Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 июля 2020
«Стрела самолета рванулась с небес…»

«Стрела самолета рванулась с небес…»

Герои – сегодняшние и вчерашние – должны навсегда оставаться в нашей памяти
Валерий Бурт
21.08.2019
«Стрела самолета рванулась с небес…»

Подвиг российских пилотов Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, после отказа двигателей посадившие Airbus A321 на кукурузное поле в районе подмосковного Жуковского и спасшие жизни более двухсот пассажиров, стал известен всему миру. Указом президента РФ им присвоены звания Героев России. История знает и другие случаи, когда советские и российские летчики с честью выходили из безнадежных ситуаций и отводили, казалось бы, неминуемую беду от людей.

Эта песня сейчас редко звучит в эфире. А когда-то мелодия «Огромное небо» композитора Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского была очень популярна. Слушать ее без слез невозможно: «…И надо бы прыгать не вышел полет, / Hо рухнет на город пустой самолет / Пройдет, не оставив живого следа, / И тысячи жизней прервутся тогда...». Песню с большим чувством исполняла Эдита Пьеха.

…6 апреля 1966 года капитан ВВС Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, проходившие службу в 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии, выполняли плановый полет на реактивном бомбардировщике Як-28.

На высоте 4000 метров у самолета внезапно отказали оба двигателя. В кабине наступила мертвая тишина. Такое даже представить себе страшно. А каково ощутить?

Нам неведомо, как восприняли эти парни – Капустин из Краснодарского края, Янов родом из Вязьмы – эту ситуацию. Наверное, с ними бывало всякое, но этот случай из ряда вон выходящий.

Но они не сникли, не растерялись. Да и некогда было. Попробовали оживить двигатели. Раз, другой, третий. Но моторы молчали…

Бомбардировщик безмолвно плыл в облаках, теряя силы и – высоту.

У Бориса и Юрия был выход: они могли бросить машину и катапультироваться, уговаривали один другого – прыгай! Но каждый отказывался. Ведь тогда 16-тонный самолет с полными баками топлива рухнет вниз и погребет под собой дома.

Погибнут люди, много людей, не подозревающих о грозящей им смертельной опасности, спешащих по своим делам, провожающих детей в детские сады, школы…

Машина вот уже летит над Западным Берлином. Люди, прикрывая глаза от солнца, смотрят вверх. Некоторые, может быть, вспомнают войну. Ведь она закончилась не так давно – всего два десятилетия назад.

Капустин отчаянными усилиями пытается удержать самолет, который неумолимо тянет вниз. До рокового падения остается тридцать секунд.

Что можно сделать за это время? Попрощаться друг с другом и постараться увести бомбардировщик подальше от города. Там, где нет людей…

Вот самолет прошел городские окраины. Внизу кладбище. Но и там люди, которые по традиции пришли отдать дань памяти умершим: сегодня – Пасха.

Як-28, уже едва дыша, пролетел над живыми и мертвыми. Вдали появилась полоса воды  озеро Штессензее. Туда и направил самолет командир. Сверкнул тоненький лучик надежды – может, удастся посадить машину на воду…

Самолет, словно теряющий сознание человек, каким-то неимоверным усилием перевалил через автотрассу, едва не задев грузовик. И – не приземлился на водную гладь, а буквально рухнул в нее.

Так двое советских людей спасли тысячи людей. То, что они совершили, можно было сравнить с подвигами героев Великой Отечественной! Это поняли и осознали немцы, которые пришли тогда на траурную церемонию.

Отважных летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова посмертно наградили орденами Красного Знамени. Памятником им стала щемящая песня:

«Стрела самолета / Рванулась с небес, / И вздрогнул от взрыва /

Березовый лес… / Не скоро поляны / Травой зарастут… / А город подумал 

Ученья идут… / В могиле лежат / Посреди тишины / Отличные парни /

Отличной страны…»

А эта история, совершенно иного свойства, и вовсе быльем поросла. А ведь и она когда-то шумно обсуждалась. Еще бы! 21 августа 1963 года лайнер Ту-124, совершавший полет Таллин–Москва, пошел на авариную посадку прямо на гладь Невы. И никто не пострадал!

