Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 августа 2019
Дракон расправляет крылья

Дракон расправляет крылья

Авиационно-космический салон в Чжухае показал: по ряду военно-технических направлений Китай уже опередил Россию
Сергей Птичкин
14.11.2014
Дракон расправляет крылья

Многие в нашей стране, даже на самом верху, по сей день уверены, что все новейшие технологии Поднебесной – результат примитивного копирования чужих достижений. А раз там могут только повторять, развитые страны априори будут впереди. Это глубокое заблуждение.

Казалось бы, выставка в Чжухае под названием «Чайна эйршоу 2014» только подтверждает укоренившееся мнение о бесчисленных китайских клонах. Действительно, зенитно-ракетные комплексы собственного производства, стоящие на вооружении Народно-освободительной армии Китая, очень напоминают наши ЗРК С-300П. Военно-транспортный Уай-20 кажется точной копией еще советского Ил-76. Палубный истребитель Джей-15 – наш морской Су-33. А уж бомбардировщик-ракетносец Эйч-6Эм – это внешне древний Ту-16.

Да, китайцы многое скопировали. Надо ли их осуждать за это? Слишком долго страна плелась в хвосте мирового научно-технического прогресса, оставаясь преимущественно сельскохозяйственной.

И когда появилась возможность технологического рывка, в Пекине задумываться не стали. Была дана команда: брать все лучшее в мире и адаптировать к своим условиям.

Точно также, кстати, поступила Япония после Второй мировой. Да и в СССР многие прорывные достижения 1930-1950 годов были скопированы с зарубежных, в основном – американских образцов.

Однако китайское копирование стоит особняком. Взять хотя бы комплексы ПВО. В лихие девяностые в России были закуплены С-300ПМУ – большой дальности. И «Торы» – малой дальности. Одновременно Пекин договорился с Москвой о технической поддержке в создании собственных мобильных зенитно-ракетных комплексов. Наша страна поделилась и документацией, и технологиями, и специалистами. И в те же девяностые годы китайские спецы за большие деньги смогли купить в Израиле новейший тогда комплекс «Пэтриот», поставленный в эту страну из США, да еще с секретными чертежами в придачу. Купили в одном экземпляре. Разразился скандал, но потом в Вашингтоне смирились.

А китайцы, взяв все лучшее, что удалось у России и что добыли у США, создали ряд своих зенитно-ракетных систем. Некоторые из них чисто внешне напоминают С-300. Другие – полностью отличаются. И сейчас основу ПВО этой страны составляют свои системы – разные, но под одним названием: «Красное знамя». В экспортном исполнении – «Небесный дракон».

Настоящей сенсацией выставки в Чжухае стала крылатая сверхзвуковая ракета СиЭкс-1. Это аналог российско-индийского «БраМоса» или чисто российского «Яхонта». Ракета мощная, и она уже проходит летные испытания. Конечно, вряд ли китайцам в ближайшее время удастся достичь характеристик «БраМоса». Но дело даже не в этом. СиЭкс-1 – это часть целого комплекса, единой армейской ударной системы. Модульная универсальная пусковая установка позволяет размещать на ней в типовых контейнерах ракеты самого различного назначения. Мы к такому построению своих ракетно-артиллерийских подразделений только приближаемся.

В те же дурные девяностые годы Россия продала Китаю техдокументацию и право выпуска управляемых 152 мм артиллерийских снарядов «Краснополь». Сейчас китайцы переходят на калибр 155 мм. И свои «Краснополи» адаптировали к этим стволам. Более того, управляемые снаряды вошли в арсенал НОАК как само собой разумеющееся. А где наши «Краснополи»? Где их применяли? Они так и «сгнили» в артиллерийских арсеналах, хотя Российская армия почти десять лет вела настоящую войну на Северном Кавказе. Там палили по площадям, а не били в точку.

У нас военные мудрецы все еще определяются с концепцией тяжелых беспилотных летательных аппаратов, способных нести ракетно-бомбовое вооружение. В Китае ударные беспилотники давно стали в армии явлением совершенно привычным.

На выставке в Чжухае были представлены самые различные боевые дроны, как их называют.

