Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Бандеризация или демократизация?

Бандеризация или демократизация?

День Соборности прошел под лозунгами борьбы с промосковским «режимом» и «москалями»
Евгений Копытько
24.01.2011
Бандеризация или демократизация?

22 января в центре Киева на Софийской отмечался День соборности Украины. Заявки на проведение мероприятия подавали 12 партий, предполагалось, что количество участников составит 60 тысяч.

Пришли активисты нескольких оппозиционных партий, прежде всего, экс-премьера Юлии Тимошенко «Батькивщина», одного из четырех отпочкований от бывшего «Народного Руха Украины за перестройку» - «Народного руха Украины» (у прочих названия другие) экс-министра иностранных дел Бориса Тарасюка и фашиствующей «Свободы» Олега Тягнибока. Всего участников набралось тысяч до трех, однако митинг был объявлен «всенародным вече», и первой, как нынче водится, на трибуну поднялась «наша Юля». Она решительно заявила, что «у нас есть шанс» (у кого это, у «нас»?) на парламентских выборах честно сменить действующую власть, «если к тому времени они не сделают что-то такое, что нам не захочется свергнуть эту власть». Дескать, «наши проблемы, порожденные неукраинской властью, являются временными». Желание находящейся под следствием пани Юлии очень даже понятно: как можно быстрее произвести «смену караула», чтобы избежать ответственности за свои прошлые и нынешние, мягко говоря, не совсем законные деяния, - но при чем тут украинский народ? Впрочем, каков повод для праздника – таковы и «торжественные» речи.

А повод, как его не крути, достоинства весьма сомнительного. На Софийской площади Киева 22 января 1919 г. был зачитан универсал об объединении двух эфемерных государственно-территориальных образований - Украинской народной республики (УНР) и Западноукраинской народной республики (ЗУНР) со столицей во Львове в единое государство. Вот, собственно, и все то «великое» событие, «непреходящее» значение которого президент Л. Кучма распорядился в 1999 г. отмечать ежегодно. Даже формальной ратификации акта соборности не состоялось. Да и не могло состояться: при поддержке Антанты Варшава оккупировала ЗУНР, а Петлюра за поддержку в борьбе с большевиками признал украинские территории польскими. Акт Злуки (объединения) ничего положительного ни Галиции, ни Большой Украине не принес, кроме, пожалуй, одного: «нэзалэжная» унаследовала петлюровскую государственную символику – герб в форме трезуба и сине-желтый флаг. Украинские вожди тогда фактически обменяли Отечество на личное благополучие. Народ был брошен ими на произвол лихой судьбы.

Дурной пример в политике заразителен особенно, и украинская история повторяется. В духе, что называется, лучших петлюровско-бандеровских традиций народный депутат от партии «Народная самооборона» Тарас Стецькив заявил, что «к власти пришла орда, натуральная антиукраинская орда», которая, напомним забывчивому депутату, была избрана на выборах, признанных мировой общественностью честными и демократическими. Однако вопреки здравой логике и громко декларируемой «любви» к народу нардеп призвал украинцев «творить широкий народный фронт борьбы с нынешним режимом». А в развитие темы «единства» известная своей пещерной русофобией Ирина Фарион, доцент одного из львовских вузов, кстати, и депутат облсовета, от имени партии «Свобода» объявила на всю страну, что «Львов прекращает либеральную идеологию. Украина для украинцев. Украинцы будут лелеять в своих объятиях нацменьшинства, но эти нацменьшинства (22% населения. - Е.К.) должны знать мову, культуру и уважать украинский закон».

Когда произносились эти пламенные речи, около 200 представителей крайне националистических организаций с петлюровскими и бандеровскими флагами в руках создали «живую цепь» на мосту Патона, символически «объединив», таким образом, два берега Днепра.

Но главные торжества прошли все-таки во Львове. Здесь приблизительно пять тысяч человек тоже протянули «живую цепь» - от памятника Бандере до памятника Тарасу Шевченко, который имел к Галиции такое же отношение, как Ленин, на месте памятника которому и воздвигли памятник Кобзарю. Потом участники акции носили по улицам «баннеры» с портретами главнокомандующего УПА Романа Шухевича и лидера ОУН Степана Бандеры.

