Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 октября 2020
«Слава монаха — великодушие с любовью»

«Слава монаха — великодушие с любовью»

Памяти архимандрита Серафима (Лаврика)
Юлия Воинова-Жунич
09.09.2020
«Слава монаха — великодушие с любовью»

«Слава монаха—терпение в скорбях.
Слава монаха—великодушие с любовью.
Слава монаха—ничего не иметь из вещей мира сего.
Слава монаха—бдение и плачь в молитвах.
Слава монаха—кротость сердца и молчание уст.
Слава монаху, когда он Бога возлюбил от всего сердца,
а ближнего своего, как самого себя…»
(Прп. Макарий Александрийский).

Послание преподобного Макария к монашествующим, вместе со многими другими важными для духовной жизни молитвами и изречениями некогда прикрепил с внутренней стороны дверей своей келии наш современник, монах Серафим. Судилось свыше этому человеку стать первым наместником возрождающейся обители древнего монастыря Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенной на правом берегу Северского Донца (Донецкой области). Для многих из нас, его духовных детей, он был одним из главных в жизни людей. Архимандрит Серафим был заботливым отцом.

Батюшка часто цитировал Соборные послания святых Апостолов. Судя по всему, он прописал их в сердце своем: «...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт...»

Отличительной чертой Отца Серафима была Любовь. Увидевшись с ним лишь однажды, ты уже попадаешь в объятия Божественной Любви, которая изливается через него, окутывает тебя словно серафимовским крылом.

Всемилостивый Господь щедро одарил монаха по его трудам и молитве – его личной и всего его рода.

4 марта 1953 года в семействе Лаврик знаменательный день – у Ивана Петровича и его супруги Анны Владимировны родился их первенец, которого нарекли в честь святого Николая Чудотворца. В эти мартовские дни советский период истории нашего большого Отечества четко разделился на две эпохи – сталинскую и послесталинскую. Новорожденный Николай прожил в сталинской эпохе всего лишь один день.

Вспоминает протоиерей Александр Лаврик (родной брат архимандрита Серафима): «Веру в Господа мы впитали с молоком матери. Мама рассказывала нам о Боге, о его любви к человеческому роду, о смертных грехах… Мы молились с самого раннего возраста, наизусть знали «Отче наш», «Живый в помощи...» (90 псалом), без молитвы и благодарения Господу спать не ложились. Мама пела псалмы, обливаясь при этом слезами…».

…Крестище. Деревянный сруб, мазанка. Дом прабабушки и прадедушки. В красном углу перед Владимирской чудотворной иконой теплится лампадка. Пред Владычицей, стоя на коленях, молится немолодая красивая женщина. Она похожа на горящую свечку. В определенные моменты моления, трепетно и смиренно опускает голову, покрытую черным платочком, ниц, склоняясь в земном поклоне.

За прабабушкой Александрой наблюдают четыре детских глаза – младенец из люльки и его старший братишка. Вверху неизменно нависший низкий потолок с вмонтированным чугунным кольцом. В колечко это втянута тугая веревка, а на ней крепится подвесная детская кроватка – люлька. Маленький человек в колыбели – это будущий священнослужитель Александр, ему меньше годика, он познает мир… Самые острые и радостные ощущения, наверное, он испытывает, когда братик Николай сильно-сильно раскачает колыбель, головокружительное ощущение полета… А самый загадочный, жизнеутверждающий и сладостный звук для него – это молитва. Перед сном мамочка слезно поет псалмы, прабабушка разговаривает с Боженькой, а трехлетний Коленька (осознанно это делает или через его безгрешную ангельскую душу Дух Святой?), уже в ту пору неистово ревностный в вере, когда поклоны завершаются, подходит к прабабушке и своими ручонками наклоняет ее головою вниз, понуждая вновь упасть в земном поклоне.

Промыслительно, пророчески соседские детишки прозвали будущего инока, тогда просто малыша Колю Лаврика – святым Лаврентием. Этимология фамилии «Лаврик» действительно берет свое начало от церковного имени – Лавр, весьма распространенного в древней Руси.

Вот уж действительно устами младенца глаголет истина. В день святого Лаврентия происходили позже самые судьбоносные моменты в жизни отца Серафима. 22 августа 1990 года в день Святого апостола Матфия, Николай Иванович Лаврик был рукоположен во диаконы. А на следующий день - память Священномученика Лаврентия архидиакона, пострадавшего в 258 году при императоре Валериане и Блаженного Лаврентия Калужского Христа ради юродивого 23 (10 ст.стиль) августа в сан священника. Самый первый монашеский постриг отца Серафима произошел в этот же самый августовский день 1992 года. Священнослужитель Николай был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. 

