Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Это наша «HeliRussia»!

Это наша «HeliRussia»!

Сергей Птичкин
21.05.2010
Это наша «HeliRussia»!

Крупнейшая даже по мировым стандартам экспозиция винтокрылых машин, а также всего, что связано с их производством и эксплуатацией, открылась в Москве 20 мая. Специализированный аэросалон «Вертолеты России» традиционно назван по-английски: «HeliRussia-2010». Наверное, для того, чтобы придать ему большую международную значимость и привлечь иностранных участников. Организаторам выставки это, надо признать, удается.

На первом салоне было зарегистрировано 129 компаний из десяти стран. На втором участвовало 144 компании из шестнадцати стран. В этом году на выставочном комплексе «Крокус экспо» свою продукцию демонстрируют представители 150 фирм из четырнадцати стран.

Интерес к вертолетному рынку нашей страны со стороны западных производителей стабильно растет.

Еще Игорь Сикорский на заре вертолетостроения говорил, что именно Россия, с ее огромными просторами и ужасными дорогами, как бы специально создана для геликоптеров.

Увы, сейчас мы отстаем от всего мира по парку гражданских - а теперь и военных - вертолетов. Если в Канаде на миллион жителей их приходится 56, то в России - всего 14. А ведь не столь уж и давно были времена, когда пассажирский вертолет в глухой тундре был так же привычен, как «маршрутка» в городе, а «скорая помощь» в отдаленных районах, и провинциальная милиция, и ГАИ имели свои вертолетные парки. Сельскохозяйственная вертолетная авиация насчитывала сотни машин по всей стране.

Впрочем, все может измениться в ближайшем будущем. Разрозненная вертолетостроительная индустрия объединена в единый холдинг, портфель заказов которого, как утверждается, расписан на несколько лет вперед. К 2015-му планируется довести ежегодный выпуск вертолетов до 500 машин. И это вполне реально. Активно продвигается на зарубежные и внутренний рынки легкий многофункциональный вертолет Ка-226. Активизируются работы по вертолету Ка-60/62. Очень успешно продаются за рубеж глубоко модернизированные вертолеты типа Ми-8. Помимо этого планируется наладить в России выпуск итальянских гражданских геликоптеров фирмы «Агуста вестланд». В первый же день работы салона было подписано соглашение о начале строительства сборочного завода в подмосковных Панках. Первые машины российской сборки должны появиться в 2011-м, причем интересно, что они будут так называемого ВИП-класса. То есть, предназначены для богатых собственников и, возможно, крупных госслужб.

Справедливости ради, надо сказать, что далеко не все российские вертолетостроители в восторге от заключенного соглашения. Действительно, есть опасность, что повторится история с автомобильными иномарками - только в небе.

Итальянские вертолеты вполне могут заполонить небо России, не оставив шансов отечественным машинам.

А ведь, к примеру, Казанский вертолетостроительный завод наладил выпуск прекрасных легких машин «АНСАТ», которые и по комфорту и по управляемости не уступают лучшим западным образцам.

Западноевропейская компания «Eврокоптер» впервые показала в России новую машину - ЕС175. Это не просто очередная модификация известной серии ЕС. В Москву привезли вертолет действительно нового поколения. Поражает в нем то, что во всей конструкции, состоящей из композиционных материалов, нет ни одной заклепки. Поверхность вертолета идеально гладкая, и это вызвало зависть даже у маститых российских конструкторов и промышленников. Примечательно, что геликоптер действительно нового поколения европейцы разработали и будут выпускать совместно с китайцами на паритетных условиях. А мы удовлетворились всего лишь отверточной сборкой далеко не последней модификацией итальянской «Агусты».

В центре внимания оказалась экспозиция украинских двигателестроителей. На заводе «Мотор Сич» осваивают производство двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Этот мотор придаст совершенно новые летные качества таким известным машинам как Ми-8 и Ми-24, а также перспективным боевым Ка-52 и Ми-28Н. Изюминка его в том, что он сохраняет максимальную мощность в условиях, при которых все существующие двигатели ее теряют. В среду, 19 мая, вертолет Ми-8МТВ, с новыми моторами, установил мировой рекорд: он поднялся на высоту 8,1 километра за 13 минут, при этом мощность в 2000 лошадиных сил продержалась в течение тридцати минут. В вертолетном мире это стало настоящей сенсацией.

Компактный и хорошо оформленный стенд «Рособоронэкспорта» также привлекал к себе внимание, в том числе - и российских военных. Дело в том, что ВВС решило закупить крупную партию боевых Ми-35М, ранее поставлявшихся только на экспорт. Это очень глубокая модернизация Ми-24, на мировом рынке он пользуется стабильным спросом.

