Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 июля 2019
Бюрократы мечтают стать буржуями

Бюрократы мечтают стать буржуями

В России начинается новая волна приватизации
Борис Кагарлицкий
27.05.2011
Бюрократы мечтают стать буржуями

Собственность, все еще сохранившаяся в руках государства, вновь выставлена на продажу. Список компаний, от которых правительство собирается полностью или частично отказаться, выглядит весьма внушительно. В 2011-м должны быть проданы госпакеты «Совкомфлота» и Сбербанка. «Совкомфлот» обладает 132 судами и входит в пятерку крупнейших танкерных операторов мира, его приватизация планировалась на 2010-й, но была отложена.

Не менее значима и продажа государственной доли в Сбербанке. Несмотря на то, что он уже частично приватизирован и, вопреки представлению многих россиян, на деле уже много лет функционирует в качестве частной корпорации, участие государства в его капитале важно тем, что оказывается своего рода гарантией сохранности вкладов. С другой стороны, привилегированные отношения банка с государством позволяют сохранять многие функции, которые были ему отведены в советское время. Чем обернется распродажа государством своей доли в этой корпорации, остается в значительной мере загадкой. Либо мы получим монополиста, уже полностью частного, но сохранившего все привилегии государственной компании, либо привилегии будут ликвидированы, но вместе с ними надо будет забыть и про надежность вкладов. И в том, и в другом случае пострадает население.

В деле Сбербанка последнюю точку предстоит поставить Центробанку России, но это вопрос, скорее, технический. Вряд ли он пойдет против правительства, тем более что идеология, которой руководствуются начальники ЦБ, точно такая же, как и у высших правительственных чиновников. И те, и другие свято верят в рынок, свободное предпринимательство и приватизацию как способ решения любых экономических проблем.

Также готовят к приватизации пакеты акций в «Русгидро». Федеральная сетевая компания и банк ВТБ пойдут на продажу в 2012-м, а в 2013-м будут приватизированы оставшиеся крупные активы – еще один пакет акций ВТБ и акции «Роснефти», Россельхозбанка, «Росагролизинга» и ОАО «РЖД».

О том, чем грозит приватизация железных дорог, можно судить по опыту других стран.

В Великобритании, которую российские деятели выбрали в качестве образца для железнодорожной приватизации, правительство было вынуждено открыто признать: дело это полностью провалилось.

Процесс приватизации состоял из нескольких этапов. Сначала государственное транспортное ведомство превратили в коммерческую компанию, разделив управление путями и составами, открыв сети для частных перевозчиков. Затем приватизировали уже и операторов железнодорожных путей, попытавшись создать конкуренцию между ними. Первым следствием этой процедуры оказался стремительный рост цен, на втором этапе начали отменяться «нерентабельные рейсы», закрываться мелкие станции. На третьем этапе поезда стали регулярно сходить с рельсов, после чего обнаружилось, что за железнодорожное движение как таковое уже никто не отвечает. Потому что каждая компания имела собственную сферу деятельности со специфическими задачами и интересами, не имевшими никакого отношения к вопросу об организации транспортных потоков в масштабах страны. После этого пришлось снова возвращать систему в государственное управление. Но поскольку отменить итоги приватизации невозможно, то правительство должно теперь платить многомиллионные субсидии номинальным собственникам, которые отстранены от управленческих вопросов, но сохранили право извлекать прибыль из бизнеса.

Скандальный провал британской железнодорожной приватизации хорошо известен, и стал своего рода хрестоматийным примером, объясняющим, с какими объективными проблемами сталкиваются правительства современных государств, пытающиеся передать в частные руки транспортную инфраструктуру.

Либералы очень любят говорить о том, что конкуренция снижает цены, работая на потребителя, но почему-то забывают упомянуть об издержках конкуренции, которые тоже хорошо известны экономической науке, только почему-то не упоминаются в пропаганде приватизаторов.

Начнем с того, что чем больше на рынке работает компаний, тем больше времени, сил и денег приходится тратить на всевозможные управленческие вопросы, вроде содержания их начальников, бухгалтерии, юридических служб. Создание параллельных структур приводит к распылению средств. «Экономия на масштабе», порождаемая укрупнением организаций, блокируется антимонопольными нормами.

Если в случае с производством, например, обуви, для потребителя выгоды от конкуренции, скорее всего, перекрывают ее издержки, то в случае с инфраструктурными проектами, которые являются каждый в своем роде естественными монополиями, все получается наоборот. И в том, и в другом случае законы рынка срабатывают. Только теперь не поставщики услуг конкурируют за потребителя, а потребители объективно поставлены в такое положение, когда они вынуждены конкурировать между собой за услуги. Существование такой ситуации — вполне естественной и нормальной для рыночной экономики — тоже по какой-то странной забывчивости не учитывается теоретиками и стратегами приватизации.