Да что там беспилотники! В России, в Москве, на предприятии «Базальт» двадцать с лишним лет назад разработали специальные крылья, делающие любую тяжелую авиабомбу управляемой. Система оказалась достаточно дешевой и очень эффективной. Бомбы можно было сбрасывать за десятки километров от атакуемого объекта. И они сами, при помощи спутниковой навигации или лазерной подсветки на конечном отрезке полета, наводились точно в цель. Даже в США ничего подобного не существовало. За океаном выпускали дорогущие корректируемые бомбы с телевизионными головками наведения. А в России сделали крылья и простенькую, но оригинальную систему корректировки полета. Результат тот же самый. Где все это?

«Базальт» разгромили, директора – создателя этих чудо-бомб и других не менее интересных боеприпасов - уволили и даже пытались посадить в тюрьму. Про планирующие авиабомбы никто в наших ВВС уже и не вспоминает.

В Китае же работает несколько предприятий, занимающихся производством, поставкой в войска и на экспорт именно планирующих авиабомб. На салоне в Чжухае они представлялись в избытке. Думаю, китайцы ничего не украли. Они просто позаимствовали идею, которая лежала на поверхности. Тем более что бомбы с крыльями еще в прошлом веке демонстрировались на наших авиасалонах МАКС.

Стыдно, но китайцы опережают нас даже в создании артиллерии, бронетехники и просто транспортной техники для сухопутных войск.

На вроде бы авиационном салоне «Чайна эйршоу 2014» показывалось огромное количество техники сухопутных войск. По мнению российских специалистов, ряд артиллерийских систем, выпускаемых в Китае, превосходит наши аналоги. Стоит повторить, в арсеналы поступает огромное количество управляемых снарядов, мин и ракет для реактивных систем залпового огня. У нас все это – в перспективе.

На вооружении Народно-освободительной армии Китая - значительное количество небольших, почти игрушечных, машин с различной колесной формулой. Они просто незаменимы как транспортные средства в аэромобильных подразделениях, погранвойсках, разведподразделениях. У нас аналогичные транспортные средства даже в перспективе не рассматриваются. КамАЗ – основной автомобиль Российской армии.

На авиакосмическом салоне в Чжухае стоит копия лунохода «Нефритовый заяц». Пусть простят его разработчики, но примитив полнейший. Советский «Луноход», созданный много лет назад, в сравнении с ним – инопланетная по конструкции и возможностям машина. Вот только этот примитивный внешне «заяц» катался по Луне совсем недавно. Наши древние лунные роботы давно замерзли на естественном спутнике Земли и покрылись толстым слоем космической пыли. А новейший «Фобос-грунт» лежит на дне Тихого океана…

Пока еще можно порадоваться за боевую авиацию. Китайцы так и не смогли спроектировать собственный тяжелый бомбардировщик. И продолжают выпускать Ту-16. Хотя, конечно, их Эйч-6Эм лишь внешне напоминает туполевскую машину. По начинке и боевой насыщенности это уже китайский продукт. Тем не менее, сей бомбер принадлежит ушедшему веку, но никак не XXI.

Военно-транспортные машины – перепевы различных «Антоновых», в основном – Ан-12. Кстати, об Украине.

Товарищи из «незалежной» продали за копейки в Китай все, что можно было продать. От авианосца вкупе с палубным истребителем, до военно-промышленных технологий. Высосав все из Украины, китайцы потеряли к этой стране всякий интерес.

По инерции Киев прислал свою делегацию в Чжухай, павильон «Укроборонпрома» находился рядом с российской экспозицией. Среди многолюднейшего салона «Чайна эйршоу 2014» он отличался полным безлюдием. Его обходили стороной, не задерживаясь, там просто не на что было смотреть, да и ничего с этой страны уже и взять нельзя.

Российский Су-35 стал звездой салона в первый же день прилета. Этот уникальный по летным характеристикам и боевым возможностям истребитель собирал вокруг себя, наверное, десятки тысяч любопытствующих китайцев ежедневно. Сейчас идут достаточно сложные переговоры о продаже партии Су-35 Китаю. У будущего контракта есть горячие сторонники и ярые противники, как в нашей стране, так и в КНР.

