Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 мая 2024
А не послать ли нам «Мистраль»?

А не послать ли нам «Мистраль»?

Контракты по импорту вооружений и военной техники в Россию планируется пересмотреть
Сергей Птичкин
18.12.2012
А не послать ли нам «Мистраль»?

Предстоящая ревизия не означает отмену контрактов, но вот серьезно скорректировать их может. И вообще, торговля вооружением и военной техникой в России, скорее всего, скоро перейдет в новый формат.

Минувшие годы, если говорить о военном ведомстве, ознаменовались не только коррупционными скандалами, но и тем, что в Вооруженные силы впервые за многие годы стала поступать военная техника, купленная за рубежом. Причем сумма уже заключенных импортных контрактов, с учетом заказанных во Франции десантных кораблей типа «Мистраль», намного превысила миллиард евро.

При этом утверждалось, что закупается только самое лучшее, а главное – в комплексе с передовыми технологиями, которые обеспечат промышленности скорый прорыв в некое светлое будущее, полное чудесных инноваций. Все оказалось не так радужно, как говорилось. Точнее – совсем не так.

В нашей стране, уже более двадцати лет живущей в условиях новой социально-экономической формации, так и не смогли сформулировать законов и норм, четко регламентирующих закупку оружия в рыночных условиях. Это касается как внутреннего рынка, так и внешнего.

Если экспорт все-таки развивался, и очень динамично, то скорее не благодаря, а вопреки. Слова благодарности, прежде всего, надо сказать тем, кто взял это направление внешнеэкономической деятельности в свои руки после развала СССР и смог удержать высоко поднятую планку. То есть самому первому руководству «Росвооружения» и нынешнему – «Рособоронэкспорта». Однако и «Рособоронэкспорт» с его очень квалифицированными сотрудниками вряд ли обеспечит «правильный» импорт военной техники и технологий в Россию. Просто потому, что это никак законодательно не прописано.

Причем если оружие за рубеж мы еще как-то продавали, то идеология его закупки внутри страны просто исчезла. Советская в условиях рынка работать перестала, а новую выработать не удалось. В немалой степени из-за того, что военно-техническая политика Российской армии и соответствующая законодательная база у нас не развивались, были провалены абсолютно все «грандиозные по замыслам» государственные программы вооружений.

Поскольку при Анатолии Сердюкове министерство обороны и промышленность разругались почти вдрызг, ни один гособоронзаказ не был выполнен, значит, поставлена под угрозу самая амбициозная госпрограмма вооружений, разработанная на перспективу до 2020 года.

Так как А. Сердюков и его верный начальник Генштаба Н. Макаров были не способны определить, какая техника нужна Вооруженным силам, то они не могли четко сформулировать перед ОПК цели и задачи. Военное ведомство не знало, что закупать, а оборонная промышленность – что проектировать и производить.

Чтобы не заморачиваться с внутренними заказами, руководство министерства обороны обратило свои взоры за рубеж. Благо деньги из бюджета на закупку вооружений и военной техники стали выделяться в растущих объемах. И понеслось: давайте купим большой корабль во Франции, броневики - в Италии, стрелковое оружие - в Австрии, давайте, давайте, давайте… Самое мерзкое, что при этом поливалось грязью отечественное вооружение, которое, к удивлению министерства обороны, все еще покупает половина стран мира. Увы, в импорте вооружений, на который был дан полный карт-бланш, сразу воцарились хаос, некомпетентность и волюнтаризм. А ведь министру, наверное, «наверху» очень верили.

Так что, пожалуй, очень вовремя возник коррупционно-любовный скандал, позволивший отстранить от власти А. Сердюкова, начальника Генштаба Н. Макарова и ряд других, еще вчера «успешных» топ-менеджеров военного ведомства...

И только сейчас, хотя делать это надо было еще позавчера, началось серьезное осмысление реального технического состояния Вооруженных сил, возможностей отечественной оборонки, а также того, что, где и как надо заказывать в первую очередь. В том числе - по импорту.

Экспертная группа Общественного совета при председателе ВПК Дмитрии Рогозине подготовила аналитический доклад «Россия как импортер вооружений: вызовы и возможности».

Фактически получился серьезный научный труд – первый на эту тему. На основании его могут и должны быть выработаны принципиально новые подходы к закупке вооружений и военной техники за границей.

Надо сразу отметить, что сам по себе импорт предметов военного назначения для нашей страны не является чем-то из ряда вон выходящим. До 1917 года Российская империя закупала военную технику за границей очень активно. Правда, обернулось это тем, что государство попало в полную внешнюю зависимость, что самым негативным образом сказалось во время Первой мировой войны.

