Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
«Стрела самолета рванулась с небес…»

«Стрела самолета рванулась с небес…»

Герои – сегодняшние и вчерашние – должны навсегда оставаться в нашей памяти
Валерий Бурт
21.08.2019
«Стрела самолета рванулась с небес…»

Подвиг российских пилотов Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, после отказа двигателей посадившие Airbus A321 на кукурузное поле в районе подмосковного Жуковского и спасшие жизни более двухсот пассажиров, стал известен всему миру. Указом президента РФ им присвоены звания Героев России. История знает и другие случаи, когда советские и российские летчики с честью выходили из безнадежных ситуаций и отводили, казалось бы, неминуемую беду от людей.

Эта песня сейчас редко звучит в эфире. А когда-то мелодия «Огромное небо» композитора Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского была очень популярна. Слушать ее без слез невозможно: «…И надо бы прыгать не вышел полет, / Hо рухнет на город пустой самолет / Пройдет, не оставив живого следа, / И тысячи жизней прервутся тогда...». Песню с большим чувством исполняла Эдита Пьеха.

…6 апреля 1966 года капитан ВВС Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, проходившие службу в 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии, выполняли плановый полет на реактивном бомбардировщике Як-28.

На высоте 4000 метров у самолета внезапно отказали оба двигателя. В кабине наступила мертвая тишина. Такое даже представить себе страшно. А каково ощутить?

Нам неведомо, как восприняли эти парни – Капустин из Краснодарского края, Янов родом из Вязьмы – эту ситуацию. Наверное, с ними бывало всякое, но этот случай из ряда вон выходящий.

Но они не сникли, не растерялись. Да и некогда было. Попробовали оживить двигатели. Раз, другой, третий. Но моторы молчали…

Бомбардировщик безмолвно плыл в облаках, теряя силы и – высоту.

У Бориса и Юрия был выход: они могли бросить машину и катапультироваться, уговаривали один другого – прыгай! Но каждый отказывался. Ведь тогда 16-тонный самолет с полными баками топлива рухнет вниз и погребет под собой дома.

Погибнут люди, много людей, не подозревающих о грозящей им смертельной опасности, спешащих по своим делам, провожающих детей в детские сады, школы…

Машина вот уже летит над Западным Берлином. Люди, прикрывая глаза от солнца, смотрят вверх. Некоторые, может быть, вспомнают войну. Ведь она закончилась не так давно – всего два десятилетия назад.

Капустин отчаянными усилиями пытается удержать самолет, который неумолимо тянет вниз. До рокового падения остается тридцать секунд.

Что можно сделать за это время? Попрощаться друг с другом и постараться увести бомбардировщик подальше от города. Там, где нет людей…

Вот самолет прошел городские окраины. Внизу кладбище. Но и там люди, которые по традиции пришли отдать дань памяти умершим: сегодня – Пасха.

Як-28, уже едва дыша, пролетел над живыми и мертвыми. Вдали появилась полоса воды  озеро Штессензее. Туда и направил самолет командир. Сверкнул тоненький лучик надежды – может, удастся посадить машину на воду…

Самолет, словно теряющий сознание человек, каким-то неимоверным усилием перевалил через автотрассу, едва не задев грузовик. И – не приземлился на водную гладь, а буквально рухнул в нее.

Так двое советских людей спасли тысячи людей. То, что они совершили, можно было сравнить с подвигами героев Великой Отечественной! Это поняли и осознали немцы, которые пришли тогда на траурную церемонию.

Отважных летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова посмертно наградили орденами Красного Знамени. Памятником им стала щемящая песня:

«Стрела самолета / Рванулась с небес, / И вздрогнул от взрыва /

Березовый лес… / Не скоро поляны / Травой зарастут… / А город подумал 

Ученья идут… / В могиле лежат / Посреди тишины / Отличные парни /

Отличной страны…»

А эта история, совершенно иного свойства, и вовсе быльем поросла. А ведь и она когда-то шумно обсуждалась. Еще бы! 21 августа 1963 года лайнер Ту-124, совершавший полет Таллин–Москва, пошел на авариную посадку прямо на гладь Невы. И никто не пострадал!