В городе Луцке на Волыни по примеру «старших товарищей» из Киева и Львова вознамерились было и себе выстроить «живой» символ единства. Но – смех и грех: желающих даром постоять в «цепи» не набралось даже на пару сотен метров. Пришлось лучанам «ликовать и веселиться» без символа. Характерно, что чем дальше от Галиции отодвигались торжества, тем меньшее количество людей принимало в них участие добровольно, участвовали исключительно под палкой партийной дисциплины. В Донбассе, Крыму и пр. говорящих на «собачьей (москальской) мове» регионах никаких торжеств не наблюдалось. А горсовет Ужгорода, вообще, запретил митинг у памятника Тарасу Шевченко в центре города, и всенародного праздника в Закарпатье тоже не получилось. Зато состоялся шумный киевско-львовский националистический шабаш. Та же Ирина Фарион говорила во Львове: «Эти собаки (прокремлевская власть – Е.К.) панически боятся интеллектуального наследия не уничтоженного Бандеры… есть только два пути: или бандеризация, или бандитизация Украины». А депутат Львовского горсовета Юрий Михальчишин зашел в своих «патриотических» измышлениях еще дальше: «Бандеровцы заставили москалей уважать украинцев, и настанет день, когда наша бандеровская армия перейдет Днепр, перейдет Донецк и выкинет эту синежопую банду, которая узурпировала власть, из Украины».

Не мог, конечно, остаться в стороне от такого угодного его раскольничьей душе действа и так называемый патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет. Преданный анафеме монах-расстрига во всех украинских бедах винил некоторых «заграничных политиков», красноречиво кивая при этом в сторону России, которая «старается втиснуть Украину в рамки «русского мира»… разжигает межконфессиональный конфликт, разделяя православных украинцев на «каноничных» и «неканоничных». Более типичный для современной Украины пример фарисейства и придумать трудно: тот, кто при содействии властей и был раскольником в начале 90-х гг. минувшего века, сегодня первым взывает к единству! Но как это созвучно тому, что вещал с высокой трибуны лидер необандеровцев Тягнибок: «Свобода» нынче набирает обороты и способна стать объединяющей силой в борьбе против прокремлевской власти и украинофобского режима». А ведь за избрание президентом В. Януковича голосовали, преимущественно, центр и юго-восток Украины. Спрашивается: по какому праву, присвоив себе звание «настоящих патриотов», необандеровцы унижают большую часть населения, якобы, родной для них страны? И еще: а что же власти-то думают?

Через свою пресс-службу президент Виктор Янукович выступил с обращением к согражданам. Поздравляю, мол, с праздником, поскольку решение народа (!) 22 января 1918 г. дает яркий пример единения страны. И заявляет: я категорически осуждаю любые попытки подорвать соборность Украины. Согласия, однако, украинскому обществу его слова не добавили.

Реально есть две совершенно разные Украины – малообразованный, сельскохозяйственный «европеизированный» запад и промышленные восток и юго-восток страны, тяготеющие к своим исконно русским корням. А сидеть на двух стульях одновременно даже у президента не получится.

Для «регионалов» в целом наступил сегодня момент истины: бандеризация или демократизация страны?

В ситуации столь острого политического противостояния даже глава украинской греко-католической церкви Любомир Гузар проявил не свойственную ему осторожность. Ни он, ни подчиненные ему парохи (попы) открыто в торжествах этого года не участвовали. Причину воспитанник американско-канадской диаспоры mister Гузар объяснил так: «Слово «соборность» означает «единство». Можно ли праздновать соборность, если мы до сих пор не объединены?» Добавлю: исторический факт, на который ссылается украинский президент как на образец народной воли к единству, наоборот, свидетельствует об обратном: не то что воли, малейшего желания у малороссов объединяться с чуждыми им галичанами не было, потому и соборность не состоялась. Ничего с тех пор не изменилось. Ни культурно-исторических, ни политико-экономических оснований для образования соборной Украины как не было никогда, так никогда и не будет. Как и спаянного волей политической нации государства. Украину удерживал от разрушения только Советский Союз. И как только отошел он в прошлое, сшитая из разноцветных лоскутов Украина затрещала по всем швам. Прошедшие «торжества» подтверждают этот неутешительный для политиков вывод. Более того - такой глубины, как сегодня, раскол «нэзалэжной» ранее не достигал. Еще один такой «всенародный праздник», и от государства останутся сплошные ошметки. Но ведь долгие столетия жили врозь народы галицкий и малоросский, и ничего страшного не происходило, не враждовали и не воевали. А сейчас «западенцами-бандеровцами» детей Большой Украины пугают. Что делать? Это вопрос, который не может не волновать ни Россию, ни Евросоюз в равной мере.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.