Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2020
Сибирский магнитоплан

Сибирский магнитоплан

В США презентован «транспорт будущего» по проекту российского инженера
Владимир Малышев
27.09.2013
Сибирский магнитоплан

О гениальном российском ученом и изобретателе Борисе Вейнберге на его родине почти никто не помнит, неизвестно даже место его захоронения, в то время как его труды до сих пор востребованы в мире.

Мировые средства массовой информации, в том числе и российское телевидение, с придыханием сообщили недавно о сенсации: супертоннель, по которому пассажиры будут передвигаться в специальных капсулах соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско - 600 километров можно будет преодолевать всего за полчаса.

Среди восторгов по этому поводу как-то незаметно и «в скобках» прозвучали слова о том, что оригинальная идея этого сверхбыстрого транспорта, которую реализуют сегодня американцы, на самом деле принадлежит российскому инженеру Борису Вейнбергу, не только обнародовавшему ее ровно сто лет назад, но и построившему миниатюрную модель «вакуумного поезда».

Родился великий изобретатель в Петергофе в 1871 году. Окончил гимназию в Петербурге, где сразу заинтересовался физикой. А затем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Стал одним из инициаторов открытия в столице высших женских курсов, но в 1909 году переехал в Томск, заведовал кафедрой в технологическом институте и одновременно читал лекции в местном университете.

Круг интересов молодого энергичного ученого не ограничивался одной только физикой. В 1909 году Борис Вейнберг вместе с группой единомышленников предложил создать в институте кафедру воздухоплавания. А потому обратился в томскую городскую думу с просьбой выделить участок земли под строительство аэротехнической лаборатории и аэродрома на окраине города. В думе - а тогда в Томске самолетов еще почти никто не видел - удивились, но участок все-таки выделили. Однако в Петербурге, куда он отправил свой проект, ему отказали в финансировании, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. Может быть потому, что Вейнберг отправил его в министерство народного просвещения, в ведомстве которого сам трудился: министерства авиации тогда еще попросту не существовало.

Но отказ бюрократов не обескуражил смелого изобретателя: в 1910 году в Томске был создан второй в России - первым это сделал в Москве знаменитый Николай Жуковский - аэротехнический кружок.

Там энтузиасты строили летательные аппараты собственной конструкции. В 1911 году первый такой аппарат в Сибири поднялся в воздух. В работах участвовали будущие знаменитые потом в СССР конструкторы Николай Камов и Михаил Миль. Вейнберг поддерживал связи с лучшими авиаторами того времени: американцами братьями Райт, французом Блерио и другими.

В 1913 году в этом кружке была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке. А чуть позже ученый выступил в Петербурге с докладом о «безвоздушной дороге», в котором предложил проект вакуумного транспорта на магнитном подвесе, чем поразил присутствующих. В своей работе «Движение без трения» он рассказал о вагонах, которые силой электромагнитного поля движутся по медной трубе безо всякой опоры с громадной скоростью.

Яков Перельман в своей знаменитой книге «Занимательная физика» так описывал это изобретение: «В железной дороге, которую предлагал устроить проф. Б.П. Вейнберг, вагоны будут совершенно невесомы; их вес уничтожается электромагнитным притяжением. Вы не удивитесь поэтому, если узнаете, что согласно проекту вагоны катятся не по рельсам, не плавают на воде, даже не скользят в воздухе - они летят без всякой опоры, не прикасаясь ни к чему, вися на невидимых нитях могучих магнитных сил… Вагоны движутся внутри медной трубы, из которой выкачан воздух, чтобы его сопротивление не мешало движению вагонов. Подхватываемый все время электромагнитами, вагон мчится без трения, без толчков, в пустоте, как планета в мировом пространстве…».

В опытах Бориса Вейнберга десятикилограммовый вагончик, выполненный из железной трубы с колесами впереди и сзади, двигался внутри медной трубы, изготовленной в виде кольца диаметром 6,5 метра. В таких условиях вагончик достигал скорости 6 километров в час. Автор изобретения был уверен: если сделать соленоид станции отправления длиной в 6 тысяч метров, то легко можно достичь скорости в 800-1000 километров в час.