Самолет поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте в 8.55 и взял курс на столицу СССР. Вскоре после взлета пилоты обнаружили, что переднюю опору шасси до конца убрать не удалось. Надо возвращаться…

Однако аэропорт Таллина закрылся из-за тумана, и диспетчеры направили самолет на аэродром Шоссейная. Так раньше назывался Пулково. Но сначала надо было выработать топливо и уменьшить опасность пожара при посадке.

Самолет стал кружить в воздухе, и тут новая неприятность, грозящая обернуться большой бедой, – внезапно остановился левый двигатель. А вскоре и – о ужас! – правый. Высота – всего 500 метров. Казалось, спастись уже невозможно. Но не потерявшие самообладания пилоты решили приводниться на поверхность Невы. Но разве то, что происходило в триллерах и детективах, могло стать реальностью?

Оказалось, командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, служившему в морской авиации. Бывало, тот сажал самолеты на воду. Но те были иной конструкции, меньше по размеру, маневреннее, с меньшим числом пассажиров. В чреве же Ту-124 находилось их 45 и 7 членов экипажа. Страшно представить, что они испытали в те страшные минуты…

Впрочем, летчикам прощаться с жизнью было некогда. Они действовали – быстро, решительно.

Самолет, едва не коснувшись дома по Малоохтинскому проспекту, миновал строящийся в то время мост Александра Невского. Затем машина, подняв огромный столб брызг, опустилась на водную гладь в районе Финляндского железнодорожного моста.

Но как быстро поднять самолет с глубины Невы? На счастье, мимо проходил буксир, который оттянул лайнер в безопасное место. Пассажиры были эвакуированы и, конечно же, несказанно благодарны пилотам за чудесное спасение.

Однако воздушное начальство расценило происшедшее, как… неправильные действия экипажа. Но затем в этой истории все же разобрались. К тому же специалисты высоко отозвались о плавучести машины, благодаря которой спаслись люди. Да и газеты восторженно описали действия экипажа.

Казалось бы, летчики должны были получить правительственные награды. Однако, по словам вдовы командира лайнера Жанны Мостовой, несмотря на представление к наградам, указ так и не был подписан: «Как я слышала, категорически против был генеральный конструктор Туполев. Ведь получалось, если верить экипажу, КБ Туполева что-то недоработало – и шасси не убиралось, и датчики топлива барахлили. Легче на экипаж свалить: мол, летчики сами создали такую ситуацию. И Хрущев выбрал компромиссное решение – не стал ни награждать, ни наказывать», – сказала она в интервью «Известиям».

В общем, награда, вопреки известному выражению, так и не нашла героев. Но, по свидетельству Мостовой, руководство «Аэрофлота» все же отметило летчиков. К примеру, ее семье подарили новую квартиру. Ну а спасенные люди наградили командира лайнера своей благодарностью: «Многие пассажиры писали Виктору письма, поздравляли с праздниками, в гости приходили. Не знаю уж, как находили адрес. Просто боготворили его…»

Кстати, спустя много лет, в январе 2009 года, экипаж Airbus A320 авиакомпании US Airways во главе с Чесли Салленбергером, повторил подвиг советских пилотов. Лайнер, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на борту 155 человек остались живы. Газеты назвали полет, длившийся пять минут и восемь секунд, «Чудом над Гудзоном». Так назывался и фильм, снятый режиссером Клинтом Иствудом.

В заключение – случай, который произошел совсем недавно. И тоже заслуживает особого внимания.

27 июня этого года самолет Ан-24, едва коснувшись взлетно-посадочной полосы, выкатился с нее, пробил металлический забор и, врезавшись в здание очистных сооружений, загорелся. У лайнера, летевшего по маршруту Улан-Удэ–Нижнеангарск, за четверть часа до посадки отказал левый двигатель. А когда самолет ударился о землю, вспыхнул правый мотор… 

Двое из трех членов экипажа погибли, еще один был тяжело ранен.