Есть опасность клонирования. Но те, кто ведут переговоры по контракту, заверили, что в соглашении будут положения, исключающие технологическое воровство. А, по мнению президента Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна, тупо скопировать Су-35 просто невозможно. Китайцы, скорее всего, это понимают. Поэтому на том же салоне в Чжухае все чаще говорили о будущих совместных проектах, а не просто о купле-продаже.

И действительно, нам надо стремиться развивать партнерские отношения, а не пытаться обмануть друг друга ради мелочной выгоды. Если два великих народа станут друзьями – наши страны горы свернут. Правда, для этого России надо вновь стать великой не только по территории. Тогда нас будут уважать, и стремиться стать нашими друзьями – по всему миру, а не только в Китае.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 29 найденных.
АУ
24.11.2014 21:33
Для ЭХО

В-третьих.

Сверхманевренность – это полёт на закритических углах атаки (при интенсивных срывных явлениях на крыле). Сопровождается ухудшением управляемости, сильнейшей тряской и значительным уменьшением лётного ресурса планера самолёта и моторесурса двигателей и весьма быстрым (в течение буквально двух-трёх секунд) расходом кинетической энергии до критического для продолжения полёта уровня (вплоть до полной потери способности к маневрированию). Выход на сверхманевренность возможен лишь при жёстких ограничениях на приборную скорость (то есть при относительно небольшом скоростном напоре воздуха) и предельном облегчении самолёта-истребителя (что реализуемо лишь на авиашоу, но не в боевых условиях) и требует высочайшей лётной подготовки от экипажей.

Нужность или ненужность сверхманевренности наглядно иллюстрирует тот факт, что в концепцию Су-27 она вообще не закладывалась (как не собирались использовать и двигатели с отклоняемым соплом) и тем более не предусматривалась при создании МиГа-29. На лётных испытаниях опытных Су-27 сверхманевренность внезапно проявилась на малых дозвуковых скоростях как побочный эффект заранее запроектированной статической неустойчивости самолёта в продольном движении. (Нечто подобное, но гораздо менее выраженно, ранее наблюдалось на американском палубном истребителе F-14. На нём даже фигуру типа "кобры" отрабатывали, но в конечном итоге отказались от её применения ввиду бесполезности в воздушном бою.)

Кроме того, последствия сверхманевренности вполне просчитываемы теоретически – на математических моделях, особенно при современных электронно-расчётных средствах.

В общем виде опорное и возмущённое пространственное движение самолёта математически описывается системой из 16 дифференциальных уравнений. Этого достаточно для прикидочных траекторных расчётов и вынесения вердикта ещё до начала воплощения летательного аппарата "в металле". Такое моделирование на ЭВМ проводилось ещё в 1980-е годы… Задача сходилась тяжело, но общая закономерность проявилась отчётливо – оба сражавшихся в ближнем маневренном воздушном бою виртуальных истребителя всячески старались не снижать свои скорости ниже эволютивной и никогда не выходили даже на околокритические углы атаки, то есть всячески избегали режимов свехманевренности.  

То же самое впоследствии делали наши реальные лётчики в показательных "боях" Су-27 с американскими F-15 – они никогда не применяли пресловутую сверхманевренность. И в российских Военно-Воздушных Силах сверхманевренность не отрабатывается и не упоминается в программах обучения лётного состава…

Сверхманевренность станет насущной, когда тяговооружённость самолётов-истребителей в боевой конфигурации будет колебаться не в районе "единицы" или чуть выше (как сегодня), а хотя бы достигнет значения "трёх единиц". Тогда появится какой-то смысл… А ждать боевые действия, чтобы определиться – глупее не придумаешь.

В-четвёртых.

Что касается наших взаимоотношений с Китаем, то здесь гораздо проще, чем с теорией полёта… Китай смотрит "во все глаза" на США… Вот Америка для него и есть пример… Именно туда на учёбу за государственный счёт направляются тысячи и тысячи молодых китайцев. Россия для китайских руководителей – младший партнёр, с которого мало чего можно поиметь в смысле науки и технологии. И как покупатель китайской продукции Россия на два порядка менее привлекательна, чем западные страны. Не может Россия покупать в тех объёмах и по той цене. А вот как поставщик дешёвого сырья – другое дело…

Китайские специалисты прекрасно осведомлены о действительном уровне нашей авиационной науки и авиационной промышленности. До тех пор пока Америка не снимет запрет на поставки Китаю современных образцов боевой авиационной техники и сопутствующих ей технологических разработок, необходимых для налаживания производства, китайцы будут покупать эту атрибутику у нас… Но недорого и с нарушениями договорных обязательств в свою пользу. Здесь диктуют они, а не мы…    

АУ
24.11.2014 20:49
Для ЭХО

Во-первых.