Транспортные и другие инфраструктурные проекты тем эффективнее и тем дешевле, чем более они интегрированы, и чем глубже масштаб этой интеграции. Тут кооперация полностью вытесняет конкуренцию, причем происходит это уже при капитализме. Классическим примером провала конкуренции является строительство в Нью-Йорке двух параллельных линий метро под Бродвеем — обе обанкротились и перешли в собственность городских властей, которые потом вынуждены были тратить кучу денег на интеграцию движения и строительство переходов. Абсурдна не только ситуация, в которой конкурируют между собой две железные дороги или, тем более, два состава, бегущие по одной дороге, но и попытки поставить железнодорожный транспорт в конкурентные отношения с автомобильным или авиационным. Потребителю выгодно, когда эти системы не противостоят друг другу, а дополняют друг друга.

Не надо думать, будто приватизацией в России занимаются люди, не знающие очевидного. Да и в Великобритании приватизация железных дорог происходила под единодушные протесты специалистов, которые демонстративно игнорировались властями так же, как и предшествующий опыт, объясняющий, почему прежние правительства, по большей части весьма далекие от социализма, вынуждены были дороги национализировать. Просто решение о приватизации изначально является политическим. Разговоры об экономических выгодах, которые сулит народу новая система — не более чем пропаганда.

Если приватизация РЖД является делом заведомо неэффективным и даже скандальным, то не надо думать, будто перспективы других компаний намного лучше. На вопрос о том, зачем вообще нужна приватизация, чиновники мычат что-то невнятное про инвестиционный климат и жалуются на нехватку денег в бюджете. Большего от чиновников и не требуется. С точки зрения либеральных экономистов эффективность приватизации и преимущество любой формы частного управления над любой формой государственного управления и собственности является аксиомой, а потому не нуждается ни в доказательствах, ни в обоснованиях. Правда, немногочисленные исследования, которые по данной теме были проведены, дают несколько иную, куда более сложную картину.

Польский экономист Тадеуш Ковалик, проанализировав итоги приватизации в Великобритании при Маргарет Тэтчер, обнаружил, что на эффективности предприятий этот процесс не отразился никак. Некоторые компании улучшили свои показатели, другие ухудшили, третьи продолжили работать по-старому, но среднестатистически ничего радикально не изменилось.

Процесс приватизации в реальности преследовал и достигал совершенно иные цели — перераспределение власти и собственности, подрыв позиций рабочего движения и профсоюзов, ликвидацию социального государства и ослабление возможностей для правительственного воздействия на экономику.

Точно такие же цели, только еще более явно, ставились и в России. Что же касается инвестиционного климата, то приватизационные сделки, неминуемо сопряженные в наших условиях с коррупцией, его, скорее, ухудшают. Хотя в условиях кризиса «инвестиционный климат», о котором пишут экономисты, вообще имеет значения не больше, чем вопрос о качестве почв во время землетрясения. Каков бы ни был «климат», новые предприятия открывают тогда, когда есть спрос на их продукцию. А откуда взяться росту спроса, если экономика и население не могут найти средств для развития?

Пополнение бюджета, обещанное авторами новых планов приватизации, тоже выглядит не слишком впечатляюще. В сумме этот процесс должен, по их оценкам, дать около одного триллиона рублей. Цифра звучит впечатляюще, но так ли это много, если разложить на три года? А главное, продав компании, правительство лишится возможности пополнять бюджет за счет их прибыли. И если нынешние чиновники не могут эффективно распорядиться уже имеющимися у них средствами, откуда вера в то, что получив больше денег, они используют их с большей пользой для общества? Деньги от приватизации будут потрачены и проедены, а где потом взять средства для пополнения казны? Продать новые пакеты акций? Что же будет делать власть, когда госсобственность кончится? Впрочем, нетрудно догадаться, что ломать голову над этими вопросом будет уже другое правительство.

Так что пользы для общества от очередной приватизации ждать не приходится. Но это не значит, будто никто никакой пользы из этого дела не извлечет.

