Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2020
С юбилеем, Третьяковка!

С юбилеем, Третьяковка!

Любимой всеми Галерее исполнилось 160 лет
Сергей Рыков
23.05.2016
С юбилеем, Третьяковка!

22 мая 1856 года молодой купец Павел Третьяков проделал, казалось бы, банальнейшую для торгового человека процедуру - взял расписку с художника Василия Худякова в том, что тот получил задаток за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот обычный день вошел в историю мировой культуры как дата основания Третьяковской галереи. Тогда еще не государственной, а частной.

Сын купцов в трех поколениях, Павлуша Третьяков помогал фабриканту-отцу торговать пестрядью (тканью из остатков шерсти, льна, хлопка) и плотной хлопчатобумажной тканью для мужской и женской одежды (канифасом). Университетов Павел, что называется, не кончал (обучался дома), но при этом был энциклопедически подкован в литературе, театре, музыке… А в оценке живописи обладал «абсолютным зрением», как гении музыки обладают «абсолютным слухом». «Третьяков по натуре и знаниям был ученый», - скажет о нем в 1902 году в своей «Истории русского искусства» художник и критик А.Н. Бенуа.

Но даже не в природной одаренности уникальность самородка, сына своего отца, а потом и преуспевающего купца Павла Третьякова, приумножившего капиталы предков.

Абсолютная эксклюзивность Павла Михайловича в том, что он с юных лет был одержим идеей собрать коллекцию картин русских художников, художников московской школы живописи, и в конце жизни передать ее государству. Бескорыстно! Без всяких условий, оговорок, купчих и компромиссов.

То есть, изначально задумывал создать в России музей русской живописи. А через 40 лет мечту воплотил в реальность.

Собирательством разного рода коллекций в России того времени баловались многие купцы. У А.Н. Островского в «Последней жертве», если помните, Флор Федулыч Прибытков коллекционирует все – от попугаев и термометров до картин. Купец Прохор Храпов в драме «Васса Железнова» Максима Горького, хвастаясь своей оригинальностью, собирает… старые выброшенные замки. А если серьезно, картины для украшения собственного (часто безвкусно обставленного) быта собирали купцы Зайцевский, Лепешкин, Хлудов, Четвериков, Кокорев, Образцов…

Но то было скорее слепое подражание светской моде, лишенная высокого вкуса и всякой логики страсть к накопительству произведений живописи, чем осознанное служение будущему отечественного искусства.  

У Павла Третьякова (а затем и его младшего брата Сергея) изначально была благородная цель увековечить имена русских живописцев в мировой истории искусств.

- Бывая, например, в Англии по своим торговым делам, Павел Михайлович обязательно заходил в картинную галерею в Лондоне, – уточняет малоизвестные детали из биографии Третьякова директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Присматривался. Перенимал опыт английских коллекционеров. Скорее всего, идею создать в рамках своей галереи и галерею портретов людей, прославивших Россию, Павел Третьяков подсмотрел в национальной Портретной галерее Лондона. Особенно его вдохновил прижизненный портрет Шекспира.

К слову, Третьяковка и лондонская национальная Портретная галерея ровесники. Им по 160 лет и весь текущий год два этих музея с мировым именем будут отмечать свои юбилеи.

По такому случаю, как говорится, галереи «выпили на брудершафт» - обменялись экспозициями. В Москве выставлены портреты знаменитостей, гордости английской и мировой культуры и науки: Ньютона, Байрона, Бернса, Дарвина, Диккенса, Уилки Коллинза и Джерома Клапки Джерома с милой собачонкой на руках.

В национальной Портретной галерее Лондона гостят портреты наших знаменитых писателей, художников, драматургов, поэтов….

Павел Третьяков, вернувшись из деловой поездки в Лондон, заказывал Перову портреты Писемского, А.Н. Островского, Тургенева, Достоевского, Даля… Крамского просил написать портреты Гончарова, Шевченко, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова… Репин по его просьбе работал над портретами Тютчева, Пирогова и того же Льва Толстого… У художника Ге Третьяков приобрел портрет Герцена…

«Я должен сознаться, - писал в 1873 году художник И.Н. Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». У Павла Третьякова было много друзей среди писателей, журналистов, художников, музыкантов… Людей талантливых, с тонким художественным вкусом.

Третьяков внимательно выслушивал их мнения, но окончательное решение принимал сам. Часто вопреки записным критикам, прессе. Как говорится, работал без суфлеров.