Американский F-15 никогда не создавался по образу и подобию советского МиГа-25. Они только внешне (по геометрическим формам) похожи, да и то если смотреть издалека…  А при ближайшем рассмотрении – ничего общего. Ибо противоположны по концепции, задачам и назначению. Поэтому созданы на основе разных аэродинамических и динамических схем и к тому же относятся к конструкциям разных поколений.
  
Надо сказать, что американцы со времён F-102 "Дельта Деггер" и F-106 "Дельта Дарт" (то есть с 1950-х годов) в чистом виде истребители-перехватчики СЕРИЙНО не строят – слишком накладно и нерационально держать огромный авиапарк однофункциональных самолётов. К тому же специализированные перехватчики бесполезны в наиболее распространённых видах локальных военных конфликтов.
  
МиГ-25П или, к примеру, его глубокая модификация МиГ-31 задумывались как типичные высотные однофункциональные истребители-перехватчики. (Вообще-то, МиГ-25 изначально проектировался исключительно как высотный сверхзвуковой разведчик. В этом качестве его прототип и совершил свой первый полёт 6 марта 1964 года.)

F-15А и F-15С – многоцелевые истребители, оптимизированные для ведения ближнего маневренного воздушного боя на средних и малых высотах (отличались повышенной маневренностью, скороподъёмностью и тяговооружённостью), а функция перехвата предусматривалась для них как второстепенная…    

Во-вторых.  

В ЦАГИ никто из авиационных инженеров, специализировавшихся на аэромеханике и системах управления, вовсе не воспринимал МиГ-25 в качестве прообраза для F-15. Даже два "по одинаковому" разнесённых вертикальных киля, представлявших собой вертикальное оперение, на МиГе-25 и F-15 были применены исходя из совершенно разных соображений.

На МиГе-25 разнесение вертикального оперения "по бокам" было вынужденным из-за "затенения" воздушного потока широким корпусом самолёта на больших углах атаки (когда нос самолёта высоко задран), на которых проходил полёт в разрежённом воздухе на больших высотах. Необходимость полёта на увеличенных углах атаки диктовалась потребностью в сохранении подъёмной силы крыла, которая поддерживала самолёт в воздухе. Однокилевое вертикальное оперение в этих условиях (при ослаблении набегающего на него скоростного напора воздуха) не обеспечивало устойчивость по рысканью, и лётчик не смог бы удержать самолёт на курсе.  
Тем же руководствовались и американские авиаконструкторы, установив двухкилевое вертикальное оперение (ещё до появления МиГа-25) на своих высотных сверхзвуковых самолётах: разведчике А-12 (первый полёт 26 апреля 1962 года) и перехватчике YF-12A (первый полёт 7 августа 1963 года).

На F-15 кратковременное "затенение" происходило из-за энергичного маневрирования на больших углах атаки. Но не это было главной проблемой... Хуже, когда сходящие с "излома", образованного предкрыльными наплывами и передней кромкой крыла, и сближающиеся между собой по мере продвижения к хвостовому срезу самолёта два мощных воздушных вихревых жгута "налезали" на однокилевое вертикальное оперение. Самолёт попросту терял управление… Два разнесённых друг от друга вертикальных киля позволяли в более или менее прямолинейном полёте пропускать эти жгуты в промежутке между собой, а при интенсивном маневрировании со скольжением жгуты, колеблясь влево или вправо в зависимости от направления скольжения, могли "налезать" лишь на один из килей, что обеспечивало параметры устойчивости и управляемости самолёта в боковом движении на приемлемом уровне.
Из тех же соображений разнесение вертикального оперения (ещё до F-15) было осуществлено на американском палубном истребителе F-14 (первый полёт 21 декабря 1971 года), а потом и на советских истребителях Су-27 (первый полёт 20 мая 1977 года) и МиГ-29 (первый полёт 6 октября 1977 года).