В тридцатые годы также массово закупались и техника и вооружение, причем действительно новейшие для своего времени. Но при этом одновременно приобретались заводы и технологические линии, что позволило всего за десять лет – с 1931 по 1941 год - создать очень мощный оборонно-промышленный комплекс и выиграть Великую Отечественную. После Победы СССР приобрел - опять же новейшие - реактивные двигатели в Великобритании, которыми оснастили все первые советские самолеты этого типа. Кроме того, их удалось скопировать и затем создать собственное реактивное двигателестроение. Даже при Л.И. Брежневе за рубежом, часто обходными путями, закупались новейшие станки и целые технологические линии, которые целевым назначением передавались в отечественный ОПК.

По мнению Д. Рогозина, многое из советского подхода к импорту военной техники и технологий актуально и сейчас - конечно, с учетом экономических реалий нынешнего времени.

В частности, решения о закупках иностранной военной техники должны приниматься не кулуарно, только лишь министерством обороны, а на правительственном уровне, совместным решением промышленности и военных. Так, чтобы конечным результатом стало не приобретение партии, предположим, бронеавтомобилей, а покупка и новой техники для ее тестирования, и действительно прорывных технологий, а может быть, и целых производств.

Стоит напомнить, что когда-то СССР приобрел в Италии лицензию на выпуск самого лучшего для своего времени легкового автомобиля и завод по его сборке. И на десятилетия ВАЗ стал лицом отечественного автомобилестроения. То, что он так и остался на рубеже шестидесятых-семидесятых годов ушедшего века – другая тема, однако импульс отечественному автомобилестроению был дан очень сильный.

Министерство обороны купило в Италии бронеавтомобили фирмы «Ивеко» и право на их отверточную сборку. Без экспертного обоснования, без обязательного конкурса, без обязательных сравнительных испытаний, без четкого понимания: зачем нужен нашим Вооруженным силам этот «паркетный» броневик? Захотели купить - и купили! Из военного бюджета выделили около 30 миллиардов рублей - почти миллиард долларов - на приобретение 1775 таких бронемашин в течение 2010-2016 годов. Собирать их начали на базе одного из авторемонтных заводов пресловутого «Оборонсервиса» в Воронеже. Летом 2012 года себестоимость сборки одной бронемашины «Рысь», как переименовали «итальянку», составляла уже около 20 миллионов рублей и, по мнению экспертов, будет расти. При этом никаких новейших автомобильных технологий Россия, в отличие от истории с ВАЗом, не получила. Мы имеем просто отверточную сборку поступающих из-за рубежа узлов и деталей – ни промышленному уму, ни технологическому сердцу.

Интересная ситуация сложилась с широко анонсировавшейся закупкой в Израиле беспилотных летательных аппаратов. Неплохо показывающие себя в условиях теплого и сухого климата Ближнего Востока, в условиях нашей страны они не подтвердили практически ни одну из заявленных характеристик.

Кроме того, по мнению российских экспертов, получение израильских беспилотников также не обеспечивает одновременное получение современных технологий. Они считают, что продаваемое нам - это «дедушки новейших израильских и американских комплексов». Хотя переговоры первоначально шли о покупке беспилотных летательных аппаратов четвертого поколения, России впарили что-то среднее между вторым и третьим.

А уж «Мистраль» – вообще отдельная и печальная песня. Мало того, что, по мнению практически всех военно-морских экспертов, эти десантные вертолетоносцы нашему ВМФ совершенно не нужны, так и вопрос с передачей передовых судостроительных технологий тоже не решен. Об этом сейчас заговорили открыто. Никто в министерстве обороны не просчитал, в какую миллиардную «копеечку» влетит эксплуатация французских кораблей. Сколько будет стоить береговая инфраструктура по их обслуживанию? И еще одна пикантность. По словам специалистов, дизельные двигатели «Мистраля» работают на очень специфичном виде топлива, которое производится только во Франции для своих кораблей, и технологию получения которого нам, скорее всего, передавать никто не станет. То есть, ВМФ будет вынужден тратить огромные деньги на регулярную закупку топлива во Франции с учетом создания его стратегического запаса. Такие вот дела.

Получается, куда ни кинь в импортных соглашениях – всюду клин. А ведь это только широко известные контракты. Хорошо, что хоть сейчас началось переосмысление сделанного впопыхах.

В упомянутом докладе приводятся очень интересные примеры того, как покупали и покупают вооружение и военную технику за рубежом.

Для России, в частности, поучителен опыт Бразилии - как страны, утратившей ОПК «полного цикла» и, несмотря на успехи в отдельных отраслях, несущей сегодня серьезные издержки импортозависимости в оборонной сфере.