В ангельской иерархии Серафимы — чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей, их служение также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога.

Родословие героя нашего повествования говорит о том, что корни его, и по линии отца, и по линии матери, весьма благочестивы. В роду много молитвенных людей, были и есть монашествующие, священнослужители.

Судя по всему, дедушка по маме Владимир Солод и его родные сестры, ставшие впоследствии монахинями, были близки, дружили со святителем Иоанном Шанхайским, вместе молились и «играли в монастырь». Монахиня Ангелина (Лаврик), родная сестра Отца Серафима: «Соприкасаясь с именем Владыки Иоанна Шанхайского, его святым образом или житием, я всегда чувствовала необыкновенное тепло, любовь, изливающуюся от святого. И уже позже узнала, что имеется духовная историческая цепочка, связывающая два наших рода».

В родительском доме отца Серафима сохранилось письмо от известного старца архимандрита Иоанна Крестьянкина, адресованное его маме, не желавшей отпускать сына в монастырь: «Досточтимая Анна Владимировна, смиренно прошу Вас отпустить Вашего сына Николая в монастырь, если Вы хотите чтобы он был счастлив. Вижу, что по призванию это монах…».

Благословение на священство Николай Лаврик получил и от блаженного иерея Николая Трубина, вспоминает протоиерей Александр Лаврик: «Мы познакомились в отцом Николаем в монастыре в Псковских Печорах, он как-то расположился к нам, мы подружились. Как-то встретил его в Харькове на день памяти святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Старец просил передать брату, чтобы тот не отказывался от священства.

1 июня 1992 года, тогда еще иерей Свято-Николаевского храма поселка Ямполь (Краснолиманского района), получил благословение управляющего Донецко-Славянской епархии Владыки Алипия (Погребняка) исполнять обязанности наместника. Трудами и молитвами Литургическая жизнь обители была восстановлена. Огромные трещины на меловой горе перестали расти. Со временем монастырь расцвел, приобрел статус Лавры.

В помяннике архимандрита появились десятки тысяч имен, о которых он с любовью молился Господу. Напротив имени нередко батюшка делал пометки, о том, где и когда произошла встреча с этим человеком, чтобы при молитве их связывала невидимая ниточка. Удивительно, батюшка даже после одной встречи помнил имена родственников, вверенных ему духовных чад.

Отца Серафима нельзя было не любить. Встретившись с ним однажды, уже невозможно выпустить его из своего сердца.

Ке́лья – жилище монаха. Место это потаенное, сокрытое от посторонних глаз, в котором происходит таинство встречи с Богом.

Святой IV века, преподобный Моисей Эфиопский говорил: «Оставайся в келье своей – и келья всему тебя научит». Именно там монах претерпевает борение со сном, усталостью, с опустошением сердца, смятением помыслов…

Движимые жаждой Богообщения, иноки издревле уединялись, селились в пещерах, в старых гробницах, руинах языческих храмов. Не являлся исключением и отец Серафим. Монах пламенной веры и молитвы любил келейное уединение. Не желая покидать келию надолго, выезжал из монастыря только в случае крайней надобности, например, на лечение (батюшка был болезненным, более двадцати лет страдал сахарным диабетом). И после того, как ему пришлось, находясь на лечении пожить в отдалении от монастыря, сказал своему брату: «Из келии я вышел один, а вернулся другой. Мне требуется восстановиться».

К своему келейному правилу архимандрит Серафим, как и все монахи относился словно к «частной Божественной Литургии». Иногда в его душе возникали смятения, когда он не успевал выполнять все молитвенные правила, когда уединению мешало его главное послушание – духовничество. Некоторые священники говорили тогда – «Отец Серафим, а ведь ЛЮБОВЬ превыше всего…».

Начиная с января 1995 года архимандрит Серафим нес послушание духовника паломников монастыря – быть путеводителем, примирять человека с Богом с помощью совершения Таинств.

Когда архимандриту Серафиму указывали на его прозорливость, благодарили за какие-то Божьи чудеса, сотворенные по его горячей молитве, он быстренько переводил разговор на шутку. Мы приходили к нему за советом, он нас утешал, имел дар утешения.

Духовные дарования отца Серафима – настолько редкое в наши дни явление, а мы при его земной жизни привыкли к нему так, что просто недооценивали сам факт существования его среди нас и возможности нашего уникального общения и дружбы, принимая его как нечто само собой разумеющееся.

Полон отеческой любви, он проповедовал Господа своей жертвенной жизнью. Батюшка Серафим носил в себе Царство Небесное и незаметно безмолвно переносил Свет Этого Царства, Его тепло на других, всех кто находился рядом с ним. Со смирением, кротостью и великим страхом Божием он пытался уберечь нас от уныния, отчаяния гордыни и зла.