Самолет поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте в 8.55 и взял курс на столицу СССР. Вскоре после взлета пилоты обнаружили, что переднюю опору шасси до конца убрать не удалось. Надо возвращаться…

Однако аэропорт Таллина закрылся из-за тумана, и диспетчеры направили самолет на аэродром Шоссейная. Так раньше назывался Пулково. Но сначала надо было выработать топливо и уменьшить опасность пожара при посадке.

Самолет стал кружить в воздухе, и тут новая неприятность, грозящая обернуться большой бедой, – внезапно остановился левый двигатель. А вскоре и – о ужас! – правый. Высота – всего 500 метров. Казалось, спастись уже невозможно. Но не потерявшие самообладания пилоты решили приводниться на поверхность Невы. Но разве то, что происходило в триллерах и детективах, могло стать реальностью?

Оказалось, командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, служившему в морской авиации. Бывало, тот сажал самолеты на воду. Но те были иной конструкции, меньше по размеру, маневреннее, с меньшим числом пассажиров. В чреве же Ту-124 находилось их 45 и 7 членов экипажа. Страшно представить, что они испытали в те страшные минуты…

Впрочем, летчикам прощаться с жизнью было некогда. Они действовали – быстро, решительно.

Самолет, едва не коснувшись дома по Малоохтинскому проспекту, миновал строящийся в то время мост Александра Невского. Затем машина, подняв огромный столб брызг, опустилась на водную гладь в районе Финляндского железнодорожного моста.

Но как быстро поднять самолет с глубины Невы? На счастье, мимо проходил буксир, который оттянул лайнер в безопасное место. Пассажиры были эвакуированы и, конечно же, несказанно благодарны пилотам за чудесное спасение.

Однако воздушное начальство расценило происшедшее, как… неправильные действия экипажа. Но затем в этой истории все же разобрались. К тому же специалисты высоко отозвались о плавучести машины, благодаря которой спаслись люди. Да и газеты восторженно описали действия экипажа.

Казалось бы, летчики должны были получить правительственные награды. Однако, по словам вдовы командира лайнера Жанны Мостовой, несмотря на представление к наградам, указ так и не был подписан: «Как я слышала, категорически против был генеральный конструктор Туполев. Ведь получалось, если верить экипажу, КБ Туполева что-то недоработало – и шасси не убиралось, и датчики топлива барахлили. Легче на экипаж свалить: мол, летчики сами создали такую ситуацию. И Хрущев выбрал компромиссное решение – не стал ни награждать, ни наказывать», – сказала она в интервью «Известиям».

В общем, награда, вопреки известному выражению, так и не нашла героев. Но, по свидетельству Мостовой, руководство «Аэрофлота» все же отметило летчиков. К примеру, ее семье подарили новую квартиру. Ну а спасенные люди наградили командира лайнера своей благодарностью: «Многие пассажиры писали Виктору письма, поздравляли с праздниками, в гости приходили. Не знаю уж, как находили адрес. Просто боготворили его…»

Кстати, спустя много лет, в январе 2009 года, экипаж Airbus A320 авиакомпании US Airways во главе с Чесли Салленбергером, повторил подвиг советских пилотов. Лайнер, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на борту 155 человек остались живы. Газеты назвали полет, длившийся пять минут и восемь секунд, «Чудом над Гудзоном». Так назывался и фильм, снятый режиссером Клинтом Иствудом.

В заключение – случай, который произошел совсем недавно. И тоже заслуживает особого внимания.

27 июня этого года самолет Ан-24, едва коснувшись взлетно-посадочной полосы, выкатился с нее, пробил металлический забор и, врезавшись в здание очистных сооружений, загорелся. У лайнера, летевшего по маршруту Улан-Удэ–Нижнеангарск, за четверть часа до посадки отказал левый двигатель. А когда самолет ударился о землю, вспыхнул правый мотор… 

Двое из трех членов экипажа погибли, еще один был тяжело ранен.

К счастью, все 43 пассажира остались живы. Впрочем, у этого счастья есть имя – Елена Лапуцкая. Стюардесса лайнера сумела, не потеряв ни секунды, открыть аварийные двери и помочь людям выбраться из салона.

Как потом выяснилось, она при жесткой посадке сама получила травмы, но в горячке событий – напрочь о них забыла. И покинула самолет, когда увидела, что в окутанном дымом салоне уже никого нет…

Сейчас обстоятельства аварии выясняет специальная комиссия. Но отважные действия бортпроводницы Елены Лапуцкой не вызывают сомнения. Давайте и мы не будем забывать героев…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.