- Если бы не было Павла Третьякова, мы, возможно, не увидели бы полотен Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Крестный ход в Курской губернии». Или «Ивана Грозного» Репина. И «Боярыню Морозову» Сурикова, возможно, тоже не знали бы, – рассказала на пресс-конференции в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» ученый секретарь Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. – Скажу больше. Без музея братьев Третьяковых не было бы Серебряного века русской культуры, не было бы русского авангарда…

Нередко Павел Третьяков покупал картины, которые не отвечали его «гражданской позиции», но соответствовали духу времени. Были ярким «репортажем на холсте» того или иного исторического события, отражали боль и нерв времени. Лев Толстой, например, не признавал религиозную живопись Васнецова, а Павел Третьяков не принимал и не разделял мнения гения мировой литературы.

Картинная галерея – слепок эпохи, а не украшение спальни. Эта шутка могла бы стать девизом коллекционеров Третьяковых.  

У Павла Михайловича было эксклюзивное право первым посмотреть работы художников, еще до того, как они будут выставлены. А его коронную фразу «Прошу Вас картину считать за мной» каждый художник посчитал услышать за счастье. Про Третьяковых говорили: «Их слово надежнее документа».    

Братья Третьяковы жили скромно, несмотря на хорошие доходы от фабрик. Помогали вдовам художников. Поддерживали Училище живописи, ваяния и зодчества, молодых живописцев.

Открытая ими галерея (а младший Сергей собирал живопись западных художников) была бесплатной. Ее могли посещать люди всех сословий.  

Первые четыре года со времени начала коллекционирования, картины размещались в доме Третьяковых в Лаврушенском переулке. Потом коллекции стало тесно.  

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В. Верещагина остро встал вопрос о строительстве специального здания музея. В 1874-м году коллекция переехала в двухэтажный особняк – первое официальное помещение Третьяковской галереи. И строительство стало делом семейным – проектировал галерею муж сестры Павла Михайловича архитектор А.С. Каминский.

Галерею соединили с жилым зданием, но вход сделали отдельный.

Очень скоро музей разросся до 14-ти залов. К концу жизни братья Третьяковы объединили свои коллекции. Младший Сергей умер раньше старшего – Павла.

В 1892 году Павел Михайлович Третьяков подарил музей Москве.

- К юбилею Третьяковки мы выпустили две книги, - рассказывает директор галереи Зельфира Трегулова. – Это фундаментальный труд нашего ученого секретаря Татьяны Юденковой «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века». Каждый уважающий себя искусствовед должен считать ее своей настольной книгой.

Это подробнейшая история жизни братьев Третьяковых. История, основанная на архивных изысканиях. Книга Татьяны Витальевны – прорыв к пониманию того, как купцу Павлу Третьякову пришла идея создать коллекцию, ставшую всемирно известной.

В книге 500 страниц, но читается она на одном дыхании.

Вторая книга, выпущенная к 160-летию Третьяковской галереи, называется «В доме Третьяковых» и принадлежит перу дочери Павла Михайловича Вере Зилоти. Это четвертое переиздание книги Зилоти, но существенно дополненное. Сотрудники Третьяковки работали в американских архивах и обнаружили четыре неопубликованных главы из написанного Зилоти текста.  

160 лет для Истории – капля в вечности. Сегодня Третьяковская галерея - крупнейшее в мире хранилище русского искусства.

Ее собрание насчитывает более 180 тысяч единиц - с древнерусской иконописи до актуального искусства XXI века.