Весть об удивительном открытии сибирского ученого облетела весь мир.

В 1914 году в Россию специально приехала группа американских кинематографистов, которая сняла фильм «Сибирское чудо» о профессоре Вейнберге и феноменальном безрельсовом поезде, окрестив его «сибирским магнитопланом».

Только через много лет японцы запустили первый скоростной поезд на магнитной подвеске. А теперь в США презентовали на днях проект «Гиперлуп» – «Гиперпетля» - транспорта будущего, представляющего из себя вакуумный туннель, по которому почти со скоростью звука будут передвигаться капсулы с пассажирами. «Если проект удастся построить, и этому не помешают вопросы экологии, политики и огромных затрат, то это будет фантастический скачок вперед, который откроет абсолютно новый рынок и предоставит невиданные по сей день возможности для пассажиров», - уверен президент компании-разработчика.

И как же все это будет работать? «Гиперлуп» представляет собой большую стальную трубу, проложенную под землей или на поверхности, по которой будут летать алюминиевые челноки. Достаточно крупные, чтобы вместить 28 человек или три автомобиля. Давление внутри туннеля будет как в верхних слоях атмосферы. Но пассажиры не должны испытывать никакого дискомфорта. Разве что в начале пути, пока капсула не наберет нужную скорость - почти тысячу километров в час!

А ведь если бы эта идея нашла свое воплощение там, где она возникла, то это мы сегодня могли бы добираться из Москвы в Санкт-Петербург или обратно именно за те же тридцать минут. Не такими ли удивительными отечественными проектами и должны заниматься наши «сколковцы»? В самом деле, зачем мы покупаем сегодня немецкие «Сапсаны», чтобы добираться из Москвы до Санкт-Петербурга за 4,5 часа, если изобретение отечественного инженера, сделанное век назад, позволяет преодолеть этот путь быстрее, чем реактивный самолет?

Ну, а самому изобретателю чудо-транспорта, увы, так и не удалось увидеть воплощения своей смелой идеи в жизнь. Грянула Первая мировая война, а затем революция, и в России быстро забыли о гениальных предложениях русского ученого.

Несмотря ни на что, он не покинул страну, а продолжал работать уже не в Российской империи, а в СССР. Стал автором учебников по физике, по которым учились многие поколения студентов. В 1923 году Борис Вейнберг создал и возглавил Институт изучения Сибири. Позднее стал членом Главной геофизической лаборатории в Санкт-Петербурге, а в 1940 году - руководителем отдела в Научно-исследовательском институте земного магнетизма. Этой теме посвящены 65 его научных работ. Был редактором журнала «Природа в школе», стал автором одного из лучших проектов солнечного двигателя. Вейнберг изучал также арктические ледники, создал в Сибири метеорологическую станцию, руководил экспедициями по изучению ледников Алтая и Средней Азии. Наверное, именно поэтому в энциклопедиях он назван «известным гляциологом».

Во время блокады Ленинграда ученого привлекли - как «специалиста по льдам» - к строительству знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера, которая спасла жизни десятков тысяч горожан. Но лишения и страдания ленинградцев не обошли стороной изобретателя – Борис Вейнберг умер в осажденном городе от голода. Его обледенелое тело сбросили где-то на окраине города в общую могилу.  