При переходе от военной диктатуры к демократическому устройству страна потеряла способность концентрировать административные и финансовые ресурсы на развитии национальных оборонных программ. На внешнеполитической арене была вынуждена лавировать, менять приоритеты в зависимости от взглядов текущего руководства, что в итоге привело к закупкам малоэффективного, но дешевого военно-технического сэконд-хэнда. Понадеемся, что наша страна этого избежит.

А вот пример Франции может оказаться весьма близким России. Опыт этой европейской страны должен быть учтен в рамках модернизации системы принятия решений по закупкам вооружений и военной техники в интересах наших Вооруженных сил, причем не только по импорту. Внимания заслуживает использование Францией гособоронзаказа в качестве инструмента для решения задач поддержания и развития национальной научно-технологической и промышленной базы, с четким осознанием приоритетности не чисто военных задач, а задач всей индустриальной политики.

Мировой опыт свидетельствует: само понятие импорта вооружения и военной техники в военно-техническом сотрудничестве западных стран сегодня размыто в связи с формированием глобальных оружейных корпораций. Номинально они имеют штаб-квартиру в конкретной стране, но их центры разработок и производства расположены в самых разных регионах мира, а кооперация и разделение труда при создании конечной продукции военного назначения достигает высоких значений.

Но: есть одна, совершенно не рыночная особенность.

Даже внутри общего рынка военной техники передача инновационных технологий продукции военного назначения, разработок и поставок вооружения жестко контролируется головными разработчиками и странами-обладателями оружейных систем.

Наиболее активным и последовательным сторонником жесткого ограничения технологий и продукции выступают США.

Применительно к «внешним» заказчикам военной продукции действуют серьезные ограничения, обусловленные политическими, экономическими и другими причинами. Даже традиционные партнеры и номинальные союзники западных государств иногда сталкиваются с невозможностью размещения импортных заказов на интересующее их вооружение. Например, под ограничительные меры в области импортных поставок подпадали в разное время Турция, Греция, Тайвань, Израиль, Индия, Пакистан и многие другие страны.

Так, в 2005 году Вашингтон приостановил доступ Израиля к программе легкого истребителя пятого поколения Ф-35 - чтобы принудить его прекратить продажу комплектующих для беспилотных летательных аппаратов в Китай. Выходит, даже самые близкие союзники США поставлены в жестко заданные рамки, существенно ограничивающие инициативу национальных ОПК. Еще более строгие регламенты действуют в отношении стран с подчеркнуто независимой внутренней и внешней политикой. Например, тактику давления США использовали, чтобы не допустить поставки испанских и бразильских самолетов в Венесуэлу.

В «особом списке» США и стран НАТО находятся две крупные мировые державы – Россия и Китай. В отношении них - в лучшем случае - в особом порядке рассматриваются поставки морально устаревшей продукции военного назначения, технологий и комплектующих общего назначения.

И это тоже надо учитывать при выработке нового формата внешнеэкономической деятельности в области российского экспорта/импорта предметов военного назначения.

Ничего удивительного не случится, если Москва начнет пересмотр ранее заключенных импортных контрактов в военной сфере. Такая практика, кстати сказать, обычное дело на мировом рынке вооружений. Вот лишь несколько примеров.

В 2010 году в США были отменены результаты тендера на новый самолет-заправщик. Двумя годами раньше победу в нем одержал проект европейского самолета корпорации «Эрбас», она уже начала строить в штате Алабама авиазавод для производства 179 самолетов-заправщиков. Однако фирма «Боинг» сумела добиться отмены результатов тендера и перезапуска программы. Причина: нельзя, по мнению американских авиастроителей, отдавать военный заказ стоимостью 35 миллиардов долларов европейским конкурентам. И чихать они хотели на ближайших союзников по НАТО.

Совсем недавно, уже в этом году, Индия начала пересмотр итогов тендера на поставку своим ВВС 126 многоцелевых истребителей. Участие в конкурсе принимали шесть ведущих мировых самолетостроительных фирм, в том числе - РСК «МиГ». Победил немецкий «Еврофайтер». И сразу после объявления итогов тендера, стоимость контракта увеличилась почти в два раза – с 11 до 20 миллиардов долларов, а в стране разразился крупнейший коррупционный скандал.

Это примеры с «большими числами». А если говорить о более мелких сделках, то почти каждая страна-импортер проходила через пересмотр или полную отмену ранее заключенных контрактов, как говорят юристы, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Так что Россия имеет полное право со ссылкой на эти самые «обстоятельства» пересмотреть все соглашения по импорту вооружений и военной техники с целью их более выгодной оптимизации.

Одновременно, по мнению экспертов ОПК, должна быть проведена серьезная корректировка законодательной базы для регламентации импорта, упрощения прохождения согласований экспортно-импортных контрактов и одновременно обеспечения более строгого государственного контроля за всеми сделками в этой сфере рыночных отношений.

Специально для Столетия


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.