Можно "пройтись" и по остальным (не столь заметным глазу) радикальным различиям между МиГом-25 и F-15, но слишком длинно будет…
АУ
23.11.2014 18:26
В предыдущем сообщении я привёл вполне для нас типичный пример? Это так – для наглядности…

Дело в том, что пока не началась война, ваш потенциальный противник (раз уж его выбрали противником) решает две основные задачи в отношении вашего военного состояния.

Первая задача:  овладеть чёткой и реалистичной информацией о ваших военных возможностях как будущего противника.

Вторая задача:  ввести противника в заблуждение относительно военно-технических планов и вооружения обеих противостоящих сторон.  

Некоторые с недоумением спросят: как же можно обмануть какую-либо страну по поводу её собственного вооружения, если она сама же его создаёт и производит?!  Очень даже можно… особенно, если такая страна психически слаба и чрезвычайно негативно заидеологизирована.  Как, например, Советский Союз.  Или сегодняшняя Россия…

В подобной стране у её внешнего противника есть сильный внутренний союзник – сами же создатели вооружений, кровно заинтересованные в "независимой рекламе" насущной необходимости своих идей, разработок и изделий в глазах "высокого начальства".  От этого всецело зависит их карьера (плюс финансирование и материальное процветание) в специфических условиях командно-административного (в СССР) или феодально-блатного (в нынешней России) способа управления… или, если сформулировать в обычно принятой манере, в условиях, когда имеет место жёстко поставленная "вертикаль власти".

Методика дезинформирования многообразна...  Самым простейшим и грубым, но и самым эффективным способом психологического обмана "слабонервных" как раз и является тот, о котором можно прочитать в специальной литературе буквально на первой странице: хвалить у противника плохое оружие и ругать хорошее, используя свою военно-техническую литературу или того проще – свои средства массовой информации (противник ведь их читает, слушает и смотрит) и средства массовой информации того же противника (ведь хвалебные речи в свой адрес – для поддержания собственного авторитета и создания ощущения своей значимости – там с удовольствием перепечатают). Такой способ дезинформации на наших отечественных типажей всех уровней и должностей действует почти безотказно и при внесении некоторых модификаций позволяет создавать эффект "слоёного пирога", когда уже не разберёшь, кто, кого, на каком этапе и чем именно дезинформирует. Устройство политического управления и тип людей в стране России почти идеально подходят для подобного незамысловатого (на первый взгляд) воздействия.  

Во многом так было с СОИ… Но ещё выраженней – с кампанией хвалебной дезинформации в американских авиационных изданиях 1980-х годов в адрес в те времена новейшего советского истребителя Су-27.  Цель – "размыть" и исказить в восприятии советских военных планировщиков американские концептуальные наработки по облику самолёта-истребителя будущего (пятого) поколения, направить соперника по ложному (бесперспективному) пути развития истребительной авиации, затормозить темпы перевооружения на новую технику и существенно повысить затраты на этот процесс.  И это американцам с блеском удалось.  

Наши пошли по ложному пути собственных ущербных концепций, выразившихся в создании маловразумительных конструкций (якобы отвечающих требованиям к истребителю 5-го поколения; например, С-37/Су-47 и МиГ-1.44/1.42), которые с высот сегодняшнего дня у нас пытаются выдать за чисто экспериментальные, хотя первоначальные замыслы были куда более далеко идущими – чуть ли не превзойти американский истребитель 5-го поколения F-22А если не по комплексу ТТХ, то, по крайней мере, по лётно-техническим и пилотажным характеристикам. Заранее (ещё до первого полёта этих российских самолётов соответственно в 1997 и 1999 годах) было понятно, что все эти намерения – чистейшая лажа… Пришлось создавать нечто по американским критериям – тот же Т-50… Но у нас как подсели, так до сих пор и сидят у американцев "на крючке", того не замечая…
ЭХО
23.11.2014 14:32
Ау - проснулся и снова написал что-то невразумительное. F-15 сделали после МиГ-25 - по его образу и подобию. Только не дотянули до способностей перехвата МиГа. А МиГ-29 и Су-27 появились как развитие советской, а совсем не американской конструкции. Бывший работник ЦАГИ этого не знает? О том, нужна сверхманевренность или нет - спорить глупо. Ответ дать может только, увы, война. Было время, когда кто-то почему-то решил, что пушки реактивным истребителям не нужны - биться будут только ракетами. Ну и что в итоге? Так же на земле пытались списать ствольную артиллерию. Ведь ракеты есть! Поэтому не стоит ломать копья по сверхманевренности. Да и комментируемый текст совершенно о другом.
АУ
22.11.2014 20:03
В 1983 году в нашем 10-м отделении перспективных летательных аппаратов ЦАГИ вдруг забегало начальство, поручив нам, рядовым инженерам, срочно провести предварительные прикидки по сверхманевренности истребителей в ближнем маневренном воздушном бою.