Теперь на очень хороших машинах смогут летать и наши соколы. И совершенно правильно, а то мы экспортируем очень даже неплохую технику, а вот для себя ничего похожего не закупаем.

На салоне показано несколько автожиров. Все они сделаны энтузиастами, но, тем не менее, полностью отвечают требованиям безопасности и летной годности. По словам одного из разработчиков автожиров Андрея Кузьмина, это самый безопасный тип летательных аппаратов, разбиться на нем можно лишь при очень большом на то желании. Однако автожиры в нашей стране практически не применяются. Как утверждает А. Кузьмин, виной тому стало слишком активное увлечение такими аппаратами в начале тридцатых годов, в СССР тогда существовали целые эскадрильи автожиров. Но летать на них, как ни странно, не умели. Вертолетов тогда не было, а управлять автожиром чисто по-самолетному нельзя. В итоге все имевшиеся аппараты разбили, интерес к ним пропал. Между тем, автожиры идеально подходят для патрулирования и поисковых работ. Могут применяться в сельском хозяйстве. Они просты в управлении и, стоит повторить, совершенно безопасны при грамотной эксплуатации. Может быть, проходящая вертолетная выставка и даст импульс для более активного использования винтокрылов с толкающим винтом в самых различных сферах нашей жизни.

На прошлогоднем салоне настоящей сенсацией стал показ нескольких концептуальных моделей скоростных вертолетов. Наибольший интерес вызвал Ка-92. Эта удивительная машина должна перевозить до тридцати пассажиров на расстояние в полторы тысячи километров со скоростью 450км/час. Начало серийного выпуска таких винтокрылов будет означать качественный скачок во всей вертолетостроительной технологии и произведет транспортную революцию. Со скоростью самолета можно будет летать в самые труднодоступные районы, и совершать посадки там, где нет и никогда не будет больших аэродромов.

Как заявили руководители вертолетостроительного холдинга, поскольку свои модели в 2009-м показывали фирмы «Миля» и «Камова», сейчас выбирается наиболее оптимальный проект, в разработку и производство которого вложат максимум средств. Хотя специалисты-аэродинамики утверждают, что вертолет с одним несущим винтом - а именно такие предлагает фирма «Миля» - не сможет летать с самолетной скоростью просто в силу законов аэродинамики. Мчаться со скоростью более 400 км/час могут лишь машины с соосными, короткими и жесткими лопастями. Именно такую схему сейчас активно прорабатывают в США на базе двухместного опытного вертолета Экс2. А у нас выбирают, и не факт, что победит действительно оптимальный вариант.

Незадолго до открытия салона случилась небольшая сенсация, которая таковой в итоге не стала.

На пресс-конференции, посвященной «ХелиРаше», руководитель вертолетного холдинга Андрей Шибитов заявил, что у нас ведутся работы по созданию боевого вертолета пятого поколения.

Действительно сенсационная новость сразу была растиражирована журналистами. На вертолетном салоне же стало ясно: начальник несколько поторопился со своим заявлением. Сами разработчики боевых вертолетов ничего о разработке пятого поколения не знают. И дело не в особой секретности проекта. Дело в поколениях.

Первым отечественным боевым вертолетом, принятым на вооружение, стал Ми-24, находящийся в войсках и сейчас. Именно с него, первого, надо вести отсчет поколений российских боевых винтокрылов. Следующими стали Ми-28Н и Ка-52. Наверное, их можно относить ко второму поколению. Чтобы перейти к пятому, надо пройти третье и четвертое. Можно, конечно, совершить какой-то революционный скачок и выпустить в небо некий гравитолет сразу десятого поколения.

Ряд специалистов, кстати сказать, уверен, что именно так и надо поступать. Не проходить поколение за поколением, а совершать революционные скачки, опережая конкурентов. Однако, если судить по общей экспозиции вертолетного салона, то о революционной перспективе никто в вертолетном холдинге не думает. На салоне не представлено ни одной концептуальной машины будущего, которая показала бы, что конструкторская мысль у нас не умерла и опережает свое время на десятилетия. Упор сделан только на то, что выпускается сегодня, на то, что можно продать прямо сейчас и получить хорошую прибыль. Вряд ли такой подход разумен.

Но моду в отечественном вертолетостроении определяют те, у кого все активы предприятий и КБ - топ-менеджеры, которых принято считать эффективными по определению.

Выставка открыта для всех желающих. Посмотреть на ней есть на что не только специалистам, но всем не равнодушным к небу людям. А заодно и поразмышлять о состоянии вертолетной индустрии в России, о том, на чем и как будут летать в небе нашей страны уже в недалеком будущем.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.