К счастью, все 43 пассажира остались живы. Впрочем, у этого счастья есть имя – Елена Лапуцкая. Стюардесса лайнера сумела, не потеряв ни секунды, открыть аварийные двери и помочь людям выбраться из салона.

Как потом выяснилось, она при жесткой посадке сама получила травмы, но в горячке событий – напрочь о них забыла. И покинула самолет, когда увидела, что в окутанном дымом салоне уже никого нет…

Сейчас обстоятельства аварии выясняет специальная комиссия. Но отважные действия бортпроводницы Елены Лапуцкой не вызывают сомнения. Давайте и мы не будем забывать героев…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Николай
16.11.2019 9:05
А разве в ГСВГ была 24-я ВА?По-моему,16-я!Но героизм наших ребят, отцов и дедов не зависит от номера полка, армии или названия авиакомпании!Вечная слава и память героям!!!
Андрей
12.11.2019 5:37
17.12.1968 Липецк. Сергей Шерстобитов и Леонтий Кривенков. Пожар над центром города на Як-28.
Александр
04.11.2019 21:08
Часто такие подвиги являются последствиями чьей то ошибки. Подвиг пилотов в ГСВГ известен многим. Но никогда не освещали причину остановки сразу двух двигателей на Як-28. Такой отказ уже из ряда вот выходящий случай. Я знаю два случая, в 73 и в феврале 74, когда в ГСВГ также упали два Яка. Немцы тоже не пострадали. И двигатели оба стали из-за помпажа: пилоты бочки крутили.
Алексей
02.11.2019 19:59
Еще был случай 16 марта 1961 года в Свердловске, подробности тут https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Ту-104_в_Свердловске. Могу добавить, что летчики совершили такой же подвиг, увели самолет от жилья, и спасли большую часть пассажиров.
Оксана
18.09.2019 21:38
Согласна с Дмитрием - Елена Лапуцкая, жертвуя собой, спасала других, но была награждена лишь медалью, и то, как я поняла, не сразу. Летчики, посадившие самолет на кукурузное поле. конечно. огромные молодцы, честь им и хвала, но ведь они спасали и свои жизни тоже. А герой, по-моему, это тот, кто жертвует сознательно собой ради спасения других.
pilot
18.09.2019 14:15
самолеты отказывали. отказывают и будут оказывать. а то что ребята в кабине были не только операторами а еще и летчиками. это их хладнокровие а это достигается упорными тренировками. отказ двигателей на взлете это очень серьезно. в мою бытность на ан-2 взялся за штурвал и отпустил когда прилетел и на стоянку за рулил. ни каких автопилотов.
Сергей
12.09.2019 19:08
Не героизм нужен.Нужно строить не падающие самолеты. Летают на том,что еще от СССР осталось,или на зарубежных списанных.
владимир
03.09.2019 15:28
дмитрий какой удачный выход с того света вы наверно не знакомы со спецификой работы пилота они заслуженно получают награды
Наталья
22.08.2019 13:58
Очень интересная и жизнеутверждающая статья.
Хорошо, что есть смелые люди, настоящие профессионалы.
С такими остаётся Надежда на спасение.
Спасибо Валерию Бурту за материал!
Дмитрий
22.08.2019 0:06
Не хочу принижать заслуг лётчиков, удачно аварийно посадивших свои самолёты, но ни о каком подвиге в данном случае речь не идёт. Подвиг - это самоотверженность - когда человек идёт на необязательный для себя риск или, тем более, жертву ради спасения кого-либо. А здесь просто удачный выход из чрезвычайной ситуации, в которой они оказались.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
25.06.2020
Владимир Крупин
Актуальные «крупинки» известного писателя.
Фоторепортаж
17.06.2020
Подготовила Мария Максимова
Главархив Москвы и центр госуслуг «Мои Документы» запустили виртуальный музей, посвященный Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».