Не так давно прошла Ливанская война, в которой израильские истребители F-15А запросто расправились с сирийскими МиГами, применив будто бы элементы сверхманевренности. Ни поляры F-15А, ни его рабочие центровки, ни тяговые графики его двигателей, ни даже точные размеры и конфигурация аэродинамических элементов конструкции не были известны.  (Если у кого-то мелькнула мысль о "наших разведчиках", может её сразу выбросить.)

Наши в пику F-15А делали свой Су-27, который поначалу вышел на лётные испытания 20 мая 1977 года под маркировкой Т-10-1. К 1978 году на Дальневосточном машиностроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре всё было готово к серийному выпуску нового истребителя, и там построили Т-10-3 и Т-10-4, а летом 1979 года приступили к сдаче установочной серии из одной статической и пяти лётных машин.  И тут грянул гром...  Первые же полеты "вылизанных" предсерийных истребителей с полным оборудованием и вооружением показали их явную несостоятельность перед обычным серийным F-15А. (Наша разведка в очередной раз опростоволосилась, хотя и наши учёные с авиаконструкторами тоже были хороши – мошенники мошенниками… непригодность Т-10 была известна задолго до начала лётных испытаний.)

Пришлось выбросить на свалку все заготовки ранее утверждённой и теперь отменённой модели будущего основного советского истребителя, его уже выпущенные предсерийные и строящиеся серийные экземпляры и всю дорогостоящую заводскую оснастку и оборудование (так как в отличие от американской авиапромышленности, где в то время лишь 30 процентов оборудования было непереналаживаемым, в нашей технологически отсталой стране СССР непереналаживаемость достигала 90 процентов). И начать всё сызнова...

К тому моменту, как нас озадачили подвести теоретическую основу под сомнительные тактические качества новых истребителей Су-27, построенных взамен ранее выброшенных, у них, этих новых истребителей, случайно (во время лётных испытаний) "открылись" сверхманевренные свойства, никак не предусмотренные при проектировании. Просто так получилось, и никто этого заранее не ожидал… А так как "обновлённый" Су-27 в реальности был ничуть не лучше появившегося в это время американского серийного варианта F-15С, то наши авиаконструкторы решили преподнести Партии и Правительству внезапно проявившуюся сверхманевренность как наш эпохальный прорыв в истребительной авиации… мол, всех обскакали. И пошло-поехало… От Су-27 появились целая семейственность под названиями Су-30МК, МКИ, МКК, Су-35, Су-37, к тому же снабжённых двигателями с изменяемым вектором тяги, или, проще говоря, с поворотными соплами.

А в Америке тут же появились специализированные открытые публикации о чрезвычайной важности сверхманевренности в ближнем маневренном воздушном бою. Наверное, именно эту дезинформацию с большим удовольствием и из разных источников насобирали наши военные и невоенные разведчики и слали весь этот помоечный блеф в непереведённом виде в МАП и в тот же ЦАГИ – на радость нашим авиаконструкторам. А тем, в свою очередь, "узаконив" сверхманевренность, можно было на вопрос, в чём, собственно, ваши достижения в сравнении с американцами, распираясь от гордости, ответить: в сверхманевренности!

