Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Страшное дело – примкнуть к толпе»

«Страшное дело – примкнуть к толпе»

Памяти архимандрита Алипия (Воронова) /1914-1975/
Николай Головкин
16.07.2010
«Страшное дело – примкнуть к толпе»

На вопрос, как он пришел к вере в Бога, отец Алипий отвечал: «Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться Богу. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет».

Духовный писатель Евгений Поселянин отмечал: «Кроме общепризнанных церковью православною святых, сияющих в венцах святости, русский народ имеет много заступников, которых призывает он на помощь свою и которые ещё не причислены к лику святых». Эти слова в полной мере можно отнести и к известному наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию (Воронову), который был достойным последователем самого выдающегося её управителя преподобного Корнилия. Как и этот святой, он был также строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью. Архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие монастырь, произвел многие другие восстановительные и реставрационные работы, поддержал иконописную традицию обители.

***

«Сразу с первого дня, как только мы познакомились, я увидел его удивительные глаза, полные доброты: доброты не слащавой, а доброты человека, прошедшего войну, познавшего что такое ужасы войны, - вспоминал один из авторов замечательной книги «Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен», ныне покойный Савва Васильевич Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России. - Потом он нам много рассказывал о своей военной жизни. А однажды я спросил его, почему он, такой красивый, молодой, очень способный художник сразу после войны ушел в монастырь. Но он мне сказал: «Савва, там было так страшно! Я видел столько смертей, столько крови, что я дал слово - если выживу, я буду оставшуюся часть жизни служить Богу и уйду в монастырь». Когда окончилась война, он устроил в Москве, в Колонном зале Дома союзов выставку своих военных работ. Она пользовалась популярностью. Устроил выставку, и сразу же ушел насельником в Троице-Сергиеву Лавру. Надо отметить особую деталь - отец Алипий не кончал ни духовной семинарии, ни Академии, он пошел туда с послушанием по своей основной профессии - по профессии художника, и стал реставратором. Его очень тепло принял священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры - Святейший Патриарх Алексий и поручил ему вести реставрационные работы в Лавре».

По словам С.В. Ямщикова, он «видел, что архимандрит Алипий многим людям заново открыл глаза на мир».

***

alipiy-soldatБудущий известный пастырь нашей Церкви родился 15/28 июля 1914 года, в день святого равноапостольного князя Владимира, в деревне Тарчиха (Торчиха) Московской губернии Бронницкого уезда Лобановской волости в семье бедных крестьян Михаила Ястребова и Александры Вороновой. С юных лет Иван имел глубокую веру.

В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери.

С 1933 года трудился рабочим на строительстве Московского метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. Затем, после службы в армии, закончил в 1941 году художественную студию при ВЦСПС.

21 февраля 1942 года Иван Михайлович Воронов был призван по мобилизации на действительную военную службу Ростокинским военкоматом города Москва. Он взял в руки не только винтовку, но и этюдник с карандашами. Редкие минуты передышки между боями и марш-бросками посвящались творчеству.. На пейзажах Воронова – разрушенные фашистами города и деревни...

Иван Михайлович Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Получил ряд наград.

Спустя годы после Великой Отечественной войны архимандрит Алипий написал строки, пронизанные болью и страданием.

Под окном моим маки ты вырвала;
Вероятно, тебе они не любы, родная.
Это же капли крови друзей-воинов
На полях моей Родины пролиты.
Погляжу я на них, ярко-красные,
Вспоминаю дни юности прошлые,
И слеза из очей моих катится
За могилы забытые, в поле брошенные.
На полях, где могилы оставил я,
В изобилье росли маки красные,
Вопли страшные, стоны дикие,
Раны жгучие и ужасные.
Очи крупные, устремленные вдаль,
Никогда ни за что не забыть.
Просьбу милых друзей должен выполнить –
О душах их в молитвах Царицу просить.
Птицей быстрою, перелетною
Улетели те дни – юность ясная,
И осталось одно вспоминание мне:
Кровь горячая цвета красного.
Растревожила ты раны прежние,
Уничтожила зря память юности,
Посадила мне в грудь злую грусть-тоску,
И хожу я теперь, в сердце раненный…

В годы войны Бог хранил Воронова. Несмотря на участие во многих боях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах он не получил ни одного ранения или контузии.

Проходя по освобожденным землям, Иван Михайлович принимал деятельное участие в религиозной приходской жизни. Он помогал в реставрации разрушенных храмов, которые в большом количестве открывались в годы войны, реставрировал местным жителям сохранившиеся иконы.

27 февраля 1950 года Иван Воронов поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 15 августа того же года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (впоследствии митрополит Псковский и Порховский) с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. 12 сентября 1950 года Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона, а 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, - во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры. В 1952 году отец Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в Лавре. Затем до 1959 года он принимал участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов.

Указом Святейшего Патриарха Алексия от 15 (28 июля) 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. В 1961 году игумен Алипий был возведен в сан архимандрита.

***

«Архимандрит Алипий, - вспоминал архимандрит Сергий (Булатников), - необыкновенный человек, он юродствовал немного, мог при случае пошутить, ввернуть крепкое словцо. Стоит, к примеру, он у себя на балконе (дом этот сохранился), видит – старушка идёт. «Что пришла?» - говорит. «Батюшка, корова у меня пропала… Как жить?» Батюшка в карман полезет, кинет ей: «На тебе на корову». Уж не помню, сколько тогда корова стоила, но дорого. Приходят к нему: «Батюшка, крыша потекла!» «Вот вам на крышу». Он всем деньги раздавал, помогал всем. Иконы дивные писал...»