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.
Галя Всеволодовна Островская
29.08.2017 14:48
Уважаемый Владимир, Вам пишет  внучка профессора Вейнберга, Галя Всеволодовна Островская (Вейнберг).
Большое  Вам  спасибо за Вашу статью о моем дедушке.  В последние годы я, по мере своих  сил, стараюсь восстановить память о Борисе Петровиче, который помимо изобретения магнитной дороги и работ по гляциологии, был также основоположником Российской школы Гелиотехники и создателем первых каталогов магнитного поля Советского Союза.
Память о Б.П.Вейнберге сохранилась, в основном, в Томске, а не в С-Петербурге, где он родился, учился и прожил большую часть своей жизни. Всю первую блокадную зиму 1941-42 г.г. он консультировал прокладчиков «Дороги Жизни»,   а умер 18 апреля,  через 2 дня после прекращения движения  по льду Ладожского озера. (Тогда температура воздуха была уже +12○С)..
Посылаю Вам список моих публикаций о Б.П.Вейнберге. Адрес моей электронной почты E-mail: ostr@mail.ru.
       Литература.
1. Г.В.Островская. Книга «Дорога жизни профессора Вейнберга».С.Пб, изд. ПТУ, 2010 г.
2. Г.В.Островская. «Дорога жизни профессора Вейнберга и его ледяная нора». Известия  ТПУ, 2011 г., Т.319, № 2, с 149-156.
3. Г.В.Островская. «Магнитные дороги профессора Вейнберга», Вестник науки Сибири №, 2, с.с.6-14, 2014.
4. Г.В.Островская. «Мой дед, профессор Б.П.Вейнберг – участник создания Дороги Жизни».  РОСНАУКА,2015 г. http:rosnauka.ru/publication/408
5. Вклад гляциолога Бориса Вейнберга в создание Дороги жизни. Город в лицах 04 май 2016. (Интервью с  Г.В.Островской). Беседовала Александра Шарова.
Виктор Максимов
07.02.2014 9:50
Вот как раз на эту тему  мне привидился ответ на мои раздумья о будущем в 1980-х годах. Я мысленно увидел туннели, по которым летали без опоры и без сопротивления воздуха вагоны наподобие нынешних железнодорожных. Но тоннели были очень протяженные, по всему земному шару, на большой глубине. Вагоны по наклонной «падали» в тоннель,  набирая скорость, потом по инерции летели на другую сторону земного шара, а там, ближе к выходу на поверхность, включалась тяга, и вагон выходил на станцию с минимальными затратами энергии. Главной движущей силой при этом является  гравитация, земное притяжение.
Дорого построить, зато в эксплуатации очень дешево и надолго. Это не для рыночной цивилизации, а для другой, которая придет на смену.
Александр Б.
28.01.2014 18:34
Харковчанин: "Может быть это отсамобытности России..."

