Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
С юбилеем, Третьяковка!

С юбилеем, Третьяковка!

Любимой всеми Галерее исполнилось 160 лет
Сергей Рыков
23.05.2016
С юбилеем, Третьяковка!

22 мая 1856 года молодой купец Павел Третьяков проделал, казалось бы, банальнейшую для торгового человека процедуру - взял расписку с художника Василия Худякова в том, что тот получил задаток за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот обычный день вошел в историю мировой культуры как дата основания Третьяковской галереи. Тогда еще не государственной, а частной.

Сын купцов в трех поколениях, Павлуша Третьяков помогал фабриканту-отцу торговать пестрядью (тканью из остатков шерсти, льна, хлопка) и плотной хлопчатобумажной тканью для мужской и женской одежды (канифасом). Университетов Павел, что называется, не кончал (обучался дома), но при этом был энциклопедически подкован в литературе, театре, музыке… А в оценке живописи обладал «абсолютным зрением», как гении музыки обладают «абсолютным слухом». «Третьяков по натуре и знаниям был ученый», - скажет о нем в 1902 году в своей «Истории русского искусства» художник и критик А.Н. Бенуа.

Но даже не в природной одаренности уникальность самородка, сына своего отца, а потом и преуспевающего купца Павла Третьякова, приумножившего капиталы предков.

Абсолютная эксклюзивность Павла Михайловича в том, что он с юных лет был одержим идеей собрать коллекцию картин русских художников, художников московской школы живописи, и в конце жизни передать ее государству. Бескорыстно! Без всяких условий, оговорок, купчих и компромиссов.

То есть, изначально задумывал создать в России музей русской живописи. А через 40 лет мечту воплотил в реальность.

Собирательством разного рода коллекций в России того времени баловались многие купцы. У А.Н. Островского в «Последней жертве», если помните, Флор Федулыч Прибытков коллекционирует все – от попугаев и термометров до картин. Купец Прохор Храпов в драме «Васса Железнова» Максима Горького, хвастаясь своей оригинальностью, собирает… старые выброшенные замки. А если серьезно, картины для украшения собственного (часто безвкусно обставленного) быта собирали купцы Зайцевский, Лепешкин, Хлудов, Четвериков, Кокорев, Образцов…

Но то было скорее слепое подражание светской моде, лишенная высокого вкуса и всякой логики страсть к накопительству произведений живописи, чем осознанное служение будущему отечественного искусства.  

У Павла Третьякова (а затем и его младшего брата Сергея) изначально была благородная цель увековечить имена русских живописцев в мировой истории искусств.

- Бывая, например, в Англии по своим торговым делам, Павел Михайлович обязательно заходил в картинную галерею в Лондоне, – уточняет малоизвестные детали из биографии Третьякова директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Присматривался. Перенимал опыт английских коллекционеров. Скорее всего, идею создать в рамках своей галереи и галерею портретов людей, прославивших Россию, Павел Третьяков подсмотрел в национальной Портретной галерее Лондона. Особенно его вдохновил прижизненный портрет Шекспира.

К слову, Третьяковка и лондонская национальная Портретная галерея ровесники. Им по 160 лет и весь текущий год два этих музея с мировым именем будут отмечать свои юбилеи.

По такому случаю, как говорится, галереи «выпили на брудершафт» - обменялись экспозициями. В Москве выставлены портреты знаменитостей, гордости английской и мировой культуры и науки: Ньютона, Байрона, Бернса, Дарвина, Диккенса, Уилки Коллинза и Джерома Клапки Джерома с милой собачонкой на руках.

В национальной Портретной галерее Лондона гостят портреты наших знаменитых писателей, художников, драматургов, поэтов….

Павел Третьяков, вернувшись из деловой поездки в Лондон, заказывал Перову портреты Писемского, А.Н. Островского, Тургенева, Достоевского, Даля… Крамского просил написать портреты Гончарова, Шевченко, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова… Репин по его просьбе работал над портретами Тютчева, Пирогова и того же Льва Толстого… У художника Ге Третьяков приобрел портрет Герцена…

«Я должен сознаться, - писал в 1873 году художник И.Н. Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». У Павла Третьякова было много друзей среди писателей, журналистов, художников, музыкантов… Людей талантливых, с тонким художественным вкусом.