История повторяется. Как и 20 лет назад при Егоре Гайдаре приватизация становится инструментом перераспределения ресурсов и преобразования общества — в интересах элиты. Экономист Максим Козырев очень просто и понятно определил задачу очередной кампании: собственность будет передана «тем, кто ранее осуществлял распоряжение ею». Если мечтой каждого российского бюрократа является превращение в буржуа, то новая приватизация поможет осуществить эту мечту тем, кто опоздал к «большому пирогу» двадцать лет назад. Теперь у них появляется шанс частично наверстать упущенное. Что же касается издержек приватизации, то оплачивать их, как обычно, придется всем остальным, к разделу и, тем более, «съедению» пирога непричастным. И вообще, как говорят, на чужой каравай рот не разевай – это адресовано нам.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.
Варвара
10.06.2011 22:13
У меня вся надежда на СМИ, собрался умный, здравомыслящий народ.Если в этой сумятице они устоят, будет свет в конце туннеля.
Владимир
02.06.2011 21:58
Варвара, тоже самое подумал, когда читал текст.
"Даром преподаватели время напрасно тратили..."
02.06.2011 15:01
Андрей Клепач:
//В целом: Нам необходим социальный переворот.................
Наша фундаментальная проблема все-таки в другом - несмотря на уже почти 20 лет развития капитализма в стране, система собственности и взаимоотношений бизнеса и общества не  легитимизировались в полной мере. Поэтому наш бизнес весь в офшорах.

Вторая не менее важная проблема - это огромное социальное неравенство. У нас бедные беднее богатых в 17-18 раз, согласно официальной статистике. По мнению экспертов, разрыв в доходах больше - в 20-24 раза по стране, а в Санкт-Петербурге и Москве - в 40 раз. Такое положение - это вызов для общества. //
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261230/nam_neobhodim_socialnyj_perevorot

Вот-вот: криминальный бизнес не легитимизировался в полной мере, поэтому надо сокращать образование (достаточно рекламы), что бы никакого интеллектуального класса и в помине не было.

Так, что, дорогие россияне, не надо время напрасно тратить, быстро вступайте все в "народный фронт", чтобы "Единая Россия - партия жуликов и воров", наконец, легитимизировала свой бизнес.
http://svpressa.ru/politic/article/44083/
наступаем на те же грабли
31.05.2011 19:54
А что, Вы хотите, если ключевые фигуранты преступлений  продолжают иметь самое прямое отношение к управлению нашей нынешней экономикой?
Раз ответственности, наказания не последовало, будут опять и опять совершать те же преступления. Пошли по второму кругу?
Потом скажут: - хотели, как лучше, получилось, как всегда.
Людмила
31.05.2011 11:40
Современная политическая и политэкономическая элита оправдывала себя тем, что обещала людям все более высокий уровень потребления. Именно по этой причине она не может изменить направление с увеличения потребления на "разумное потребление".

Любое решение, высказанное вслух, неминуемо вызовет острый конфликт в обществе, а главное - недоверие к элите, потому что в любом случае общество поймет, что роста доходов больше не будет, что нас ждут очень тяжелые времена, причем, надолго. И напряжение в обществе, последствия которого непредсказуемы… Поэтому и быстро делят то, что еще осталось.

Beruza
30.05.2011 16:29
Ельцин всю страну развалил, но все-таки хватило ума сделать ставку на Путина. И сейчас обращаюсь к господину Медведеву: уйдите "красиво", чтобы народу своему оставить хоть какое-то хорошее воспоминание о Вас. Стыдно смотреть как НАС "облапошивают" на всех этих международных форумах!
алексей
30.05.2011 14:44
Непременно нужно всем вступить во вновь
создаваемый фронт и проголосовать за
Ёдроссов
Варвара
30.05.2011 8:23
Но вот что удивительно: в Думу выбираем  вроде бы порядочных людей, но как быстро они теряют человеческий облик. Прежде всего им надо было бы принять закон, чтобы их зарплата была на уровне среднестатической России, а не Америки, поскольку они пока еще живут в России.Стремление к СПРАВЕДЛИВОСТИ - вот чем отличается Россия.Только достигнув СПРАВЕДЛИВОСТИ в управлением страной народ начнет успокаиваться.Помню, как в августе сорок второго в Сталинграде,как только отлетали бомбордировщики,из окопов высосывались головы соседей и кричали друг другу;Оля, Маша, Тоня ты жива? А ели лепешки из обгорелой пшеницы с элеватора, обжареные на олифе. Печкой служили тлеющие угли сгоревшего дома.Жили в окопах, потому что все дома погорели при первой бомбежке. Но любили соседей и заботились друг о друге.
Александра
30.05.2011 8:07
Спасибо, хорошая статья. Написано кратко
и ёмко. Только что нам-то делать?
киноман
30.05.2011 8:17
Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих
Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.

Эксклюзив
14.07.2019
Валерий Бурт
75 лет назад по Москве провели гигантскую колонну немецких завоевателей.
Фоторепортаж
15.07.2019
Алексей Тимофеев, Валерий Виноградов
В Вологде открыт памятник летчику-асу Великой Отечественной Александру Клубову.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».