщика Су-24, валявшийся недалеко от аэродромной полосы. Складывалось полное впечатление разбившейся машины, останки которой просто не успели убрать. Впрочем, гендиректор авиасалона Владимир Борисов заявил, что это - всего лишь отслуживший свой срок бомбардировщик, на примере которого будут демонстрировать технологию утилизации старых самолетов.

Действительно, все самолеты, как и люди, рождаются, живут, работают, стареют и умирают. Но любой авиасалон – это все-таки праздник жизни и торжества воздухоплавания. И показывать «убитый» самолет в данной ситуации - все равно, что выставлять на салоне свадебных принадлежностей изделия конторы ритуальных услуг с их гробами и венками.

Летчики – люди очень суеверные, и многие плевались через левое плечо при виде разбитого бомбардировщика. Не к добру такой показ, не к добру, говорили они. На земле лежал разбитый корпус Су-24, и при подготовке показательных полетов разбились два Су-27…

Конечно, в приметы можно не верить, даже если они сбываются. Но все-таки демонстрация утилизации боевого самолета на салоне, где истребители и бомбардировщики – основа воздушного показа, можно объяснить лишь крайним непрофессионализмом организаторов. Большей оторванности от мира живой авиации и представить невозможно. Зато коммерческая составляющая нынешнего салона на высоте, но это уже другая тема.

«Русские Витязи» понесли невосполнимую утрату, и теперь совершенно объективно воздушное шоу МАКС-2009 окажется самым бледным за всю семнадцатилетнюю историю салонов. Для подготовки настоящей пилотажной группы требуются годы, а командир ее воспитывается еще дольше. И в нынешних условиях невозможно даже предположить, удастся возродить былую славу «Витязей».

Развороченный корпус Су-24, «упавший» рядом с аэродромной полосой, стал своеобразной «черной меткой» МАКС-2009.

Фото автора

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.