Третьяков внимательно выслушивал их мнения, но окончательное решение принимал сам. Часто вопреки записным критикам, прессе. Как говорится, работал без суфлеров.

- Если бы не было Павла Третьякова, мы, возможно, не увидели бы полотен Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Крестный ход в Курской губернии». Или «Ивана Грозного» Репина. И «Боярыню Морозову» Сурикова, возможно, тоже не знали бы, – рассказала на пресс-конференции в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» ученый секретарь Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. – Скажу больше. Без музея братьев Третьяковых не было бы Серебряного века русской культуры, не было бы русского авангарда…

Нередко Павел Третьяков покупал картины, которые не отвечали его «гражданской позиции», но соответствовали духу времени. Были ярким «репортажем на холсте» того или иного исторического события, отражали боль и нерв времени. Лев Толстой, например, не признавал религиозную живопись Васнецова, а Павел Третьяков не принимал и не разделял мнения гения мировой литературы.

Картинная галерея – слепок эпохи, а не украшение спальни. Эта шутка могла бы стать девизом коллекционеров Третьяковых.  

У Павла Михайловича было эксклюзивное право первым посмотреть работы художников, еще до того, как они будут выставлены. А его коронную фразу «Прошу Вас картину считать за мной» каждый художник посчитал услышать за счастье. Про Третьяковых говорили: «Их слово надежнее документа».    

Братья Третьяковы жили скромно, несмотря на хорошие доходы от фабрик. Помогали вдовам художников. Поддерживали Училище живописи, ваяния и зодчества, молодых живописцев.

Открытая ими галерея (а младший Сергей собирал живопись западных художников) была бесплатной. Ее могли посещать люди всех сословий.  

Первые четыре года со времени начала коллекционирования, картины размещались в доме Третьяковых в Лаврушенском переулке. Потом коллекции стало тесно.  

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В. Верещагина остро встал вопрос о строительстве специального здания музея. В 1874-м году коллекция переехала в двухэтажный особняк – первое официальное помещение Третьяковской галереи. И строительство стало делом семейным – проектировал галерею муж сестры Павла Михайловича архитектор А.С. Каминский.

Галерею соединили с жилым зданием, но вход сделали отдельный.

Очень скоро музей разросся до 14-ти залов. К концу жизни братья Третьяковы объединили свои коллекции. Младший Сергей умер раньше старшего – Павла.

В 1892 году Павел Михайлович Третьяков подарил музей Москве.

- К юбилею Третьяковки мы выпустили две книги, - рассказывает директор галереи Зельфира Трегулова. – Это фундаментальный труд нашего ученого секретаря Татьяны Юденковой «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века». Каждый уважающий себя искусствовед должен считать ее своей настольной книгой.

Это подробнейшая история жизни братьев Третьяковых. История, основанная на архивных изысканиях. Книга Татьяны Витальевны – прорыв к пониманию того, как купцу Павлу Третьякову пришла идея создать коллекцию, ставшую всемирно известной.

В книге 500 страниц, но читается она на одном дыхании.

Вторая книга, выпущенная к 160-летию Третьяковской галереи, называется «В доме Третьяковых» и принадлежит перу дочери Павла Михайловича Вере Зилоти. Это четвертое переиздание книги Зилоти, но существенно дополненное. Сотрудники Третьяковки работали в американских архивах и обнаружили четыре неопубликованных главы из написанного Зилоти текста.  

160 лет для Истории – капля в вечности. Сегодня Третьяковская галерея - крупнейшее в мире хранилище русского искусства.

Ее собрание насчитывает более 180 тысяч единиц - с древнерусской иконописи до актуального искусства XXI века.

Но история Третьяковки пишется каждый день.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..