И плевать, что сами американцы на сверхманевренность не пошли… И плевать, что сверхманевренность невозможно реализовать, имея "на борту" боевую нагрузку… И плевать, что сверхманевренные фигуры можно выполнять лишь при приборных скоростях менее 500 км в час, на которых воздушные бои не ведутся из-за скоростных ограничений на пуск авиационных ракет "воздух-воздух" и на авиапушечную стрельбу… И плевать, что самолётные РПЛК, ОЭПК и СУВ не могут работать на тех угловых скоростях, на которых только и возможно осуществлять сверхманёвр… А также на много ещё чего наплевать… Например, на то что после выполнения сверхманёвра у нашего Су-27 (и прочих модифицированных Су) воздушная скорость падает ниже эволютивной, то есть самолёт лишается вообще всякой маневренности, даже самой обычной, присущей самым "обыкновенным" истребителям. Или, например, ввиду малых скоростей полёта, если уж собрался "сверхманеврировать", нужны поворотные сопла двигателей – вынужденная мера для сохранения управляемости (ибо нет достаточного скоростного напора для обычных аэродинамических органов управления), а эта мера усложняет и утяжеляет конструкцию, увеличивает себестоимость самолёта и стоимость его эксплуатации и одновременно ухудшает лётные показатели для воздушного боя с применением нормального (обычного) маневрирования.          
var
21.11.2014 12:00
МКС, то некоторое утверждение точно характеризует Вас не является гарантией применимости оного к оппоненту.
С удовлетворением констатирую тот факт, что Вы (или Ваши заказчики/кураторы) сугубо блюдут заветы доктора Йозефа (главное — первым прокричать, а потом пусть лучше оппонент оправдывается).

Тот факт, что в первый раз Вы встретили термин в моих комментариях всего лишь характеризует Вашу сферу восприятия (ничего личного, просто констатация роли ограниченности возможностей восприятия).

Касаемо предлагаемого ярлычка боюсь Вас огорчить.
Заметив желаемое Вам Вы благополучно прошли мимо корневой сущности (я ленив, и потому личным сочинительством занимаюсь редко, только от безысходности).
Вам же рекомендую уделить время изучению основ. Начиная с биологии (тенденция к энергоёмкости нервной деятельности по ступенькам эволюции). Также из простых к пониманию примеров: резонанс и дисциплина.
А там глядишь и до определения второсигнальных сущностей дойдём…
МКС
19.11.2014 22:15
var-у. Если вы работаете по методичкам, то это не значит, что и другие также делают. Употребление слова "методички" в контексте ведения пропаганды и распространения дезинформации я впервые встретил именно  в ваших комментариях. "У кого что болит, тот о том и говорит." - русская поговорка.

С пролетарским приветом, МКС.
var
19.11.2014 12:48
Какие оригинальные дополнения методичек пошли…
Господину, утверждающему "восстановление рабовладельчества" в Союзе явно остро не хватает знания последних гуманитарных достижений той же Швейцарии (в форме возврата отработанных… экономических беженцев на историческую родину)?
Касаемо же "нагнетания психозов" можно посоветовать изучение истории режима эталонной демократии (чем сопровождалась первая радиопостановка ЕМНИП "Войны миров" Уэллса?).
Валерий Витальевич Пакин
18.11.2014 16:11
1.Только что заметил испанский язык в "эмблеме"(кто-то из "щенков-принцев" толкнувший меня к лееру в 1950-х ИЛИ же из песни "Гренада...").2.Не одному мне известно как ПРОДАЛИ жителей СССР и РЕЗУЛЬТАТЫ их ТРУДОВ к 1953 г.,в том числе и в китай.3.Ознакомившись с "воплями" в повествовании и комментариях предположил:"дело восстановления рабовладельчества на территории СССР(или у кого-то что-то "развалилось")начатое приблизительно в 1924 г. ЦВЕТЁТ и ПАХНЕТ.Итог:Заказы на "распространение массовых психозов" запланированных,как я полагаю в 1960-х г.г. менее интересны чем кинофильм "Звезда пленительного счастья" и список заключённых Петропавловской крепости.
var
17.11.2014 12:03
Номерной алекс пришёл с привычным рассказом о том, что вскрытое вводом санкций последовательно-принципиальное нарушение большинством представителей торгового капитала, эксплуатирующего территории «этой страны», принципа взаимности никоим образом не сказывалось на благосостоянии населения?
И что санкции сработали не совсем только изначально предполагавшимся способом совершенно без участия обиженных на потерю гейролегитимных откатов бизнесменов?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 29 найденных.

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».