Иван Михайлович Воронов – под таким именем был известен тонкий художник, коллекционер русского и западноевропейского искусства, передавший в дар Русскому музею, Псковскому музею-заповеднику, Печорскому краеведческому музею свою коллекцию.

Верующая Россия хорошо знала архимандрита Алипия – замечательный иконописец, ценитель и знаток древнерусского искусства, церковного пения, блестящий проповедник и защитник Псково-Печерского монастыря от посягательств безбожной власти, автор статей по истории обители, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии».

Это был один человек, но совместить эти две биографии в одну не давало советское атеистическое время. Поразительно как в нём соединились высочайшая светская и высочайшая духовная культура.

Память о нём, о его добрых делах, живет не только на Псковщине, но и по всей России. «Алипий – звезда Божественной любви» - так назвал свои воспоминания о нем его келейник Владимир Городник. Так об отце Алипии говорят самые разные люди.

Сегодня уже никто не сомневается, что именно благодаря авторитету отца наместника среди представителей творческой интеллигенции как в России, так и на Западе, властями Западной Германии в 1973 году были возвращены монастырю сокровища ризницы, вывезенные немцами в 1944 году.

Отец Алипий, что было немаловажно для наместника монастыря в годы богоборчества, отличался особой решимостью и силой духа. Яркой оценкой характера архимандрита служат его же собственные слова:

- Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление!

Он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах у опешивших посланцев властей, повернулся к ним и сказал: - Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою!

И монастырь не был закрыт!

Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику:

- Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

Пришедшие обратились в бегство.

Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну.

Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить. Представителю властей, поинтересовавшемуся у отца Алипия, получил ли он указ, он спокойно ответил, что получил.

- Почему же не выполняете? - последовал вопрос.

Отец Алипий ответил:

- Этот указ написан под давлением по слабости духа, я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом.

И служение панихид в пещерах не было прервано.

Отец Алипий был приветлив и общителен, с любовию принимал посетителей, давал мудрые ответы.

Когда его спросили, как живут монахи, то он обратил их внимание на Богослужение, которое совершалось в Успенском храме.

- Слышите? - спросил он.

Посетители ответили:

- Слышим!

- Что слышите?

- Монахи поют.

- Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы...

Верующие регулярно разбивали в монастыре клумбочки. Власти спросили архимандрита:

- Кто у вас работает и на каком основании?

Отец Алипий ответил:

- Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле...

И вопросов больше не последовало.

Он имел дар слова. В своих поучениях поддерживал унывающих, утешал малодушных:

- Братья и сестры, вы слышали призывы об усилении антирелигиозной пропаганды, вы головы не вешайте, не унывайте, это значит - им туго стало.

Страшное дело - примкнуть к толпе. Сегодня она кричит: «Осанна!». Через 4 дня: «Возьми, возьми, распни Его!». Поэтому там, где неправда, «ура» не кричи, в ладоши не хлопай.

А если спросят: «Почему?» - Отвечай: «Потому что у вас неправда». – «А почему?» - «Потому что моя совесть подсказывает». «Как узнать Иуду?» - «Омочивый руку в солило, тот Меня предаст», - сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На 12 - один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие, садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку, не бери и ты. Старшие взяли ложку, тогда возьми и ты. Старшие начали кушать, тогда начинай и ты.

Так поучал отец Алипий.

В своих проповедях он особенно часто говорил о любви. Любовь должна быть без ненависти, без грязи, без предательства.

- Любовь есть высшая молитва, - говорил батюшка. – Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь – их Бог, ибо Бог – есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму духа любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни. Вы возразите, что любить невозможно. Но вспомните, что Иисус Христос сказал нам: «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день. Тогда раздражаться постепенно перестанете, ибо кто раздражается на Бога?

- Страдавший на Кресте Христос, - проповедовал отец Алипий, - заповедовал нам: «Любите друг друга!». И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню.

***

В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали:

- Где твоя келья? - он показывал на гроб и говорил:

- Вот моя келья.

В последние дни его жизни при нём находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь.

12 марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал:

- Матерь Божия пришла, какая Она красивая, дайте краски, рисовать буду...

Ему подали краски, карандаши. И он начал делать набросок. Руки его уже не слушались.

В 4 часа утра 12 марта 1975 года архимандрит Алипий скончался с карандашом в руке, пытаясь запечатлеть момент явления ему Богородицы.

Скончался мирно и тихо, испросив у всех прощения и всех простив. Он послужил Господу в монашеском чине (со дня поступления послушником в Троице-Сергиеву Лавру) ровно 25 лет

Игумен Агафангел в надгробном слове отметил:

«Широкий кругозор и высота взглядов отца Алипия давали ему возможность устанавливать контакты с различными слоями русского народа: простецами, интеллигентами, крестьянами и известными деятелями культуры. Это давало возможность сочетать ему свою православную убежденность с взглядами на искусство многих мирских и светских людей, любивших, как и он, красоту земную, но не всегда находивший в ней гармонию вечности и гармонию Творца. И это общение с отцом Алипием открывало им окно правды Божией, за что они ему бесконечно признательны».

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..