Но история Третьяковки пишется каждый день.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Александр Коншин-Рачинский
06.07.2016 22:21
Вера, Глеб
Уважаемые господа!
Во-первых, сегодня нет и не может быть того кого вы называете "современные ТРЕТЬЯКОВЫ", т.к. системы устройства государств РИ и РФ различные. Дело вовсе не в том, что "век другой", а другое отношение к собственности. Оговорится стоит, что всё же, вопреки реалиям, есть исключения из числа людей редкой породы с русской душой, старающиеся из своих крох пожертвовать средства на благое дело. К олигархам и "нуворишам" это никак не относится.
Во-вторых, галерею создавали братья Третьяковы (а не один Павел) - законные частные собственники. У них мораль и нравственность, воспитаны в православной семье, имеющей частную собственность. Поэтому они могли подарить свою коллекцию городу, завещая при этом и капитал на её содержание, чтобы народ мог безплатно посещать галерею. Сегодня таких практически нет, а те кто имеет законную частную собственность слишком мелки, им не под силу создавать такие галереи.
В 1917 г. у 95% населения была отнята частная собственность, в том числе капитал в банке на содержание галереи присвоен новой властью.
  Теперь безплатно в Третьяковскую галерею не попасть, т.е.  нарушено главное условие завещания. А потому сегодня эти здания и коллекция до 1917 г. строго юридически должны быть возвращены потомкам Третьяковых, т.к. они используются не законно.
ВЕРА
26.05.2016 22:30
\\У нынешних "купцов" снега зимой не выпросишь, а Вы говорите...\\
Вот я и говорю: стоило ли в 17-м ломать старый мир, чтобы построить "новый мир" такой бездуховный на костях народных, какой мы наблюдаем .
Глеб
26.05.2016 14:19
Вера,современные нувориши испорчены легкими деньгами и безнаказанностью, корни чего (не исключено) и в "большевистском воспитании". (Большевики ведь тоже разные бывают). Но вот факт. Из 15-ти запланированных в прошлом году выставок картин Третьяковской галерии в провинции России, не состоялось ни одной! Местные богатеи отказались помочь бюджету города, а город пожалел денег на организацию выставки.
У нынешних "купцов" снега зимой не выпросишь, а Вы говорите...    
Игорь
25.05.2016 22:32
Третьяков не только коллекционер прекрасных художественных картин, но являлся и заказчиком полотен с критическим взглядом на жизнь в России, который был далек от реальности. К таким картинам относятся полотна Репина "Казаки пишут письмо турецкому султану", где натурами служили пьяницы и опустившиеся на дно люди. Картина "Бурлаки на Волге", где изображена кучка доходяг, которые едва держатся на ногах. Фальшивая историческая картина "Иван Грозный убивает своего сына" и т.д. Можно найти немало картин в галерее  Третьякова такой направленности, создающей искаженный, негативный образ жизни в России.  
фаворский спб
25.05.2016 20:23
Дело купца Третьякова дало добрые плоды и позволило создать первый серьезный музей отечественной живописи. Когда император Александр Третий ознакомился с коллекцией , то пришел в выводу о необходимости создания музея национального искусства в имперской столице, благо картин русских живописцев в Эрмитаже и и иных музеях было предостаточно. В Михайловском дворце чувствуется имперский размах - в старом здании ГТГ некая домашняя старомосковская обстановка. Вот только коробит это вульгарно обиходное -"Третьяковка", впрочем в Москве большинство названий подобного рода с её ордынками,ходынками, ленинками и проч. Часто ГТГ на многих каналах ошибочно называют крупнейшим собранием русской живописи, что в принципе неверно, потому как собрания Русского музея (ГРМ) почти втрое превышают фонды Третьяковки. И вообще, в силу повышенной раскрутки ГТГ постоянно в центре многих репортажей - ГРМ,наоборот, очень часто в тени, хотя его выставки не менее интересны, а зачастую и более содержательны. Чего стоит странный ажиотаж вокруг выставки В.Серова в ГТГ, хотя не менее интересная выставка того же живописца за год до того в ГРМ отличалась исключительно удачным подбором довольно редких работ мастера. Но двери в Русский Музей никто не выламывал, костров у входа в корпус Бенуа не зажигали, походных кухонь не привозили.
ВЕРА
25.05.2016 17:33
\\ГЛЕБ: не факт, что эти коллекционеры уступят государству хоть одну картину, а о подарке не может быть и речи. Век на дворе другой!\\

То есть у дореволюционных меценатов хватало духовной щедрости на строительство храмов, школ, больниц, музеев, а современные нувориши испорчены большевицким воспитанием?
Глеб
25.05.2016 14:45
Есть частные коллекции, которым и Третьяковка позавидует. Особенно это касается современной живописи, андеграунда, нонконформизма... И не факт, что эти коллекционеры уступят государству хоть одну картину, а о подарке не может быть и речи. Век на дворе другой!
Галерист
24.05.2016 21:13
И сейчас, Филипп, все возможно. Деньги решают все!
Филипп
24.05.2016 10:50
Современные "купцы" не так образованы, как Павел Третьяков.У них другая ментальность. Хапать все, что плохо лежит- их лозунг. Разворовывают Россию, да разворовать не могут - уж слишком богата. Думаю, и на работы в Третьяковке уже кое-кто глаз положил, а то и... В Эрмитаже же были случаи подмены оригиналов картин на качественные копии... В смутное время перестройки все было возможно. А сейчас?
Антон
23.05.2016 18:18
Вопрос Веры в самую десятку. Современные коллекционеры обвешивают стены своих дворцов, купленных на известно какие деньги.О будущем культуры России никто из них,похоже, не думает.
С удовольствием прочитал бы в "Столетии" о свеженьком подражателе Третьяковых.    
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
30.11.2020
Татьяна Ольхова
В год 75-летия Победы в Орле появились «коллекционные» марки с изображением… А. Гитлера.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».