Архимандрит Серафим самоотверженно и с великой любовью нес свое служение. Принимал страждущих, ищущих, заблудших, никого не отвергая, не осуждая. Днем принимал народ, а с ночи до утра вынимал за них частицы в алтаре. На отдых оставалось 2 – 3 часа.

В обитель на Донетчину съезжались люди из разных государств. Монаха Серафима почитали за старца. Отец молится, вымаливал. Народ получал исцеления от различных недугов (духовных и телесных). Для кого-то он был последней надеждой.       

Однажды отцу Серафиму самому сильно нездоровилось, едва стоял на ногах. День был не приемный, однако народ в коридорчике вопиял ко Господу. Отец Серафим добрел до кровати, прилег. Во сне увидел рыбу, что погибает без воды в луже и песке. Всемилостивый Отец восполнил силы, и пастырь вновь вышел к народу на служение…

Архимандрит Серафим (Лаврик): «А мы живем действительно, чтобы умереть. И сам уже должен готовиться, но не готовлюсь. Не готовлюсь. Все суета, суета, суета и люди под окном, ребенок плачет в приемной, люди приходят. Тяжело быть «святым» в кавычках, конечно, но так, а если поговоришь, а если посочувствуешь – уже чудо это и есть "Носите тяготы друг друга – исполните закон Христов…"».

Когда-то, из его уст прозвучало пророчески: «Я умру, когда начнется ремонт». Десятки лет в келии ничего не ремонтировалось, не было даже душевой кабины, мыться приходилось при помощи таза, кувшина и поддона. Накануне его отшествия ремонт был начат. В последний раз, уходя в больницу, отец Серафим сказал плотнику Ивану: «Ну ничего, кто-нибудь другой попользуется». Чадам, указывая пальцем в небо, говорил: «Звоните в небесную канцелярию…».

С уходом отца Серафима мы все осиротели, но по-прежнему чувствуем его любовь, которая обнимает нас, словно крыльями, дает благодатные силы жить. Отец Серафим заботится о нас и молится. Слышу каждый раз о новых случаях его благодатной помощи, умиляется сердце. Живой батюшка, живой!

…Архимандрит Серафим (Лаврик) отошел ко Господу в день памяти своего Небесного покровителя Преподобного Серафима Саровского 1 августа 2020 года, приобщившись Святых Христовых Таин. Так, Всемилостивый и Любящий Господь увенчал отца Серафима лаврами славы, исполнив его заветную мечту.


P.S. Созданный в 2017 году по благословению духовника паломников Свято-Успенской Святогорской Лавры, первого наместника возрожденной обители архимандрита Серафима (Лаврика) , благотворительный фонд имени Апостола Иоанна Богослова, объявляет сбор средств, необходимых для создания документального фильма, а так же написания книги о подвижнике благочестия нашего времени, сделавшему великий вклад в возрождении Православной веры нашего края, в восстановлении Литургической жизни древней обители, всю свою жизнь отдавшему служению Господу и Его народу.


Юлия Воинова-Жунич - руководитель интернациональной студии документальных фильмов, организатор, сопредседатель СЕРБСКО-РУССКОГО центра культурно-исторического просвещения и творчества в Республике Сербской «Сим победиши +»

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Юлия Воинова-Жунич
11.10.2020 21:00
Дорогие Друзья, пожалуйста, все вопросы можно через переписку. Мой эл.адрес. sekundafoton@gmail.com
Ответ для Татьяны (письмо от 03.10)
Татьяна
03.10.2020 19:46
Низкий поклон автору за труд, возможность больше узнать о любимом Батюшке Серафиме! Очень хотелось бы внести свою лепту в создание фильма и книги об отце Серафиме. Подскажите, пожалуйста, куда можно отправить средства?
Александр
10.09.2020 14:19
Интересный познавательный материал! И он достоин того, чтобы простые смертные учились на примере святых и ВЕЛИКИХ личностей!
анна
10.09.2020 12:57
Царствие небесное!!! Прими, Господи!!!Мы надеемся, что Вы же в обителях вместе с Пресвятою Богородицею и преподобными Серафимом Саровским и Серафимом Вырицким!! Помилуй нас
. Господи!!!
ort
10.09.2020 12:26
Отошёл ко Господу о. Серафим в 67 лет. Зачем Господь забрал его от нас так рано ?
Ольга
10.09.2020 9:53
Спасибо автору, за такое чудесное воспоминание о благочестивом Батюшке отце Серафиме, после этой статьи кажется, что отец Серафим и нынче с нами рядом

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».