Вы совершенно правы: именно от самобытности! Другое дело, что ВЫ понимаете под этим словом? Лично для меня это слово означает только одно: Православие, православную веру.
Взять того же Игоря Сикорского, русского конструктора вертолетов которыми гордятся америкосы. Тоже ведь, эмигрировав в США, построил, как только позволили финансовые обстоятельства его нового вертолетного бизнеса там, сразу же построил православный храм...
А мяса мало ели призывники (в своем подавляющем большинстве крестьяне) - это для Юрия Петровича - отчасти еще и потому, что соблюдали худо-бедно православные посты, на которые приходится больше половины дней в году. А от соблюдения их здоровее и были. Не чета нам сегодняшним...
Юрий Петрович
06.10.2013 16:43
Наверное, самая типичная черта говорухинистов - это самоуверенность, основанная на невежестве (ну и. по совместимости,на дырявой совести). Ну что, например, можно заключить из такого свидетельства:"С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной...Хилая молодёжь угрожает завалить собой военные лазареты.Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеском возрасте, - вот причины физического истощения...Около 40% новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу,т.е.то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне..."(Меньшиков М.О. Молодёжь и армия.13 октября 1909г)? Неужели то, что говорухин вещал об продуктах в Елисеевском магазине? Человек с недырявой совестью (Толстой Л.Н.) свидетельствовал честно:"Народ голодает оттого, что мы слишком сыты!"
   Просмотрите в любом поисковике тему "Русская армия в первой мировой войне.Интендантское снабжение армии".
Неужели и после этого не пропадёт желание причитать о "РОССИИ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ"?
Вера
01.10.2013 0:37
Забыла сделать ссылку.
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/load/intervju_s_pravnukom_p_a_stolypina/7-1-0-1162
Приношу извинения.
Вера
01.10.2013 0:20
Послушайте интервью с правнуком Столыпина,который приехал в Россию из США поднимать сельское хозяйство. В последней части о национальной идее о том вкладе, который делают граждане России в мировую экономику.
Про
30.09.2013 20:02
   Этот «Вера» чем думает!? – Видимо, карманом, в котором лежат «30 сребренников», оплачиваемых врагами народа России. При постоянных и исторически не подтверждённых обвинениях большевиков. –
   «Изгнали из страны  почти весь цвет нации (2,5 - 4 млн человек), уничтожили до 15 млн в ходе гражданской войны, отбросили страну на десятки лет назад». - Борис Вейнберг «несмотря ни на что, он не покинул страну». (с) Как и многие другие, включая и указанных здесь Камова и Миля. Кого-то и действительно изгнали, а большинство из уехавших, фактически, сбежали. И, если не имеется точных данных, то, нельзя вот ТАК БЕЗОТВЕТСТВЕННО разбрасываться миллионами людей, это – не песчинки! Про Гражданскую войну уже не раз было говорено, что начали её не большевики! И, она война была следствием предшествующих и сопутствующих событий, в которых большевики не играли главенствующей роли. Так что, и отбрасывали страну на десятки лет назад, опять же, не большевики! А после всего произошедшего, как в предшествующую эпоху, так и в этот период, страну действительно надо было не просто поднимать, но, и кардинально перестраивать! – Враги у России были всегда, и вне зависимости от строя.
   Учёный Борис Вейнберг всю жизнь поработал на благо России, в отличие от сбежавших за границу, часть которых действовали против России, да и сейчас их потомки продолжают это делать, - на пользу врагам России. И, возможно, главным вкладом Бориса Вейнберга было его посильное участие (в 1941г ему исполнилось 70 лет) в строительстве «Дороги жизни» - для спасения от смерти и мучений жителей блокадного Ленинграда. А не тот проект столетней давности. Да и, открытия и проекты, опережающие своё время, явления далеко не единичные в истории страны и человечества. А так как, они сильно опережали своё время, то, и внедрения их в жизнь естественно откладывались. Но, вот на строительство аэродрома и аэротехнической лаборатории Вейнбергу было отказано в 1909г по причине нехватки средств в бюджете, т.е. задолго до прихода большевиков к власти.
   В США презентовали на днях проект, основанный на разработках столетней давности Вейенберга. Но, и это только проект, и нет никаких гарантий, что он будет в ближайшее время реализован, да ещё и окажется востребованным, и будет успешно эксплуатироваться. – В России, уже сколько лет нет большевиков, а им всё клеят криминал?! Так, что же «эффективные руководители» при капиталистическом строе ничего всё это время не строят, не говоря уже о солидных, прогрессивных и эффективных для страны объектах? А ведь, после Гражданской войны за 20 лет было много чего построено и введено в эксплуатацию, и при значительно худших условиях. –
Всё познаётся в адекватном сравнении.
Харьковчанин
30.09.2013 12:00
Удивительно, почему эта "дикая" страна дает миру гениев, первооткрывателей: Ломоносов,Циолковский, Королев,Кибальчич, Мечников, Пирогов,Сикорский, Жуковский,Вейнберг, народные умельцы черепановы и левши.  Может быть это отсамобытности России, другое дело,что правители так неумело использовали это богатство. Нам не следует подражать Западу, а в полную силу силу использовать интеллект нашего народа, ведь и сегодня изобретения наших ученных первыми реализуют на Западе. Обидно.
Айвенго
30.09.2013 1:01
Вы Петр Петрович как Ленин, он и просиживал в библиотеках со своим Марксом все время, когда интернета еще не было, как и поездов на магнитных подушках, нам еще в школе его в пример ставили, из класса в класс с одними пятерками. Да учиться и учиться, как ворона в шляпе.
Гончаровы то с Пушкинами хоть сказки  и романы писали без вреда как говориться для остальных…
Сергей
29.09.2013 22:24
Однозначно, \царская Россия\ заслужила революцию. История это доказала.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.

Эксклюзив
23.11.2020
Святослав Князев
Киевский режим становится всё более людоедским.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».